Меню

Фактическое выполнение норм питания



Приложение N 10. Рекомендуемые суточные наборы продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях (г, мл, на 1 ребенка/сутки)

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 августа 2015 г. N 41 в приложение внесены изменения

Рекомендуемые суточные наборы продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях (г, мл, на 1 ребенка/сутки)

С изменениями и дополнениями от:

27 августа 2015 г.

Наименование пищевого продукта или группы пищевых продуктов

Количество продуктов в зависимости от возраста детей

Молоко и кисломолочные продукты с м.д.ж. не ниже 2,5%

Творог, творожные изделия с м.д.ж. не менее 5%

Сметана с м.д.ж. не более 15%

Мясо (бескостное/ на кости)

Птица (куры 1 кат потр./цыплята-бройлеры 1 кат потр./индейка 1 кат потр.)

Рыба (филе), в т.ч. филе слабо или малосоленое

Яйцо куриное столовое

Картофель: с 01.09 по 31.10

Фрукты (плоды) свежие

Фрукты (плоды) сухие

Соки фруктовые (овощные)

Напитки витаминизированные (готовый напиток)

Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)

Хлеб пшеничный или хлеб зерновой

Крупы (злаки), бобовые

Мука пшеничная хлебопекарная

Масло коровье сладкосливочное

Чай, включая фиточай

Мука картофельная (крахмал)

Соль пищевая поваренная

Хим состав (без учета т/о)

Энергетическая ценность, ккал

1 — при составлении меню допустимы отклонения от рекомендуемых норм питания
%;

2 — при использовании другого сырья необходимо делать перерасчет. Масса брутто может меняться в зависимости от исходного сырья и сезона года. При формировании меню необходимо обеспечивать выполнение натуральных норм питания в соответствии с данными, приведенными в столбце нетто.

3 — доля кисломолочных напитков может составлять 135-150 мл для детей в возрасте 1-3 года и 150-180 мл — для детей 3-7 лет;

4 — % отхода учитывать только при использовании творога для приготовления блюд;

5 — в случае замены говядины на другие виды мясного сырья (разрешенного для использования в питании детей в ДОУ /Приложение 11/, поступления новых видов пищевых продуктов, в том числе и импортных товаров, или в случае поступления нестандартного сырья, нормы отходов и потерь при технологической обработке этого сырья могут определяться дошкольной организацией самостоятельно путем контрольных проработок;

6 — количество витаминизированного напитка должно обеспечить не более 15% от суточной потребности детей в витаминах и может меняться в зависимости от состава напитка;

7 — в том числе для приготовления блюд и напитков; в случае использования продуктов промышленного выпуска, содержащих сахар (сгущенное молоко, кисели и др.) выдача сахара должна быть уменьшена в соответствии с его количеством, поступающим в составе используемого готового продукта;

8 — допустимы отклонения от химического состава рекомендуемых наборов продуктов %;

При использовании в питании детей готовых продуктов и полуфабрикатов промышленного производства со сложным составом, входящие в их состав ингредиенты следует учитывать одновременно в различных группах продуктового набора в соответствии с количественными сведениями о составе продукта, представленными изготовителем на упаковке (на основании технических документов, рецептур, расчетных или лабораторных данных).

Источник

Как оценить организацию питания детей в детском саду?

КРУГЛЫЙ СТОЛ

КАК ОЦЕНИТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ?

Вопросами организации питания в дошкольном учреждении занимаются несколько служебных подразделений: административное, медицинское, хозяйственное, а также совет родительской общественности и профсоюзная группа. Основная цель контроля состоит в том, чтобы зафиксировать истинное положение дел с организацией питания в ДОУ и своевременно произвести нужную коррекцию. Все специалисты и «общественники», контролирующие питание, имеют необходимые инструктивно-директивные и методические документы и руководствуются ими в своей деятельности. Вся работа проводится в тесном контакте со специалистами централизованной бухгалтерии.
Отчет о выполнении натуральных норм в соотношении с денежными нормативами готовится старшей медицинской сестрой по окончании каждой декады и заслушивается на расширенном оперативном совещании административной группы. Это позволяет внести коррективы в десятидневное меню, найти его оптимальный вариант для последующей декады. Кроме отчета старшей медсестры, на оперативном совещании заслушивается информация о контроле за питанием от методиста, заведующего хозяйством, врача дошкольного учреждения, общественности. Это позволяет получить целостную картину организации питания в ДОУ и определить приоритеты в направлениях контроля на последующую декаду. В начале следующего месяца вся полученная информация обобщается и определяются направления работы каждого специалиста по организации и контролю за питанием, составляется циклограмма деятельности.

