Составление меню в ДОУ
Обязанность по питанию дошкольников, которые посещают ДОУ, возложена на образовательную организацию. Пища для малышей должна быть не только безопасной, но и сбалансированной. Нормативные документы обязывают дошкольные образовательные организации составлять меню питания. В законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения отмечено, что необходимо соблюдать научно обоснованные физиологические нормы питания человека.
В качестве задач, которые должны решаться при организации питания дошкольников, выделяются следующие направления:
- энергетическая ценность потребляемых продуктов должна соответствовать энергетическим потерям воспитанников;
- оптимальность режима питания;
- сбалансированный и разнообразный рацион;
- при составлении меню должны быть учтены индивидуальные особенности детей (например, рекомендации врачей при наличии аллергических реакций или необходимость соблюдения определенной диеты);
- после приготовления продуктов они должны сохранять свою пищевую ценность и быть вкусными;
- приготовление, хранение и транспортировка продуктов должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям безопасности;
- сами продукты, из которых готовятся блюда для дошкольников, также должны отвечать требованиям безопасности.
Действующие СанПиНы, регулирующие вопросы по питанию в ДОУ и составлению меню
Рассмотрим основные санитарные нормы, регулирующие вопросы питания в ДОУ в виде таблицы:
Наименование документа | Какие вопросы по питанию в дошкольной организации регулирует |
СанПиН 2.3.2.1293-03 | О гигиенических нормативах безопасности продуктов с пищевыми добавками и вспомогательными веществами |
СанПиН 2.3.2.1078-01 | О гигиенических требованиях к безопасности и пищевой ценности продуктов |
СанПиН 2.3.2.1940-05 | О санитарных требованиях к детскому питанию |
СанПиН 2.4.1.3049-13 | О санитарных требованиях к процессу хранения, приготовления продуктов в дошкольной организации; об учете нормы физиологических потребностей дошкольников в пищевых веществах и энергии при составлении меню; кратность приема пищи детьми в ДОУ |
СанПиН 2.1.4.1074-01 | О санитарных требованиях к питьевой воде |
Приказ Минобразования РФ № 178 от 11.03.2012 года | Общие рекомендации по организации питания в образовательных организациях: кратность приема пищи, рацион питания, распределение пищевой ценности продуктов питания в течение дня и т.д. |
МР 2.4.5.0107-15. 2.4.5. Гигиена. Гигиена детей и подростков. Детское питание. Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах. Методические рекомендации (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 12.11.2015) | Отражен ассортимент продуктов, необходимых в детском питании, указан рекомендуемый среднесуточный набор продуктов для дошкольников, таблица с распределением пищевой ценности продуктов питания в течение дня |
Как составлять меню по СанПиН автоматически?
Для этого удобно использовать программный модуль «Управление питанием, контроль диет» системы контроля деятельности образовательного учреждения. Он позволяет формировать меню-требование, циклическое меню, меню-раскладки и прочую отчетность. Подробнее о программе читайте здесь.
Вопрос из практики по составлению меню в ДОУ
В блог поступил вопрос от одного из наших читателей следующего содержания:
«Есть ли какие-либо разъяснения по вопросу отписок и дописок к меню в дошкольном учреждении? Меню пишется накануне, а утром, допустим, приходит на 3 человека меньше. При какой количественной разнице детей нужна отписка продуктов? Есть ли регламентирующий нормативный документ по этому поводу?»
Вопросы составления меню в дошкольной организации регулируется Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». В данном документе отражена информация, согласно которой руководитель ДОУ должен утверждать примерное меню не менее чем на двухнедельный срок. Ежедневно на основании данного примерного меню составляется меню-раскладка, где отражается выход блюд.
Кроме того, Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 года № 52-н предусматривает форму меню-требования. На основании данного документа происходит отпуск продуктов питания. В указанной форме отражаются, в том числе сведения о довольствующихся, общей и фактической стоимости, количество продуктов питания, подлежащих закладке, расход продуктов питания.
Какой-то детальной информации в нормативных документах федерального значения относительно работы по меню в образовательных организациях нет. Местные власти самостоятельно более подробно отражают вопросы по меню в образовательных организациях и по учету продуктов питания. Так, например, Администрация Мытищинского района Московской области на своей территории определила правила по организации питания детей в ДОУ (Постановление от 10.10.2012 года №3726). На местном уровне более подробно изложен вопрос по питанию воспитанников в дошкольной организации. Так, например, в данном документе дается ссылка на типовой рацион питания, который утверждается местным управлением образования, рассмотрен вопрос взаимодействия ответственных за питание лиц. Но ответа на поставленный автором вопрос, опять-таки, в данном документе не дается.
