Меню

Исследуя систему питания того или иного народа можно установить



Исследуя систему питания того или иного народа можно установить

ТЕСТ ЕГЭ — 2014 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ 3

Тренировочный тест для подготовки к сдаче ЕГЭ — 2014 по русскому языку. Задания, включенные в данный тест, полностью соответствуют заданиям будущих реальных вариантов экзаменационной работы по количеству, форме, уровню сложности и другим параметрам.

Тесты ЕГЭ — 2014 по русскому языку состоят из трёх частей (А, В и С). Часть 1 (А) состоит из 30 заданий, часть 2 (В) — из 8, часть 3 (С) включает 1 задание и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

Данный тест рекомендуется как тренировочный при подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку в 2014 году.

А1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) плодоносИть

2) (мои) средствА

3) добелА

4) налитА

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Процесс усвоения знаний заключает в себе и РАССУДОЧНУЮ деятельность, т.е. составление суждений и умозаключений.

2) Когда он улыбался, прекрасные белые зубы показывались на миг из-под тонких, ЖЁСТКИХ, слишком отчётливо очерченных губ.

3) В его репертуаре есть попурри на темы известных опер и оперетт, на темы ПОПУЛИСТКИХ песен.

4) Сегодня в политике ощущается необходимость открыто обозначить стратегические цели и публично искать ТАКТИЧЕСКИЕ решения.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

2) фонтан брызгов

3) полутораста рублей

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Исследуя систему питания того или иного народа,

1) формируется теория происхождения этноса.

2) появилась возможность улучшить качество продуктов.

3) можно установить его первобытную среду обитания.

4) улучшается продуктовая корзина каждого гражданина.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) В развитии отечественного музыкального искусства XIX в. особую роль сыграл Милий Алексеевич Балакирев.

2) В этой местности дрова заготавливают весной, большей частью ольховые и берёзовые.

3) В управление состоялось совещание прорабов по вопросам, касающихся экономии стройматериалов.

4) В начале работы над произведением автор может по-разному рассчитывать ход событий, определять судьбы героев.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Маховые и рулевые перья образуют несущие плоскости, которыми птица опирается на воздух в полёте.

2) Усатые киты испускают звуки очень низкой частоты, которые распространяются в океане на многие десятки и даже сотни километров.

3) Пленники увидели современный физический кабинет, который был оснащён новейшей аппаратурой.

4) Вечером охотник вышел к отлогому берегу, который зарос низким камышом.

Прочитайте текст и выполните задания А7 — А12

(1) . (2) Но эти приёмы были порождением нового мировосприятия. (3) Импрессионисты открыли такую сторону мира, которую до них почти не замечали художники, и это естественным образом переполняло их энтузиазмом первооткрывателей. (4) Предшественники импрессионистов воспроизводили предметы, тела, объёмы как нечто постоянное и устойчивое. (5) . импрессионисты обратили внимание на изменчивость солнечного света, красочный покров предметов, мерцание воздушной среды, едва уловимые краски, которым язык не находит обозначения, но которые кисть может запечатлеть на холсте. (6) Это была новая сторона действительности, и они через эту новую сторону искали путь к пониманию реального мира, к его поэтическому воссозданию.

А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Чуткость импрессионистов ко всему случайному и неуловимому таила в себе опасность безмерного развития субъективизма в искусстве.

2) Импрессионисты не могли создать большого, монументального искусства, хотя Мане к нему неустанно стремился.

3) Импрессионисты довели до высокого совершенства искусство закрепления мимолётного.

4) В картинах импрессионистов сразу видны их своеобразные красочные приёмы.

А8. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пя том предложении?

4) Для того чтобы

А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

Читайте также:  Питание после субтотальной резекции желудка

1) были порождением мировосприятия (предложение 2)

2) это переполняло (предложение 3)

3) кисть может (предложение 5)

4) искали (предложение 6)

А10. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

2) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЕДВА из пятого (5) предложения текста.

А12. Укажите значение слова ЕСТЕСТВЕННЫМ в предложении 3.

1) относящийся к природе

2) непринуждённый, обычный

3) совершающийся по законам природы, без постороннего вмешательства

4) нормальный, обусловленный самим ходом развития

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Арабская вязь на стенах о чём-то предупреждала его, горта(1)ый восточный говор звучал незнакомо и настороже(2)о, и ему казалось, что он попал на страницы давно чита(3)ых книг.

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) раск. лоть, г. ниальнее, пор. вну

2) оп. здать, пост. новка, вым. кший

3) пок. яние, проп. лоть, ут. шение

4) укр. титель, зан. маться, м. тодичен

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр. словутый, пр. частный, пр. пятствие

2) пред. стория, из. скать, сан. нструктор

3) об. льстить, опр. кинутый, не с. гласен

4) во. мущённый, и. дергался, во. прянул

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я ?

1) леле. щий мечту, щенки верт. тся

2) езд. щий верхом, родители стар. тся

3) пол. щий огород, грузчики нос. т

4) мле. щий от удовольствия, братья кос. т

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И ?

А. ута. вать

Б. фасол. вый

В. повел. вать

Г. назойл. вый

А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно ?

1) Солнце, яркое, но (не)греющее, равнодушно смотрело с высоты.

2) Охотника охватило почти (не)удержимое желание спрятаться от волка.

3) В мае объявился (не)бывавший в родных краях два года кузнец.

4) (Не)искренние слова как спутанные волосы, распутать их трудно.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?

