Меню

Исследование продуктов питания учащимися



Урок-исследование «Исследование продуктов питания на содержание в них белков, жиров, углеводов»

Светлана Панченко
Урок-исследование «Исследование продуктов питания на содержание в них белков, жиров, углеводов»

Тема занятия: «Исследование продуктов питания на содержание в них белков, жиров, углеводов»

Продолжить формирование системы знаний о классах органических соединений и генетической связи между ними; способствовать закреплению понимания взаимосвязи применения, свойств и химического строения веществ.

• Систематизировать знания об углеводах, жирах, белках их строении, нахождении в природе и свойствах, а также значении в жизни человека.

• Систематизировать знания обучающихся о качественных реакциях.

Продолжить формирование навыков работы с реактивами, химической посудой, учебной и научно-популярной литературой, Интернет ресурсами.

• Развивать познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах, чувство ответственности за порученное дело, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

• Воспитывать ответственное отношение обучающихся к своему здоровью (формировать представления обучающихся о необходимости следить за качеством продуктов питания, употребляемых в пищу, способствовать умению работать в группах.

Формируемые общие компетенции:

— ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

— ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

— ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Вид занятия: урок

Тип урока: урок – исследование

Технологии: проблемное обучение, метод проектов, обучение в сотрудничестве, ИКТ

Методы обучения: беседа, эксперимент

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, учебник,инструкции для проведения опытов Реактивы: виноград, виноградный сок, газированная вода, колбаса «Докторская», молоко, сухие сливки, бульон «Магги», домашний творог, творожная масса, печенье, хлеб, рис, масло сливочное, маргарин, спиртовой раствор йода, растворы сульфата меди (II) и гидроксида натрия

Наглядные пособия: презентация

Планируемые результаты обучения: каждый обучающийся должен знать качественные реакции органических веществ, решать экспериментальные задачи по распознаванию различных веществ, адекватно оценивать свои знания, рефлексировать свою деятельность.

«Человек есть то, что он ест»

Немецкий философ Фейербах

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала

В настоящее время самой актуальной проблемой является здоровье человека. По-вашему, что такое здоровье? (вопрос обучающимся). Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.Еще древние мудрецы знали: питание — один из важнейших факторов, определяющих наше здоровье. Сегодня вопросами здорового питания занимаются специалисты десятков научных направлений — диетологи, биохимики, микробиологи, технологи и т. д. Ведь именно питание тесно связывает внутреннюю среду организма с окружающей средой, как природной, так и искусственной, созданной руками человека. Для чего мы употребляем различные продукты питания? /для того, чтобы снабдить организм энергией и питательными веществами. / Перед вами продукты: виноград, виноградный сок, газированная вода, колбаса «Докторская», молоко, сухие сливки, бульон «Магги», домашний творог, творожная масса, печенье, хлеб, масло сливочное, маргарин. Какие питательные вещества в них входят? /белки, жиры и углеводы, витамины/. В каких продуктах содержатся белки и как доказать их наличие?/мясо, рыба, яйцо, молочные продукты; с помощью свежеприготовленного гидроксида меди (II)/. Как называется эта реакция? / биуретовая реакция (реакция на пептидные связи): белокр-р + CuSO4 + NaOH ярко-фиолетовое окрашивание/. В каких продуктах содержатся углеводы? /фрукты, ягоды, кондитерские изделия – глюкоза, признак реакции – изменение цвета осадка с голубого на кирпично-красный/; картофель, рис, макароны – крахмал /окрашивание крахмала раствором йода, признак реакции – изменение цвета раствора с белого на синий/. В каких продуктах содержатся жиры?/животного и растительного происхождения/. В продукте питания обычно преобладает одно какое-либо питательное вещество: жиры, белки, углеводы. Так, в молоке больше белка – значит, оно относится к белковой пище. Таким образом, можно разделить все продукты. Разделите эти продукты по питательным веществам. Глюкоза – виноград, сок, газированная вода. Крахмал – хлеб, рис, печенье, картофель. Белки – молоко, колбаса, «Магги», творог. Жиры – сливочное масло, маргарин. Перед вами ставится проблема – идентифицировать питательные вещества в данных продуктах питания; попробовать сделать вывод о качестве данного продукта; научиться работать с маркировкой продукта. 3. Исследовательская работа Инструктаж по ТБ. Группа делится на подгруппы, каждой подгруппе выдается экспериментальное задание. Выполнив работу, каждая подгруппа делает отчет по своим исследованиям продуктов питания. По ходу отчета обучающиеся заполняют таблицу, выданную перед уроком.