Анализу и контролю подвергаются:

1) выполнение натуральных и денежных норм;
2) выход и качество блюд;
3) своевременность приготовления и сроки реализации приготовленного питания;
4) выполнение заявок, сроки завоза продуктов, соответствие их количества накладной, качество поставляемых продуктов;
5) обоснованность замены блюд в десятидневном меню;
6) доведение норм питания до детей, соответствие температуры подаваемых блюд, культура организации питания;
7) количество пищевых отходов;
8) сохранность и правила хранения продуктов;
9) технология приготовления питания;
10) калорийность питания.

Читайте также:  Нет питания реле поворотов камаз

Все данные заносятся в специальную карту, позволяющую в динамике отследить факторы (как внешние, так и внутренние), влияющие на качество работы по организации питания детей, и принять соответствующие меры.
Экономическая нестабильность породила ряд новых проблем, связанных с организацией питания. Это прежде всего невозможность в требуемом объеме выполнить натуральные нормы из-за отсутствия должного финансирования. Усугубляются эти проблемы и постоянным ростом цен на поставляемые продукты.
Нами принято решение о максимальном приближении к нормативам выполнения натуральных норм по мясопродуктам, сливочному маслу, рыбе, творогу, яйцам и сахару. Нормативы на остальные продукты как бы «отпущены». Но при этом возникает другая проблема: при использовании традиционного 10-дневного меню и при действующих денежных нормативах количество названных продуктов сводится на нет. Поэтому пришлось пересмотреть и технологические карты приготовления многих блюд, отказаться от таких блюд, в состав которых входит много ингредиентов, и предельно упростить их состав, чтобы найти оптимальное сочетание стоимости набора необходимых продуктов и качества приготовления из них пищи. В результате удалось обеспечить нижний предел калорийности питания (1750 кал), а в некоторые дни выйти и на более высокий уровень (до 1850—1900 кал).
Упрощение меню, практически постоянное снижение качества питания из-за недостаточности финансовых средств вызывают определенную напряженность в отношениях и требуют от администрации необходимых разъяснений и персоналу, и родителям. Постоянный контроль за организацией питания со стороны педагогов и родительской общественности практически полностью снимает проблему недоверия. Родителями контролируется доведение норм питания до детей, культура их обслуживания. Утренняя закладка продуктов, количество приготовленных порций, выход блюд контролируются педагогами ДОУ по утвержденному графику.

Юлия МИРОНОВА,
заведующая ДОУ № 303,
г. Нижний Новгород

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТА

. Существует необходимость ежемесячного подсчета среднего процента выполнения натуральных и денежных норм по дошкольному комплексу, чтобы руководители учреждений могли ориентироваться на более рациональные подходы к организации питания у своих коллег, оперативно перенимать лучший опыт.
К сожалению, приходится констатировать, что иногда дошкольные учреждения вынуждены заказывать продукты более низкого качества, чтобы уложиться в денежный норматив. Возьмем, например, такой продукт, как мясо. Мясо первой категории имеет содержание костей 20%, а в мясе второго и третьего сорта это содержание доходит до 60—70%. В результате потерь от холодной и горячей обработки от суточной нормы мяса в 100 граммов ребенок получает всего 37,5 грамма. В целях экономии средств дошкольные учреждения заказывают рыбу с головой, и потери в этом случае составляют 60%. Поставляются очень низкого качества творог (5% жирности), компотная смесь и другие продукты. В результате фактическая калорийность питания существенно понижается. Вывод может быть только один — при заказе продуктов связываться с поставщиком и справляться об их сорте и качестве.
Каждое дошкольное учреждение должно проводить серьезный анализ организации питания и с учетом посещаемости детей, так как в отдельные дни по конкретным учреждениям она колеблется от 89 до 43%. Кроме того, необходимо выполнять таблицу замены продуктов в связи с отсутствием морозильных камер и праздничными днями. В противном случае это ведет к снижению натуральных норм мяса, рыбы, молока. Нельзя произвольно, не имея на то достаточных оснований, допускать замену блюд. Это ведет к нарушению правильного сочетания продуктов. Иногда неадекватная замена блюд происходит из-за того, что не освоена технология приготовления новых блюд, а также из-за нежелания детей есть непривычные блюда (например, тушеная морковь заменяется на картофель, капустные котлеты — на манный пудинг и пр.).
Некоторые учреждения включают в меню дорогостоящие продукты: консервированные огурцы, помидоры, кабачковую икру, сгущенное молоко, курагу, изюм; при этом идет невыполнение натуральных норм по основным продуктам.
Имеет место и халатное отношение к хранению и использованию продуктов. Настораживает и тот факт, что в целом ряде дошкольных учреждений не используются в должной мере даже такие скромные денежные нормы на питание и в результате образуется их недопустимая экономия.

