Меню

Используя материалы учебника заполните таблицу гетеротрофное питание хищных растений

§ 28. Гетеротрофное питание

1. Каковы особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных? 2. Чем питаются организмы?

Каждое животное нуждается в пище. Она является источником пищевых веществ и энергии, которые используются животным для роста, жизнедеятельности и размножения. Животные питаются растениями, грибами, другими животными, а также мёртвыми организмами. Поэтому одним из характерных признаков животпых является потребление готовых органических веществ и заключённой в них энергии — гетеротрофное питание. Животпые захватывают и поглощают организмы целиком или кусками. Поглощённая пища измельчается и расщепляется с помощью особых веществ на компоненты, которые легко усваиваются клетками животного. Гетеротрофно питаются и грибы (см. § 27).

Процесс переработки пищи называют пищеварением.

Одноклеточные животные (например, амёба) и кишечнополостные (медузы, гидры, актинии, коралловые полипы) захватывают пищевые частички целиком. Добыча у этих животных переваривается внутри организма.

Иначе переваривают пищу пауки. Паук прокалывает покров жертвы (мухи, тли) и впрыскивает в неё слюну с пищеварительными соками. Добыча переваривается впе организма паука. Через некоторое время паук высасывает жидкое содержимое жертвы, как сырое яйцо. А от жертвы остаётся только твёрдый паружный покров.

У большинства животных есть специальные органы пищеварения, способные заглатывать, размельчать и переваривать пищу (ротовая полость, пищевод, желудок и др.). Быстрое и эффективное переваривание пищи характерно для птиц.

По способам добывания пищи животных можно условно разделить на растительноядных, плотоядных и всеядных.

Растения служат пищей для большой группы растительноядных животных (рис. 66, а). Одни животпые кормятся ягодами, сочными плодами и семенами растений. Другие питаются зелёными частями растений, обгрызая почки, листья, молодые побеги. Это многие звери, птицы, моллюски, насекомые. Ряд животных питается подземными частями растений, повреждая корни, луковицы, клубни. Растительноядными являются многие рыбы, моллюски, членистоногие, водные звери, употребляющие в пищу водные растения.

Плотоядные животные, или хищники, питаются другими животными (рис. 66, б). Например, основной пищей хищника рыси служат зайцы. Обычно хищник вначале убивает свою добычу (жертву), а затем поедает её. Но прежде он должен жертву поймать. Для этого у хищника есть специальные приспособления: острые когти, зубы и т. д. Однако и у жертв исторически вырабатываются защитные особенности: шипы, панцири, защитная окраска, ядовитые железы, способность быстро прятаться, зарываться в рыхлый грунт, строить недоступные хищникам убежища.

До недавнего времени считалось, что все хищники — вредные животные. Это представление ошибочно. Уничтожение хищников часто приводит к нежелательным последствиям и наносит большой ущерб и природе, и человеку. Жертвами хищников обычно становятся больные и ослабленные животные. Уничтожение хищниками таких животных сдерживает распрострапепие болезней.

Всеядные животные питаются как растительной, так и животной пищей, а также останками погибших животных (рис. бб, в). Всеядным является, например, бурый медведь. Этот могучий зверь питается преимущественно ягодами, орехами, зелёными частями растений, а также насекомыми и их личинками, рыбой, падалью. Охотится бурый медведь и на крупных животных — лосей, кабанов.

Съеденную пищу животные переваривают и усваивают. Усвоенная часть пищи расходуется на прирост собственной массы и жизнедеятельность организма, например для дыхания, сопровождающегося выделением тепла. При дыхании питательные вещества взаимодействуют с кислородом и превращаются в углекислый газ и воду. Непереваренные остатки пищи удаляются из организмов животных.

Отметим, что гетеротрофное питание присуще и некоторым хищным растениям. Многие из них способны захватывать мелких животных видоизменёнными листьями. Наиболее известны насекомоядные растения с листьями-ловушками, листьями-липучками и листьями-кувшинчиками (рис. 67).

Двустворчатые листья-ловушки с зубцами есть у растения венерина мухоловка (рис. 67, б). Как только насекомое прикоснётся к чувствительным волоскам листа, его створки стремительно захлопываются. Зубцы по краям створок листа смыкаются, и выход жертве закрыт. Чем отчаянней бьётся добыча в западне, тем крепче сжимаются створки листа. Они всё сильнее прилегают одна к другой и сдавливают добычу. Верхняя поверхность листа усеяна мелкими красными желёзками. Они выделяют жидкость с пищеварительными веществами. Жертва переваривается и служит источником дополнительного питания для венериной мухоловки.

