Меню

Как еще называют почвенное питание



§ 24. Почвенное питание растений

1. Чем отличаются органические вещества от неорганических? 2. Каково значение почвы в жизни растений?

По способу питания все организмы делят на автотрофные и гетеротрофные (от греч. аутос — сам, гетерос — иной, другой, трофе — пища). Гетеротрофные организмы используют для питания готовые органические вещества. К этой группе относятся все животные и человек, грибы, большинство бактерий и некоторые растения (заразиха, Петров крест).

Автотрофные организмы образуют органические вещества из неорганических с использованием энергии света. Растения справедливо называют уникальной фабрикой органических веществ. Ежегодно они создают сотни миллиардов тонн органических веществ, которыми питаются все другие организмы, в том числе и человек.

Большинству растений свойственно почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Водоросли, а также некоторые водные растения усваивают питательные вещества всей поверхностью тела. Растения осуществляют почвенное питание с помощью корней.

В корне от верхушки до основания выделяют четыре зоны: деления, растяжения (роста), поглощения (всасывания), проведения (рис. 58).

В почвенном питании растений важную роль выполняет зона всасывания, в которой располагаются корневые волоски (см. рис. 58).

На 1 мм 2 поверхности корня может располагаться от 200 до 400 корневых волосков. За счёт огромного числа корневых волосков всасывающая поверхность корня возрастает примерно в 18 раз. На рисунке видно, что корневой волосок — одна сильно вытянутая клетка длиной 1—2 мм. Корневые волоски недолговечны и постоянно обновляются. Они покрыты слизью и тесно соприкасаются с частицами почвы. Благодаря этому облегчается всасывание воды с растворёнными веществами.

Корневые волоски поглощают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами, которые поступают в соседние клетки, а затем в сосуды корня. По сосудам под давлением водный раствор поднимается в другие органы растения. Это давление называют корневым давлением.

Моя лаборатория

Наблюдать корневое давление вы сможете, если у комнатного растения бальзамина срежете стебель на высоте 10 см и на пенёк наденете короткую резиновую трубку, которая соединит пенёк со стеклянной трубкой (рис. 59).

Почву в горшке следует полить тёплой водой, после чего вода начнёт подниматься по трубке и вытекать из неё. Подумайте, что изменится, если почву полить холодной водой.

Автотрофные и гетеротрофные организмы. Почвенное питание растений

Ответьте на вопросы

1. Чем отличается питание растений от питания животных?

2. Какой участок корня осуществляет всасывание водного раствора из почвы?

3. Что такое почвенное питание растений?

Как отразится па растении недостаток минеральных веществ в почве?

Источник

Биология. 6 класс

Конспект урока

Биология, 6 класс

Урок 2. Удобрения и почвенное питание растений

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Главными функциями корня являются всасывающая и опорная.
  2. Рост корня осуществляется благодаря делению клеток верхушечной образовательной ткани (меристемы).
  3. Мелкие и нежные, интенсивно делящиеся клетки меристемы прикрыты снаружи корневым чехликом.
  4. Выше находится зона роста, затем зона всасывания с корневыми волосками и еще выше – зона проведения.
  5. Поглощение воды и минеральных солей корнем происходит пассивно (по законам диффузии и осмоса) и активно (с затратами энергии).

Удобрения — вещества для питания растений и повышения плодородия почв.

Минеральные удобрения — это препараты, состоящие их полезных элементов, которые необходимы огородным культурам для нормального развития и созревания урожая.

Органические удобрения — удобрения, содержащие элементы питания растений преимущественно в форме органических соединений. К ним относят навоз, компосты, торф, солому, зелёное удобрение, ил (сапропель)

Корневое давление — давление в проводящих сосудах корней растений, которое образуется при всасывании корнями воды с растворенными в ней веществами.

Почвенное питание — процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками.

Корневые волоски — выросты клеток поверхностной ткани в поглощающей зоне корня.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч-ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М: Баласс, 2014.
Читайте также:  Рацион питания для пауэрлифтинга

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В этом уроке мы продолжим формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений, знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.

Любое растение – это настоящий живой организм, и для того, чтобы его развитие шло полноценно, требуются жизненно важные условия: свет, воздух, влага и питание. Все они равнозначны и недостаток одного пагубно сказывается на общем состоянии.

Особенности процесса питания Являющаяся основным источником энергии, без которой угасают все жизненные процессы, пища необходима каждому организму. Следовательно, питание – не просто важное, а одно из основных условий для качественного роста растения, и они добывают пищу, пуская в ход все надземные части и корневую систему. Посредством корней они извлекают из грунта воду и нужные минеральные соли, пополняющие необходимый запас веществ, осуществляя почвенное или минеральное питание растений.

