Корневое питание растений
Открытый урок по биологии в 6 классе по теме « Корневое питание растений».
Учитель МКОУ СОШ с.п. Кара-Суу Жабоева Раиса Муратовна
Тема: Цель: Выяснение роли почвенного питания в жизни растений..
Тип урока: усвоение новых знаний.
-Вспомнить основные процессы жизнедеятельности;
-Изучить корневое питание как основной процесс жизнедеятельности растений;
-Познакомиться с классификацией удобрений.
-Развивать умение работать с текстом;
-Умение применять полученные знания;
-Развивать навыки исследования;
-Умение формировать понятия;
-Жизненное и профессиональное самоопределение.
Средства обучения: коллекция минеральных удобрений, комнатные цветы, таблица «Внутренне строение корня».
Изучение новой темы.
1 Всасывание воды корнями. Минеральные удобрение растений.
Беседа по вопросам.
Почему растения не могут жить без корней?
Поглощают ли корни из почвы кроме воды еще и растворенные в ней минеральные соли ?
Какие еще вещества необходимы для питания растений?
Для чего эти вещества нужны растению ?
Что происходит с водой и минеральными веществами, когда они попадают из корневых волосков в зону всасывания?
От чего зависит потребность растения в минеральных веществах?
Первый вопрос. Что такое питание растений? Чтобы это узнать дополним определение из большой советской энциклопедии, вставляя пропущенные слова.
Питание – этопроцесс поглощения и усвоениярастениями из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни. 1
Питание растений существенно отличается от питания животных. Оно состоит из двух взаимосвязанных типов воздушного и почвенного питания. Посмотрите на слайд и подпишите типы питания на схеме.
Цель нашего урок изучить почвенное питание. Такой тип питания также называют корневым или минеральным.
Почвенное питание изучает целая наука – агрохимия. А специалистов этой науки называют агрохимиками, или врачевателями полей. Я предлагаю вам пройти обучение основам агрохимии. А также пройти стажировку. (Слайд 8)
Для начала ответим на главный вопрос агрохимии. Какие вещества поглощает корень?
Воду и минеральные соли.
Правильно, корень поглощает воду. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения на 50-98 процентов состоит из воды 2 . Вместе с водой в растения попадают растворимые минеральные соли, включающие такие химические элементы как фосфор, азот, калий и т. д. Они необходимы растению для построения более сложных веществ.
Записывают ответ на вопрос.
Поступление воды и минеральных веществ через корень называется почвенным питанием.
Часто агрохимикам приходится сталкиваться с большой проблемой. В естественном растительном покрове поглощённые минеральные вещества возвращаются обратно в почву с опавшими листьями, ветками и т.д. На полях же минеральные вещества вместе с урожаем выносятся из почвы. Так вынос из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг кальция. Сколько килограмм кальция выносится со свеклой? С капустой? Почвы беднеют. Урожаи падают. Как решить эту проблему?
(Вносить удобрения в почву).
Конечно же, вносить удобрения. Но какие? Давайте познакомимся с классификацией удобрений. Прочитаем текст на стр. 101 и заполните схему.
Удобрения: 1. Органические( навоз, торф, перегной).
2. минеральные ( азотные, калийные, фосфорные).
3. Макроудобрения и микроудобрения, микроэлементы.
Читают текст и заполняют схему.
Существует две группы удобрений Органические и минеральные. К органическим удобрениям относят навоз, зола, перегной и т.д. Минеральные удобрения в свою очередьтакже можно разделить на две группы, макроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые растениям в больших количествах, к ним относятся удобрения содержащие азот, фосфор и калий. Микроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые в очень небольших дозах, но и они имеют большое значение для растений.
Вносить удобрения необходимо строго по правилам, в определённый период года, в определённый период развития растения и в определённых дозах.
Закрепление. Итак, вы изучили теоретические основы агрохимии. А как вы думайте, что необходимо знать, чтобы определить необходимое удобрение.
Отвечают на вопрос?
Что бы это узнать необходимо, определить каких химических элементов недостаточно в минеральном питании комнатного растения?
Дифференциальная самостоятельная работа.
Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.
Клетки корневого чехлика недолговечны.
Поступление воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.
Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной.
Лист – единственный орган растения, в котором происходит фотосинтез.
Устьичные клетки не имеют хлорофилла.
Почка – это зачаточный побег.
Стержневая корневая система имеет один корень.
Придаточные корни развиваются из корешка зародыша.
2. Докажите, что луковица видоизмененный побег.
Ключ: правильные утверждения: 2, 3, 4, 7.
1. При дыхании корни поглощают:
а) кислород; б) воду; в) углекислый газ;
г) растворенные минеральные вещества.
2. В поглощении воды и минеральных солей участвует:
а) зона деления; б) зона роста;
в) зона всасывания; г) зона проведения.
3. Органическое удобрение:
а) навоз; б) зола; в) селитра; г) мочевина.
а) зачаточный побег; б) зачаточные листья;
в) видоизмененный побег; г) видоизмененные листья.
а) плод; б) видоизмененный побег; в) корень; г) часть побега.
