Меню

Корневое питание растений урок фгос

Корневое питание растений

Открытый урок по биологии в 6 классе по теме « Корневое питание растений».

Учитель МКОУ СОШ с.п. Кара-Суу Жабоева Раиса Муратовна

Тема: Цель: Выяснение роли почвенного питания в жизни растений..

Тип урока: усвоение новых знаний.

-Вспомнить основные процессы жизнедеятельности;

-Изучить корневое питание как основной процесс жизнедеятельности растений;

-Познакомиться с классификацией удобрений.

-Развивать умение работать с текстом;

-Умение применять полученные знания;

-Развивать навыки исследования;

-Умение формировать понятия;

-Жизненное и профессиональное самоопределение.

Средства обучения: коллекция минеральных удобрений, комнатные цветы, таблица «Внутренне строение корня».

Изучение новой темы.

1 Всасывание воды корнями. Минеральные удобрение растений.

Беседа по вопросам.

Почему растения не могут жить без корней?

Поглощают ли корни из почвы кроме воды еще и растворенные в ней минеральные соли ?

Какие еще вещества необходимы для питания растений?

Для чего эти вещества нужны растению ?

Что происходит с водой и минеральными веществами, когда они попадают из корневых волосков в зону всасывания?

От чего зависит потребность растения в минеральных веществах?

Первый вопрос. Что такое питание растений? Чтобы это узнать дополним определение из большой советской энциклопедии, вставляя пропущенные слова.

Питание – этопроцесс поглощения и усвоениярастениями из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни. 1

Питание растений существенно отличается от питания животных. Оно состоит из двух взаимосвязанных типов воздушного и почвенного питания. Посмотрите на слайд и подпишите типы питания на схеме.

Цель нашего урок изучить почвенное питание. Такой тип питания также называют корневым или минеральным.

Почвенное питание изучает целая наука – агрохимия. А специалистов этой науки называют агрохимиками, или врачевателями полей. Я предлагаю вам пройти обучение основам агрохимии. А также пройти стажировку. (Слайд 8)

Для начала ответим на главный вопрос агрохимии. Какие вещества поглощает корень?

Воду и минеральные соли.

Правильно, корень поглощает воду. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения на 50-98 процентов состоит из воды 2 . Вместе с водой в растения попадают растворимые минеральные соли, включающие такие химические элементы как фосфор, азот, калий и т. д. Они необходимы растению для построения более сложных веществ.

Записывают ответ на вопрос.

Поступление воды и минеральных веществ через корень называется почвенным питанием.

Часто агрохимикам приходится сталкиваться с большой проблемой. В естественном растительном покрове поглощённые минеральные вещества возвращаются обратно в почву с опавшими листьями, ветками и т.д. На полях же минеральные вещества вместе с урожаем выносятся из почвы. Так вынос из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг кальция. Сколько килограмм кальция выносится со свеклой? С капустой? Почвы беднеют. Урожаи падают. Как решить эту проблему?

(Вносить удобрения в почву).

Конечно же, вносить удобрения. Но какие? Давайте познакомимся с классификацией удобрений. Прочитаем текст на стр. 101 и заполните схему.

Удобрения: 1. Органические( навоз, торф, перегной).

2. минеральные ( азотные, калийные, фосфорные).

3. Макроудобрения и микроудобрения, микроэлементы.

Читают текст и заполняют схему.

Существует две группы удобрений Органические и минеральные. К органическим удобрениям относят навоз, зола, перегной и т.д. Минеральные удобрения в свою очередьтакже можно разделить на две группы, макроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые растениям в больших количествах, к ним относятся удобрения содержащие азот, фосфор и калий. Микроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые в очень небольших дозах, но и они имеют большое значение для растений.

Вносить удобрения необходимо строго по правилам, в определённый период года, в определённый период развития растения и в определённых дозах.

Закрепление. Итак, вы изучили теоретические основы агрохимии. А как вы думайте, что необходимо знать, чтобы определить необходимое удобрение.

