Меню

Интернет уроки питание животных



Урок на тему » Питание животных»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

ТЕМА: Питание животных

: Цель урока: раскрыть особенности питания и пищеварения у животных

Образовательные: сформировать понятие о питании и пищеварении у животных; раскрыть понятия «пищеварение», «ферменты»; показать усложнение пищеварительных систем животных;

Развивающие: развивать логическое мышление; речь; внимание; умение работать со схемами, рисунками, текстом учебника, сравнивать, делать выводы; развивать навыки работы с биологическими терминами и практические умения по распознаванию и определению отдельных органов и их систем;

Воспитательные: А) продолжить умение работать в парах (коммуникативная культура общения),

Б) развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности,

В) создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностя­ми гетеротрофного питания, способами добывания пищи; учатся выделять суще­ственные признаки питания животных; овладевают уме­нием различать животных по способам добывания пищи.

Метапредметные: учащиеся осваивают основы иссле­довательской деятельности, классифицировать животных по способам добывания пищи; учатся работать с раз­ными источниками информации, находить информацию о питании в учебнике.

Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.

Основные понятия урока: гетеротрофное питание, пищеварение, растительноядные, плотоядные и всеядные животные, хищные растения.

Деятельность учащихся: работа с учебником, в группах, в тетради, обсуждение особенностей питания.

Тип урока: Изучения нового материала

Методы обучения: частично – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник “Биология 6 класс. Живой организм, Сонин Н.И.” , рисунки животных в учебнике,(слайдовая презентация урока

Скачать:

Вложение Размер
urok_biologii_po_fgos_v_6_klasse.docx 83.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии по ФГОС в 6 классе

ТЕМА: Питание животных

: Цель урока: раскрыть особенности питания и пищеварения у животных

Образовательные: сформировать понятие о питании и пищеварении у животных; раскрыть понятия «пищеварение», «ферменты»; показать усложнение пищеварительных систем животных;

Развивающие: развивать логическое мышление; речь; внимание; умение работать со схемами, рисунками, текстом учебника, сравнивать, делать выводы; развивать навыки работы с биологическими терминами и практические умения по распознаванию и определению отдельных органов и их систем;

Воспитательные: А) продолжить умение работать в парах (коммуникативная культура общения),

Б) развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности,

В) создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями гетеротрофного питания, способами добывания пищи; учатся выделять существенные признаки питания животных; овладевают умением различать животных по способам добывания пищи.

Метапредметные : учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, классифицировать животных по способам добывания пищи; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о питании в учебнике.

Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.

Основные понятия урока: гетеротрофное питание, пищеварение, растительноядные, плотоядные и всеядные животные, хищные растения.

Деятельность учащихся: работа с учебником, в группах, в тетради, обсуждение особенностей питания.

Тип урока : Изучения нового материала

Методы обучения : частично – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности : групповая, индивидуальная.

Оборудование : учебник “Биология 6 класс. Живой организм, Сонин Н.И.” , рисунки животных в учебнике,(слайдовая презентация урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.

1.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Посмотрите на доску:

… дышит, двигается, растёт, развивается, размножается, умирает.

— Прочитайте эти слова. Что это за слова?

— Всё ли здесь перечислено? Какие ещё признаки живых организмов вы знаете? (Организмы питаются.)

На прошлом уроке мы начали знакомиться с темой «Питание и пищеварение» и рассмотрели: как происходит питание растений . Для опроса домашнего задания я приготовила вам кроссворд на тему: «Питание растений». Ученики выполняют кроссворд, проводят взаимоконтроль и взаимооценку.

1. Органоиды клетки зеленого цвета, принимающие основное участие в фотосинтезе.

2.Щелевидные клеточные образования

3. . Процесс образования глюкозы из углекислого газа и воды под действием света.

4. Органическое вещество, которое образуется из глюкозы. Способно накапливаться в семенах, клубнях. окрашивается в синий цвет под действием йода.

5.Способ питания -поглощение корнями воды и минеральных веществ

6. Основной орган растения, в котором происходит фотосинтез.

7. Газ, поглощаемый растениями в процессе фотосинтеза

Прежде чем, объявить вам тему и цели урока, хочу прочитать вам стихи

Мышки – серые воришки.

Сыр нашли в кладовке мышки.

Но не спит хозяин кот,

Кот кладовку стережет.

Под корой сосны и ели

Точит сложные тоннели

Только к дятлу на обед

От зубастых щук таясь,

Стороной проплыл … (карась)

Все жуки, букашки, мушки –

Вкусный завтрак для … (лягушки)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад, вперед по полю вскачь,

А зовется птица … (грач)

В лесу мне видеть довелось,

Как грыз кору могучий…(лось)

Вопрос к учащимся: О чем этот стишок? О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

– О питании животных

2. Изучение нового материала

На предыдущем уроке было изучено питание растений; сформулируем тему сегодняшнего урока и запишем ее в тетради: “Питание животных”.

