Рациональное питание детей — здоровое питание для детей всех возрастов. Рекомендации и советы педиатров
Постоянно растущему детскому организму необходима энергетическая подпитка, заключающаяся в организации рационального питания. Потребление здоровое и полезной пищи обеспечивает возможность нормального развития всех внутренних органов и систем, что связано с активизацией процессов жизнедеятельности.
Полноценное и рациональное питание детей в ДОУ (дошкольных учреждениях) необходимо дополнить здоровым рационом домашнего меню. Это создаст благоприятные условия для формирования иммунитета и повышения сопротивляемости организма негативным факторам окружающей среды.
Питание детей: основные принципы рациональности
Детский организм требует постоянного восполнения питательных и полезных веществ, которые участвуют во всевозможных процессах организма.
Потребляемые в установленном количестве белки, жиры и углеводы, полезные минералы и микроэлементы выполняют сразу несколько функций:
- обеспечивают нормальный рост внутренних органов, костей и мышечной массы;
- активизируют обменные процессы и помогают в укреплении иммунной системы;
- стимулируют мозговую деятельность, способствуя всестороннему развитию ребенка;
- снижают уровень утомляемости при активных физических и эмоциональных нагрузках;
- обеспечивают условия для укрепления здоровья и нормального самочувствия малыша.
Очень важно качественное и рациональное питание для здоровья детей, с потребляемыми продуктами питания организм ребенка получает все необходимое.
В овощах и фруктах, мясе и рыбе, молоке и молочных продуктах содержаться необходимые питательные вещества, минералы и микроэлементы.
Как правильно составить меню питания ребенка
Правильная организация рационального питания детей влияет на их активность и возможность свободного познания окружающего мира.
В рацион ребенка необходимо обязательно включать отдельные продукты и блюда, приготовленные из свежих и качественных ингредиентов, имеющих разную пищевую ценность:
- белковые продукты, к ним относятся молоко и кисломолочная продукция, мясо и рыба, яйца;
- медленные углеводы, крупяные каши и хлебобулочные изделия из муки грубого помола;
- жиры животного и растительного происхождения из сливок и масла (рафинированного);
- легко усваиваемые углеводы, содержащиеся в свежевыжатых соках, овощах и ягодах, фруктах;
- клетчатка в ограниченных количествах, содержащаяся в овощах и фруктах, растительной пище.
Диетологи и педиатры настоятельно рекомендуют исключить из рациона ребенка продукты с высоким содержанием красителей и консервантов.
При выборе еды важно не обращать внимания на красочную и яркую упаковку, уделяя внимание содержанию в продуктах соли и различных вкусовых добавок или усилителей вкуса.
Особенности детского питания в домашних условиях
В основе рационального питания ребенка лежит принцип комбинации полезных веществ, минералов и витаминов в потребляемых продуктах и готовых блюдах. Кроме этого, необходимо составить правильный режим питания и придерживаться его, ориентируясь на график приема пищи в дошкольных учреждениях или в школе.
Рациональное питание детей
Соблюдение режима обеспечивает цикличность питания и создает условия настройки организма и всех внутренних систем на единый ритм работы. При этом малыш полностью израсходует всю энергию и останется активным, а еще режим питания помогает избежать неконтролируемого набора веса и ожирения у детей.
Что обязательно включить в рацион питания ребенка
Исключив из меню вредную, жирную и острую пищу в рацион питания необходимо включать блюда с высоким содержанием полезных веществ.
Соблюдая важные принципы рационального питания детей, создаются условия для нормального роста ребенка, укрепления его иммунитета и здоровья:
- до 3‐х лет рекомендуется кормить детей по требованию, обеспечивая топливом активный метаболизм молодого организма;
- в дошкольном возрасте малыши питаются не чаще пяти раз в день с завтраком обедом и ужином основными приемами пищи и двумя перекусами полезными продуктами;
- для детей школьного возраста необходимо организовать трехразовое питание с плотным завтраком и достаточно легким ужином;
- режим питания подростков не отличается от рациона школьников, при этом важно следить за полноценным меню и потреблением жидкости.