Продукт Предполагаемое питательное вещество Качественная реакция Вывод

Команда 1: проект «хлеб – всему голова», задание – определить содержание крахмала в картофеле, хлебе, сахарозе.Опыт: к каждому из образцов добавьте каплю спиртового раствора йода. Какие изменения наблюдаются? О чём свидетельствует изменение окраски?Команда 2: проект «белки – это жизнь», задание – определить содержание белков в курином яйце, колбасе «Докторская», мясе.Опыт: поместите в пробирку 2 – 3 мл 10% — ного раствора гидроксида натрия. К смеси прилейте 2 – 3 мл раствора сульфата меди (II). Пробирку встряхните и наблюдайте изменение цвета. О чём свидетельствует красно-фиолетовое окрашивание раствора?Команда 3: проект «белки – это жизнь», задание – определить содержание белков в молоке, домашнем твороге, творожной массе.Опыт: поместите в пробирку 1 г сыра, добавьте несколько капель концентрированной азотной кислоты и нагрейте до кипения. В охлажденный раствор прилейте несколько капель концентрированного раствора гидроксида натрия. Сделайте вывод по результатам эксперимента.Команда 4: проект «энергия — это жиры», задание – определить какой образец сливочное масло, а какой маргарин.Опыт: в пробирки с 1 г сливочного масла и 1 г маргарина добавьте 2мл воды и полученный раствор подогрейте. Что происходит? К растворам добавляйте по каплям подкисленный раствор перманганата калия, фиксируя количество капель. Сделайте вывод о химическом составе животного и растительного жира.Команда 5: проект «имидж ничто – жажда все», задание – определить содержание глюкозы в винограде, виноградном соке, газированной воде.Опыт: выжмите из винограда сок, разбавьте его вдвое водой и прилейте к полученному раствору равный объём щелочи и 1 мл раствора сульфата меди (II). Нагрейте пробирку со смесью. Что вы наблюдаете? О наличии, какого углевода в винограде свидетельствует изменение окраски осадка. Также проведите опыты с образцами сока винограда и газированной воды. Обучающиеся изучают маркировку товара. В газированной воде изначально нет настоящих питательных веществ, необходимых организму, а только пищевые добавки. Практически все продукты содержат углеводы. Они необходимы организму, но их избыток приводит к отложению жиров и ожирению. Поэтому все рекомендации по изучению маркировки при покупке продукта, озвученные сегодня на уроке в исследовательских работах, необходимо соблюдать, если вы хотите быть здоровы.Притча: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот,Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь»». Лучше употреблять натуральные продукты, иметь свое хозяйство и огород. Опираясь на свои знания и навыки, вы можете уже ориентироваться в продуктах и должны понимать, что можно употреблять, а что нельзя. Нужно помнить, что неправильное питание несет в себе нарушение в работе нашего организма;самые серьезные из них: дефицит полноценных белков, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов С, В, Е, фолиевой кислоты, ретинала, макро- и микроэлементов (кальция, железа, цинка, фтора, селена, йода и других, пищевых волокон. А грамотно ли вы питаетесь? Перед вами тест.

