Меню

Беседа питание для профилактики кариеса



Питание и профилактика кариеса

ПАСЛУХАЕМ ДОКТАРА

Лариса КОЗЛОВСКАЯ,
доцент кафедры стоматологии детского возраста Белорусского государственного медицинского университета, кандидат медицинских наук

Режим и рацион питания современного человека оказывает значительное влияние на процессы, связанные с развитием кариозного процесса твёрдых тканей зуба. Грамотное и своевременное стоматологическое диетологическое консультирование является важным и весьма эффективным направлением профилактики кариеса зубов. Особенно актуальна эта проблема у детей.

Характер питания человека — один из главных факторов, определяющих активность зубных отложений и состояние твёрдых тканей зуба. Пища влияет на эмаль зуба опосредованно — через изменение кислотности зубного налёта. Процессы деминерализации и реминерализации эмали сменяют друг друга при соответствующих значениях кислотности зубного налёта. Клиническим результатом этого чередования может быть либо разрушение эмали зуба, либо сохранение её целостности. Величина изменения кислотности определяется свойствами микрофлоры полости рта, пищевых продуктов и слюны. Длительность сохранения того или иного уровня рН зависит от свойств продуктов и от частоты поступления в полость рта новых порций пищи.

Говоря о роли питания в развитии кариозного процесса и планируя профилактические меры, следует иметь в виду несколько групп факторов: факторы пищевых продуктов, факторы полости рта и факторы поведения человека. Их влияние может нести как агрессивный потенциал по отношению к зубу, так и участвовать в реализации защитных механизмов.

Факторы пищевых продуктов могут быть как агрессивными (значительное содержание углеводов, плотная консистенция, высокая клейкость), так и защитными (слюногонный эффект, наличие ионов кальция, фосфора, фторидов).

Потребление сахара и вкусовое ощущение сладкого, особенно у детей, ассоциируется с удовольствием. Пристрастие к сахару поддерживается и физиологически — сахароза быстро всасывается в желудочно-кишечном тракте и создаёт эффект насыщения. К тому же традиционно сладости воспринимаются как подарок или награда, что делает их психологически очень желанными.

Но сахар обладает высокими кариесогенным и ацидогенным свойствами. В результате многочисленных эпидемиологических исследований были сделаны выводы о том, что именно сахар является главным виновником прироста кариеса при употреблении более 40 г в сутки. Поэтому в целях профилактики кариеса предлагается ограничить употребление сахара 30 г в день, а сладости отнести к категории «детских воскресных радостей».

Долгое время стоматологи советовали заменить сладкие продукты на фрукты и овощи, рассчитывая на наличие в них лимонной кислоты, которая стимулирует слюноотделение, и на механическое воздействие волокон клетчатки на зубные отложения. Однако сегодня известно, что фрукты и овощи содержат природные сахара и поэтому обладают высоким ацидогенным (способность превращаться в кислоту) потенциалом, а очищающий и нейтрализующий эффекты не значительны.

Сегодня важным в профилактике кариеса временных зубов является вопрос о кариесогенности молочного сахара. Доказано, что женское молоко, как и подслащённое коровье, имеет значительный кариесогенный потенциал, что при частых кормлениях в ситуации, когда мать и ребёнок спят вместе, может стать ещё одним фактором риска раннего детского кариеса.

Пища, содержащая белки и жиры, обладает кариеспротективным действием. Белки способствуют улучшению качества слюны (повышается минерализующий потенциал), после расщепления обогащают слюну щелочными продуктами, способствуют поддержанию высоких уровней иммуноглобулинов и лизоцима. Жиры формируют на поверхности зубов гидрофобную плёнку, препятствуя росту и формированию зубных отложений.

Необходимо научиться правильно оценивать продукты, чаще других используемые для перекусов (кондитерские и хлебобулочные изделия, фрукты и соки, др.), с точки зрения их кариесогенного потенциала, и помнить о так называемых «безопасных» перекусах (сыр, орехи, мясо, сало) и средствах для утоления жажды (вода).