Т.А. МАРТЫНОВА,
главный специалист Отдела дошкольных
учреждений Управления образования
и молодежной политики администрации
Московского района, г. Нижний Новгород

Источник

Организация питания в образовательном учреждении

Автор: О. Лунина

Какими нормативными документами следует руководствоваться при организации питания? Какие требования предъявляются к самому питанию? Как документально оформляется и отражается в учете организация питания?

В соответствии с п. 1 ст. 37 Закона об образовании[1] на образовательные организации возложена обязанность по организации питания обучающихся. Какие нормы и требования следует при этом соблюдать, а также каков порядок отражения в учете различных операций, связанных с организацией питания, рассмотрим в данной статье.

Организацией питания должно заниматься образовательное учреждение. При этом нормативное регулирование обеспечения питанием обучающихся находится в компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 ст. 37 Закона об образовании). Они определяют стоимость питания, источники и правила его финансирования, льготные категории обучающихся, которые освобождаются от платы за питание полностью или частично, другие общие организационные вопросы.

Читайте также:  Хочу продать продукты питания

Кроме этого, на федеральном уровне совместным Приказом Минздравсоцразвития РФ № 213н, Минобрнауки РФ № 178 от 11.03.2012 утверждены Методические рекомендации по организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях (далее – Рекомендации). В них перечислены технические регламенты, СанПиНы и федеральные законы, которые необходимо соблюдать образовательным организациям. Следует заметить, что некоторые из названных в регламенте документов изменены или утратили силу, при этом сам регламент не утратил актуальности. Рассмотрим его основные положения.

Требования к питанию.

За питанием может быть организован контроль со стороны родительских комитетов, опекунских советов и других общественных организаций.

При организации питания рекомендуется предусмотреть следующие основные моменты (п. 4 Рекомендаций):

а) соответствие энергетической ценности суточных рационов питания энерготратам обучающихся и воспитанников;

б) сбалансированность и максимальное разнообразие рациона питания;

в) оптимальный режим питания;

г) обеспечение в процессе технологической и кулинарной обработки продуктов питания их высоких вкусовых качеств и сохранения исходной пищевой ценности;

д) учет индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников (потребность в диетическом питании, пищевая аллергия и прочее);

е) обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания;

з) соответствие сырья и продуктов, используемых в питании, гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания, предусмотренным техническим регламентом о безопасности пищевой продукции, техническим регламентом на соковую продукцию из фруктов и овощей, техническим регламентом на масложировую продукцию, Единым требованиям, утвержденным Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299, СанПиН 2.3.2.1940-05[2], СанПиН 2.3.2.1078-01[3].

Обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами (п. 7 Рекомендаций):

воспитанников дошкольных образовательных учреждений – среднесуточными наборами (рационами) питания для детей возрастных групп в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13[4];

обучающихся общеобразовательных учреждений – среднесуточными наборами (рационами) питания для обучающихся общеобразовательных учреждений в возрасте с 7 до 11, с 11 лет и старше – в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08[5];

обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования – среднесуточными наборами (рационами) питания для обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08;

обучающихся, получающих высшее профессиональное образование по очной форме обучения в учреждениях высшего профессионального образования, – среднесуточными наборами (рационами) питания для обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08;

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) учреждениях – среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с видом образовательного учреждения (общеобразовательная школа, общеобразовательная школа-интернат);

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с СанПиН 2.4.3259-15[6].

Согласно п. 11 Рекомендаций образовательным учреждениям рекомендуется использовать цикличное меню на 10, 14, 20, 28 дней.

Меню для каждого типа образовательных учреждений надо разрабатывать на основе утвержденных наборов (рационов) питания, обеспечивающих удовлетворение потребностей обучающихся и воспитанников разных возрастных групп в основных пищевых веществах и энергетической ценности пищевых веществ с учетом длительности их пребывания в образовательном учреждения и учебной нагрузки.

При разработке меню и организации питания следует также руководствоваться Методическими рекомендациями «МР 2.4.5.0107-15. 2.4.5. Гигиена. Гигиена детей и подростков. Детское питание. Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 12.11.2015. В них изложены основные принципы и рекомендации по организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах, а также по использованию ассортимента пищевых продуктов в питании детей.

В учреждениях также необходимо предусмотреть централизованное обеспечение питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения (п. 12 Рекомендаций).

Обеспечение водой может производиться в стационарных питьевых фонтанчиках или в емкостях.

Ассортимент пищевых продуктов, составляющих основу питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, рекомендуется составлять в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 и СанПиН 2.4.5.2409-08 (п. 14 Рекомендаций).