Главное правило детского, рационального питания заключается в потреблении пищи, обеспечивающей перекрытие энергетических затрат на 10%. Это позволит организму ребенка активно расти, а самому малышу развиваться в соответствии со своей возрастной категории, в рамках генетической предрасположенности.
Соблюдение режима рационального питания это возможность заложить основу крепкого здоровья и отличного самочувствия ребенка в любом возрасте. Правильный рацион и грамотно рассчитанная энергетическая ценность потребляемых продуктов питания обеспечивают прилив физических и эмоциональных сил.
Источник
Методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций
Роспотребнадзор РФ разработал методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций.
Рекомендации адресованы всем лицам, вовлечённым в процедуру нормирования и обеспечения питанием школьников в России, в том числе, поставщикам продуктов для детского питания в общеобразовательных учреждениях, организациям общепита, которые кормят детей, администрациям образовательных организаций, органам управления образованием, органам и учреждениям Роспотребнадзора.
Курс на здоровое питание и уменьшение количества вредных продуктов. Базовые меню. Основной целью методических рекомендаций является обеспечение детей здоровым сбалансированным горячим питанием.
Задачей, которые ставили перед собой разработчики является уменьшение количества вредных блюд и продуктов, в том числе, уменьшение употребления кондитерских и колбасных изделий, снижение потребления детьми соли и сахара.
Указанные цели и задачи были учтены при нормировании дневного рациона продуктов для детей, составлении примерных меню, а так же установлении правил замены продуктов.
Методические рекомендации содержат базовые меню для школьников, которые могут быть взяты за основу с учётом территориальных, национальных и других особенностей питания населения в регионах России.
Первая смена обеспечивается завтраком, вторая — обедом. Вводятся длинные перемены для питания. Допускается двухразовое питание школьников.
Рекомендации устанавливают продолжительность перемены для питания не мене 20 минут.
Завтрак школьников: рацион, организация, продолжительность, примерное меню.
Первая смена в обязательном порядке обеспечивается завтраком, который организуется во вторую или третью перемены.
Завтрак должен составлять из горячего блюда и напитка. Рекомендовано добавление к завтраку фруктов, ягод и овощей.
Завтрак для обучающихся 1-4 класса должен содержать: 12-16 граммов белка, 12-16 граммов жира, 60-80 граммов углеводов
Завтрак для обучающихся старших классов должен содержать: 20-25 граммов белка, 20-25 граммов жира, 80-100 граммов углеводов.
Ассортимент продуктов для приготовления завтрака. Должен быть разнообразным и может включать в себя крупяные и творожные блюда, мясные или рыбные блюда, молочные продукты, блюда из яиц, овощи, макаронные изделия и напитки.
Обед учащихся: рацион, организация, продолжительность, примерное меню.
Замена обеда завтраком не допускается. В случае двухразового питания школьников, продукты используемые для приготовления обеда и завтрака должны отличаться (не повторятся в течении дня).
Обеденное меню учащихся включает в себя:
— закуску — салат или свежие овощи;
— горячее первое блюдо;
— горячее второе блюдо;
— напиток.
Обед в зависимости от возраста обучающихся должен содержать 20-25 граммов белков, 20—25 граммов жиров, 80-100 граммов углеводов. Обед целесообразно дополнять свежими фруктами или ягодами. При этом фрукты выдаются поштучно.
Меню, рекомендованные продукты, среднесуточные нормы продуктов. Меню разрабатывается на период не более 2-х недель, с учётом норм калорийности, белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов.
Для обеспечения достаточной биологической ценности рекомендуется использовать следующие продукты:
— продукты повышенной пищевой ценности, в том числе, продукты обогащённые витаминами, микроэлементами, пищевыми волокнами и биологически-активными веществами;
— пищевые продукты с пониженным содержанием жира, соли и сахара.