Грамотная коррекция режима питания детей дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых возможна лишь после получения полной информации о фактическом питании. Врач-стоматолог может научить родителей составлять домашний пищевой дневник ребёнка, на основании которого будут предложены способы коррекции привычного рациона. Интересно, что детям нравится следовать конкретным советам и не нравится выслушивать разговоры о том, что он не должен есть. Обсуждая приём сладостей ребёнком, следует дать рекомендации по их употреблению с наименьшим риском для зубов (например, перед запланированной чисткой зубов).

Читайте также:  Углеродосодержащие продукты питания список

Оптимальным способом минимизации кариесогенных эффектов пищевых продуктов является выполнение гигиенических процедур — чистки зубов при помощи щётки, пасты и нитей. Полоскание водой после приёма пищи никак не влияет на процесс кислотообразования в налёте, несколько выше защитный эффект полоскания растворами соды или лимонной кислоты.

Стоматологи рекомендуют:

разумный режим питания, который предполагает сокращение продолжительности пребывания пищи в полости рта: полноценное 3—4-разовое питание с 2—3 низкоуглеводными перекусами;

приём сладостей в конце основных приёмов пищи, после которых возможна качественная чистка зубов;

ограничение общего количества перекусов до двух в день, заменить сладкие и фруктовые перекусы на щелочные: сыр, молоко, салат, капуста, орехи и т.д.;

не есть и не пить сладкого после вечерней чистки зубов перед сном;

соки и кисло-сладкие газированные напитки пить через трубочку;

когда заменить сладости на безопасные для зубов перекусы невозможно, а чистка зубов недоступна, необходимо выбирать быстро расщепляемые, не клейкие продукты, а также использовать жевательную резинку без сахара.

Психологически важно корректировать режим питания не с негативных позиций («Не ешь конфет перед сном!»), а с позитивных («Съешь свою конфету в конце ужина и сразу отправляйся чистить зубы»). Дети охотнее прислушиваются к врачу, который не намерен лишать их ничего привычного и любимого, но предлагает только небольшие перестановки. Куда приятнее получить и выполнить совет: «Собери все свои дневные сладкие перекусы и съешь их в один присест, а потом почисти зубы», чем подчиниться полному запрету.

Некоторые положительные эффекты могут быть достигнуты при жевании жевательных резинок. При этом кариесогенное влияние жевательных резинок с сахаром преобладает над защитным; жевательные резинки, содержащие сахарозаменители и другие профилактические добавки (карбамид, кальций и др.), кариесогенными не являются и оказывают некоторое кариеспрофилактическое действие за счёт сочетанного механического и химического влияния. Но применение жевательных резинок не может заменить чистку зубов, а также имеет ряд побочных эффектов, поэтому требует соблюдения ряда правил по их применению.

Их следует жевать только сразу после еды и не более 10 минут. Не рекомендуется детям младше четырёх лет, так как возможна аспирация и проглатывание.

Источник

Классный час «Кариес: береги здоровье смолоду»

Цель урока: формирование знаний и навыков у обучающихся по сохранению здоровья полости рта и зубов человека.

Познакомить учащихся с заболеванием зубов (кариес) и мерами их профилактики.

Повторить основные правила по уходу за зубами.

Воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни.

Развивать умение анализировать, высказываться по данной теме .

Оборудование: схема «Строение зуба», презентация, раздаточный материал.

Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Учитель. – Девиз сегодняшнего занятия прочитайте на доске: « В путь – дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся! Сам себе я помогу и здоровье сберегу!» ( читают хором)

-Посмотрите, как прекрасны ваши улыбки. (слайд)

-Но совсем не хочется улыбаться, когда болят зубы.

-У кого из вас хотя бы один раз болели зубы? (поднимите руки).

-Поэтому на занятии познакомимся с заболеваниями зубов и найдем способы профилактики.

2.Работа по теме урока.

а) Причины болезни зубов.

Стих « Как у нашей Любы»

Как у нашей Любы Папа Любочку жалеет,

Разболелись зубы: Из бумаги куклу клеит-

Слабые, непрочные- Чем бы доченьку занять.

Детские, молочные… Чтобы боль зубную снять.

Целый день Тут же бабушка хлопочет,

Бедняжка стонет, Дать совет полезный хочет-

Прочь своих подружек гонит: Как лечили в старину.

