Меню

Аскетичное питание что это

#Sekta: информационный портал

Пишем статьи о питании, тренировках и здоровом образе жизни на основе научных исследований

Поэтапная техника возвращения к аскетичному питанию

Мне пришлось думать над названием этой статьи. «Возвращение к правильному питанию» – это не то, потому что любое питание, отвечающее нашему запросу на сегодняшний день, может считаться правильным. В то же время, однообразный аскетичный рацион может быть «правильным» только в течение какого-то времени.

«Возвращение к осознанному питанию» – тоже не совсем то, потому что даже питание белым батоном с вареньем может быть осознанным. Осознанность – это не предопределенный выбор, а безоценочное принятие собственного выбора. Если вы едите батон с вареньем и не испытываете мук совести, такой выбор вполне может быть осознанным. Иногда люди осознанно переедают или даже заедают свои эмоции.

Отличие осознанного подхода в том, что внутри не рождается двойственности. Как только вы начинаете обвинять себя за то, что делаете, но при этом продолжать действие – это уже не осознанность, а борьба.

Аскетичное питание простой едой, регулярные небольшие приемы пищи, правильное распределение макронутриентов в течение дня – замечательная практика, преимущества которой неоспоримы. Если к этому добавляются еще и тренировки – вы чувствуете себя окрыленным. Однако многие люди забывают, что эффект эмоциональной встряски проходит, и в ее поисках мы отправляемся исследовать забытые вкусы и способы отдыхать.

Подробнее об этих периодах мы рассказываем в «Лекции о мотивации» . Через какое-то время после начала этих поисков вы обнаруживаете, что питание сильно отличается от того, которое вы для себя считаете идеальным.

Две тарелки кукурузных хлопьев с утра. Бизнес-ланч после обеда и несколько порций роллов на ужин. Десерт после каждого приема пищи. Тосты с нутеллой. Жареная картошка с грибами. Белый хлеб к супу. Сладкие газированные напитки.

По отдельности эти продукты, как вы помните, не могут нанести нам вреда. Более того, их вкусовые качества не подвергаются сомнению. Всё это очень вкусно и дарит радость. Вы вполне осознанно вводите эти продукты в свой рацион, отмечаете их хорошие качества и, местами, – плохие.

Но как происходит, что бесполезные продукты полностью вытесняют из вашего рациона полезные и перестают радовать?

Появляется двойственность, чувство вины. Вы уже не чувствуете радости от этого вкусного хаоса или видите, как он негативно отражается в зеркале. Или чувствуете страх, что подобный рацион нанесет вам вред.

Как аскетичное питание дает самый вдохновляющий эффект в тот момент, когда вы начинаете чувствовать свой организм и удовлетворять его потребности, так и беспорядочное питание дает самый негативный эффект, когда вы полностью перестаете следить за рационом.

Невозможно отстроить свой рацион раз и навсегда – запомните это! Идеальное питание – это открытая система, в которой есть место любым продуктам и любым выборам. Это баланс, которому нам приходится учиться всю жизнь.

Для того чтобы узнать себя лучше, чтобы находить этот баланс быстрее, вам обязательно понадобятся периоды крайностей, прощупывания берегов. Эти поиски очень плодотворны.

Если не бросать силы на борьбу с собственными желаниями, а потратить их на глубокий анализ, то из периода «беспорядочного питания» вы вынесете для себя не менее глубокие выводы.

Например, в один из таких периодов я напрочь потеряла привязанность к какому-либо виду «вредностей». Если раньше я была без ума от мороженого, то сейчас оно значит для меня не больше, чем любой другой десерт. И его появление в моем рационе также ничего не значит. Я могу съесть его в любой день, но почему-то мне не хочется.

Давайте пошагово разберем правильный механизм работы с описанным выше состоянием. Не важно, насколько сильно вы заблудились. Сигналом для начала работы всегда является ваше чувство недовольства собственным рационом и желание его изменить.

Осознание текущей ситуации

Когда вы замечаете, насколько сильно изменилось ваше питание, как негативно оно влияет на самочувствие, внешний вид или общую жизненную дисциплину – это всего лишь первый шаг. Многие считают, что на этом моменте стоит остановиться и немедленно вернуться к практике аскетичного питания. Но это одна из главных ошибок – вы не сможете остановиться мгновенно, и, если будете пытаться это сделать, обречете себя на провал.

Существует некоторая «зона инерции», когда после осознания собственных действий вы продолжаете двигаться в том же направлении. Это важный период для анализа тех или иных действий. Он может быть внутренним диалогом, или записками на бумаге, или заметками в телефоне – все зависит от того, как вы лучше воспринимаете информацию.