Тест Грамотно ли Вы питаетесь? 1. Сколько раз в день вы едите? а) четыре раза; б) три раза; в) два раза. 2.Вы завтракаете: а) каждое утро; б) только по выходным; в) крайне редко, почти никогда. 3. Что вы едите по утрам? а) кашу, йогурт и какой-то напиток; б) бутерброды или яичницу с беконом; в) ограничиваетесь чашечкой кофе или чая. 4. Часто ли вы в течение дня перекусываете? а) стараюсь этого избегать; б) пару раз; в) постоянно что-то грызу и кусочничаю. 5. Как часто вы едите свежие овощи, фрукты, свежие салаты? а) каждый день и не по одному разу; б) три-четыре раза в неделю; в) один-два раза в неделю. 6. А как часто балуете себя пирожными и шоколадками? а) не чаще раза в неделю; б) пару-тройку раз в неделю; в) не могу обойтись без сладостей ни дня. 7. Любите вы бутерброды с салом и копченой колбаской? а) почти не притрагиваюсь к такой пище; б) иногда с чайком или кофейком не отказываю себе в удовольствии; в) только на них и живу. 8. Сколько раз в неделю вы едите рыбу? а) два-три раза или больше; б) у меня один рыбный день в неделю; в) раз в две недели, а то и реже. 9. Как часто вы едите белый хлеб и сдобные булочки? а) раз в день или вообще обхожусь без них; б) два раза в день; в) во время каждого приема пищи. 10. Сколько чашек кофе вы выпиваете в день? а) одну или вообще не пью; б) примерно три-четыре; в) даже не считаю.

Читайте также:  Зайнутдин зайнутдинов нии питания

Результаты тестирования: ответ «а» — 2 очка, «б» — 1 очко, «в» — 0 очков.

Подсчитаем очки: 16 — 20 очков. Вы питаетесь грамотно. Ограничивать себя в чем-то у вас нет причин. Старайтесь лишь, чтобы еда была разнообразнее. 11- 15 очков. Вы — сторонник «золотой середины». Можете и позволить себе лишнего, но потом быстро приводите питание в норму. 0 — 10 очков. Вам необходимо воздерживаться от пищевых излишеств. Иначе неизбежно начнутся серьезные проблемы не только с лишним весом, но и с пищеварительной системой, и по части эндокринологии. «Ваше здоровье в ваших руках». 4. Закрепление знаний Представьте, что вы покупатель. По каким правилам вы будете приобретать колбасу «Докторскую» /обучающийся должен рассказать по маркировке/. 5. Рефлексия Вспомните, какая проблема ставилась перед вами? Как вы считаете, удалось ли вам достичь цели? Убрать рабочее место. 6. Дом.задание : описать любой продукт, который вы употребляете — чипсы, кириешки, йогурт- состав, срок годности. Какие знакомые вещества вы могли бы определить, каким образом.

1) Габриелян О. С. “Химия-10” М. : “Дрофа”, 2011.

2) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Химия, 10 класс.

3) Габриелян О. С.Химия 10 класс: Настольная книга учителя. — М. : “Дрофа”, 2004.

Источник

Исследовательская работа. «Школьное питание — правильное, здоровое питание»

Скачать:

Вложение Размер
vvedenie_shkolnoe_pitanie.docx 282.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. СУБХАНКУЛОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Школьное питание – правильное, здоровое питание

ученица 10 класса

МБОУ СОШ с.Субханкулово

Шарифуллина Гульназ Гаязетдиновна

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ с. Субханкулово

  1. Роль питания в формировании здорового образа жизни школьников……. 4
  1. Правильное питание – главное условие здорового образа жизни человека………………………………………………………………………..4
  2. Из чего состоит наше питание……………………………………………….5
  3. Организация питания школьника……………………………………………9
  1. Социологическое исследование………………………………………………12
  1. Подсчет калорийности……………………………………………………. 12
  2. Анализ школьного меню…………………………………………………. 12
  3. Анкетирование и его результаты…………………………………………. 14

Список использованных источников……………………………………………. 17

«Даже маленькие дети должны знать: чтобы быть ловким и сильным, как Джеймс Бонд, надо правильно питаться»

Правильное питание – залог здоровья человека, фундамент его счастья. Нарушение в питании детей, его несбалансированность и несвоевременность могут привести к задержке физического и психического развития, серьезным обменным нарушениям. Проблема питания ребенка – не только узкосемейная, не только медицинская – это проблема социальная, общественная, государственная.

