Открытый урок «Санитария и гигиена на кухне..Физиология питания».
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Урок «Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания» разработан для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС II поколения. Структура урока: 1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Повторение и закрепление .
5) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
6) Рефлексия, выставление оценок (подведение итогов занятия).
Для обеспечения мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности на уроке используются активные формы обучения: фронтальная, групповая, игровая форма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_5a.odt | 71.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель : Шепырева Наталья Васильевна, учитель технологии
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№11 с углубленным изучением отдельных предметов»
Учебник : Технология. Технология ведения дома: 5 класс / уч. для обуч-ся обр. учр. / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Тема урока : «Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания».
Тип урока : Урок «открытия» новых знаний.
Цель урока : Познакомить обучающихся с правилами санитарии и гигиены, сформировать у учащихся знания о здоровых принципах питания.
1.Ознакомить с правилами санитарии и гигиены, изучить безопасные приемы труда; познакомить учащихся с посудой и приспособлениями, правилами ухода за ней; ознакомить с приемами оказания первой помощи при порезах, ожогах паром или кипятком; способствовать формированию представления о значении пищи в жизни человека, о питательных веществах.
2.Способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания. Формировать познавательный интерес к предмету.
3.Воспитание культуры безопасного труда и стремления к здоровому образу жизни.
1. Материально-техническая база:
- кабинет технологии(оснащен компьютером);
2. Дидактическое обеспечение:
Методы проверки ключевых компетенций учащихся:
Формы организации деятельности учащихся:
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: познакомить учащихся с посудой и приспоблениями,правилами ухода за ней, ознакомить с правилами безопасной работы на кухне, ознакомить с приемами оказания первой медицинской помощи при порезах, при ожогах паром или кипятком; освоение новых знаний о физиологии питания, выявление характерных особенностей пищевых продуктов, рационального питания.
Метапредметные: самостоятельная постановка и формулировка темы и задач урока; планирование собственной познавательной деятельности ; формирование навыков работы с учебной литературой; формирование навыков анализа и систематизации; организация сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками.
Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; умение конкретизировать и анализировать полученную информацию; применять полученные знания в жизни, формируя здоровый образ жизни в области питания.
I. Организационный этап.
— Добрый день всем, кто пришел на наш урок. Встаньте красиво, поприветствуйте наших гостей, посмотрите как их сегодня много. Я думаю, что мы их порадуем хорошей работой. Я вам предлагаю искренне улыбнуться друг другу, а теперь и я вам дарю свою искреннюю улыбку и приглашаю вас на урок. Садитесь.
1.2. Проверка готовности к уроку.
- — Сегодня на занятии присутствуют все? Спасибо.
У вас есть всё необходимое для урока (тетрадь, учебник) ? На рабочем месте должен быть порядок.
1.3. Настрой учащихся на работу.
- — И с хорошим настроением начинаем наш урок. Я уверена. Что вы все всё знаете. И все получите хорошие отметки.
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: — Свой урок я хотела бы начать со следующего стихотворения:
Пришла с работы мама.
Вздыхает мама тяжко,
В глаза ей лезет прямо
Да две арбузных корки –
— Что это за картина? –
Голос мамы тверд.
Сын сказал невинно:
1.О чем это стихотворение?(ответы учащихся)
2.Одобряете ли вы поведение Егорки?(ответы учащихся) Почему?(ответы учащихся)
3.Как бы вы поступили на его месте?
4.Как вы думаете, какая проблема рассматривается в этом стихотворении?(ответы учащихся)
Учитель: — Запишите тему урока: «Санитария и гигиена на кухне»(записать на доске).
— Прослушайте пожалуйста еще одно стихотворение, оно вам должно быть знакомо:
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
«У меня живот болит».
1.Почему заболел живот у Робина Бобина? (ответ учащихся)
2.Опасно ли переедание? (ответ учащихся)
3.Питание должно быть здоровым? (ответ учащихся)
4.А какую проблему вы видите в этом стихотворении?(ответы учащихся)
Записываем на доске «Физиология питания».
Итак, тема урока «Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания».
Сегодня у нас первый урок по кулинарии, а знаете ли вы что такое кулинария?(ответ учащихся).
Учитель: — Кулинария — это искусство приготовления пищи.
— Запишите в тетрадь определение понятия «кулинария». Слайд № 1
— Какие профессии связаны с кулинарией? Слайд № 2
( Ответы учащихся: повар, помощник повара, официант, санитарный врач).