На уровне самой образовательной организации также разрабатываются и утверждаются локальные акты, регулирующие вопросы организации питания воспитанников. В одном из детских садов утверждено положение об организации питания. Согласно указанному документу, меню-раскладка утверждается руководителем ДОУ. Вносить изменения в меню-раскладку без согласования с руководителем дошкольной организации не допускается. Если случились непредвиденные обстоятельства, то медсестра должна составить объяснительную записку на имя заведующего. На основании объяснительной вносятся изменения в меню и заверяются подписью руководителя.
Если же детей пришло меньше, чем ожидалось, то лишние порции отпускаются присутствующим детям как дополнительное питание. Если же детей оказалось больше, то порции уменьшаются, составляется акт и вносятся изменения в меню с учетом присутствующих детей.
Учитывая, что нормативными актами федерального уровня указанный вопрос не регулируется, рекомендуем ознакомиться с соответствующими документами вашего региона (муниципалитета). При отсутствии в них ответа на интересующий вопрос, целесообразно урегулировать его в локальном акте образовательной организации.
Примеры из судебной практики по вопросам питания и составления меню в дошкольной организации
Суть дела – контролирующий орган привлек к административной ответственности дошкольное учреждение и взыскал штраф в размере 30 тысяч рублей. Суть нарушения заключалась в том, что 20-ти дневное меню в ДОУ не соответствовало требованиям СанПиНа 2.4.1.3049-13, а именно продукты питания, включенные в данное меню, не позволяли получать детям необходимое количество калорий.
Решение суда – производство по делу прекращено в виду отсутствия состава административного правонарушения. В качестве оснований вынесения такого решения суд указал следующее:
- ранее дошкольное учреждение привлекалось к ответственности за подобное правонарушение, соответственно, повторное привлечение к ответственности за подобное правонарушение не допускается;
- не истек срок устранения нарушений;
- выводы экспертного заключения – дети не находятся в ДОУ круглосуточно, а значит не представляется возможным установить соответствие полученных ими пищевых веществ и энергии нормам, указанным в СанПиНе.
Источник – Постановление Красноярского краевого суда от 30 января 2015 года по делу № 4а-1065/14.
Приложение:
Автор статьи: Ирина Добрынина, юрист
Источник
Меню требование для детского сада
Принципы составления меню в детских дошкольных учреждениях
Типовые рационы (примерное меню) разрабатываются в соответствии с нормами физиологической потребности детей в пищевых веществах и энергии отдельно для каждой возрастной группы, с учетом типа и оборудования детского дошкольного учреждения (ДДУ).
Одним из условий правильного составления меню является:
○ максимальное разнообразие блюд,
○ обязательное введение свежих овощей и фруктов в натуральном виде и в виде салатов,
○ учитывается совместимость продуктов и наилучшее сочетание блюд,
○ принимаются во внимание сложившиеся традиции и привычки.
Меню составляют на 10-14 дней, причем одни продукты включаются в меню ежедневно, а другие через день или 2-3 раза в неделю.
Мясо, молоко, сливочное и растительное масло, сахар, крупы, овощи и фрукты, хлеб необходимо использовать каждый день, а рыбу, яйца, сыр, творог, сметану можно давать через 2-3 дня, но в увеличенных количествах, строго компенсируя их отсутствие в меню в предыдущие дни. При этом требуется, чтобы в течение 10 дней дети получали все положенное количество этих продуктов, предусмотренное в наборах в расчете на 1 день.
Обязательно должны присутствовать в питании детей свежие овощи, зелень, фрукты и ягоды, натуральные соки и витаминизированные напитки. При отсутствии свежих овощей и фруктов используются свежезамороженные овощи и фрукты. При использовании в детском питании экзотических тропических фруктов (манго, гуавы, папайи и др.), некоторых видов ягод (клубники, земляники) следует учитывать возможность их индивидуальной непереносимости отдельными детьми.
В один день в различные приёмы пищи не допускается повторение одних и тех же блюд. Например, в обед при наличии первых блюд, содержащих крупу и картофель, гарнир ко второму блюду не должен приготавливаться из этих продуктов. Следует избегать использования блюд, приготовленных из одного и того же сырья (каши и гарниры из одного вида круп, макаронные изделия в разных блюдах и т.п.).
При составлении меню обращают внимание не только на разнообразие блюд в течение дня и всей недели, но и на сочетание продуктов растительного и животного происхождения. Желательно, чтобы ежедневно ребенок получал два овощных блюда и только одно крупяное. Включение в меню максимально широкого ассортимента продуктов является гарантией того, что ребенок получит достаточное количество всех необходимых ему пищевых веществ, при этом одним из важных условий разнообразного питания является разнообразие блюд, изготовляемых из одного и того же продукта.