Надлежит организовывать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать трех-четырех часов. Для обучающихся и воспитанников, посещающих группу продленного дня в общеобразовательных учреждениях, дополнительно рекомендуется организовать полдник (п. 15 Рекомендаций).

В образовательных учреждениях (кроме дошкольных) может осуществляться торговля пищевой продукцией с использованием торговых автоматов.

Ассортиментный перечень пищевых продуктов, разрешенный для торговли таким способом, приведен в п. 16 Рекомендаций.

Организация питания.

Организация питания в образовательных учреждениях может осуществляться с помощью индустриальных способов производства питания и производства кулинарной продукции непосредственно на пищеблоках образовательных учреждений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (п. 17 Рекомендаций).

Читайте также:  Что такое ремонт системы питания

Индустриальными способами производства питания для образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать промышленное производство полуфабрикатов и готовых блюд с пролонгированными (увеличенными) сроками годности на пищевых производственных комплексах с использованием современных технологий, обеспечивающих крупносерийное производство наборов (рационов) питания, с последующей их выдачей доготовочными и раздаточными столовыми образовательных учреждений (п. 18 Рекомендаций).

Работники пищеблоков должны проходить курсы повышения квалификации (п. 19 Рекомендаций).

Разработка программ и проведение мероприятий, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивающих совершенствование организации питания в образовательных учреждениях, формирование культуры здорового питания у обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, могут осуществляться на базе региональных стажировочных площадок, в структуру которых могут входить профильные образовательные учреждения профессионального образования, общеобразовательные учреждения, научные организации (п. 20 Рекомендаций).

Документальное оформление и учет.

В рамках организации питания затрагиваются следующие основные направления учета:

учет продуктов питания;

учет готовых блюд;

учет платы за питание.

Учет продуктов питания. В соответствии с п. 118 Инструкции № 157н[7] продукты питания учитываются на счете 0 105 02 000 «Продукты питания» (чаще всего на счете 0 105 32 000 «Продукты питания – иное движимое имущество учреждения»). Продукты питания относятся к материальным запасам, и их приобретение согласно Указаниям № 65н[8] осуществляется по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

При организации закупки продуктов питания учреждения руководствуются Законом о контрактной системе[9]. При осуществлении закупки на услуги общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, заказчик вправе провести либо электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без предъявления требований к участникам закупки о наличии соответствующего опыта, либо конкурс с ограниченным участием с предъявлением требований к участникам закупки о наличии опыта в соответствии с нормами, установленными приложением 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее – Постановление № 99).

Такой вывод сделан исходя из того, что оказание услуг общественного питания и (или) осуществление поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, ведущих образовательную деятельность, организаций отдыха детей и их оздоровления (в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 тыс. руб.) относится к случаям закупки товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (п. 6 приложения 2 к Постановлению № 99).

При этом, при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик должен избегать необоснованного осуществления закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), так как это может повлечь за собой нарушение принципа обеспечения конкуренции, являющегося одним из базовых принципов контрактной системы в сфере закупок. Аналогичные разъяснения даны в письмах Минэкономразвития РФ от 18.02.2016 № ОГ-Д28-2109, от 06.06.2016 № Д28и-1474, от 19.09.2016 № Д28и-2577.

Аналитический учет продуктов питания ведется в оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Записи в этот документ производятся на основании данных накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) и накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038). Ежемесячно в оборотной ведомости (ф. 0504035) подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца (п. 119 Инструкции № 157н).

Накопительная ведомость (ф. 0504037) составляется по каждому материально ответственному лицу с указанием поставщиков (производителей), по наименованиям и (при необходимости) по кодам продуктов питания.

Записи в накопительной ведомости (ф. 0504038) производятся ежедневно на основании меню-требований (ф. 0504202) и других документов, прилагаемых к ней.

По окончании месяца в накопительной ведомости (ф. 0504038) подсчитываются итоги, определяется стоимость израсходованных продуктов и одновременно сверяется с численностью довольствующихся. Данный документ составляется по каждому материально ответственному лицу по наименованиям и (при необходимости) по кодам продуктов питания.

Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) применяется для оформления отпуска продуктов питания и составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о численности довольствующихся лиц.

Меню-требование (ф. 0504202), заверенное подписями лиц, ответственных за получение (выдачу, использование) продуктов питания, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные в рамках учетной политики правилами документооборота и технологией обработки учетной информации.

Все перечисленные выше формы документов утверждены Приказом № 52н[10].

Операции по поступлению и выбытию продуктов питания оформляются следующим образом:

Казенное учреждение
(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение
(Инструкция № 174н**)

Автономное учреждение
(Инструкция № 183н***)

Источник