-Запишите в тетрадь названия этих профессий. (Повар, официант).
— Сегодня на уроке речь пойдет о посуде, о правилах ухода за ней, а также о безопасных приемах работы на кухне и первой помощи при порезах и ожогах паром или кипятком. А так же поговорим оздоровом и правильном питании.
III. Актуализация знаний.
Учитель: — Давайте для начала вспомним что такое кухня?(ответ учащихся)
Слово «кухня» заимствовано из немецкого языка и означает «место для варки». Слово кухня в русском языке не упоминалось до конца 18в. Специального помещения для приготовления пищи в крестьянских избах не было.
Примерно ¼ избы занимала русская печь, она служила для обогрева, хлебопечения и приготовления пищи. Здесь были сосредоточены все принадлежности для готовки. Посуда, найденная при раскопках: из камня, керамическая, металлическая ,из бересты.
Среди древнейших орудий важное место занимали кремневые ножи, служившие и оружием и для нарезания пищи.
Сотни тысяч лет потребовалось, чтобы примитивные ножи приобрели ручку, затем превратились в бронзовые, железные, стальные и из грозного орудия преобразились в столовый нож.
Когда появились ложки, сказать трудно, но две тысячи лет тому назад они были уже известны. Без ложки обойтись труднее, чем без вилки, поэтому и знают ее уже давно почти все народы.
Вилки вошли в обиход сравнительно недавно – два, три века тому назад, а в России – во времена Петра 1. Вначале вилки, использовали, как особо ценные предметы сервировки для десерта.
Давайте с вами выясним, каким должен быть основной набор кухонной посуды и инвентаря?
— Молодцы! Давайте проверим. Проверяем и я вношу пояснения насчет посуды. Слайд № 3
(кастрюли, сковородки и т.д.) (чайный, кофейный, столовый сервизы)
Учитель: — Приготовление пищи требует безупречной чистоты, тщательного соблюдения санитарно – гигиенических правил. Очень часто причиной желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений могут быть не только недоброкачественные продукты, но и антисанитарное состояние кухни, кухонного инвентаря и приспособлений.
Что нужно делать для поддержания чистоты на кухне?(ответ учащихся)
1.Кухонную посуду надо мыть сразу после ее использования.
2.Ежедневно проводить уборку помещения.
3.Ежедневно мыть и вытирать мебель и кухонное оборудование.
4.Своевременно выбрасывать мусор.
5.Производить уборку специальными моющими и чистящими средствами.
6.Ежедневно менять кухонные полотенца.
7.Часто менять губки для мытья посуды.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Каждая из вас мыла посуду. А умеете ли вы мыть посуду правильно? В какой последовательности вы это делаете?(ответ учащихся)
Учитель: — Раздаю карточки. Где нужно пронумеровать последовательность мытья посуды. Посоветуйтесь в команде.
Дети советуются, нумеруют и проверяем выведя на слайд.
Учитель: Где у вас возникли затруднения?(обсуждение с детьми)
Кроме того сначала моют чайную, потом столовую, а затем уже кухонную посуду.
Скажите, а кроме моющих средств продающихся в магазине, что можно еще испозовать для мытья посуды?(ответ учащихся)
Учитель: -Приготовление пищи не терпит присутствия грязи на руках, одежде, посуде, так как болезнетворные микробы могут вызвать пищевые отравления. Вот почему при кулинарных работах нужно соблюдать санитарно-гигиенические требования. Давайте с ними ознакомимся и в дальнейшем неукоснительноим будем следовать. Откройте стр.30 учебника и найдите пожалуйста. Какие требования предъявляются к лицам приготовляющим пищу?
Дети ищут и зачитывают. Слайд № 5 .
1)Надеть специальную одежду.
2) Вымыть руки с мылом, подстричь ногти.
3) Спрятать волосы под косынку.
-Запишите в тетрадь.
Учитель: Оказывается, существуют правила подготовки продуктов к приготовлению пищи:
Дети ищут и зачитывают. Слайд № 6 .
1) Продукты перед тепловой обработкой должны быть вымыты.
2) Фрукты и овощи, которые будут употреблять сырыми, обязательно ополаскивают кипяченой водой.
3) Для разделки мяса, рыбы, нарезки сырых и вареных овощей, хлеба нужно иметь специальные доски, а чтобы их не путать, доски надо промаркировать: Х – хлеб, СО – сырые овощи, ВО – вареные овощи, СР –сырая рыба, СМ – сырое мясо, ВР –вареная рыба, ВМ – вареное мясо, Г – гастрономия, т.е. колбаса, сыр и др.