Завтракаю шоколадными шариками с молоком. Вкус сладкий. Хрустят. Есть достаточно приятно, но сложно остановиться. Постоянно думаю о том, что надо будет положить вторую тарелку, но это уже перебор. Накладываю вторую тарелку.

Ем перед телефоном, как будто стараюсь проглотить и сама не заметить. Автоматическое действие. После завтрака кисло во рту. Обязательно нужна жвачка. Думаю о том, что уже за завтраком съела много ккал. Нужно будет сегодня есть меньше.

Читайте также:  Оптимизация питания здорового человека

Очень хочется есть, хотя до обеда еще далеко. Купила сендвич в автомате. Не вкусно, но утолил голод.

Обед: выбираю суп, пасту и салат. До ужина еще далеко, вроде все ингредиенты здоровые.

После еды ужасная тяжесть. Сегодня вечером съем только салат на ужин!

Поздний вечер: очень хочется есть, съела пару бутербродов, печенье с чаем. С чувством стыда и голода ложусь спать.

Почему так важно уделить время анализу и осознанию своих действий?

Если вы попробуете, как прежде, начать день с овсянки или засекать перерывы между приемами пищи, то, скорее всего, через какое-то время снова вернетесь к своим шоколадным шарикам, потому что эффект от овсянки вам знаком и изучен максимально, а вот эффект от шариков – нет.

Отсутствие анализа рациона приводит к тому, что шоколад и выпечка являются для вас идеализированными, волшебными продуктами, которые манят, в отличие от мира полезной еды, понятной как по вкусу, так и по эффекту.

Когда вы увлечены полезной и простой едой, вы не можете так же объективно и влюбленно исследовать сладости, десерты и жирную еду. Все эти продукты будут казаться вам слишком тяжелыми, слишком приторными. В период беспорядочного питания вы, напротив, гораздо более объективно сможете исследовать то, что едите. В то же время аскетичная еда может казаться слишком пресной, серой, безвкусной. Это абсолютно нормально, и уже скоро вы почувствуете, как вкус начнет меняться.

Ваша задача – продолжать беспорядочное питание и анализ всех продуктов, которые вы едите.

Это может продолжаться несколько дней, неделю, несколько недель. Через какое-то время становится ясно: питание не является таким уж беспорядочным. Каждый выбор определен, и даже беспорядочное питание обретает систему.

Мне очень часто приходилось видеть, как люди полдня питаются идеально, а вторую половину дня – беспорядочно. Или, наоборот, в первой половине дня, съев что-либо выбивающееся из системы, дальше закидывают в себя только то, что считается вредным. Причин находится много: система запретов в голове, одержимость продуктами. Если у вас происходит также, то в плане питания не придется ничего менять.

В течение дня необходимо слушать себя и реакции своего организма и быть готовым ко всем его реакциям. Например: по вечерам я сытно ужинаю и ем сладкое. С этим не надо бороться, вы должны для начала хорошо прожить сам процесс, познакомиться поближе со всеми продуктами, которыми вы одержимы, насладиться ими по полной программе.

Источник

Диета с позиций опыта православного аскетизма

Диета с позиций опыта православного аскетизма

Рацион питания человека, пробующего делать что-то с собою на пути саморазвития, это тема больная и спорная.

Без лишних предисловий, хочу предложить одну точку зрения на этот вопрос. Описанную в труде Святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты», в главе «О посте».

Этот труд, «Аскетические опыты» (по-русски, значит, «опыт делания», «опыт практики», «опыт упражнений») — это без всякого сомнения самая крутая духовная книга, которую мне приходилось держать в руках. Независимо от отношения к христианской традиции, с этой книгой, хотя бы с 1м томом, необходимо ознакомиться каждому, родившемуся в нашей стране. Это невероятное, невозможное никакими другими средствами, путешествие внутрь монастыря, в суть иноческой жизни, в серцевину православной духовности. Порою жесткая, строгая, очень. Если хочется хотя бы со стороны посмотреть не на то «православие», где «свечки-попы-дорогие часы», а на то, которое являлось и является реальной и мощной духовной практикой, со своими героями, посвятившими всю свою жизнь единственной цели — пути к Богу — то смотреть надо в эту книгу. Это квинтэссенция опыта многих тысяч подвижников за 2 тысячи лет развития данной духовной практики.

Так вот. Вступление затянулось. Небольшой отрывок из главы «О посте». Я его чуть удобнее переформатировал. И кое-где буду вставлять свои 5 копеек.