– Мы должны узнать, как питаются разные животные.

– Выяснить, какие приспособления имеют животные для добывания пищи.

– Выяснить, что общего в процессе питания у всех животных.

Переходим к 1 вопросу«Группы животных по способу питания

Демонстрация видио – что животные питаются разной пищей

Работа с учебником стр60-62 Групповая работа

«Выявите группы животных по способу питания» и укажите представителей

Группы животных по способу питания

А Бурундук, олень и бабочка питаются растениями — это растительноядные животные (запись в схему).

Б Ястреб, тигр, аллигатор питаются другими животными — это хищники (запись в схему)

В Медведь питается как растениями, так и животными, т.е. он – всеядный (запись в схему).

Г .Дождевые черви, гиены, грифы — питаются мёртвыми (гниющими) остатками растений и животных, т. е. они трупоеды (запись в схему).

Д Блохи, клопы питаются кровью животных и человека, т. е. являются паразитами (запись в схему).

Е — сожительство рака – отшельника и актинии, зеленой гидры с одноклеточными водорослями.

Итог (подводят учащиеся): животные делятся на 6 групп в зависимости от видов питания – растительноядные, хищники, всеядные, трупоеды , паразиты, симбионты. У животных есть определённые приспособления к виду питания.

К нам на урок были приглашены представители всех групп, но они, к сожалению, приехать не смогли, а прислали нам телеграммы. Наша задача – определить, кто является авторами телеграмм.

(Детям раздаются телеграммы, они их зачитывают и определяют авторов.)

№ 1. Мы ближе всех к автотрофам. Зря они нас не любят! Ведь некоторые из нас помогают им размножаться! ( травоядные)

№ 2. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только очень ( Хищные)

№ 3. Мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку!

№ 4. Мы – самые дружелюбные. Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы очень много делаем друг для друга! (Симбионты)

№ 5. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем! (паразиты )

Распределить животных по типам питания. Индивидуальная работа в парах.

(Учащиеся на выданных карточках распределяют животных по группам питания)

волк личинка мухи фазан пиявка свинья

лев гиена ласточка клещ голубь

пантера клест акула медведь аскарида

орел гриф белка гадюка вирус

сова хомяк вороны махаон блоха

человек жираф вши щука осьминог

После окончания работы учащиеся осуществляют проверку .Правильные ответы для ускорения работы проецируются на экране.

2 – три и более ошибок

Все животные обеспечивают себя питанием, используя для этого готовые органические вещества, способы питания разнообразны.

Учитель: Что происходит с пищей, попавшей в организм животных?

Ученики: Пища в организме переваривается.

Учитель: Почему органические вещества пищи не могут сразу усваиваться клетками животного? Что такое пищеварение? В чем его суть?

Попытайтесь, опираясь на материал учебника стр63 сформулировать определение понятия «пищеварение».

Учитель: Какая система органов обеспечивает процесс пищеварения?

Ученики: Переваривание пищи происходит в пищеварительной системе.

Учитель: Давайте вспомним, какие органы входят в состав пищеварительной Ученики: пищеварительная система состоит изо рта, глотки, пищевода, желудка, кишечника, анального отверстия.

Учитель: У всех ли животных есть все эти органы? Как происходит процесс пищеварения у разных животных

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту и рисункам учебника на с. 63-64.

Пищеварение у простейших?

Амеба, как и все животные, питается готовой пищей – бактериями, одноклеточными животными и водорослями, мелкими органическими частицами – остатками умерших животных и растений. Наталкиваясь на добычу, амеба захватывает ее ложноножками и обволакивает со всех сторон. Вокруг добычи образуется пищеварительная вакуоль. Из цитоплазмы выделяется пищеварительный сок, благодаря которому пища переваривается. Питательные вещества, образующиеся в результате пищеварения, всасываются в цитоплазму, а непереваренные остатки перемещаются к поверхности тела амебы и выбрасываются наружу. Для переваривания пищи с помощью одной вакуоли амебе требуется от 12 часов до 5 суток.

Процесс переваривания пищи у кишечнополостных, на примере, гидры. Стрекательные капсулы своими нитями опутывают добычу и парализуют ее. добыча захватывается щупальцами и направляется в ротовое отверстие. Гидры могут «осилить» весьма крупную добычу, превосходящую их по величине, например даже мальков рыб.

Далее пища поступает в кишечную полость, где и начинает перевариваться, а затем проникает в клетки внутреннего слоя гидры, в которых заканчивается пищеварение. У гидры пищеварение как внутриклеточное, так и внутриполостное. Продукты выделения, а также не переваренные части пищи выбрасываются наружу через ротовое отверстие

У плоского червя – планарии уже есть глотка и желудок, но отверстие, как и у гидры одно. Рот у планарии находится посередине тела, на брюшной стороне. Он ведет в глотку. Это ловчий аппарат. Переваривание пищи происходит в разветвлениях кишечника, который заканчивается слепо. Непереваренные остатки пищи выбрасываются через рот наружу. У дождевого червя более сложная пищеварительная система. Она начинается ртом и заканчивается анальным отверстием. Имеется глотка, пищевод, желудок и кишечник.

Пищеварительная система позвоночных состоит из ротового отверстия, глотки, пищевода, желудка, кишечника и анального отверстия. У позвоночных с пищеварительным трактом связана система желёз . У позвоночных развиваются слюнные железы ,печень, поджелудочная железа. Многие многоклеточные животные – от кольчатых червей до млекопитающих имеют подобный план строения пищеварительной системы.

В чем заключается усложнение процесса пищеварения у многоклеточных животных по сравнению с одноклеточными?

В чем заключается усложнение процесса пищеварения у собаки по сравнению с дождевым червем?

Ученик : Имеют-печень, поджелудочную железу, слюнные железы

Учитель: Печень, поджелудочная железа, слюнные железы- это пищеварительные железы. А каково значение пищеварительных желез?

Ученики: Пищеварительные железы выделяют пищеварительные ферменты, обеспечивающие переваривание пищи.

Учитель: Опираясь на текст учебника, сформулируйте определение понятия «ферменты».

Ученики: Ферменты – вещества, обеспечивающие переваривание пищи.

Ферменты есть в слюне, желудке,кишечнике

Исследовательская работа учащихся с учителем химии» действие слюны и желудочного сока на крахмал и белки.

Цель опыта: убедиться, что в слюне есть ферменты, расщепляющие крахмал. Выяснить, какие изменения происходят с крахмалом под действием ферментов слюны.

Действие слюны на крахмал

Крахмал расщепляется ферментом слюны до глюкозы .В продуктах питания, крахмал можно обнаружить с помощью йода. Крахмал с йодом дает синее окрашивание. Если на крахмальный клейстер налить слюну, разбавленную в воде при комнатной температуре и капнуть йод, окраска не изменится. Ферменты слюны расщепили крахмал до глюкозы.

Действие желудочного сока на белки

Белок состоит из цепочки аминокислот, соединенных пептидными связями.

С помощью определенного химического вещества можно обнаружить белок. Окраска из синего становится красно-фиолетовым. Если на белок подействовать желудочным соком вещество окраску не меняет.

Какой вывод можно сделать по результатам данного опыта.

Ферменты расщепляют сложные вещества до простых.

У животных есть определённые приспособления к виду питания.

  • Какие приспособления имеют животные для добывания пищи?
  • Все животные ……. то есть питаются готовыми органическими веществами.
  • Процесс механической и химической переработка пищи называется …………….
  • Процесс пищеварения происходит в …………………….

Написать сочинение с элементами исследования « Питание моего пушистого друга», ответив на вопросы: что любит кушать, какие приспособления имеет для питания.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Учитель задает ученикам вопросы:

1. Чем мы сегодня занимались?

2. Что у нас получилось хорошо?

3. Что мы для этого делали?

4. Довольны ли мы результатом?

5. Сегодня я понял . . .

6. Сегодня я научился.. . .

Учащиеся сдают рисунок, отражающий их эмоции по уроку.

На изображенном на листе ватмана дереве они прикрепляют листья разного цвета: Зеленый цвет – у меня хорошее настроение

Желтый цвет – у меня настроение так себе, ни хорошее, ни плохое

Красный цвет – у меня плохое настроение

Учитель называет животных, если это растительноядное, то дети должны хлопнуть в ладоши, если хищник – топнуть ногами, если всеядное – поднять руки вверх.

лось, бабочка, пчела- хлопок

человек, медведь-руки вверх

барс, волк, лиса-топнуть ногой

заяц ,колорадский жук,белка -хлопок

Проверочнаяработа
Найти соответствие (задание проецируется на экране)

1. Взаимополезное сожительство двух организмов.

2. Животные, питающиеся растительноядными животными.

3.Организмы,забирающие у других необходимые питательные вещества и ничего не дающие им взамен.

4.Вещества, обеспечивающие переваривание пищи.

5.Животные, поедающие сами растения или их плоды и семена.

6.Процесс переработки пищи.

7.Животные, поедающие останки животных и растений.

8.Процесс получения организмами веществ и знергии.

9.Организмы, создающие питательные вещества из непитательных.

10.Организмы, потребляющие готовые питательные вещества.

11.Процесс образования органических веществ из неорганических на свету в зеленых листьях из углекислого газа и воды.

Взаимопроверка учащихся в парах (ответы проецируются на экране)
Ответы: А – 10, Б – 9, В – 8, Г – 6, Д – 2,Е – 1, Ж – 3, З – 11, Е -4, К – 7, Л – 5.

Источник

Читайте также:  Уход за персидскими котятами питание