При составлении меню учитывается:
1. Утвержденный среднесуточный набор продуктов для каждой возрастной группы.
2. Объем порций для этих групп.
3. Нормы потерь при холодной и тепловой обработке продуктов.
4. Выход готовых блюд.
5. Нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд.
6. Данные о химическом составе продуктов и блюд.
Взаимозаменяемость продуктов
Замену продуктов надо производить с таким расчетом, чтобы количество белка и жира в суточном рационе не менялось. Так блюда из рыбы, яиц, творога могут служить для замены мясных блюд, равных им по пищевой ценности, но мясо нельзя заменять крупой, овощами (табл. 4).
Таблицы замена некоторых продуктов
Продукты | Масса (г) | Продукт-заменитель | Масса (г) |
Мясо говядина | 100 | Мясо кролика |
Куры 1 категории
Куры 2 категории
Молоко сухое обезжиренное
Молоко сгущенное с сахаром
Мясо (говядина 1 кат.)
Мясо (говядина 2 кат.)
Состав завтрака, обеда, полдника и ужина
Завтрак состоит из закуски, горячего блюда, горячего напитка, хлеба. В качестве закуски в завтрак используются сыр, порционные овощи, фрукты, салаты из свежих овощей и фруктов, колбасные изделия (ограниченно) и т.п. Завтрак обязательно содержит горячее блюдо – мясное, рыбное, творожное, яичное, крупяное (молочно-крупяное). Чаще используются молочные каши, разнообразные пудинги и запеканки. Каши можно чередовать с овощными блюдами (овощное рагу, тушеная капуста, свекла, морковь в молочном соусе) или готовить смешанные крупяно-овощные блюда (овощные голубцы с рисом; морковые, картофельные, капустные котлеты с соусом, запеканки). В качестве основного горячего блюда может использоваться рыба (припущенная или отварная), отварная детская вареная колбаса и сосиски (детские).
В качестве горячих напитков на завтрак используется чай, чай с молоком, кофейные напитки без содержания кофе и кофеина, молоко, какао-напиток с молоком, горячие витаминизированные кисели, горячие компоты из свежих и сухих фруктов и ягод, чаи из различных видов растительного сырья, напиток из шиповника и т.п.
Также в качестве напитка можно использовать соки или витаминизированные напитки промышленного производства – готовые в упаковке или инстантные (быстрорастворимые), приготовляемые непосредственно перед подачей (напитки «Золотой шар», «Цедевит», «Витастарт») и аналогичные витаминизированные напитки.
Обед состоит из закуски, первого, второго и третьего (напитки) блюда.
На закуску целесообразно подавать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы с добавлением свежей зелени. Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты (яблоки, чернослив, изюм). Салат следует заправлять растительным маслом (кукурузным, подсолнечным и др).
В качестве первых блюд используются самые разнообразные супы, кроме острых. Можно использовать легкие бульоны – куриный, мясной, рыбный, заправляя их овощами, крупами, клецками, фрикадельками. Можно периодически использовать вегетарианские, молочные, фруктовые супы.
В качестве вторых блюд используют припущенную или отварную рыбу, тушеное мясо, котлеты, мясные биточки, запеканки. Наиболее широко используются мясные, мясоовощные рубленые кулинарные изделия. Как правило, среднесуточная норма мяса полностью расходуется в обед, в основном в качестве второго блюда, для приготовления которого, помимо говядины можно использовать постную свинину, мясо кур, кроликов, субпродукты (печень, язык и т.д.) или рыбу. На гарнир дают тушеные овощи, рагу, а также крупяные изделия. На третье обязательно давать напиток (соки, кисели, компоты из свежих или сухих фруктов и ягод), целесообразно в обед давать детям свежие фрукты.
Полдник состоит из трёх блюд: молочного напитка (кефир, йогурт) и хлебобулочного или мучного кондитерского изделия (вафли, печенье, сухари, пряники, выпечка), а также, желательно, третьего блюда – свежих фруктов или ягод.
В детском дошкольном учреждении при 3-разовом питании полдник дополнительно включает какое-либо овощное или крупяное блюдо, например, запеканку, шарлотку, пудинг или блюдо из творога.
Ужин обычно состоит из молочных, крупяных, овощных, творожных и яичных блюд: сырники, ленивые вареники; сосиски с макарононными изделиями, салатом или винегретом. Сосиски дети могут получать 1-2 раза в неделю. Блюда из макаронных изделий готовят с маслом, сыром, яйцами, сосисками, вареной колбасой. Используются также различные запеканки: фруктово-крупяные, овоще-крупяные, творожно-крупяные; овощные блюда из картофеля, цветной капусты, моркови, свеклы, кабачков и т.д. в сочетании с рыбой, сосиской, вареной колбасой.