Сразу обратите внимание на обоснование рациона питания. Вы не увидите «жалко бедную коровку». Не прочитаете про «незаменимые аминокислоты». Не встретитесь с «наши предки всегда ели мясо». Не будет здесь и толерантности из серии «всем и всё всегда пожалуйста». Вы увидите — многосотлетний опыт практики. Вы увидите предельную практичность выбора конкретной диеты. Исходя из единственной конкретной цели. Той самой. Очистить ум. И через это — познать Его.

Читайте также:  Линия раздачи питания окоф

Итак

Самая естественная пища — та, которая назначена человеку Создателем немедленно по создании — пища из Царства растительного : Сказал Бог праотцам нашим: Се, дах вам всякую траву семенную, сеющую семя, еже есть верху земли всея: и всякое древо, еже имать в себе плод семене семенного, вам будет в снедь (Быт.1:29). Уже после потопа разрешено употребление мяса (Быт.9:3).

Растительная пища

Растительная пища есть наилучшая для подвижника. Она наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть; пары и газы, отделяющиеся от нее и восходящие в мозг, наименее действуют на него; наконец она — самая здоровая, как наименее производящая слизей в желудке. По этим причинам, при употреблении ее, с особенною удобностью сохраняется чистота и бодрость ума , а с ними и его власть над всем человеком; при употреблении ее слабее действуют страсти, и человек более способен заниматься подвигами благочестия.

Аргументация с позиций современного физиолога, про пары и газы, звучит неубедительно. Но вопрос не в словах. А в том, что опыт молитвенной практики однозначно говорит — только так «сохраняется чистота ума». Вот тот главный, предельно практичный, критерий. А не теория про аминокислоты, генофонды и гемоглобин.

Рыба

Рыбные яства, особливо приготовленные из крупных морских рыб, уже совсем другого свойства : они ощутительные действуют на мозг, тучнят тело , горячат кровь, наполняют желудок вредными слизями, особливо при частом и постоянном употреблении.

Итак, рыбная пища усложняет духовную практику. Можно ли ее есть? — можно. Менее ли эффективно такое питание с позиций духовной практики? — несомненно. Теория? — нет. Опыт не одной сотни лет. В наших широтах, в том числе.

Мясо

Эти действия несравненно сильнее от употребления мясной пищи: она крайне утучняет плоть, доставляя ей особенную дебелость, горячит кровь; пары и газы ее очень отягощают мозг. По этой причине она вовсе не употребляется монахами; она — принадлежность людей, живущих посреди мира, всегда занятых усиленными телесными трудами . Но и для них постоянное употребление ее вредно .

Вот та причина, по которой не употребляется мясо на пути духовной практики. «Отягощается мозг». Невозможно становится практиковать с такой же эффективностью, как без мяса. Всё просто. Безэмоционально. Практично.

Если же мы в миру, да еще активно физически работаем — еще понять можно. Но даже в этом случае это нежелательно.

Как! Воскликнут здесь мнимые умницы : мясная пища разрешена человеку Богом, и вы ли воспрещаете употребление ее? — На это мы отвечаем словами апостола: Вся ми лет суть (то есть все мне позволено), но не вся на ползу: вся ми лет суть, но не вся назидают (1Кор.10:23). Мы уклоняемся от употребления мяса не потому, что считаем его нечистым , но потому, что оно производит особенную дебелость во всем нашем составе, препятствует духовному преуспеянию .

«Мнимые умницы» Еще раз! Вопрос не в «нечистосте». Просто опыт практики поколений однозначно говорит — употребление мяса препятствует духовному прогрессу. Точка.

Святая Церковь мудрыми учреждениями и постановлениями своими, разрешив христианам, живущим посреди мира, употребление мяса, не допустила постоянного употребления, но разделила времена мясоядения временами воздержания от мяса, временами, в которые вытрезвляется христианин от своего мясоядения. Такой плод постов может узнать на себе опытом всякий соблюдающий их.

Суммарное число постных дней в году, по разным подсчетам, составляет от 1/2 до 2/3 года.

Для иночествующих запрещено употребление мяса, дозволено употребление молочной пищи и яиц во времена мясоядений. В известные времена и дни им разрешается употребление рыбы. Но наибольшее время они могут употреблять только одну растительную пищу .

Почему? Дядя сверху приказал? Нет. Будешь есть мясо — будешь сильно тормозить свое развитие.