1) Сын знал, что отец (ВСЁ)РАВНО поступит (ПО)СВОЕМУ.

2) На ферме всё (ПО)ПРЕЖНЕМУ, хотя (ЧЬЯ)ТО заботливая рука украсила въездные ворота.

3) Надо объясниться (НА)ПРЯМУЮ, но сейчас не время, поэтому главврач займётся (ЧЕМ)НИБУДЬ другим.

4) (ПОЛ)ГОРОДА покрыто (ГРЯЗНО)КОРИЧНЕВОЙ пылью.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

В начале XX века человечество навсегда избавилось от призрака азотного голодания () и теперь рост биомассы растений ограничивается только нехваткой фосфора.

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

А21. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На мостике (1) посиневший от холода (2) капитан (3) завязав под подбородком воротник плаща (4) ждал первого помощника.

А22. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

По мнению специалистов (1) в ближайшие десятилетия XXI в. тенденция к взаимопроникновению культур сохранится, чему (2) несомненно (3) будет способствовать лёгкость получения и распространения информации. Но произойдёт ли в результате слияние наций? На этот счёт (4) всегда существовали разные мнения.

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) И не то от варежек не то от снега тянуло свежим и слабым запахом ещё далёкой весны.

2) В XVIII веке русские литераторы изучали и перенимали европейские идеалы и художественные вкусы.

3) Сквозь открытые окна в сад веяло осенней свежестью да запахом яблок.

Читайте также:  Классификация детских продуктов питания

4) Вдруг со двора раздался громкий мужской голос.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

От переменного включения разноцветных лампочек всё на сцене менялось: преображались декорации, иначе выглядели костюмы выступавших артистов.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

А25. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Уже тогда на меня произвёл неизгладимое впечатление (1) дивный ансамбль зданий (2) в перспективе (3) которого (4) возвышался Александринский театр.

А26. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пульс у Сергея быстро пришёл в норму (1) и (2) когда врач объяснил (3) какой в больнице порядок приёма посетителей (4) юноша даже приободрился.

А27. Прочитайте текст.

С кессонной болезнью водолазов научились бороться при помощи ступенчатой декомпрессии. Подъём из глубины проходил не быстро, а постепенно, с длительными остановками на подходе к поверхности. Однако для таких остановок требовался значительный автономный запас воздуха и облегчённая конструкция гидрокостюма. Именно эти потребности и привели в конце концов к изобретению акваланга.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Изобретение акваланга связано с методом борьбы против кессонной болезни — ступенчатой декомпрессией, который требовал облегчённую конструкцию гидрокостюма и значительный запас воздуха.

2) Если у водолаза значительный запас воздуха и облегчённая конструкция гидрокостюма, то кессонная болезнь ему не грозит.

3) Чтобы не возникала кессонная болезнь, надо подниматься из глубины постепенно, с длительными остановками на подходе к поверхности.

4) После изобретения акваланга у водолазов практически не бывает кессонной болезни.

Прочитайте текст и выполните задания А28 — А30; В1 — В8.

(1) Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче неприменимо — не те условия. (2) Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3) Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием — принципиальность. (4) Вместо человека чести человек принципов.

(5) Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6) Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, можно только беречь?

(7) Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. (8) В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9) В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10) для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11) Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12) А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик признаёт это. (13) «Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными — такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, — писал он в Академию наук. — И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению. о сложении с меня звания почётного академика». (14) А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдания.

(15) Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16) Но есть такое более простое, ясное, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17) Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18) Просто слово. (19) Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека людей. (20) Да мало ли ещё что. (21) Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22) Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23) Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство — слово, дано было слово.

Читайте также:  Питание при бронхите астме

* Даниил Александрович Гранин (род. в 1918 г.) — писатель, публицист.

А28. Какое из высказываний может служить аргументом к мысли, выраженной в предложениях 16 — 18?

1) Слово — самое сильное оружие человека. (Аристотель)

2) Слово человека должно быть твёрдым, действие — соответствующим. (Конфуций)

3) Нужное слово в нужном месте — вот наиболее точное определение стиля. (Д. Свифт)

4) В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно. (Н.В. Гоголь)

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложения 1 — 2 содержат элементы описания.

2) В предложениях 8 — 9 представлено повествование.

3) Предложение 12 содержит элемент рассуждения.

4) В предложении 4 поясняется, конкретизируется то, о чём говорится в 3 предложении текста.

А30. Укажите предложение, в котором используются синонимы .

ЧАСТЬ 2

Ответы к заданиям В1 — В3 запишите словами.

В1. Из предложений 19 — 21 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложений 14 — 20 выпишите краткое причастие.

В3. Из предложения 14 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4 — В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 1 — 7 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 10 — 16 найдите предложения с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номера этих предложений.

В6. Среди предложений 5 — 12 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 15 — 22 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28 — А30, В1 — В8.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

В8. «Нравственные проблемы всегда были в центре внимания писателя Д. Гранина, он всегда чутко реагировал на «колебания» моральных устоев. И в этом тексте видно его личное отношение к проблеме, сопереживание людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации. Это достигается за счёт сочетания таких синтаксических средств, как _______ (например, предложение 5) и __________ (предложение 16), и таких приёмов, как ______ (предложения 21 — 22) и ________ («слово, дано было слово»)».

1) развёрнутая метафора

4) ряд однородных членов

7) просторечное слово

8) лексический повтор

9) риторический вопрос

ЧАСТЬ 3

C1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник