Меню

Дизартрия у детей питание

Что такое дизартрия у детей и как ее лечить?

Нарушения речи в детском возрасте могут быть различными. Они проявляются по-разному, вызваны разными причинами и могут иметь различные последствия. К одним из тяжелых расстройств речи относится детская дизартрия.

Что это такое?

Название патологии происходит от двух греческих слов, которые в словосочетании означают буквально следующее: «затруднение соединения». Дизартрия возникает при нарушении нервных функций речевого аппарата и связи его посредством импульсов с корой головного мозга. Иннервация оказывается нарушенной из-за нестабильной работы нервной системы. Способность к подвижности речевых органов ограничивается. Слабо подвижными у малыша становятся язык, мягкое нёбо, губы, нарушается процесс артикуляции.

Мышечная ткань речевого аппарата не может адекватно сокращаться, что становится предпосылкой к нарушению произношения как отдельных звуков, так и целых слов. Нарушается речевое дыхание, речь становится неразборчивой, а если поражение нервной системы тяжелое, то может развиться полное отсутствие речи – анартрия.

Дизартрией, по статистике, страдает до 6% детей, но за последние 5 лет наблюдается стремительный рост распространенности патологии. Проблему изучают не только логопеды, но и неврологи, детские психиатры.

Почему возникает?

Иннервация речедвигательных нервов обычно происходит по причине более серьезных «сбоев» в работе центральной нервной системы. В 70-80% случаев это нарушение речи сопровождает такую патологию, как детский церебральный паралич. У ДЦП и нарушения способности произносить четко звуки речи есть общие причины, общие истоки и предпосылки. Работа центральной нервной системы нарушается еще внутриутробно, либо в родах, либо в первые часы-дни после рождения. Поражения головного мозга обычно органические, связанные с родовыми травмами, гипоксией плода.

Специалисты усматривают тесную связь между характером протекания беременности у мамы и возможным развитием дизартрии у ребенка. Так, у женщин, страдавших в период ожидания малыша сильным токсикозом, у тех, у кого обнаружилась гипоксия плода, резус-конфликт мамы и ребенка, вероятность речевых нарушений у чада выше. Органические поражения мозга может вызвать и острая гипоксия во время родов, и развитие тяжелой степени ядерной желтухи после рождения, и рождение ребенка раньше срока – у недоношенных в зависимости от срока, на котором они появились, поражения ЦНС – явление распространенное.

Чем раньше состоялись роды, тем выше вероятность таких последствий. Чем тяжелее нарушены двигательные способности ребенка, тем более выраженной является и дизартрия.

Все сказанное выше не означает, что патология не способна развиться у мальчиков и девочек, родившихся здоровыми и не отягощенных диагнозами типа ДЦП. И в возрасте 2 лет, и в 4 года, и в 5 лет и в любом другом возрасте у детей может произойти иннервация речевого аппарата в качестве осложнения после перенесенного тяжелого энцефалита, менингита, гнойного отита среднего уха. Патология нередко развивается при гидроцефалии, после получения ребенком черепной травмы, а также в качестве последствия поражения мозга после тяжелого отравления.

Вызвать нарушение работы речедвигательных нервов могут и опухоль головного мозга, и олигофрения, и проведенные на головном мозге операции. Но чаще всего патология не является самостоятельным заболеванием и всего лишь выступает в качестве симптома определенного заболевания.

Виды и степени

Поскольку при дизартрии нарушена работа тех или иных нервных окончаний, координирующих деятельность речевых мышц с головным мозгом, то в зависимости от расположения очага иннервации выделяют несколько видов патологии:

  • бульбарная форма – возникает при разрушении ядер черепно-мозговых нервов, нарушается структура нервов языкоглоточного нерва, подъязычного, блуждающего нерва, а иногда и тройничного;
  • ложная бульбарная форма (псевдобульбарная) – ядра нервов целые, но поражены проводящие пути между корковым слоем и ядерным;
  • подкорковая форма – ее также называют экстрапирамидной, при такой патологии речь нарушается из-за поражения подкорковых ядер;
  • мозжечковая форма – название говорит само за себя: поражение сосредоточено в мозжечке;
  • корковая форма – нарушение речи происходит на фоне нескольких очагов поражения коры мозга.

В нарушении всегда прослеживается определенный синдром: либо мышцы чрезмерно напряжены, либо патологически расслаблены, поэтому специалисты выделяют спастические, ригидные, гиперкинетические, атактические варианты патологии.

В логопедии существуют степени выраженности такого нарушения речи.

  • Первая степень (она же легкая, она же стертая дизартрия). Внешне практически не проявляется, и обратить внимание на неполадки в речевой артикуляционной моторике у детей может только специалист и только во время специального обследования.
  • Вторая степень. Речь вполне понятна, и у детей не возникает серьезных проблем с коммуникациями, но окружающие замечают некоторые отклонения, нарушения звукопроизношения.
  • Третья степень. Что именно говорит ребенок, могут понять только его близкие и родные, которые проводят с ним много времени и знают, что именно чадо имеет в виду. Иногда часть речи бывает доступной для понимания и людям совершенно чужим.
  • Четвертая степень (она же тяжелая). Отсутствие речи вообще или полная ее неразборчивость, при которой даже близкие затрудняются пояснить, что сказал ребенок и что он имел в виду.

Симптомы и проявления

Ребенок с дизартрией говорит, а у окружающих складывается впечатление, что он «каши в рот набрал». Его слова неразборчивы, произношение нечеткое, непонятное. Нарушение состояния мышечной составляющей аппарата речи не обеспечивает четкости и разборчивости в произношении. При этом у ребенка проявляются и дополнительные признаки нарушения состояния речевых нервных окончаний.

Мышцы вполне могут быть расслаблены или избыточно напряжены, ребенок нередко производит впечатление напряженного в целом, ведь редко напрягается язык и остается расслабленной, например, шея или губы. Потому при спастической форме зажимы распространяются и на мышцы шеи, губы ребенка плотно смыкаются, лицевые мышцы напряжены.

Если патология развивается из-за чрезмерной расслабленности органов речи, то язычок малыша малоподвижный, он лежит на дне ротовой полости, рот почти всегда полуоткрыт, подбородок несколько отвисает, может иметь место слюнотечение, вид у детей с такой гипотонией довольно характерный. Если нарушено состояние мягкого нёба, дети начинают говорить «в нос».

Если дизартрия скрытая, ребенок нарушает произношение лишь отдельных звуков, возникает ощущение некоторой «смазанности» речи. По мере увеличения степени патологии наблюдают пропуски звуков, слогов, замена их на другие. Дети с дизартрией практически любого типа говорят медленно, отсутствует выразительность, эмоциональный окрас речи. Активность речи у детей снижена, наблюдается общее недоразвитие речи. Если происходит общий паралич, то моторная речевая функция становится невозможной в принципе.

Читайте также:  Программа основы здорового питания ловкова

Среди множества нарушений детской речи дизартрия имеет свою специфику: нарушения носят стойкий характер, их очень трудно преодолеть. Если ребенок не выговаривает определенный звук, это не дизартрия. При истинной дизартрии не выговаривается почти весь алфавит, искажено даже произношение таких простых в воспроизведении гласных звуков.

Шипящие ребенок будет пытаться произносить боковым способом, отводя язык вбок, более звонкими и мягкими будут звучать твердые согласные звуки. Речевое дыхание становится патологическим: выдох укорачивается, а в момент, когда необходимо что-то произнести, ребенок начинает дышать более часто и прерывисто.

Голос у детей с дизартрией тихий, слабый, глухой, монотонный, постепенно утихающий во время произношения, нисходящий. Последствия дизартрии при отсутствии терапии могут быть малоприглядными: человек перестает нормально дифференцировать звуки на слух, постепенно лишается коммуникативных навыков, у него не складывается и не обогащается словарный запас.

Разные виды патологии могут иметь несколько различные проявления.

  • Бульбарная – отсутствует выраженная мимика, у грудничка нарушен сосательный рефлекс, с большим трудом ребенок может глотать пищу, жевать, у него выделяется избыточное количество слюны, может наблюдаться слюнотечение. Все согласные при такой форме расстройства речи звучат похоже, как единый щелевой невнятный звук, голосовая функция нарушена – есть охриплость, ребенок произносит звуки «в нос».
  • Псевдобульбарная – мышцы, наоборот, пребывают в повышенном тонусе, не расслабляются, и именно это затрудняет задачу произношения. Если попросить ребенка поднять кончик языка вверх и пошевелить им в разные стороны, у него это практически не выйдет. Таким ребятам тоже свойственно повышенное слюнотечение, они часто сглатывают, порой возникает ощущение, что эти глотания носят нервный характер.
  • Подкорковая форма заболевания сопровождается непроизвольными движениями мышц, сокращениями, страдают не только речевые, но и мимические мышцы. Такие признаки могут появляться и в состоянии покоя, но чаще всего они возникают в моменты, когда дети волнуются, и чем сильнее волнение, тем более затрудненной является артикуляция. Сила голоса нарушена, тембр тоже оставляет желать лучшего. Порой у детей с такой формой дизартрии наблюдаются непроизвольные случайные гортанные выкрики. Сама речь может быть либо замедленной, либо убыстренной, нередко форму нарушения сопровождает органическое заикание.
  • Мозжечковая форма дизартрии проявляется нарушением координации речи, язык может мелко подрагивать, произношение может быть «толчками» с выкриками. Общий темп снижен. Но нарушение речи при такой патологии – не единственный признак. У ребенка с нарушением функционирования мозжечка неустойчивая и шаткая походка, нарушенное равновесие, его движения очень неловкие.
  • Корковая форма патологии проявляется нарушением произвольного произношения, утратой ранее приобретенных речевых навыков. При этом речевое дыхание сохранено, голос и тембр в порядке. От того, насколько масштабно поражена кора головного мозга, зависит, сможет ли ребенок не только произносить звуки, порой встречаются трудности с распознаванием речи, письмом и чтением.

Диагностика

Врач, который будет вести маленького пациента с такой проблемой – детский невролог. Также ребенку предстоит посещать логопеда. Но для начала должен быть установлен правильный диагноз. Невролог назначит прохождение электроэнцефалографии, электронейрографии, может быть проведено МРТ головного мозга. Отдельные схемы обследования есть у логопедов. Они обследуют ребенка отдельно и составляют клинико-психологическую характеристику.

Оценивается речь и совокупность неречевых нарушений. Специалист оценивает, насколько правильно работают речевые мышцы, достаточно ли они активны, нет ли анатомических нарушений в их строении. Логопеда интересует тип семейного воспитания, сроки и характер обретения ребенком первых речевых навыков.

Лечение и коррекция

Лечение назначают совместно невролог и логопед. Первый может рекомендовать медикаменты и физпроцедуры для восстановления функций нервной системы. Восстановить их полностью возможно только в случае легкой дизартрии, при органических поражениях мозга доступна лишь частичная коррекция нарушения.

Посещать логопеда придется часто и регулярно. Он даст рекомендации родителям для занятий с ребенком в домашних условиях, а также будет проводить занятия с малышом самостоятельно.

Нет универсального способа или схемы, чтобы вылечить дизартрию. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная адаптированная программа реабилитации и коррекции.

Ребенку обязательно должен проводиться точечный массаж, ЛФК, не исключено назначение лечебных ванн, иглоукалывания. Хорошие результаты в качестве базового фона для коррекции показывают такие альтернативные терапевтические методы, как дельфинотерапия, ипотерапия, арттерапия, особенно те ее разделы, которые подразумевают развитие мелкой моторики – занятия с песком, лепка, квилинг.

Пальчиковая гимнастика поможет лечить нарушение речи в большей степени, чем может показаться на первый взгляд – чем лучше ребенок с нормальным психофизическим развитием владеет своими пальчиками, тем лучше развиваются мышцы его речевого аппарата.

Читайте также:  Рецепты здоровое питание бжу

Логопед научит родителей проводить логопедический массаж и делать вместе с малышом артикуляционную гимнастику, особое внимание придется уделить развитию речевого дыхания. Будут даны разные комплексы для младшего или среднего возраста по технологии коррекции звукопроизношения.

Отдельно рекомендуется проводить занятия по развитию эмоциональности, в том числе и речевой. Для этого специалисты рекомендуют ребенку контакт с животными.

Процесс лечения очень длительный, кропотливый, требующий от родителей терпения, исполнительности и обязательности. Прогнозы будут зависеть не только от изначальной степени патологии, но и от того, насколько мамы и папы сумеют быть последовательным и трудолюбивыми в коррекции дизартрии. Добиться благоприятных результатов можно только тогда, когда коррекция началась рано. При запущенной дизартрии прогнозы значительно хуже. Многое зависит в прогнозировании и от того, каково основное заболевание.

Исправить речь почти полностью можно только в случае скрытой дизартрии, и то при условии, что родители будут старательными. Такие дети смогут без проблем учиться в общеобразовательной школе. В остальных случаях возможно не полное выздоровление, а лишь улучшение речевых навыков и функций. Для лучшей адаптации в обществе таким детям рекомендовано посещать специализированные детские сады и общеобразовательные учреждения для учеников и воспитанников с нарушениями речи. Также рекомендуется систематическое посещение логопеда, невролога, психоневролога.

Предотвратить дизартрию, если ребенок родился с родовой травмой, раньше срока, с неврологией или органическими поражениями головного мозга, можно, но такая профилактическая работа должна проводиться с самых первых дней жизни младенца. Она заключается в том, чтобы любой ценой не допустить нейроинфекций (менингита, энцефалита) и т. д.

Отзывы

​​​​​В интернете родители детей с установленным диагнозом «дизартрия» обычно встречаются и общаются в пределах групп, ведь лечение длительное, занимает долгие годы, за это время мамы успевают хорошо друг с другом познакомиться.

Сообщения мам указывают на то, что чудесного излечения ждать не приходится, любой, даже самый маленький прогресс в состоянии ребенка, – результат долгого и кропотливого труда родителей, врачей, логопеда, массажиста, мануального терапевта.

Опытные родители призывают приступать к лечению как можно раньше, чтобы к школе были заметны результаты коррекции. Школьники с такой проблемой, по отзывам мам и пап, хуже учатся, им сложно запоминать учебную программу, они пишут с большим количеством ошибок. Профилактикой дисграфии тоже занимают логопеды, но, по отзывам мам и пап, в небольших городах довольно сложно найти специалистов, которые брались бы за коррекционную работу с детьми 2 или 3 лет. Обычно логопеды ранее 3-4 лет к занятиям не приступают, посылая родителей искать другого специалиста – дефектолога. В небольших населенных пунктах могут быть большие проблемы с наличием таких специалистов.

О том, что такое дизартрия, как ее распознать и «лечить», смотрите в следующем видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Источник



Что такое дизартрия: симптомы, формы заболевания и основы лечения у детей 5-6 лет

Дизартрией называют нарушения речи, вызванные различными заболеваниями нервной системы. Такие явления возникают из-за особенностей работы речевого аппарата, связанной с дефектами иннервации. При дизартрии органы речи недостаточно подвижны. Слабое развитие речевого аппарата приводит не только к неправильному произношению, но и к общей неразвитости речи, которая затрудняет обучение чтению и письму.

Отчего возникает дизартрия?

Дизартрию нельзя считать самостоятельной болезнью. Это симптом, сопровождающий различные заболевания. Дизартрия вызывается нарушением мозгового кровообращения, нейроинфекциями, демиелинизирующими заболеваниями.

У ребенка дизартрия часто бывает следствием перинатальных факторов, детского церебрального паралича. Нередко причинами возникновения дизартрии у детей до года являются:

  • болезни матери;
  • токсикоз при беременности;
  • родовые травмы;
  • кислородная недостаточность (гипоксия) плода;
  • несовпадение резус-факторов;
  • тяжелые роды, сопровождающиеся патологией, в том числе стремительные или затяжные;
  • асфиксия младенца;
  • преждевременные роды.

Такой распространенный симптом, как токсикоз при беременности, тоже может стать причиной

Дети дошкольного возраста также могут оказаться в группе риска. Осложнения на ЦНС может дать одно из следующих заболеваний:

  • тяжелые инфекции;
  • гидроцефалия;
  • черепно-мозговая травма;
  • сильное отравление.