Содержание соли вносимой в 1 блюдо не должно превышать 1 грамм на человека.
Рекомендуется применять щадящие методы кулинарной обработки продуктов, для этого следует применять продукты, обработка которых предполагает сохранение вкусовых качеств, пищевой и биологической ценности продуктов.
В приложении к рекомендациям Роспотребнадзором разработаны среднесуточные нормы продуктов для школьников, которые следует соблюдать при планировании дневного и недельного рационов.
Энергетическая ценность школьного меню.
Энергетическая ценность завтрака — 400-550 ккал (20-25 %% суточной калорийности)
Энергетическая ценность обеда — 600-750 ккал (30-35% суточной калорийности)
Энергетическая ценность домашнего завтрака обучающихся в первую смену рекомендована для родителей на уровне 10 % от ежесуточного норматива.
Методическим рекомендациями так же предусмотрены вопросы мониторинга горячего питания, общественного контроля за организацией горячего питания, примерные меню, требования к пищеблокам и школьным столовым, нормативы продуктов на учащегося и другие требования к организации школьного питания.
Родительский контроль за организацией питания детей в школе
Качественное здоровое питание должно осуществляться при взаимодействии со школьным родительским комитетом.
Что оценивается при проведении мероприятий родительского контроля?
- Соответствие блюд утверждённому меню;
- санитарно-техническая часть-содержание обеденного зала, мебели, посуды, наличие салфеток; наличие санитарной одежды у сотрудников раздающих готовые блюда;
- обьем и вид пищевых отходов после приёма пищи; ( данный пункт скорее всего свидетельствует о том, насколько вкусна еда для школьника. Если отходов много, тогда большинству детей не нравится приготовленная пища.)
- вкусовые предпочтения детей, удовлетворенность ассортиментом и качеством потребляемых блюд.
- информирование родителей и детей о здоровом питании.
Оценка указанных показателей может осуществляться посредством анкетирования как родителей так и детей. Итоги проверок родительского контроля обсуждаются на общеродительских собраниях и могут служить основанием для обращения в администрацию школы или к оператору питания.
То есть, есть шанс повлиять или изменить питание в школе в лучшую сторону.
А что же касается здорового и полноценного питания ребёнка дома, то Роспотребнадзор также дал рекомендации для родителей с указанием наиболее предпочтительных продуктов для питания детей дома. Там идёт разбивка про группам витаминов и указанием продуктов, в которых они содержатся.
В качестве примера:
Железо(входит в состав гемоглобина): содержится в печени; говядине, желтке, зелени (шпинат, салат, петрушка. ), помидоры, яблоки и тд.
Соли натрия и калия (регуляторы воды в тканях) : картошка; капуста, морковь, чернослив.
Витамин В1 (участвует в белковом обмене) при недостатке могут наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительностью, быстрая утомляемость): горох, фасоль, мясо, яйца, молоко, хлеб грубого помола (ржаной пшеничный) и пр.
Витамин А (имеет большое значение для растущего организма): масло, сливки; рыбий жир, икра, сельдь, яичный желток.
Витамин Д (участвует в минеральном обмене, способствуя. Правильному отложению солей в костях): печень рыб и животных; сельдь, желток, рыбий жир, сливочное масло и пр.
Сезонные ягоды и фрукты/овощи также закладывают иммунитет ребёнка.
И так далее, я думаю общие принципы здорового питания плюс минус всем ясны и понятны, другой вопрос придерживаетесь ли вы такого питания дома в семье.
Общая задача рекомендаций следующая: организовать достойное здоровое питание детей в школах при участии родительского контроля, плюс провести информирование как детей так и родителей о принципах здоровой пищи целью того, чтобы аналогичное питание было организовано у школьника дома.
Версия для печати | Версия для MS Word | Санитарный надзор |
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2020 г. Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта Источник ➤ |