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания. Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.

Если учесть, что большую часть времени мы проводим в школе, то и полноценно питаться должны здесь же. Можно сказать, что наше здоровье зависит от школьного питания.

Школьное питание организовано таким образом, что все необходимые питательные вещества имеются в блюдах, предлагаемых учащимся в столовой.

Данная работа представляет собой исследование о значимости правильного, разнообразного питания в жизни школьника с целью привлечения детей к питанию в школьной столовой.

Цельисследования : Обоснование значимости школьного питания, как правильного, здорового питания.

  1. Уточнить понятие « Правильное питание»
  2. Изучить источники информации о питании школьников, его составе и качественных характеристиках
  3. Выяснить отношение учащихся и их родителей к школьному питанию (провести анкетирование и проанализировать результаты);
  4. Доказать школьникам, что школьное питание – правильное, здоровое питание

Объект исследования: школьное питание

Предмет исследования: влияние школьного питания на здоровье школьник ов .

Гипотеза: если школьники будут питаться в школьной столовой, то у них будет меньше проблем со здоровьем, утомляемостью, успеваемостью.

а) изучение различных источников информации;

б) проведение и анализ результатов анкетирования;

в) сбор и анализ информации.

База исследования: МБОУ СОШ с. Субханкулово

Согласно результатам проведенного исследования, мы хотим провести ряд мероприятий в школе по повышению степени информированности учащихся о правильном, здоровом питании:

А) Подготовить презентацию по данной теме, провести классные часы

Б) Выпустить стенгазеты «О здоровом питании» и «О вредных продуктах».

В) Провести родительские собрания

  1. Теоретическая часть
  1. Правильное питание – главное условие здорового образа жизни человека

Философскую и в какой то мере нравственную концепцию правильного питания академик И. П. Павлов определил так: «Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то всякое невнимание к еде есть неблагоразумие. И истина здесь, как и повсюду, лежит в середине».

Энциклопедический словарь медицинских терминов (изд. 1983 г.) так определяет правильное питание : сбалансированное питание при оптимальном режиме приема пищи, а сбалансированное питание — соответственно полноценное питание, характеризующееся оптимальными (т. е. соответствующими физиологическим потребностям организма) количеством и соотношением всех компонентов пищи.

Таким образом, питание считается правильным, если оно восполняет энергетические затраты организма, обеспечивает его потребность в пластических веществах, а также содержит все необходимые для жизнедеятельности витамины, макро-, микро-элементы, пищевые волокна, а сам пищевой рацион по количеству и набору продуктов соответствует ферментативным возможностям желудочно-кишечного тракта. В переводе с латыни слово «рацион» означает суточную порцию пищи, а слово «рациональный» — разумный, целесообразный.

Удовлетворение голода является одним из самых важных инстинктов организма, так как он гарантирует сохранение жизни. Следовательно, от того что мы едим, в каком количестве, когда и каким образом, зависит наша жизнь во всех её проявлениях и аспектах.

Питание человека – один из самых важных факторов, напрямую влияющих на здоровье человека.
Неправильное питание приводит к нарушению функций как отдельных органов человека так и организма в целом. Пагубно влияет и неполноценная по составу пища, и недостаток пищи и ее переизбыток.

Именно поэтому питанию необходимо уделять внимание и прикладывать необходимые усилия для того чтобы оно было полноценным!