4) Нельзя готовить пищу в посуде с поврежденной эмалью.
-Запишите в тетрадь.
Учитель: А знаете ли вы правила хранения продуктов и готовых блюд?
Самые важные правила надо запомнить.
Дети ищут и зачитывают. Слайд № 7 .
1) Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты, скоропортящиеся продукты надо хранить в холодильнике.
2) Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определенного срока.
3) Готовые к употреблению продукты, хранить в закрытом виде,отдельно от сырых. 4)Перед загрузкой в холодильник все продукты заворачивают в пищевую пленку.
5)Готовые продукты в холодильник помещают остывшими в стеклянной, фаянсовой или эмалированной посуде.
6)Различные продукты и готовые блюда размещают в холодильнике на соответствующих полках.
-Запишите в тетрадь.
Учитель : Все вы любите помогать своим мамам на кухне, но нельзя забывать о том, что кухня таит в себе опасность. При неумелом пользовании ножом можно порезаться, горячей водой или о раскаленную сковородку можно обжечься.
Сейчас каждая группа подготовит по два правила безопасного пользования:
I группа II группа
- газовая плита; 1) горячая посуда и жидкость;
- эл. нагреват. приборы. 2) ножом и приспособлениями.
Учитель: Заслушиваем и вывожу на слайд. Слайд № 8. (газ.пл.)
Слайд № 9 . (эл.нагр.пр.)
Слайд № 10 . (гор.посуда)
Учитель: Но все таки работая на кухне вы вдруг порезались ножом. Каковы ваши действия?(ответ учащихся)
Учитель: Запомните! (т/б при работе с ножом) Слайд № 12
Учитель: А кто- нибудь из вас когда -либо получал ожог на кухне? Что вы делали?(ответ учащихся)
Учитель: Сейчас проверим и запомним как правильно поступить в такой ситуации.
V. Первичная проверка понимания.
Учитель: Раздаю каждой команде по карточке.
Дети командой отвечают, а затем обмениваются ими.(взаимопроверка).
3) Условный порез. Дети обрабатывают « рану» сначала кипяченой водой, потом «перекисью водорода», затем накладывают повязку с помощью бинта.
4) Условный ожог. Дети погружают« ожог» сначала под холодную воду , потом холодный влажный бинт, а затем накладывают противоожоговую мазь или противоожоговую повязку из аптечки , но не тугую.
II. Мотивация учебной деятельности.
Подойдите по 1 человеку от команды( даю конверт). Здесь задание, которое содержит всего один вопрос. Вы своей командой обсудите и дайте на него ответ. Который мы заслушаем позже. (Что вам необходимо в первую очередь?) Слайд № 14
Учитель: Что общего выявилось в данных ситуациях?
Мы с вами пришли к выводу. Что существуют основные потребности человека.
Более подробно мы будем говорить о нашем питании, а точнее о физиологии питания. Я хочу вам рассказать притчу, послушайте её внимательно.
К Насреддину пришёл мужчина и начал жаловаться на боли в животе. Да к тому же он рассказал о пышном застолье, где он попробовал все блюда выставленные на стол.
— Ну что же, уважаемый! Вот Вам рецепт, получите капли для глаз!
— Зачем мне капли для глаз!? — возмутился больной.
— Чтобы в следующий раз видел, что ты ешь!
III. Актуализация знаний.
Питание — это очень важный физиологический процесс. Процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержки жизни, здоровья и работоспособности. Вот почему человек ест в любом возрасте и всю жизнь. (изображены продукты которые мы едим) Слайд № 15
Это то , что мы едим чаще всего, рядом интересные цифры. Они указывают на то количество продуктов съедаемых нами за нашу жизнь.
Каждый перечисленный продукт состоит из следующих «пищевых кирпичиков» , а каких мы с вами сейчас и узнаем( раздаю каждой группе по 3 конвертика, где разрезаны слова «белки», «жиры», «углеводы», «витамины», «вода», «мин.ве-ва»). Ваша задача собрать эти пазлы.
Дети собирают и получаются слова.
Называют по одному слову БЕЛКИ (прикрепляют к доске) А что же это такое(доклад учащегося) и вывести на слайд слово БЕЛКИ и продукты содерж. его. Слайд № 16
В каких продуктах находится больше всего белка?( карточки на столе с содержанием тех или иных питателтьных веществ).