Среди хищных растений много водных. В болотистых водоёмах средней полосы России встречается водное растение-хищник — пузырчатка обыкновенная (рис. 68). У неё на размещённых в воде побегах много ловчих пузырьков с клапанами. Каждый пузырёк наполнен воздухом. Стенки клапана выделяют вещества, привлекающие мелких водных животных: дафний, циклопов, инфузорий. Клапан остаётся закрытым, пока его никто не задел. Как только животное затронуло клапан — он открывается. При этом с током воды животное засасывается в ловчий пузырёк, а выход плотно закрывается. Изнутри его не открыть. Вода выжимается из пузырька, оставляя лишь добычу. Внутренняя поверхность пузырька выделяет вещества, переваривающие жертву. Так, хищные растения, помимо питательных веществ, вырабатываемых в процессе фотосинтеза, используют для питания мелких животных.

Читайте также:  Советы диетолога по правильному питанию для похудения

Гетеротрофное питание. Пищеварение. Животные: растительноядные, плотоядные, всеядные. Хищные растения

Ответьте на вопросы

1. Что такое гетеротрофное питание?

2. Каких животных называют растительноядными?

3. Какие приспособления для добывания пищи имеются у хищных животных?

4. Назовите известных вам всеядных животных.

1. Используя интернет-источники, научно- популярные журналы, книги, текст учебника, подготовьте сообщение на тему «Способы добывания пищи животными».

2. Используя текст параграфа, дополнительные источники информации, сравните особенности поведения хищника и растительноядного животного.

3. Рассмотрите рисунки 67. 68, прочитайте текст параграфа и подготовьте план рассказа о хищных растениях.

Почему всеядные животные более приспособлены к условиям обитания, чем растительноядные?

Источник

§ 28. Гетеротрофное питание

1. Каковы особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных? 2. Чем питаются организмы?

Каждое животное нуждается в пище. Она является источником пищевых веществ и энергии, которые используются животным для роста, жизнедеятельности и размножения. Животные питаются растениями, грибами, другими животными, а также мёртвыми организмами. Поэтому одним из характерных признаков животпых является потребление готовых органических веществ и заключённой в них энергии — гетеротрофное питание. Животпые захватывают и поглощают организмы целиком или кусками. Поглощённая пища измельчается и расщепляется с помощью особых веществ на компоненты, которые легко усваиваются клетками животного. Гетеротрофно питаются и грибы (см. § 27).

Процесс переработки пищи называют пищеварением.

Одноклеточные животные (например, амёба) и кишечнополостные (медузы, гидры, актинии, коралловые полипы) захватывают пищевые частички целиком. Добыча у этих животных переваривается внутри организма.

Иначе переваривают пищу пауки. Паук прокалывает покров жертвы (мухи, тли) и впрыскивает в неё слюну с пищеварительными соками. Добыча переваривается впе организма паука. Через некоторое время паук высасывает жидкое содержимое жертвы, как сырое яйцо. А от жертвы остаётся только твёрдый паружный покров.

У большинства животных есть специальные органы пищеварения, способные заглатывать, размельчать и переваривать пищу (ротовая полость, пищевод, желудок и др.). Быстрое и эффективное переваривание пищи характерно для птиц.

По способам добывания пищи животных можно условно разделить на растительноядных, плотоядных и всеядных.

Растения служат пищей для большой группы растительноядных животных (рис. 66, а). Одни животпые кормятся ягодами, сочными плодами и семенами растений. Другие питаются зелёными частями растений, обгрызая почки, листья, молодые побеги. Это многие звери, птицы, моллюски, насекомые. Ряд животных питается подземными частями растений, повреждая корни, луковицы, клубни. Растительноядными являются многие рыбы, моллюски, членистоногие, водные звери, употребляющие в пищу водные растения.

Плотоядные животные, или хищники, питаются другими животными (рис. 66, б). Например, основной пищей хищника рыси служат зайцы. Обычно хищник вначале убивает свою добычу (жертву), а затем поедает её. Но прежде он должен жертву поймать. Для этого у хищника есть специальные приспособления: острые когти, зубы и т. д. Однако и у жертв исторически вырабатываются защитные особенности: шипы, панцири, защитная окраска, ядовитые железы, способность быстро прятаться, зарываться в рыхлый грунт, строить недоступные хищникам убежища.

До недавнего времени считалось, что все хищники — вредные животные. Это представление ошибочно. Уничтожение хищников часто приводит к нежелательным последствиям и наносит большой ущерб и природе, и человеку. Жертвами хищников обычно становятся больные и ослабленные животные. Уничтожение хищниками таких животных сдерживает распрострапепие болезней.