Здоровое правильное питание – это поступление в организм и усвоение тех веществ, которые необходимы для восполнения затраченной энергии, построения и восстановления тканей, регулирования работы всех органов и систем организма человека.

  1. Из чего состоит наше питание

С хематическое изображение основополагающих принципов здорового питания можно увидеть, посмотрев на пирамиду питания, разработанную зарубежными диетологами и одобренную российскими специалистами. В пирамиде питания представлены не конкретные продукты, а пять больших групп продуктов, что позволяет разнообразить свой рацион питания и выбирать те продукты , которые вам больше нравятся или подходят для вашего образа жизни . Сбалансировать свое питание, пользуясь пирамидой питания довольно просто.

Внизу пирамиды (в основании) находятся продукты, которых в рационе питания человека должно быть больше всего и чем выше к вершине, тем меньше соответствующих продуктов должен употреблять человек.

Продукты в пирамиде питания условно разделяют на порции. Порция – это условная величина и может равняться, например 100 гр. или другой величине, которая более удобна вам. Количество порций необходимых конкретному человеку зависит от возраста, пола, комплектации, состояния здоровья и степени активности конкретного человека. Пирамида питания для среднестатистического человека, не ослабленного болезнями и не занятым тяжелым физическим трудом. ( Приложение № 1)

  • Жир, соль, сахар, сладости (необходимо свести к минимуму)
  • Молочные продукты, йогурты, сыр (2-3 порции)
  • Мясные продукты, птица, рыба, бобы, яйца , орехи (2-3 порции)
  • Овощи и фрукты (5-9 порций)
  • Цельнозерновые продукты (6-11 порций)

Хлеб из цельных злаков, овсяные хлопья, рис и макаронные изделия

Это основа здорового питания. Эти продукты обеспечивают организм сложными углеводами, важным источником энергии. Цельнозерновая пища богата витаминами группы В, минералами и клетчаткой, необходимыми каждому человеку.

Овощи

Овощи обеспечивают нас витаминами, являются отличным источником белка, кроме того, они не богаты жирами.

Фрукты

Фрукты – богатый источник витаминов, в первую очередь витамина С. Это низкокалорийные продукты, практически не содержащие жиров.

Мясо, птица, рыба, сухие бобы, яйца и орехи

Животные продукты являются отличным источником белка, железа, цинка и витаминов группы В, так же как фасоль, орехи и семена.

Молоко, кефир, сыр, йогурт

Молочные продукты незаменимые источники кальция. Они также обеспечивают организм белками и витамином B12. Для употребления в пищу следует выбирать нежирные сорта молочных продуктов, поскольку в них содержится минимум холестерина, насыщенных жиров и, конечно же, калорий.

Жиры, масла и сладости

Эти продукты высококалорийны и очень питательны. Ими не следует злоупотреблять, но и полностью отказываться не стоит. В рационе обязательно должны присутствовать растительные масла, которые являются богатым источником витамина Е.

Все наше питание можно разложить на несколько групп: белки, жиры, углеводы, клетчатка, минеральные соли и витамины. И о каждом из них следует рассказать более подробно.
Белки необходимы нам для роста, восстановления и замещения тканей организма. Содержатся в бобовых (бобы, чечевица, горох) и крупах, а также в мясе, рыбе и молочных продуктах.
Углеводы – главный источник питания, но при избыточном поступлении в организм они откладываются в виде жира. Углеводы содержатся в злаках, крупах и корнеплодах в виде натуральных сахаров и крахмала.
В жирах сконцентрированы запасы энергии, и она дают организму больше калорий, чем любые другие пищевые вещества. Насыщенные жиры содержатся главным образом в продуктах животного происхождения, в молочных продуктах и яйцах. В домашней птице, маргарине и оливковом масле содержатся много мононенасыщенных жирных кислот а в рыбе кукурузе и подсолнечном масле — полиненасыщенных.
Клетчатка представляет собой остатки растительных продуктов, которые не усваиваются в пищеварительном тракте.
Витамины – это сложные химические соединения необходимые организму в крохотных количествах для регуляции обмена веществ и образовании энергии из углеводов и жиров.
Минеральные соли . К ним относятся соли железа, калия кальция и натрия (в поваренной соли). Они нужны организму в минимальных количествах.