— Мне сегодня не до вас!

Только дедушка спокоен-

Мама девочку жалеет. Он бывалый, старый воин,

Полосканье в чашке греет, Не одну прошёл войну.

Не спускает с дочки глаз. Заглянул он внучке в рот:

— Всё до свадьбы заживёт!

— Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? ( Зуб поврежден, в нем дырочка.)

— Почему появилось повреждение? (Нельзя грызть орехи, есть очень холодную и очень горячую пищу, есть много сладкого.)

— А что посоветовали бы вы в этой ситуации? ( обращаться к врачу )

Читайте также:  Питание ребенка при аллергической крапивнице

— Как называется врач, который лечит зубы? ( стоматолог )

— Для чего человеку нужны зубы? (Зубы помогают переваривать пищу, о ни способствуют произношению звуков, украшают лицо)

Учитель: Зубы покрыты эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки (кариес). (Показ слайдов ) . Зуб – это живой орган. Каждый зуб состоит из трех основных частей:

Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта.

Корень – часть зуба, которая располагается в челюсти.

Шейка – часть зубов, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта де — сной.

Первые молочные зубы прорезаются в возрасте 6-8 месяцев. А все 20 молочных зубов появляются к трем годам. В возрасте 5-7 лет передние зубы начинают выпадать, остальные молочные зубы заменяются постоянными к 9-13 годам. У взрослого человека 32 зуба, 16 на каждой челюсти. Впереди находятся 8 резцов. Ими легко перекусывать или откусывать. За ними — 4 крепких клыка (по 2 зуба на каждой челюсти)

Дырка в зубе – это всегда больно. А еще больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам…

-Перечислите причины, по которым могут болеть зубы. (слайд)

Редко чистил зубы.

Ел много сладкого.

б) Распознавание вредных и полезных продуктов (работа в группах)

-Перед вами лист. (Приложение )

Обведите буквы, справа от которых находятся вредные для зубов продукты.

Что обвели? Прочитайте, какое слово получилось? (кариес)

Употребление сладостей может привести к зубной болезни, которая называется кариес.

Посмотрите, как он выглядит. (слайд 3)

-Прочитаем, что такое кариес. (Это образование дырок в твёрдых тканях зуба.)

в ) Работа с текстом «Пища и зубы» (индивидуальная работа)

-Прочитаем, как он образуется. (Приложение)

-Возьмите красный карандаш. Закрасьте ответы на мои вопросы.

Какие микроорганизмы размножаются во рту? (бактерии)

Что помогает их росту? (сахар)

Что выделяют бактерии? (кислоту)

Как называется смесь бактерий, сахара, кислоты? (налётом)

-Составим формулу образования зубного налёта. (б+с+к=зн)

-Бактерии зубного налёта выделяют кислоту. Кислота разъедает эмаль , и что образуется?

Значит, главный враг зубов -это что? (кислота) Выделим красным цветом.

-Что не выбрали? Почему?

-Действительно, фрукты и овощи полезны, а вот сладкое вредно.

— А теперь мы с вами отправляемся в исследовательскую лабораторию и проведём опыт. Он называется «Влияние кислоты на зубную эмаль». Эмаль зуба – самая прочная ткань нашего организма. Она предохраняет зубы от повреждений и заболеваний. Но со временем от кислотных воздействий и эмаль может разрушиться!

Для опыта я беру яйцо, т.к. его скорлупа имеет схожее строение с эмалью зубов и содержит главный элемент-кальций.

( учитель показывает яйцо, дети проверяют его на твёрдость, постучав палочкой по скорлупе. Яйцо опускается в стакан с уксусной кислотой на 10-15 минут)

Цель нашего опыта – узнать, как кислота влияет на эмаль зубов?

Учитель. – Пока продолжается опыт, давайте посмотрим, что бывает, когда дети плохо ухаживают за своими зубами. (видеоролик «В гостях у доктора стоматолога»)

А сейчас спрошу вас, Саши,

Сони, Жени и Наташи,

Томы, Вани и Сережи,

Димы и Алеши тоже,

Признавайтесь, Маши, Любы,

Часто ль чистите вы зубы?

Молодцы, я всем вам верю,

Но ваши знания проверю.