Всеядные животные питаются как растительной, так и животной пищей, а также останками погибших животных (рис. бб, в). Всеядным является, например, бурый медведь. Этот могучий зверь питается преимущественно ягодами, орехами, зелёными частями растений, а также насекомыми и их личинками, рыбой, падалью. Охотится бурый медведь и на крупных животных — лосей, кабанов.

Съеденную пищу животные переваривают и усваивают. Усвоенная часть пищи расходуется на прирост собственной массы и жизнедеятельность организма, например для дыхания, сопровождающегося выделением тепла. При дыхании питательные вещества взаимодействуют с кислородом и превращаются в углекислый газ и воду. Непереваренные остатки пищи удаляются из организмов животных.

Читайте также:  Торги по продуктам питания по детским садам

Отметим, что гетеротрофное питание присуще и некоторым хищным растениям. Многие из них способны захватывать мелких животных видоизменёнными листьями. Наиболее известны насекомоядные растения с листьями-ловушками, листьями-липучками и листьями-кувшинчиками (рис. 67).

Двустворчатые листья-ловушки с зубцами есть у растения венерина мухоловка (рис. 67, б). Как только насекомое прикоснётся к чувствительным волоскам листа, его створки стремительно захлопываются. Зубцы по краям створок листа смыкаются, и выход жертве закрыт. Чем отчаянней бьётся добыча в западне, тем крепче сжимаются створки листа. Они всё сильнее прилегают одна к другой и сдавливают добычу. Верхняя поверхность листа усеяна мелкими красными желёзками. Они выделяют жидкость с пищеварительными веществами. Жертва переваривается и служит источником дополнительного питания для венериной мухоловки.

Среди хищных растений много водных. В болотистых водоёмах средней полосы России встречается водное растение-хищник — пузырчатка обыкновенная (рис. 68). У неё на размещённых в воде побегах много ловчих пузырьков с клапанами. Каждый пузырёк наполнен воздухом. Стенки клапана выделяют вещества, привлекающие мелких водных животных: дафний, циклопов, инфузорий. Клапан остаётся закрытым, пока его никто не задел. Как только животное затронуло клапан — он открывается. При этом с током воды животное засасывается в ловчий пузырёк, а выход плотно закрывается. Изнутри его не открыть. Вода выжимается из пузырька, оставляя лишь добычу. Внутренняя поверхность пузырька выделяет вещества, переваривающие жертву. Так, хищные растения, помимо питательных веществ, вырабатываемых в процессе фотосинтеза, используют для питания мелких животных.

Гетеротрофное питание. Пищеварение. Животные: растительноядные, плотоядные, всеядные. Хищные растения

Ответьте на вопросы

1. Что такое гетеротрофное питание?

2. Каких животных называют растительноядными?

3. Какие приспособления для добывания пищи имеются у хищных животных?

4. Назовите известных вам всеядных животных.

1. Используя интернет-источники, научно- популярные журналы, книги, текст учебника, подготовьте сообщение на тему «Способы добывания пищи животными».

2. Используя текст параграфа, дополнительные источники информации, сравните особенности поведения хищника и растительноядного животного.

3. Рассмотрите рисунки 67. 68, прочитайте текст параграфа и подготовьте план рассказа о хищных растениях.

Почему всеядные животные более приспособлены к условиям обитания, чем растительноядные?

Источник

Биология. 6 класс

Конспект урока

Биология, 6 класс

Урок 5. Гетеротрофное питание

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. На уроке будут раскрыты особенности гетеротрофного питания, растений, некоторых грибов и растений.

Гетеротрофы – (др.-греч. heteros – «различный» и trophos – «питание») – организмы, которые питаются готовыми органическими веществами и не способны синтезировать органические вещества из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза.

Растительноядные животные – это животные, которые питаются пищей растительного происхождения, включая траву, фрукты, листья, корни, луковицы, овощи.

Плотоядные животные (зоофаги, хищники) – животные, которые питаются другими животными.

Всеядные животные – это те животные, которые употребляют как растительную, так и животную пищу.

*Пищева́я (трофи́ческая) цепь — ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при котором происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими.

*Альвеолы – лёгочные пузырьки, в которых происходит газообмен.

*Бронхиолы – самые мелкие бронхи, на которые разветвляется «бронхиальное дерево». На концах бронхиол расположены лёгочные пузырьки – альвеолы.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018 г.
  2. Биология в схемах и таблицах А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч — ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На уроке будут раскрыты особенности гетеротрофного питания растительноядных, плотоядных и всеядных животных, учатся научаться различать животных по способам добывания пищи.

