Меню

5 класс технология конспект урока основы рационального питания



Урок по теме «Физиология питания»
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

План-конспект урока по теме «Физиология питания» в 5 классе.

Скачать:

Вложение Размер
plan_otkrytogo_uroka_rayonnyy.doc 66 КБ
prezentatsiya_.pptx 2.13 МБ

Предварительный просмотр:

ПО ТЕХНОЛОГИИ (ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД)

Тема урока: Физиология питания. Рациональное питание. Витамины.

Дата проведения: 17.03. 2011г.

Тип урока: комбинированный

Задача урока: познакомить учащихся с химическим составом пищи, основами рационального питания, режимом питания и какую роль играют витамины в питании человека.

образовательная: формирование понятий: кулинария, физиология питания, основы рационального питания, режим питания;

развивающая: способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету; умения анализировать, выделять главное, обобщать, развитию самостоятельности при выполнении самостоятельной работы;

воспитательная: формирование нравственных качеств, самостоятельности;

профориентационная: знакомство с профессией «кулинар»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА

-кабинет (мастерская) трудового обучения

-таблица «Пищевые вещества»

-материалы для контроля знаний уч-ся (карточки-задания)

3.ТСО: проектор, компьютер ( показ презентации)

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ : словесный, наглядный, практический

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : фронтальная, индивидуальная

Мотивация учащихся: в ходе урока развиваются ключевые компетентности учащихся: познавательные, социальные, коммуникативные

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ — 2 мин.

-приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу, доведение до учащихся плана урока

Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ – 10 мин.

Учитель задает вопрос учащимся.

Вопрос: Что вы понимаете под словом

УЧИТЕЛЬ: Кулинария — это искусство приготовления пищи. Слово кулинария произошло от латинского слова сulina, которое в переводе означает «кухня».

Учитель задает вопрос учащимся.

Вопрос : Для чего необходимо изучать «кулинарию»?

Изучать кулинарию необходимо для того, чтобы есть вкусную, питательную и здоровую пищу. В этом разделе вы узнаете: об основах рационального питания, о приемах приготовления некоторых блюд, о правилах сервировки стола и поведения за столом, какие блюда можно приготовить на завтрак, обед и ужин. Эти знания, умения и навыки будут служить вам всю оставшуюся жизнь.

МУДРЫЙ СОВЕТ : «Все кушанья должны готовиться с хорошим настроением и любовью к близким, тогда даже самое простое из них будет вкусным и полезным».

Учащиеся отвечают на заданный вопрос

Учащиеся отвечают на заданный вопрос

Просмотр выставки книг и журналов

3.ИЗЛОЖЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ НОВОГО МАТЕРИАЛА – 15 мин.

УЧИТЕЛЬ : Как организовано питание в вашей семье? Какой режим питания должен быть у школьника? Зачем живым организмам нужна пища?

Сегодня эти вопросы мы рассмотрим на нашем уроке.

Тема нашего урока: Физиология питания. Основы рационального питания. Режим питания.

УЧИТЕЛЬ: Еда — это топливо, на котором работает организм, и для любого человека важно как можно больше знать об этом «топливе», уметь правильно и грамотно его использовать. Ведь от того, как питается человек, зависит его настроение, здоровье, работоспособность долголетие. Пища дает нам все необходимые для жизнедеятельности питательные вещества и в определенном количестве. Изучением этих проблем и занимается наука ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ.

ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ – наука, занимающаяся изучением различных проблем питания.

УЧИТЕЛЬ В состав пищи входят различные питательные вещества растительного и животного происхождения. К их числу относятся белки, жиры, углеводы минеральные вещества, витамины. Все они в нашем организме подвергаются сложным изменениям, т.е. усваиваются им.

Вопрос: В каких продуктах содержатся питательные вещества: белки, жиры, углеводы и витамины?

УЧИТЕЛЬ Правильное питание можно представить в виде пирамиды.

Вопрос: Какие продукты занимают вершину пирамиды? Какие продукты занимают основание пирамиды?

Вершину пирамиды занимают продукты, богатые жирами, а в основании находятся крупяные и хлебные изделия.

УЧИТЕЛЬ Теперь мы знаем, какая пища необходима человеку для его жизнедеятельности.

ВОПРОС: А сколько ее нужно?

Столько, сколько он расходует энергии. Не больше и не меньше, потому что всякое отклонение в ту или иную сторону вредит здоровью.