Отвечают на вопрос?

Читайте также:  Раздельное питание 3 месяца

Что бы это узнать необходимо, определить каких химических элементов недостаточно в минеральном питании комнатного растения?

Дифференциальная самостоятельная работа.

Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.

Клетки корневого чехлика недолговечны.

Поступление воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.

Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной.

Лист – единственный орган растения, в котором происходит фотосинтез.

Устьичные клетки не имеют хлорофилла.

Почка – это зачаточный побег.

Стержневая корневая система имеет один корень.

Придаточные корни развиваются из корешка зародыша.

2. Докажите, что луковица видоизмененный побег.

Ключ: правильные утверждения: 2, 3, 4, 7.

1. При дыхании корни поглощают:

а) кислород; б) воду; в) углекислый газ;

г) растворенные минеральные вещества.

2. В поглощении воды и минеральных солей участвует:

а) зона деления; б) зона роста;

в) зона всасывания; г) зона проведения.

3. Органическое удобрение:

а) навоз; б) зола; в) селитра; г) мочевина.

а) зачаточный побег; б) зачаточные листья;

в) видоизмененный побег; г) видоизмененные листья.

а) плод; б) видоизмененный побег; в) корень; г) часть побега.

6. Вегетативные органы:

а) семена; б) плоды; в) корни и побеги; г) цветки.

7. Фотосинтез происходит:

а) только на свету; б) в темноте; в) только осенью; г) только ночью.

8. Стержневая корневая система имеет:

а) один корень; б) много корней;

в) много придаточных корней; г) главный и боковые корни.

9. Придаточные корни:

а) развиваются из корешка зародыша;

б) отрастают от стебля;

в) развиваются на главном корне;

г) отрастают от боковых корней.

Корневая система растения поглощает из почвы … и … с помощью … Из листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим … Через устьица к клеткам основной ткани поступает … В хлоропластах при участии света образуются … Происходит процесс … При этом выделяется газ …

Ключ: 1 г), 2 в), 3 а), 4 а), 5 б), 6 в), 7 а), 8 г), 9 б).

Биологический диктант: воду, минеральные вещества, корневых волосков, устьица, углекислый газ, органические вещества, фотосинтез, кислород.

Что мы нового узнали на уроке? Оценивание учащихся.

(Домашнее задание. Прочитать параграф 27 Ответить на вопросы(1-3).

На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание!

Источник



Конспект урока «Особенности питания растений»
план-конспект урока (биология, 6 класс) по теме

Конспект урока + презентация к уроку

Скачать:

Вложение Размер
k_fotosintezu.ppt 1.42 МБ
konspekt_uroka_biologii_v_6_klasse.docx 23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Особенности питания растений Разработала: учитель биологии МБОУ СОШ №12 г.Североморска, Гуликова Е.Н.

Цель урока — сравнить типы питания растений

Проблемные вопросы В каких питательных веществах нуждаются растения? Сколько способов питания существует у растений?

Почвенное питание растений Исключи лишнее: стебель лист корень плод

Воздушное питание растений Минута мысли Солнце Хлоропласты Синтез Автотрофы Растение Органические вещества

Фотосинтез К.А.Тимирязев писал : «Дайте самому лучшему повару сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрестанно совершается в зелёных листьях растений »

Биологические задачи 1.На поле растёт пшеница. Листья маленькие, бледно-зелёные. Что нужно сделать, чтобы улучшить состояние растения? 2.Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день слаще. Почему?

Рефлексия Сегодня на уроке я узнал (-а)… Мне было интересно узнать. Для меня самым трудным сегодня было… Я сегодня поняла, что…

СПАСИБО ЗА УРОК!

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии в 6 классе

«Особенности питания растений»

Цель – сравнить типы питания растений.

— изучить сущность понятий «почвенное» и «воздушное» питание;

— выявить условия протекания фотосинтеза;

— показать планетарное значение фотосинтеза.

— формирование научного мировоззрения;

— формирование бережного отношения к природе;

— формирование экологической компетентности.

— развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

— развитие критического мышления;

— развитие коммуникативной культуры;

— развитие умения использовать раннее приобретённые знания для получения новых знаний.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, ЦОР, учебник, доска, рабочие листы.

Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность у уроку. Присаживайтесь.

Запишите, пожалуйста, в дневник домашнее задание.

Выучить опорный конспект; по желанию – сделать информационную подборку: «Это интересно…»

3.Проверка домашнего задания

Итак, прежде чем переходить к новой теме, нам необходимо вытащить из тайников памяти кое-что ценное.

— Для чего необходимо питание всем живым организмам?

— Закончите определение — питание – это процесс…

— Назовите, на какие группы делятся организмы по типу питания?

— Каких организмов называют автотрофами?

— В чём заключается особенность гетеротрофного типа питания?

— Как называется смешанный тип питания?

Вступительное слово учителя

— На предыдущем уроке мы познакомились с сущностью процесса питания, а сегодня мы изучим особенности питания растительного организма. Запишите тему урока в своих рабочих листах – «Особенности питания растений»

5.Изучение нового материала

1.Проблемные вопросы для учащихся

Ребята, для начала, подумайте и постарайтесь ответить на проблемные вопросы:

— В каких питательных веществах нуждаются растения?

— Сколько способов питания существует у растений?

Вы можете воспользоваться текстом учебника – стр.62.

Выслушиваются мнения учащихся.

Учитель формулирует вывод: у растений нет пищеварительной системы, питательные вещества образуются в клетках или проникают через клеточную мембрану. У растений существует два способа питания: воздушное и почвенное.

Итак, способы питания растений мы с Вами выяснили, теперь необходимо с ними познакомиться подробнее и постараться сравнить их между собой.

2. В рабочих листах записываем

1.Почвенное питание растений

Беседа с учащимися

Ребята, что такое почва? (это верхний плодородный слой земли). Совершенно верно, плодородие — это главное свойство почвы. А как вы думаете, может ли человек каким-то образом влиять на плодородие почвы? Как его можно улучшить? (внесение удобрений, окучивание). Молодцы! А теперь, разберёмся с особенностями почвенного питания растений.

Выполним следующее задание «Исключи лишнее» : на слайде указаны органы растений. Подумайте, какой орган участвует в почвенном питании растений, а какие будут лишними?

(Стебель, лист, корень, плод

Ответ: корень-орган почвенного питания растений.) Хорошо!

Ребята, сейчас вы поработаете в парах.

Вспомните, какие приспособления имеет корень для всасывания питательных веществ. Свои предполагаемые ответы, запишите в рабочий лист в пункт «корзина идей». Приступаем!

Обсуждение ответов учащихся:

— вещества поступают в растение в виде растворов, благодаря строению корня и его всасывающей функции;

— наличие корневого чехлика (защищает зону деления, снижает трение о почву);

— в зоне всасывания находятся корневые волоски, которые всасывают воду с растворёнными в ней минеральными веществами;

— вся всасывающая сила корневых волосков создаёт корневое давление, благодаря которому вода с минеральными солями поднимается вверх по сосудам

Молодцы! Сформулируйте вывод, что же такое почвенное питание

Вывод: почвенное питание связано с поглощением неорганических веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания.

В рабочих листах записываем

2.Воздушное питание растений

Беседа с учащимися. Приём «Минута мысли»

Ребята, у воздушного питания есть синоним. Этот синоним вы сейчас постараетесь назвать мне сами. Для этого я предлагаю вам минуту мысли. У вас в рабочих листах указаны термины (найдите их): солнце, хлоропласты, растение, автотрофы, синтез, органические вещества. Подумайте, как иначе можно назвать воздушное питание растений.

Ответы учащихся: фотосинтез.

Совершенно верно! Фотосинтез — это уникальный процесс. Внимательно посмотрите на это определение. Какие главные части в нём можно выделить (фото- свет и синтез – образование….молодцы! а что же образуется в ходе фотосинтеза мы выясним с вами немного позже)

Приём «Высказывания великих»

Послушайте, что говорил о фотосинтезе учёный Климент Тимирязев

«Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха…, солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, — он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастичным человеку, беспрепятственно совершается в зелёных листьях растения».

Ребята, какую мысль до нас пытался донести Климент Тимирязев?

(огромная роль растений в природе и жизни человека; уникальность фотосинтеза)

Беседа с учащимися

А теперь давайте подумаем, какой орган из указанных нас лайде бужет участвовать в воздушном питании растения? (ответ- лист). Верно. В фотосинтезе непосредственное участие принимают лишь клетки основной ткани (столбчатые или палисадные), среди которых располагается особый органоид – хлоропласт. А какое вещество, придающее растению зелёную окраску входит в состав хлоропластов? (хлорофиллы). Молодцы!

И вот мы с вами переходим к очень важному моменту нашего урока- протекание процесса фотосинтеза.

Фабрики по приготовлению пищи растений находятся в листьях.

Солнечный свет, несущий энергию, через прозрачные бесцветные клетки кожицы проникает в более глубокие слои зелёного листа, а именно в клетки основной ткани. В хлоропластах, содержащих хлорофилл происходит химическая реакция с использованием поглощённой солнечной энергии. Углекислый газ из воздуха проникает в листья через крошечные отверстия (вспомните как они называются? – устьица). По сосудам поступает полученная корневыми волосками из почвы вода. Подается она от корня к листьям благодаря корневому давлению. И только при таких условиях растения, могут приготовить себе своеобразную пищу. Как вы думаете какую? (органическое вещество – глюкоза — разновидность сахара. Которая позже превращается в крахмал. Кислород выделяется в ходе фотосинтеза только как побочный продукт!

Ребята, а сейчас прочитайте в рабочих листах текст «Фотосинтез» и выделите карандашом условия протекания этого сложного процесса. Работаем!

Ответы учащихся: главные условия фотосинтеза- свет, вода, углекислый газ, хлорофилл.

Таким образом, аналогично, как мы с вами формулировали вывод о почвенном питании растений, письменно в рабочих листах сформулируйте вывод по воздушному питанию растений. Приступаем к работе!

Вывод: воздушное питание растений связано с образование органических веществ их неорганических при помощи энергии света.

Необходимо сказать учащимся о космической (планетарной роль фотосинтеза).

В ходе фотосинтеза, растения выделяют огромное количество кислорода. Для какого процесса он необходим (дыхание, горение). Растения также поглощают углекислый газ, что препятствует повышению его концентрации в атмосфере.

1. Ребята, у вас в рабочих листах имеются схемы по воздушном и почвенному питанию растений. Работаем индивидуально- ваша задача – заполнить пропуски в этих схемах. Приступаем к выполнению задания.

Слайд на экране – озвучиваются правильные ответы.

Тип питания – почвенное Тип питания – воздушное

Орган – корень Орган – лист

Ткань – всасывающая Ткань – основная

Клетки- корневые волоски Клетки- столбчатые (палисадные)

Вещества – неорганические Вещества – органические

7.Обобщение и систематизация знаний

Решение биологических задач. Ребята, на слайде представлены биологические задачи. Постарайтесь их решить.

1.На поле растёт пшеница. Листья маленькие, бледно-зелёные. Что нужно сделать, чтобы улучшить состояние растения?

2.Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день слаще. Почему?

8.Подведение итогов урока

Итак, ребята, а теперь давайте проведём рефлексию (осмысление) нашего урока. На слайде выведены предложения, закончите их.

1.Сегодня на уроке я узнал (-а)

2.Мне было интересно узнать…

3.Для меня самым трудным сегодня было…

4.Я сегодня поняла, что…

Выставление оценок. Всем спасибо за работу на уроке! До свиданья!

Источник