Если дам совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите хором: «Нет!»

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Если мой совет хороший-

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем невкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

Говорила маме Люба:

-Я не буду чистить зубы.

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, каждом зубе.

Будет ваш каков ответ?

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

Запомните совет полезный:

Грызть нельзя предмет железный.

Если мой совет хороший,

Читайте также:  Продукты питания содержащие водород

Вы похлопайте в ладоши.

Чтобы зубы укреплять,

Полезно гвозди пожевать.

Это правильный совет?

— Обратите внимание на яйцо . ( С помощью палочки учитель надавливает на яичную скорлупу. Скорлупа стала мягкой, её разрушила кислота.)

— Сделайте вывод. ( кислота точно так же разрушает эмаль зубов; необходимо чистить зубы или полоскать рот после еды)

— Возьмите зеркало и рассмотрите свои зубы. Найдите молочный и постоянный зубы.

— Чем отличаются молочные зубы от постоянных? (Постоянные больше по размеру. Временные бело-голубоватого цвета.)

— А что, ребята, происходит, когда временный зуб выпадает? ( На его месте выпадает постоянный)

— Этот постоянный зуб будет служить человеку всю жизнь.

— Смена зубов – естественный процесс, который происходит у всех людей, и не надо этого бояться.

— В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов.

— Если вы найдёте в классе спрятанные зубки, то узнаете об этих обычаях.

(Дети находят зубки в разных уголках класса, читают народные обычаю, записанные на рисунках и прикрепляют их на доску)

У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок.

-Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: « превратись зуб в Они» (Они – это японское чудовище, у которого крепкие зубы).

— У корейцев ребёнок бросает зуб на крышу и говорит « чёрная, чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый (Чёрная птица – символ удачи).

— В Америке – дети кладут на ночь выпавший зуб под подушку на ночь специально для Зубной Феи, которая может забрать зуб и положить вместо него несколько монеток!

— А что вы делаете, когда у вас выпадает зуб?

— Ребята, посмотрите, Супер Бобёр передал вам морковки, яблоки, груши, чтобы вы поучаствовали в конкурсе «Грызуны»

( перед уроком все дети помыли руки)

Вы грызёте зубками морковь, яблоко и должны выгрызть фигурку животного или птицы, можно какой-нибудь предмет.

Учитель. – Овощи, фрукты чистят наши зубки и укрепляют их. После еды сладостей нужно кушать жёсткие фрукты или овощи, ведь не всегда есть возможность почистить зубы щёткой.

-А сейчас мы вам споем песенку про зубы, на мотив песни «В траве сидел кузнечик».

(Дети берут в руки зубные щетки.)

Чтоб зубы были белыми,

Чтоб зубы были белыми,

Зубную щетку сделали

Припев: Представьте себе (2 раза),

Зубную щетку сделали.

Представьте себе (2 раза),

Нам кариес не страшен,

Нам кариес не страшен.

Мы любим зубы наши

И чистим их всегда.

Припев : Представьте себе (2 раза),

Мы любим зубы наши.

Представьте себе (2раза),

И чистим их всегда.

« Правила безопасности для зубов»

— будь осторожен при катании на велосипеде, роликах;

— веди себя спокойно в общественных местах: не толкай соседа по парте, не дерись, не ставь подножки;

— не открывай зубами бутылки, не грызи скорлупу орехов, ручки и карандаши;

— не бери в рот пластиковые и посторонние предметы!

Учитель. – Если зубы вдруг смогли бы говорить,

То они нас тут же принялись учить:

— Как поел – почисти зубки,

Делай так два раза в сутки!

Предпочти конфетам- фрукты,

Очень важные продукты!

К стоматологу идём

В год два раза на приём.

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!

Представьте, что все вы — братья и сёстры, которых называют близнецами. Такие люди не только одеваются одинаково, любят одинаковую музыку и книги. Они думают и поступают одинаково. Давайте попробуем выполнить движения так, чтобы показалось, что делает их один человек.

( учащиеся строятся друг за другом, кладут руки друг другу на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют команды:

— встать на носочки;

— постоять на правой ноге, согнув левую в колене;

— постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене .

Источник