Гетеротрофно (то есть используя готовые органические соединения) питаются животные, грибы, насекомоядные растения и большинство бактерий. Выживание гетеротрофных организмов тесно связано с активностью автотрофов. Процесс питания гетеротрофов можно условно разделить на пять больших стадий: поглощение пищи, переваривание, транспорт, ассимиляция и экскреция.

Читайте также:  Энтер питание что это

Существует два типа гетеротрофного питания.

  1. Голозойный, когда благодаря сложному комплексу пищеварительных ферментов организм может употреблять в пищу сложные, чаще всего твёрдые, органические соединения.
  2. Сапротрофный, когда организм питается растворами простых органических веществ. Иногда они выделяют ферменты непосредственно на субстрат, а затем всасывают образовавшиеся питательные вещества. Уничтожая мёртвые растения и животные, сапротрофы играют важную роль в круговороте веществ.

Кроме того, животные, питающиеся голозойно, делятся на микрофагов, поглощающих пищу мелкими частицами, и макрофагов, поглощающих пищу большими кусками. По образу жизни гетеротрофов можно разделить на:

– свободноживущих, когда организмы свободно живут в определённой среде (среди них могут быть хищники, травоядные, плодоядные, трупоядные и т.д.);

– симбиотических, когда организмы существуют совместно, получая от этого взаимную выгоду. Так, в пищеварительном тракте жвачных живут ресничные, питающиеся целлюлозой. Они превращают её в соединения, пригодные для самих жвачных;

– паразитических, когда организм обитает на поверхности (эктопаразит) или внутри тела хозяина (эндопаразит), питаясь за его счёт. Паразиты бывают облигатными (не способные жить иначе) и факультативными (при определённых условиях могут переходить на другой тип питания).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Источник



Гетеротрофное питание хищных растений, таблица, как заполнить?

Используя материалы учебника, дополнительную литературу и интернет-ресурсы заполните таблицу «Гетеротрофное питание хищных растений»:

Задание по Биологии для 6 класса.

Растения, в большинстве своем, это автотрофные организмы. Но жизнь на планете — сложная и многогранная штука, случаются такие условия, что без животной пищи совсем никак или ну очень сложно. Именно такие условия сформировали у некоторых растений гетеротрофный способ питания (а конкретно) — хищничество, как дополнительный способ питания к автотрофному (фотосинтезу).

Таких растений мало (на общем фоне царства Растения), но они есть. Каждый вид/род/семейство обладает особыми ловчими приспособлениями и приемами. Растения-хищники охотятся на насекомых, редко — мальков рыб (или очень мелкая рыба), ещё реже — других животных.

Таблица для примера ответа может быть вот такой:

Другими примерами могут быть такие растения:

Так или иначе, но растения-хищники использую приманки и ловчие приспособления, которые чаще всего — видоизмененные листья.

Перед посевом семена мухоловки нужно завернуть в марлю, смочить раствором фунгицида, и держать в чашке в холодильнике ( не в морозилке, конечно) в течении долгого времени, около 4-7 недель, регулярно проверять, чтобы марля не высохла. Затем эти семена уже можно сажать в маленькие горшочки, желательно в специальный грунт для растений- хищников ( обычно это смешанный грунт из перлита, мха- сфагнума и кокосового субстрата). На свежую почву сверху насыпать семена и слегка присыпать, накрыть банкой ( или целофаном, пластиком) и держать в светлом теплом месте, для прорастания требуется температура около 26 градусов тепла, и световой день 15 часов, субстрат должен быть влажным. Семена могут прорасти как через недели три, так и через пару- тройку месяцев, бывает по- разному, и после появления листков нужно проветривать растения, а со временем уже рассаживать.

Вижу в тегах «6 класс» и по всей видимости им нужно готовить опыт загодя. В течени 45 минут которые длиться урок и взяв растение, они это не докажут. Нужно времени побольше. Самое простое — это лишить кислорода растение. Естественно оно завянет не дыша. Для уроков детям надо на одном уроке взять банку и поместить туда растение или свежесрезанные побеги с развивающимися листочками. Можно намочить горох или кукурузу вместо растении. Закупорить банку и оставить до следующего урока, желательно в темноте. На следующем уроке в банку просунуть горящую свечку. Но надо сделать чтобы туда воздух не проникал. Свеча погаснет, так как в банке нет кислорода — растишки его поглотили и выделили углекислый газ. А проще накрыть растение банкой или пакет полиэтиленовый надеть и перевязать на стебле у корня. Банка и пакет вспотеют, а затем и конденсат появится. Так же как и на зеркале когда человек на него дыхнет. В принципе ныне может и иначе учат.

Источник