Освоение школьных программ требует от учащихся высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжелый труд, но также и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание, удовлетворяющее метаболические потребности его организма.

  • Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения.

В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:

  • молоко или кисломолочные напитки;
  • творог;
  • сыр;
  • рыба;
  • мясные продукты;
  • яйца.
  • Достаточное количество жиров также необходимо включать в суточный рацион школьника.

Норма потребления жиров для школьников — 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона.

Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать:

  • сливочное масло;
  • растительное масло;
  • сметану.
  • Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов

организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие не перевариваемые пищевые волокна.

Суточная норма углеводов в рационе школьника – 300-400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г .

Необходимые продукты в меню школьника:

  • хлеб или вафельный хлеб;
  • крупы;
  • картофель;
  • мед;
  • сухофрукты;
  • сахар.

Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма. В рационе школьника также обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.

Это следует иметь в виду при организации питания учащихся в наших школах. Добиться кардинальных изменений к лучшему в этой сфере можно только на пути промышленного приготовления стандартизированных школьных завтраков, а также специальных продуктов и напитков, которые соответствовали бы требованиям современной науки о питании человека.

  1. Организация питания школьника

Организация питания подростков, школьников 7-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:

* Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.

* Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.

* На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.

* Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.

Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.

Именно в эти годы — фактически начиная с 7 лет — ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.

Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.

При составлении рациона для школьников 7-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.

Основные требования к пищевому рациону:

— энергетическая ценность рациона должна компенсировать энергозатраты организма, а в раннем онтогенезе – обеспечивать процессы роста и развития;

— оптимальное количество сбалансированных между собой пищевых и биологически активных веществ;

— хорошая усвояемость пищи, зависящая от состава и способа ее приготовления;

— высокие органолептические свойства пищи (внешний вид, вкус, запах, цвет, температура);

— способность пищи создавать чувство насыщения за счет объема, состава и кулинарной обработки;

— санитарно-эпидемическая безупречность и безвредность пищи (Яценко, Воеводская, 2003).

Калорийность рациона школьника должна быть следующей:

  • 7-10 лет – 2400 ккал
  • 11-13 лет – 2400 -2600 ккал
  • 14-17лет – 2600-3000ккал

если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.

Питание школьника должно быть сбалансированным. Сбалансированное питание – это определенное соотношение в рационе всех компонентов питания.

Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4

Однообразное питание, исключение на длительный срок отдельных групп пищевых продуктов нарушают сбалансированность пищевых компонентов, понижают усвояемость и синтез веществ.

Примерный вес суточного рациона (нетто) подростков 14-17 лет около 2,5 кг.

Нами был изучен суточный набор продуктов школьников, который представлен в СанПине. (Приложение № 2)

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.

  1. Социологическое исследование
  1. Подсчет калорийности

Режим питания школьника строится с учетом приемов пищи дома и в школе. Познакомившись с калорийностью продуктов, я решила подсчитать энергетическую ценность блюд, которые нам готовят в школьной столовой. Так как я учусь в первую смену, то можно придерживаться следующего режима питания:

1 завтрак дома (7.30) – 20% калорийности суточного рациона;

2 завтрак в школе (11 часов) – 20% калорийности суточного рациона;

Обед дома (14-15 часов) – 35% калорийности суточного рациона;

Ужин дома (19-20 часов) – 25% калорийности суточного рациона.