Рациональное питание – питание с наибольшей пользой для здоровья и жизнедеятельности человека.

Оно включает в себя такие понятия как «пищевой рацион», «условия приема пищи», «режим питания».

РЕЖИМ ПИТАНИЯ – это время и число приемов пищи.

Между приемами пищи соблюдаются определенные интервалы времени. Наиболее рациональным является трехразовый и четырех разовый режим питания.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь

Учащиеся записывают определение в тетрадь

Учащиеся работают с информационными картами и отвечают на поставленный вопрос

Учащиеся рассматривают информационную карту и отвечают на поставленный вопрос

Учащиеся записывают определение в тетрадь

Учащиеся записывают определение в тетрадь

Запись на доске

«Химический состав пищи»

4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ – 3-5 мин.

учитель раздает карточки-задания и объясняет выполнения задания

Учащиеся работают с карточками — заданиями и отвечают на вопросы заданий

5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА – 2 мин.

Учитель предлагает несколько упражнений для снятия усталости глаз и напряжения верхних конечностей

Учащиеся выполняют упражнения на своих рабочих местах

6САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА – 10 мин.

-Тема: « Витамины и их роль в питании человека»

-ознакомление с объектом труда:

Учитель : жизнедеятельность организма невозможна без витаминов. Они выполняют важные функции по регулированию и нормализации обмена веществ в нашем организме.

ЗАДАНИЕ: заполнить пропуски в таблице

-ознакомление со средствами обучения:

Текст учебника п 26 с 123

2.Самостоятельная работа уч-ся

3.Текущий инструктаж — проводится по ходу выполнения самостоятельной работы

— оказание помощи уч-ся

анализ выполнения самостоятельной работы

Учащиеся работают с текстом учебника и заполняют таблицу

«Роль витаминов в жизни человека »

7.ИНСТРУКТАЖ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ – 2 мин .

Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы

/ запись на доске/

8.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА – 2 мин.

Учитель подводит итоги урока, делает необходимые замечания, оценивает работу учащихся

Учащиеся высказывают свое мнение по уроку

9.УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ – 3 мин

Учащиеся убирают свое рабочее место, дежурные класс

Урок по теме – первый.

Тип урока: комбинированный — формирование новых знаний.

Задача урока: познакомить учащихся с химическим составом пищи, основами рационального питания, режимом питания и какую роль играют витамины в питании человека.

Для усиления мотивационной деятельности учащихся поставлена задача урока в виде вопросов: Что такое кулинария? Для чего необходимо изучать «кулинарию»? Что изучает наука – физиология питания? Как нужно правильно соблюдать режим питания?

Система вопросов в ходе урока предполагает активизацию мыслительной деятельности каждого учащегося, а также дает возможность каждому высказать свою точку зрения по предложенному вопросу.

На уроке используются дидактические и технические средства обучения: учебные таблицы, информационные карты, карточки-задания, учебник, компьютер и проектор.

Методы обучения – словесный, наглядный и практический (объяснение, беседа, работа с учебником).

Контроль над деятельностью учащихся осуществлялся учителем и самими учащимися.

При отборе содержания учебного материала учитывается: принцип личностно-ориентированного подхода и здоровьесберегающих технологий.

Готовность учащихся к работе, положительный эмоциональный настрой, осуществляется через: использование материала связанного с жизненным

опытом учащихся и ряда вопросов для активизации мыслительной деятельности.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Открытый урок по технологии 5 класс

Тема урока: Физиология питания. Рациональное питание. Режим питания. Витамины.

Кулинария – это искусство приготовления пищи и самая древняя сфера человеческой деятельности. Слово «Кулинария» произошло от латинского слова culina , которое в переводе означает «кухня»

Физиология питания – это наука, занимающаяся изучением различных проблем питания

Продукты, богатые белками Белки активно участвуют в обмене веществ, они необходимы для построения новых клеток и тканей

Продукты богатые жирами Жиры – это источник энергии, участвуют в дыхании клеток, предохраняют организм от охлаждения

Продукты богатые углеводами Углеводы – основной источник снабжения организма энергией, помогают организму усваивать жиры .

Продукты богатые витаминами Витамины – улучшают пищеварение, обмен веществ, состояние кожи, зрение, способствуют росту организма .