Кроме того, непосредственно перед сном или в ужин ребенку дают кисломолочные напитки (кефир, простоквашу, йогурт) с хлебом, булочкой. Особенно это касается некоторых детей, у которых наблюдаются приступы «ночного голода», когда аппетит возникает в ночное время. Связано это с особенностями синтеза в организме триптофана, способного стимулировать аппетит. Повышенная выработка триптофана может быть обусловлена избыточным потреблением углеводов в течение дня.
В завтрак, обед и ужин ребенку предлагают хлеб, который является важным продуктом питания, содержащим растительные белки, витамины группы В, минеральные вещества. Самый полезный темный хлеб: ржаной и из муки грубого помола (с отрубями, барвихинский, докторский), в нем в 5 раз больше содержится Fe, Mn, Cu, Zn. Темный пшеничный хлеб богат витаминами группы В, а также витамином Е и является источником клетчатки. Полезным считается хлеб, выпеченный с добавлением зерен подсолнечника, сои и других масленичных зерновых культур, благодаря наличию в них микроэлементов. Ржаной хлеб дается детям с 1,5 лет.
В определенные дни в отсутствии натуральных продуктов можно использовать в течение дня молочные, овощные, фруктовые, крупяные, мясные консервы, предназначенные для детского питания с учетом срока их годности.
Продолжительность приема пищи: завтрак, ужин, полдник — 10-20 минут, обед – 20-25 минут. Ужинать рекомендуется за 1,5-2 часа до сна, а на ночь ребенку следует давать молочный с пробиотиками продукт. Длительность промежутков между отдельными приемами пищи не должны превышать 3,5-4 часа.
Меню в детском саду
В современных детских садах питание детей должно быть сбалансированным, отвечать всем нормам и суточным потребностям детского организма.
Считается, что меню должно быть рассчитано на 20 дней, и в нем блюда не должны повторяться. Уже несколько лет, как Министерством здравоохранения было утверждено меню для детского сада, в котором существует второй завтрак, состоящий из фрукта и сока.
Основные принципы составления меню
На этой странице представлено меню для детского сада и яслей с нормами питания, рассчитанное на 5 дней.
№ | Меню | Выход (ясли) г. | Выход (сад) г. |
Понедельник (1 день) | I Завтрак: Плов фруктовый Кофейный напиток с молоком Хлеб с маслом | 150 150 30/5 | 200 200 50/10 |
II Завтрак: Апельсин | 150 | 150 | |
Обед: Борщ из свежей капусты на м/к бульоне Лапшевник с мясом, с соусом Компот из сухофруктов с вит. |
150/30
150
30
200/50
200
60
Молоко
Булочка домашняя
60
90
Салат морковный
Вареники с творогом
Молоко (ясли)
Чай с молоком (сад)
Хлеб пшеничный
120/4
150
(2 день)
Молочная манная каша
Какао с молоком
Хлеб с маслом с сыром
150
30/5/9
200
50/10/13
Cок
Салат из лука
Суп крестьянский вегетарианский
Жаркое по-домашнему
Компот из сухофруктов (вит.
Молоко
Печенье
20
25
Котлета рыбная
Капуста тушеная
Чай с лимоном
Хлеб пшеничный
120
150/5
30
150
200/7
60
Суп молочный вермишелевый
Кофейный напиток с молоком
Хлеб
Масло
150
30
5
200
50
10
Яблоко
Салат морковный
Рассольник на м/к бульоне
Голубцы ленивые
Компот из сухофруктов
Хлеб ржаной
150
150
150
30
200
200
200
60
Кефир с сахаром
Булка сдобная
60
90
Творожная запеканка с повидлом
Чай с молоком
Хлеб пшеничный
150
30
200
60
(4 день)
Молочная каша «Геркулес»
Какао с молоком
Хлеб с маслом
150
30/5
200
50/10
Сок
Суп овощной на м/к бульоне
Гуляш мясной с тушеными овощами
Напиток «Золотой шар»
Хлеб ржаной
Молоко
Вафли
20
20
Суфле рыбное
Картофель отварной с маслом
Чай с молоком
Хлеб пшеничный
120/4
150
30
150/5
200
60
(5 день)
Каша гречневая на молоке
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом и сыром
150
30/5/9
200
50/5/13
Груша
Салат из свеклы с изюмом
Суп лапша домашняя на м/к бульоне
Оладьи печеночные со сметанным соусом
Картофельное пюре
Компот из сухофруктов
Хлеб ржаной
Молоко
Булка домашняя
60
90
Овощное рагу
Чай с молоком
Хлеб пшеничный
150
30
200
60