Существенная роль в этом процессе отведена корневым волоскам, поэтому подобное питание носит еще одно название – корневое. С помощью этих нитевидных волосков растение вытягивает из земли водные растворы самых разных химических элементов. Работают они по принципу насоса и располагаются на корне в зоне всасывания. Растворы солей, поступающие в ткани волоска, перемещаются в проводящие клетки – трахеиды и сосуды. По ним вещества попадают в проводные зоны корня, далее по стеблям распространяются по всем надземным частям.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Как сказывается избыток удобрений на росте и развитии растений? Выберите несколько вариантов ответа.

1. Растение становится бледно — зеленым.

2. Растение сильно вытягивается в длину.

3. В клетках растений накапливаются нитраты.

4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.

5. Листья растения желтеют.

Правильный вариант ответа:

2. Растение сильно вытягивается в длину.

3. В клетках растений накапливаются нитраты.

4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте.

Слизь, образующаяся на поверхности _______ волосков, растворяет ____ частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в ______ зону корня. Здесь по сосудам они поступают в стебель. Это давление называют _________. Наличие такого давления доказывает ______ растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит ______.

Слизь, образующаяся на поверхности корневых волосков, растворяет минеральные частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в проводящую зону корня. Здесь по сосудам они под давлением поступают в стебель. Это давление называют корневым. Наличие корневого давления доказывает «плач» растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит весной.

Источник

Тест с ответами: “Почвенное питание растений”

1. Процесс получения воды и минеральных солей растением из почвы с помощью корней – это:
а) почвенное питание +
б) гетеротроф
в) фотосинтез

2. Корневой волосок представляет собой:
а) боковой вырост главного корня
б) вырост клетки корня зоны всасывания +
в) вырост клетки корня зоны роста

3. При повышении температуры почвы:
а) работа корней не меняется
б) работа корней ослабевает
в) работа корней усиливается +

Читайте также:  Режим питания для похудения для мужчин при занятиях спортом

4. Какая зона корня обеспечивает поглощение воды растением:
а) зона всасывания +
б) зона проведения
в) зона деления

5. Клетки зоны деления:
а) крупные, округлые
б) мелкие, расположены рыхло
в) мелкие, плотно прилегающие друг к другу +

6. Что получают растения из почвы:
а) углеводы
б) воду и минеральные вещества +
в) органические вещества

7. Корневое давление зимой:
а) высокое
б) давление всегда одинаково
в) низкое +

8. Функция корня:
а) функция поглощения +
б) питательная функция
в) функция удаления

9. Что такое почвенное питание:
а) процесс поступления в организм растения растворов органических веществ и усвоения их клетками
б) насыщение почвы питательными веществами
в) процесс поступления в организм растения растворов минеральных веществ и усвоения их клетками +

10. Что такое корневое давление:
а) давление, которое корень оказывает на почву в процессе роста
б) давление, под которым вода и минеральные вещества поступают в стебель из проводящей зоны +
в) сила, с которой растение давит на свою подземную часть

11. От какого фактора внешней среды НЕ зависит почвенное питание:
а) температура почвы
б) состав почвы
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа

12. Что происходит с растением при нехватке фосфора:
а) задерживается рост
б) задерживается цветение и плодоношение +
в) останавливается всасывание воды корнями

13. Как называется способ, при котором растения выращивают без почвы:
а) гидропоника +
б) гидротоника
в) гидротеррика

14. Почему в естественных природных условиях растения не нуждаются в удобрении:
а) дикие растения не нуждаются в некоторых веществах, необходимых культурным
б) все необходимое они получают с осадками
в) минеральные вещества возвращаются с опавшими листьями +

15. Что объединяет эти растения: пузырчатка, росянка, жирянка:
а) это плотоядные растения +
б) это растения паразиты
в) эти растения не нуждаются в азоте

16. Как организована корневая система у растений-паразитов:
а) так же, как и у обычных растений
б) их корневая система предназначена для извлечения соков других растений +
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа

17. Выберите правильное утверждение:
а) вода и минеральные вещества поступают в стебель через зону роста корня
б) при низких температуры корневое давление усиливается
в) для растений характерны разные типы питания: плотоядный, паразитический и т.д. +

18. Выберите правильное утверждение:
а) вода и минеральные вещества поступают в стебель через зону роста корня
б) выделение сока из поврежденного стебля доказывает наличие корневого давления +
в) при низких температуры корневое давление усиливается

19. Выберите неправильное утверждение:
а) при низких температуры корневое давление усиливается +
б) для растений характерны разные типы питания: плотоядный, паразитический и т.д.
в) выделение сока из поврежденного стебля доказывает наличие корневого давления

20. По способу питания организмы не могут быть:
а) автотрофными
б) гомотрофными +
в) гетеротрофными

21. Какое питание свойственно большинству растений:
а) корневое
б) воздушное
в) оба +

22. К гетеротрофам относят все организмы царства:
а) бактерий
б) животных +
в) растений