Синдром дизартрии у детей

Дизартрия представляет собой не только дефекты в произношении – она выражается и в неречевых отклонениях. В грудничковом возрасте присутствуют следующие признаки:

  • малышу трудно сосать;
  • он часто срыгивает;
  • малыш поперхивается при кормлении;
  • сосание вялое.

У ребенка формируется нечленораздельная, малопонятная речь. Заболевание сопровождается поздним развитием: малыш не лепечет, первое слово начинает говорить между 2 и 3 годами. Определяется дизартрия по одному или нескольким признакам:

  1. Мышцы лица (особенно языка, губ, шеи) постоянно напряжены. Губы сомкнуты. Такое явление называется спазмом артикуляционных мышц.
  2. Мышцы лица вялые, рот полуоткрыт, язык малоподвижен. Ребенок разговаривает «в нос». Такое явление называется гипотонией артикуляционной мускулатуры.
  3. Повышенное напряжение мышц лица сменяется излишней расслабленностью. Это дистония артикуляционной мускулатуры.
  4. Произношение звуков нарушено. В зависимости от тяжести поражения ЦНС возможны различные степени дефектов звукопроизношения. Так называемая стертая дизартрия выражается в нечетком произношении или искажении некоторых звуков, речь кажется смазанной. Замена или пропуск звуков сигнализирует о более тяжелой форме заболевания, речь при этом бывает невыразительной, медленной и непонятной. Твердые звуки смягчаются, шипящие ребенок произносит сквозь зубы, присвистывая. Часто наблюдается боковое произношение. В тяжелых случаях при наступлении полного паралича наблюдается немота.
  5. Нарушения дыхания во время речи. Процесс говорения сопровождается укорочением вдохов, учащением дыхания, прерывистостью. Голос у ребенка тихий, монотонный и слабый, часто звуки произносятся в нос.
Читайте также:  Печеночный паштет правильное питание

Если речь требует от ребенка сильного мышечного напряжения, присутствуют спазмы и затрудненное дыхание – это вполне может быть симптомом дизартрии

Характерной особенностью дизартрии является устойчивость дефектов, их очень трудно преодолеть. Вторичным проявлением дизартрии является нарушение слуховой дифференциации звуков. Трудность произношения приводит к недостаточному речевому общению, которое влечет за собой скудость словарного запаса и несформированность грамматического строя речи.

Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией

Малыши, страдающие дизартрией, ведут себя не совсем так, как здоровые дети. Наблюдаются сложности с развитием мелкой моторики рук, поэтому дети не любят завязывать шнурки, им трудно застегнуть одежду на пуговицы.

Неразвитость моторики сказывается и на процессе обучения. Больные детки плохо держат карандаш, им трудно писать с равномерным нажимом, у большинства формируется неправильный, неразборчивый почерк. Они не любят пользоваться ножницами, так как это тоже вызывает у них затруднения.

Однако не следует самому ставить диагноз ребенку. Многие речевые отклонения объясняются менее опасными причинами. У 6-7 летнего ребенка может быть обнаружена дислалия. Это нарушение речи не связано с органическими повреждениями. При обнаружении дефектов речи необходимо просто сразу же обратиться к врачу.

Заболевание сопровождается нарушением музыкального слуха. Из-за этого детям трудно танцевать. Им сложно выполнять и физические упражнения.

Классификация дизартрии

В зависимости от того, какой участок мозга поражен, различаются и симптомы дизартрии. По комплексу симптомов и локализации пораженного участка различают несколько видов заболевания:

  1. Бульбарная дизартрия. Характерным признаком является отсутствие мимики. Часто заболевание сопровождается затруднением глотания, особенно жидкой пищи. Артикуляция невнятная, звуки трудно различимы. Поражены лицевой, тройничный, подъязычный, языкоглоточный и блуждающий нервы.
  2. Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется монотонностью речи, нередко непроизвольным плачем или смехом. Поражены структуры головного мозга, в первую очередь корково-ядерные проводящие пути. Псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной.
  3. Корковая дизартрия. Ребенок неправильно произносит слоги, но структура слов сохраняется. Поражены отдельные зоны коры головного мозга.
  4. Мозжечковая дизартрия у детей вызывает частые изменения громкости и тональности голоса, речь растянутая. Поражен мозжечок.
  5. Подкорковая дизартрия. Ребенок говорит в нос, речь неотчетливая и невнятная. Возможна патология в виде самопроизвольных движений в различных группах мышц. Поражены подкорковые структуры, контролирующие формирование речи.
  6. Холодовая дизартрия. Проявляется в виде дефектов речи, связанных с резким изменением температурного режима окружающей среды.
  7. Смешанная форма дизартрии. Часто является следствием травм у детей младшего возраста.

Существует и логопедическая классификация заболевания. Дизартрия у детей различается по степеням:

  • I – Стертая дизартрия. Выявляется в 4 – 5 лет. Стертая форма характеризуется смешением или искажением звуков. Затруднено выговаривание шипящих и свистящих звуков. Может наблюдаться у детей с нормальным психофизическим развитием. Диагностируется только специалистом. Стертая дизартрия легче других поддается лечению.
  • II – Речь ребенка понятна, но имеет выраженные дефекты.
  • III – Речь ребенка искажена настолько, что понятна только близким.
  • IV – Речь не формируется или непонятна.

Диагностика заболевания

Поставить диагноз и назначить лечение должны детский невролог и логопед. Для выявления синдрома дизартрии необходимо провести обследование. Основные процедуры при обследовании:

  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • электронейрография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.

Параллельно с этими исследованиями необходима и логопедическая оценка:

  • речи на наличие нарушений: общая оценка, ритм, темп, разборчивость произношения, правильность звучания отдельных звуков, словарный запас;
  • функционирования речевого аппарата: подвижность губ, движения верхней и нижней челюсти, спектр движений языка, правильность дыхания, состояние мягкого неба;
  • письма и устной речи.

Логопедическое исследование – неотъемлемая часть диагностики

Лечение дизартрии

Лечение должно быть комплексным. В первую очередь необходимо бороться с основным заболеванием, приведшим к появлению симптомов. Лечение включает медикаментозное воздействие, логопедическую коррекцию и реабилитационные мероприятия. Логопедические занятия по выработке речевых навыков состоят из:

  • развития мелкой моторики;
  • восстановления артикуляции при помощи специальных упражнений и массажа;
  • гимнастики для дыхательных органов;
  • коррекции произношения звуков;
  • работы над повышением выразительности речи;
  • активного речевого общения.

Лечить медикаментами следует основное заболевание. Показано применение ноотропов. Они помогают улучшить память, активизировать работу мозга. Применение медикаментов желательно сочетать с другими мероприятиями:

  • лечебной физкультурой;
  • массажем, в том числе точечным;
  • физиотерапией, включая лечебные ванны;
  • иглоукалыванием;
  • гирудотерапией.

Артикуляционная гимнастика и логопедический массаж – базовые занятия, которые можно практиковать как на приеме у логопеда, так и в домашних условиях (см. также: видео артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет)

Лечебные мероприятия, которые можно проводить дома

По согласованию с врачом – логопедом и детским неврологом многие лечебные мероприятия можно проводить дома. Дома можно выполнять простую гимнастику для мимических мышц. Вот примерный список упражнений:

  • надувать и втягивать щеки;
  • надувать то одну, то другую щеку;
  • имитировать сосание;
  • открывать и закрывать рот, щелкая зубами;
  • зажать зубами кусок марли или бинта и удерживать их, когда взрослый осторожно старается вытянуть ткань;
  • облизывать губы;
  • сосать леденец или кусочек сахара.

Хорошо помогают тренировать речь скороговорки. Особенно полезны те, которые содержат плохо выговариваемые ребенком звуки.

Что дальше?

Результат лечения в значительной степени зависит от тяжести заболевания. Тяжелые формы трудно поддаются лечению, однако регулярные занятия помогут улучшить дикцию. Прогноз по дизартрии I и II степени положительный, речь может быть скорректирована практически полностью, до совершенно чистого произношения. Главное – систематически заниматься и не опускать руки.

Источник