Растительная пища почта исключительно употребляется самыми ревностными подвижниками благочестия, особливо ощутившими в себе хождение Духа Божия (см. 2Кор.6:17), по вышесказанному удобству этой пищи и ее дешевизне. Для пития они употребляют одну воду, избегая не только разгорячающих и охмеляющих напитков, но и питательных, каковы все хлебные напитки (Лествица. Слово 14, гл. 12).

Читайте также:  Sony vaio проблемы с питанием

Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста ; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его.

Но каждый человек индивидуален. Возможны варианты. Послабления. Но сути это не меняет. Хочешь сохранить ум чистым и бодрым, чтобы аскеза была более плодотворной — ешь как можно больше растительного. и как можно меньше мясного.

«Если удержишь чрево, — сказал святой Василий Великий, — то взойдешь в рай; если же не удержишь, то будешь жертвою смерти» (Преподобный Нил Сорский. Слово 5. Помысл чревообъядения). Под именем рая здесь должно разуметь благодатное молитвенное состояние, а под именем смерти состояние страстное .

Не про «небо с нектарами и амброзиями», не про «тартар с масляными сковородками» же речь идет! Чем меньше тяжелой пищи — тем более благо-датной будет духовная практика, аскеза. Чем больше ее — тем больше страстей — т.е. страдания, ибо «страсть» по сути и есть «страдание».

Резюме? Кушайте, что хотите. Никто вас не осудит, ибо кому дано знать текущие ваши запросы по жизни? Мне — точно нет. Не верите никому — проверяйте сами. Но проверяйте, своей практикой ! Практикуйте молитву или медитацию — пару недель без мяса и рыбы, потом пару недель — с мясом и рыбой. И сами тогда делайте выводы. Но делайте — и сами. А если не хочется, если лениво — так и нет тогда темы для обсуждения. Ибо тема всегда одна — диета, способствующая духовной практике человек а . Если вы не проверяете, а просто рассуждаете на тему физиологии, морозного климата, гемоглобина и прочего — так это просто другая тема, вы немножко спутали…

Источник



Аскетичное питание что это

Аскеза. Аскетизм.Воздержание. запись закреплена

Малоедение – стиль питания, при котором человек способен полноценно жить и трудиться, потребляя небольшое количество пищи в день. Малоеды не находятся в полуобморочном голодном состоянии. Они не борются постоянно с желанием чего-нибудь съесть. У них совсем другая психология и физиология. Они не акцентируют своё внимание на еде, они заняты своим хобби. Малоед – это тот, кто разобрался с темой питания и пошел дальше саморазвиваться. Малоеды не страдают от маленьких порций. Сытость для него – это чувство тяжести в теле и замутнение сознания. Чем меньше человек ест, тем лучше он себя чувствует. Желудок сам по себе является небольшим органом. Человек безбожно его растягивает. Малоеды много и с удовольствием двигаются. Они не занимаются спортом из-за престижа или благодаря советам модных журналов. Активность приносит им радость. Малоедение способствует улучшению памяти, концентрации внимания. Малоеду не страшны Кризис и Голод. Он свободен от многих рабских привычек обычного человека. Или жить или жрать.

· Малоед не считает калории. Он просто мало ест. Что такое калории? Это время, за которое продукт сгорает в огне. Какое это имеет отношение к здоровью? Однако, если вам интересно — малоеды потребляют около 1000 калорий в день. Обычный человек – 3000.

· Эффективность малоедения доказана опытами над многими животными – обезьянами, собаками, крысами, мышами, червями. Животные с ограниченным рационом жили дольше и лучше, чем их товарищи с обилием пищи. Ограниченные в еде животные не болели, хорошо выглядели, были весёлыми и активными. А обжоры имели проблемы со здоровьем, были вялыми и апатичными. Данный эффект малоедения объясняется тем, что ограничение питания снижает нагрузку с организма. Ему нужно меньше работать над сложным процессом пищеварения. Старение = стирание. Малоеды не стирают сами себя большими объемами пищи. Старость не запрограммирована генетически.

· Что в малом, то и в большем. Организм ведёт себя так же, как человек. При скудных запасах, он использует пищу максимально эффективно, тогда как при обилии еды, он беспечно может позволить ей испортиться. Организм начинает экономить. Он снижает массу тела, понижает температуру, изменяет характер дыхания.

Самая известная российская малоедка – Шаталова Галина Сергеевна, нейрохирургиня. Она потребляла в день менее 1000 калорий. Ей удалось этого добиться благодаря дыхательным практикам, закаливанию, физическим упражнениям и аутогенным тренировкам.

Источник