Рациональное питание – питание с наибольшей пользой для здоровья человека Оно включает : «пищевой рацион» , «режим питания», «условия приема пищи»

Пищевой рацион , т.е. пища , должен покрывать энергетические затраты организма, хорошо усваиваться, иметь приятный внешний вид, вкус, запах, быть разнообразным, полезным для здоровья

Режим питания – это время и число приемов пищи.

Трехразовое питание : Завтрак Обед Ужин Четырехразовое питание : Добавляется второй завтрак или полдник.

Условия приема пищи – способствуют хорошему аппетиту, лучшему усвоению пищи.

Правильное питание можно представить в виде пирамиды

Ежедневно организм человека должен получать все необходимые пищевые вещества Задание : запишите, к чему привело чрезмерное потребление в пищу продуктов, богатых : а) белками б) жирами в) углеводами

Название витамина Значение для организма Продукты содержащие данный витамин А Способствует росту, развитию, улучшает зрение Молочные продукты, Яичный желток, рыбий жир и др. В Положительно влияет на общее состояние организма Молоко, кисломолочные продукты, дрожжи, яйца, печень, мясо, орехи. С Укрепляет защитные силы организма Апельсин, лимон, облепиха. Сладкий перец, петрушка, укроп и др. D Участвует в минеральном обмене веществ в организме Сливочное масло, молоко, яйца, рыба, печень рыбы. Заполните пропуски в таблице

Полезные советы Нужно есть больше овощей, фруктов, пить соки. Питаться следует разнообразными продуктами, выбирать те, в которых содержится много витаминов. Питаться необходимо регулярно. считается, что съеденный завтрак перед школой – половина успеха в учебе. Не забывайте про полдник и второй завтрак – будите бодры и веселы. У желудка тоже есть «Часы», так что нужно питаться в одно и то же время!

Помни мудрый совет: «Все кушанья должны готовиться с хорошим настроением» и любовью к близким, тогда даже самое простое из них будет вкусным и полезным»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тип урока: изучение нового материала с использованием элементов технологии «критического мышления».

Открытый урок «Физиология питания» для учителей 5 класса, можно показать детям 4 класса на уроке окружающего мира.

Интегрированный урок технология — биология проводился в 8-ом классе при изуучении темы «Питание» по биологии и раздела «Кулинария» по технологии (2 урока по 45 минут). Этот урок помог учащ.

Урок посвящён многообразию сельскохозяйственных растений, за основу взята продовольственная культура — картофель. В содержании урока был отобран материал о том, как попал картофель в Россию, агротехни.

Есть или не есть.

Данный конспект предлагается дляпроведения уроков в 6 классе по теме «Питание животных».

Источник

Конспект урока по технологии в 5 классе «Здоровое питание»

Урок практической направленности.Поразумевает разноуровневую работу. Подходит для объединённых классов (девочки и мальчики).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии в 5 классе «Здоровое питание»»

Тема урока: ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ

Цель: сформировать правильное представление о здоровом питании и значение рационального питания для обеспечения активной жизнедеятельности человека.

сформировать правильное представление о здоровом питании как ценностного отношения к здоровью;

сформировать умения анализировать, обобщать и применять на практике информацию о правильном питании;

познакомить учащихся с питательными веществами и рациональным питанием;

развить познавательный интерес учащихся;

обобщить и систематизировать знания.

— Способствовать формированию и развитию умений и навыков по выбору и составу продуктов.

— Способствовать осознанию основной цели здорового питания при приёме пищи.

— Создать условия для определения причинно-следственных связей некачественной продукции и вредных продуктов питания.

— Учить анализировать информацию, выделять главное, сравнивать, строить аналогии.

— взаимодействовать при работе в парах и с классом.

— Формировать умение рационально совершать покупки согласно здоровому питанию.

— Установить связь между знаниями технологии, биологии и математики.

Обучающиеся в конце урока узнают:

питательную ценность продуктов;

для чего необходимы белки, жиры, углеводы, витамины,

полезные для здоровья продукты,

II Определение темы и целей урока.

— Рассмотрите фотографии на слайдах. Что общего у всех этих фото?

(Процесс приёма пищи или питание)

— Сформулируйте тему нашего урока. (Питание.)

— Какое питание может быть? (правильное, неправильное, регулярное, рациональное, полезное и т.д.)