23. Автотрофы используют для образования органических веществ:
а) энергию света +
б) воду
в) энергию ветра

24. Фотосинтез-это такое питание:
а) водяное
б) воздушное +
в) почвенное

25. Усвоение питательных веществ всей поверхностью тела происходит у:
а) хвощей
б) папоротников
в) водорослей +

26. В какой зоне корня находятся корневые волоски:
а) проведения
б) поглощения +
в) роста

27. Длина корневого волоска составляет:
а) 1—2 мм +
б) 0,5—1 мм
в) 0,3—0,5 мм

28. Сколько корневых волосков умещается на 1 мм² корня:
а) 100—300
б) 500—700
в) 200—400 +

29. Благодаря корневым волоскам всасывающая поверхность корня увеличивается в:
а) 18 раз +
б) 28 раз
в) 8 раз

30. Почвенное питание еще называют:
а) воздушным питанием
б) корневым питанием +
в) стебельным питанием

Источник

Биология в лицее

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Читайте также:  Высококалорийное питание при муковисцидозе

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Минеральное питание растений

Растения как живые организмы успешно растут и развиваются, если имеют все необходимые условия для жизни: свет, воду, воздух, пищу .

Пища нужна всем организмам, так как она – источник энергии.

Без притока энергии не могут осуществляться жизненно важные процессы в клетках, тканях и в организме в целом. Поэтому питание – необходимое условие для существования организма. Растительный организм с помощью корней и листьев добывает пищу в почвенной и наземной среде.

С помощью корней растение извлекает из почвы необходимые ему вещества – так осуществляется почвенное питание . В этом процессе особо важную роль играют корневые волоски в зоне всасывания . Вот почему почвенное питание еще называют корневым питанием . Корневое питание обеспечивает поступление в растение воды и минеральных солей.

Поглощение воды и минеральных веществ корнем (Интерактивный рисунок)

С помощью корневых волосков растение получает из почвы соли калия, кальция, фосфора, магния, соединения азота, серы и другие химические элементы. Минеральные вещества корневая система поглощает из почвы в виде растворов вместе с водой. Корневые волоски принимают непосредственное участие в их поглощении. При этом они работают как маленькие насосы. Вещества, поступившие в корневой волосок, перемещаются в другие клетки всасывающей зоны корня и затем поступают в клетки проводящей ткани – трахеиды и сосуды древесины . По ним они транспортируются в зону проведения корня и далее через стебель ко всем частям растения .

Механизм функционирования проводящих сосудов корня (Анимация)

Почвенное питание – это минеральное питание растений.

Во всасывающей зоне корня идет не только поглощение воды и солей. В этой части корня с участием поглощенных растворов минеральных солей и органических веществ, поступивших от листьев, активно идут сложные химические процессы обмена веществ и образования различных новых соединений. Здесь синтезируются сложные химические вещества, из которых строятся потом белки, витамины, ростовые вещества и др. Они необходимы для нормального роста и развития растения. Таким образом, корень не только всасывает из почвы воду с минеральными солями, но и участвует в образовании многих новых органических веществ.

Процессы поглощения и преобразования растворенных минеральных веществ интенсивнее идут в дневные часы. Особенно активно эти процессы происходят в период цветения растений.

В естественном растительном покрове поглощенные растениями минеральные вещества частично возвращаются в почву с опавшими листьями, ветками, хвоей, цветками, отмершими корневыми волосками. Но после уборки урожая сельскохозяйственных растений поглощенные корнем минеральные вещества не возвращаются в почву. Так, вынос только кальция из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг, свеклы – 40 кг, а капусты – 60 кг.

Чтобы предотвратить истощение почвы и собирать большие урожаи, на поля вносят удобрения . Их разделяют на органические и минеральные.

Органические удобрения – это навоз, торф, компост и перегной (разлагающиеся остатки растений). Минеральные удобрения – это азотные соединения (селитра, мочевина), фосфорные (суперфосфат, костная мука), калийные (зола, хлористый калий, сульфат калия). Названные удобрения привносят в почву элементы минерального питания, которые требуются растениям в большом количестве. Вот почему их называют макроэлементные удобрения или макроудобрения (от греч. макрос – «большой»).

К минеральным удобрениям относятся и микроэлементы , которые потребляются растением в чрезвычайно малом количестве. Однако микроэлементы (медь, бор, молибден, марганец) не менее важны для жизнедеятельности растений. Они участвуют в обменных процессах организма, повышают устойчивость растений к болезням и неблагоприятным условиям окружающей среды.

Микроэлементы – группа незаменимых минеральных веществ, обеспечивающих жизнедеятельность растительных организмов.

Удобрения вносят в почву в разное время: до посева, одновременно с ним или после посева в виде подкормки . При внесении удобрений следует соблюдать нормы, так как их избыток снижает урожайность. Удобрения восстанавливают плодородие почвы и улучшают минеральное питание растений.

Источник