Исходя из этого примера, 20% калорийности суточного приема приходится на питание в столовой. То есть, если норма для школьников примерно составляет 2500 Ккал, то блюда школьной столовой должны иметь энергетическую ценность не меньше 500 Ккал. В течение пяти дней нами было отслежено меню блюд, а затем подсчитала их калорийность. (Приложение № 3) В результате вычислений получилось, что энергетическая ценность составляет в среднем примерно 591 Ккал, это соответствует норме для подростков. Блюда, предлагаемые для ребят – вкусные и полезные. В меню преобладающими блюдами являются: макароны, картофельное пюре, колбаса, рыба, котлеты мясные, чай, какао. В меню присутствуют также салаты, иногда появляются фрукты.

Поэтому, считать его рациональным и полноценным для растущего организма подростка, можно.

2. Анализ школьного меню

Схема здорового питания включает большое разнообразие продуктов. Чтобы больше узнать о здоровом питании мы отправились на кухню школьной столовой и проанализировали пятидневное школьное меню. Меню составляется с учетом СанПина. Нами были изучены порции, рекомендованные СанПином и их массовая доля, сравнили с меню и увидели, что выход продукта соответствует норме. (Приложение № 4)

В нашей столовой часто готовят каши (гречневая, рисовая, пшённая или манная), либо продукты, заменяющие кашу по пищевой ценности. Это омлет, творожная запеканка или яйцо. Кроме этого, обязательно предлагается компот из сухофруктов, какао или чай с лимоном.

Особенно полезны для нашего здоровья каши.

Гречневая — одна из самых полезных. В ней содержатся незаменимые растительные белки, к тому же гречка – чемпион среди злаков по содержанию витаминов группы В, которые помогают справиться со стрессами и бессонницей, а заодно и отвечают за хорошее состояние кожи, волос и ногтей.

Пшенная каша поставляет организму железо, необходимое для нормального кровообращения и здорового цвета лица, фтор, без которого невозможно сохранить здоровые зубы.

Как и другие злаки, рис может похвастаться обилием витаминов группы В, витамина Е (защищает от преждевременного старения) и целым набором микроэлементов, таких как железо, цинк (избавляет от проблем с сосудами), магний (главный «враг» плохого настроения), кальций (избавляет от лишних визитов к стоматологу), калий (улучшает работу сердца) и др.

Испокон веков манка считалась дорогой и очень редкой на Руси. В манной крупе много крахмала и белка, много витаминов Е и В1, а также калия, почти столько же витаминов В2, В6, РР и железа.

Врачи настаивают на том, что завтрак школьника должен быть горячим, и они правы. Нужно приучаться завтракать каждый день.

В столовой готовят и супы , которые являются самыми полезными для организма, а также рассольники и рыбные супы. Установлено, что ежедневное употребление супов, усиливает моторную функцию кишечника и препятствует развитию сердечнососудистых заболеваний и онкологических образований в области желудка и кишечника. Бульон хорошо усваивается в желудке, регулирует водно-солевой баланс, обладает большой энергетической ценностью и после него легче справиться со вторым блюдом.

На гарнир готовится рис, овощи, гречку, макароны, картофель, богатые белком, углеводами и витаминами. К гарниру предлагается мясная или рыбная котлета, приготовленная на пару, тушёное мясо, рыба, припущенная с овощами. После обеда – свежие овощи, кисель или компоты из сухофруктов.

Вывод: Рацион в школьной столовой достаточно разнообразный. При составлении меню учитываются рекомендации СанПина, строго подсчитывается калорийность блюд и количество белков, жиров и углеводов, необходимых для питания детей. Поэтому я рекомендую всем учащимся посещать столовую и съедать все предложенные блюда.

3. Анкетирование и его результаты

Для анкетирования мы не случайно взяли учащихся и их родителей с разных параллелей: 4-х,7-х, 10-х, 11-х классов. (Приложение № 5,7)

По результатам анкетирования из диаграмм мы видим, что именно начальная школа питается правильно, детям нравятся предлагаемые им блюда, к тому же они все приходят в школу, позавтракав дома, в этом возрасте они быстро утомляются и второй завтрак в школе для них как спасение. Также мы видим, что дети имеют представление о пользе школьной столовой.