-Запишите в тетрадь.
и т.д. в итоге получаем цветок.
Учитель: Ни один продукт употребляемый нами, не дает всех питательных веществ одновременно. Как вы думаете – для чего нам необходимы знания о здоровом питании?
Вся ли пища одинаково полезна?(ответ учащихся)
Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в магазин и группа №1 выберет — полезные продукты, а группа №2 — вредные(отбирают продукты) и поясняют.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Вы потопайте – нет, нет!
Постоянно нужно есть —
Для здоровья важно!
Фрукты, овощи, омлет,
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад,
Это правильный совет?
Зубы вы почистили и идите спать.
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Вывод: в пищу необходимо употреблять полезные продукты, исключить из своего меню «злые» продукты, которые укорачивают жизнь человека, посоветовать это окружающим людям: друзьям, родным.
- IV. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Вывести слайд пищевая пирамида. Слайд № 22 Как вы думаете, что это за картинка? О чем она говорит?(ответ учащихся) Учитель: Это пищевая пирамида, которая поможет вам правильно употреблять продукты питания. В основании пирамиды изображены те продукты, которые нужно употреблять больше всего — это фундамнт нашего организма, а на самой вершине пирамиды продукты , которых должно быть меньше в нашем рационе или стараться избегать их вообще. Но кроме этого необходимо соблюдать культуру питания или принципы рационального питания. Мы сейчас с вами вместе попытаемся сформулировать правила питания, анализируя пословицы и поговорки.
1. «Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу». Слайд № 23
«Лучше 7 раз поесть, чем 1 раз наесться».
(I правило — Есть надо регулярно, не меньше 4 -5 раз в день, в одно и тоже время).
-Запишите в тетрадь.
2. «Обжора роет могилу себе собственными зубами». Слайд № 24
« Пища, которая не переваривается съедает того, кто её ест».
(II правило — Умеренное потребление пищи).
-Запишите в тетрадь.
3. «Когда я ем , я глух и нем». Слайд № 25
(III правило — Еду нужно принимать в спокой ной обстановке, не спешить).
-Запишите в тетрадь.
4. «Гречневая каша — пища наша , а хлебец ржаной отец наш родной». Слайд № 26
«Нынче толкно, завтра толокно,да как всякий день одно, так и прискучит оно».
(IV правило — Рацион должен быть разнообразным и полноценным по составу).
-Запишите в тетрадь.
Молодцы , очень хорошо справились с заданием!
Учитель: Для того чтобы пища принесла максимальную пользу, важно не только соблюдать правильный режим питания и подбирать необходимые рационы, но и правильно хранить и готовить ее. Большинство скоропортящихся продуктов хранят на холоде. Однако надо иметь в виду, что холод убивает не микробов, а лишь задерживает их размножение.Внимательными нужно быть при покупке продуктов,ведь некачественная пища может нанести вред организму, вызвать пищевые отравление. Как же это предупредить? Откройте учебник стр.39 и по очереди давайте прочитаем как избежать пищевых отравлений.
Дети читают вслух.
Учитель: А если вдруг произошло отравление вы знаете способы доврачебной помощи.(ответ учащихся) , а затем слайд. Слайд № 27
V. Первичная проверка понимания.
А. Каждой группе задание: по два принципа рационального питания, описать кратко каждый из них. Даётся 5 минут. С каждой группы выступает один участник и кратко отвечает на поставленную задачу.
Б. Каждой группе раздаются листы А4. Заполнить треугольник «Потребность человека в продуктах питания». Каждая группа защищает свой рисунок.
VI. Информация о домашнем задании.
Домашнее задание: параграф 5,6; Доклад на тему «Витамины в апельсинах и лимонах»; «Витамины в моркови и печени»; « Витамины в хлебе и крупах».
Учитель: Ну, что же. Давайте подведём итоги сделаем выводы по теме урока.
1)Что нового узнали на уроке?
2)Что понравилось сегодня?
3)Какие затруднения у вас возникали?
Девочки, дайте оценку сегодняшнему уроку пригодятся вам эти знания, переработаете вы их, или вовсе не пригодятся(прикрепляют к стенду).
Наш урок здоровья хочу закончить высказываниями знаменитых людей: Слайд № 28
Переедание вредно для здоровья. Гиппократ
Неподходящая пища может привести к заболеваниям. К. Джефри
Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить. Сократ
Источник