_ какова тогда цель нашего урока? (Изучить правила питания)

(В тетрадь записать цели: изучить правила питания, изучить продукты)

III Знакомство с планом урока

Для чего питается человек? — В ТЕТРАДЬ

(Чтобы жить, расти, развиваться не болеть)

Что такое «пища«? (Любое вещество, пригодное для еды для пополнения запасов энергии)

— Что такое питание? (Процесс поглощения пищи) — В ТЕТРАДЬ

(Пища — это энергия для нашего тела, а питание — источник здоровья, силы, бодрости, красоты и долголетия.)

— Питание каким должно быть? (Правильным)

V Поиск решения проблемы.

— Питание важная часть нашей повседневной жизни. А правильное питание — это ещё и работа.

-Чем питаетесь вы?

— Конечно, пока вы ещё дети, и ваше питание зависит от взрослых: в школе питаетесь в столовой, а дома то, что приготовили ваши родители. Вы назвали много блюд и продуктов.

— Где приобрести продукты?

— Тогда, отправляемся в магазин!

(Дети получают разнообразные продукты в упаковках)

VI Практическая работа.

Найди на упаковке этикетку.

Найди слова ПИЩЕВАЯ ЦЕННОСТЬ

Запиши в таблицу название продукта

Затем обозначь каждую графу (белки, жиры, углеводы)

Запищи количество питательных веществ (обрати внимание, что расчёт на 100 гр. продукта)

Подсчитай, сколько белков, жиров и углеводов в целой упаковке)

Найди на этикетке СОСТАВ ПРОДУКТА и запиши в тетрадь.

Сделай вывод о пользе продукта для человека.

Рассмотрите этикетки на продуктах. Это будущая пища. Значит у каждого продукта есть пищевая ценность. Вам надо изучить пищевую ценность и заполнить таблицу (белки, жиры и углеводы)

Дети заполняют таблицу, затем я заполняю её на доске.

— Обратите внимание, что у всех продуктов разная пищевая ценность. Где-то больше белков, где то жиров, а где то углеводов. И вы ещё обратили внимание на витамины.

— Давайте разбираться с этими понятиями.

Откройте учебник на с.165 и ознакомьтесь с характеристикой питательных веществ.

1 уч-к — белки — строительный материал

2 уч-к — жиры — источник энергии

3 уч-к — углеводы — источник энергии

4 уч-к — витамины -участвуют в химических реакциях организма

5 уч-к — минеральные вещества -так же в химических реакциях

6 уч-к — вода — с её помощью проходят все процессы в организме

(ЗАПИСАТЬ КРАТКО В ТЕТРАДЬ)

7 уч-к — расставить карточки (на доске фото различных продуктов — полезных и вредных)

ФИЗМИНУТКА (музыкальная мультзарядка)

Исходя из потребностей организма учёные составили пищевую пирамиду.

— Наибольшей энергоёмкостью обладают углеводы. Они составляют 50 % рациона человека. Их поставим на первое место. Это хлеб, крупы, макаронные изделия.

— Затем учёные определили по потребности фрукты и овощи. Так как в них много витаминов и клетчатки. Но углеводы тоже присутствуют.

— Следующий этаж занимают мясо, молочные продукты, рыба, яйца. Они богаты белком, кальцием и огромным количеством микроэлементов. И на самой вершине маленькое место отведено жирам, маслу, сладостям и газированным напиткам. Эти продукты нужны нашему организму в наименьшем количестве.

(В ТЕТРАДИ НАКЛЕИТЬ ПИЩЕВУЮ ПИРАМИДУ)

Соц.опрос — подготовит один из учеников

Рассмотрим режим питания и сопоставим школьное меню с пирамидой питания.

ЗАВТРАК — молочная каша.

ВТОРОЙ ЗАВТРАК — фрукты, овощи, йогурт, творог.

ОБЕД — супы, гарнир с котлетой, салат, напиток.

ПОЛДНИК — так же лёгкий, как и второй завтрак (кефир, йогурт, ряженка, фрукты)

УЖИН — должен быть не тяжёлым и не позднее, чем за 2 часа до сна.

МЕНЮ НА СЕГОДНЯ В ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ

(проводим анализ по пищевой ценности)

XI Отравления пищевые.

— Почему бывают отравления?

(Нельзя использовать в пищу просроченные продукты, есть немытые овощи и фрукты, употреблять продукты с плесенью, употреблять в пищу позеленевший и проросший картофель)

Первая помощь при отравлениях.