Но почему то, чем старше становится школьник, стереотипы у него меняются. Из диаграммы мы видим, что в среднем звене учащиеся начинают выбирать, но больше в пользу выпечки. Здесь они уже самостоятельно делают заказ ответственному по питанию, что им есть из предложенного меню, когда в начальной школе за питание несет ответственность классный руководитель. К 10, 11 классу учащиеся взрослеют, увеличивается нагрузка и они уже готовы съесть все, что им предложат.

При анкетировании учащихся нашей школы…

Какое блюдо тебе нравится

Во всех параллелях дети отдали предпочтение пюре с котлетой, шницелем; борщу, плову, рыбе.

Какое блюдо тебе не нравится

В каждой из параллелей встречались такие ответы на этот вопрос – различные каши, рагу из овощей.

Знаешь ли ты, что такое правильное и здоровое питание

118 опрошенных ответили, что знают и лишь два человека – что нет.

Где вы получаете информацию о здоровом питании

58 человек ответили – дома, 38 – в сети интернет, 27 – в школе.

Немало важную роль в организации питания играют родители учащихся. Результаты анкетирования среди родителей показывают, что большинство их интересуется организацией горячего питания, меню школьной столовой, их устраивает качество школьного питания, устраивает оформление обеденного зала. Почти все родители считают питание своего ребенка полноценным и здоровым.

У большинства родителей не нашлось свободного времени для разговоров о пользе той или иной пищи. Наиболее частые пожелания по вопросу организации питания в школе были следующими:

— добавить в меню соки

— увеличить разнообразие подаваемых салатов

— расширить ряд выпечки

— включить в меню свежие фрукты

— по возможности добавить в меню молочные продукты и йогурты. (Приложение № 6,8)

В нашей школе проводятся дегустации школьных блюд на родительских общешкольных собраниях (родительский комитет), хотелось чтоб такие собрания проходили ежегодно.

Проблема здоровья учащихся является одним из приоритетных направлений развития образовательной системы современной школы. Изучение особенностей питания современных школьников и их отношения к основам здорового образа жизни и рациональному питанию как его неотъемлемой части является актуальным, так как несет важную информацию для работников общеобразовательных учебных заведений, родителей и учителей.

Настоящее исследование особенностей питания школьников как компонента образа жизни было направлено на изучение физиологических аспектов питания школьников как компонента формирования здорового образа жизни, отражающих степень его рациональности, сбалансированности и оптимальности для детей школьного возраста, а его предметом являлась связь нарушений рационального питания школьников с состоянием их здоровья. Сейчас я имею представление, как связано наше здоровье с правильным питанием. Питание — один из важных факторов здорового образа жизни. Но наша молодежь не всегда отдает предпочтение рациональному питанию. Нельзя сказать, что здоровье подрастающего поколения полностью зависит от того, питается ребенок в школе или нет. Но большое значение имеет школьное горячее питание, которое позволяет сохранять здоровье за счет правильно подобранных блюд и режима питания, повысить работоспособность и повлиять на успеваемость.

Цель работы я достигла, провела исследование: влияние школьного питания на здоровье учеников. Нами принято решение провести агитационную работу по вовлечению наибольшего количества учащихся в процесс питания в школе.

Гипотеза подтвердилась:Если школьники не будут пропускать школьные обеды, то у них будет меньше проблем со здоровьем.

Список использованных источников

1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/Методическое пособие.- М.: ОЛМА Групп, 2007.

2. Здоровое питание. Здоровый образ жизни. – М.:АСТ: Апрель. 2005.

3. Конь И. «Книга о здоровом питании школьников», М. «Просвещение» 2010 г.

4. Энциклопедия для детей. Правила питания -залог здоровья. 2009.

Источник