Что может находиться в этой корзине? (чипсы, кириешки, газировка, колбасные изделия)

Чем вредны эти продукты?

Просмотр фильма «Смерть от чипсов» Обсуждение.

XIII Рефлексия и самооценкаоценка.

На доске два слова:

Я УЖЕ ЗНАЮ Я СЕГОДНЯ УЗНАЛ

XIV Домашнее задание

п.27 вопросы1-3 и работа в интернете (рафинированное и нерафинированное масло)

Цель: сформировать правильное представление о здоровом питании и значение рационального питания для обеспечения активной жизнедеятельности человека.

сформировать правильное представление о здоровом питании как ценностного отношения к здоровью;

(состав продуктов, режим питания)

сформировать умения анализировать, обобщать и применять на практике информацию о правильном питании;

(учились читать этикетки на продуктах)

познакомить учащихся с питательными веществами и рациональным питанием;

(непосредственно на этикетках и в учебнике)

развить познавательный интерес учащихся;

обобщить и систематизировать знания.

— Способствовать формированию и развитию умений и навыков по выбору и составу продуктов.

(ребята будут ориентироваться не только на упакоку и стоимость, но и пищевую ценность)

— Способствовать осознанию основной цели здорового питания при приёме пищи.

— Создать условия для определения причинно-следственных связей некачественной продукции и вредных продуктов питания.

— Установить связь между знаниями технологии, биологии и математики.

Обучающиеся в конце урока узнали:

питательную ценность продуктов;

для чего необходимы белки, жиры, углеводы, витамины,

полезные для здоровья продукты,

Больше всего белков содержится в продуктах животного

происхождения: мясных рыбных и молочных. Есть белок и в растениях.

Особенно много в фасоли, чечевице, бобах, сое, гречневой крупе, орехах. Если белков в питании недостаёт, то организм хуже сопротивляется инфекции и простуде

Жиры — источник энергии, предохраняющий организм от охлаждения, помогают организму сопротивляться болезням. Но много жирной пищи есть вредно. Жиры бывают: растительные, животные

Углеводы — органические вещества являвшиеся источником энергии.

а) сахар: ягоды, плоды, овощи, мед …

б) крахмал: картофель, кукуруза, пшеница…

Витамины. Витамины — необходимы для здоровья, повышают сопротивление организма заболевания. Витамины поступают с пищей животного и растительного происхождения. При недостатке витаминов у человека возникает — гиповитаминоз, при избытке — гипервитаминоз, при полном отсутствии – авитаминоз. Витамины легко разрушаются при нагревании, воздействии кислорода воздуха и солнечного света. Витамины делятся на растворимые в жире, растворимы в воде.( Например витамин А- жирорастворимый)

Минеральные соли входят во все продукты питания. Среди них: соли натрия, калия, кальция, магния, фосфора, которые необходимы для химических процессов в организме

Микроэлементы; железо, цинк, марганец, хром, йод, фтор, которые необходимы в очень маленьких количествах и поэтому называются микроэлементами. Наиболее важные для детского организма кальций, калий, фосфор, магний и железо. Очень важными компонентами пищи является кальций и фосфор. Они образуют минеральную основу скелета, вот почему потребности в них особенно велики в период роста. Соли калия, которые в больших количествах содержатся в овощах и фруктах, способствуют улучшению деятельности сердца и нормализация водного баланса.

В древней Греции не существовало больниц в нашем понимании, а были асклепийоны — лечебницы при храмах, названные по имени бога медицины Асклепия. У него была дочь — Гигиея.

Богиня здоровья — Гигиея. От ее имени и произошло название науки гигиена, изучающая, как труд и быт влияет на здоровье человека.

Под гигиеной человека подразумевается чистота его жизни. Гигиею не зря изображали со змеёй – это символизирует то, что богиня может наказать того, кто нарушит ее законы. Гигиея должна наблюдать за соблюдением законов ведения здорового образа жизни и прививать посредством гигиены полезные привычки всем, кто ей следует. Навыки, полученные от нее, приносят нам долгую жизнь и здоровье .

Гигиена обеспечивает безопасность существования человека, предотвращая воздействие вредных факторов .

Для того чтобы быть здоровым, сильным, выносливым, работоспособным, нужно быть внимательным к своему здоровью.

Комплекс элементов гигиены весьма обширен, в него входят:

Источник

Читайте также:  Аквариумные растения признаки нехватки питания