6. Вегетативные органы:
а) семена; б) плоды; в) корни и побеги; г) цветки.
7. Фотосинтез происходит:
а) только на свету; б) в темноте; в) только осенью; г) только ночью.
8. Стержневая корневая система имеет:
а) один корень; б) много корней;
в) много придаточных корней; г) главный и боковые корни.
9. Придаточные корни:
а) развиваются из корешка зародыша;
б) отрастают от стебля;
в) развиваются на главном корне;
г) отрастают от боковых корней.
Корневая система растения поглощает из почвы … и … с помощью … Из листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим … Через устьица к клеткам основной ткани поступает … В хлоропластах при участии света образуются … Происходит процесс … При этом выделяется газ …
Ключ: 1 г), 2 в), 3 а), 4 а), 5 б), 6 в), 7 а), 8 г), 9 б).
Биологический диктант: воду, минеральные вещества, корневых волосков, устьица, углекислый газ, органические вещества, фотосинтез, кислород.
Что мы нового узнали на уроке? Оценивание учащихся.
(Домашнее задание. Прочитать параграф 27 Ответить на вопросы(1-3).
На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание!
Источник
Конспект урока «Особенности питания растений»
план-конспект урока (биология, 6 класс) по теме
Конспект урока + презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_fotosintezu.ppt | 1.42 МБ |
konspekt_uroka_biologii_v_6_klasse.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности питания растений Разработала: учитель биологии МБОУ СОШ №12 г.Североморска, Гуликова Е.Н.
Цель урока — сравнить типы питания растений
Проблемные вопросы В каких питательных веществах нуждаются растения? Сколько способов питания существует у растений?
Почвенное питание растений Исключи лишнее: стебель лист корень плод
Воздушное питание растений Минута мысли Солнце Хлоропласты Синтез Автотрофы Растение Органические вещества
Фотосинтез К.А.Тимирязев писал : «Дайте самому лучшему повару сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрестанно совершается в зелёных листьях растений »
Биологические задачи 1.На поле растёт пшеница. Листья маленькие, бледно-зелёные. Что нужно сделать, чтобы улучшить состояние растения? 2.Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день слаще. Почему?
Рефлексия Сегодня на уроке я узнал (-а)… Мне было интересно узнать. Для меня самым трудным сегодня было… Я сегодня поняла, что…
СПАСИБО ЗА УРОК!
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии в 6 классе
«Особенности питания растений»
Цель – сравнить типы питания растений.
— изучить сущность понятий «почвенное» и «воздушное» питание;
— выявить условия протекания фотосинтеза;
— показать планетарное значение фотосинтеза.
— формирование научного мировоззрения;
— формирование бережного отношения к природе;
— формирование экологической компетентности.
— развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
— развитие критического мышления;
— развитие коммуникативной культуры;
— развитие умения использовать раннее приобретённые знания для получения новых знаний.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, ЦОР, учебник, доска, рабочие листы.
Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность у уроку. Присаживайтесь.
Запишите, пожалуйста, в дневник домашнее задание.
Выучить опорный конспект; по желанию – сделать информационную подборку: «Это интересно…»
3.Проверка домашнего задания
Итак, прежде чем переходить к новой теме, нам необходимо вытащить из тайников памяти кое-что ценное.
— Для чего необходимо питание всем живым организмам?
— Закончите определение — питание – это процесс…
— Назовите, на какие группы делятся организмы по типу питания?
— Каких организмов называют автотрофами?
— В чём заключается особенность гетеротрофного типа питания?
— Как называется смешанный тип питания?
Вступительное слово учителя
— На предыдущем уроке мы познакомились с сущностью процесса питания, а сегодня мы изучим особенности питания растительного организма. Запишите тему урока в своих рабочих листах – «Особенности питания растений»
5.Изучение нового материала
1.Проблемные вопросы для учащихся
Ребята, для начала, подумайте и постарайтесь ответить на проблемные вопросы:
— В каких питательных веществах нуждаются растения?
— Сколько способов питания существует у растений?
Вы можете воспользоваться текстом учебника – стр.62.
Выслушиваются мнения учащихся.
Учитель формулирует вывод: у растений нет пищеварительной системы, питательные вещества образуются в клетках или проникают через клеточную мембрану. У растений существует два способа питания: воздушное и почвенное.
Итак, способы питания растений мы с Вами выяснили, теперь необходимо с ними познакомиться подробнее и постараться сравнить их между собой.
2. В рабочих листах записываем
1.Почвенное питание растений
Беседа с учащимися
Ребята, что такое почва? (это верхний плодородный слой земли). Совершенно верно, плодородие — это главное свойство почвы. А как вы думаете, может ли человек каким-то образом влиять на плодородие почвы? Как его можно улучшить? (внесение удобрений, окучивание). Молодцы! А теперь, разберёмся с особенностями почвенного питания растений.
Выполним следующее задание «Исключи лишнее» : на слайде указаны органы растений. Подумайте, какой орган участвует в почвенном питании растений, а какие будут лишними?
(Стебель, лист, корень, плод
Ответ: корень-орган почвенного питания растений.) Хорошо!
Ребята, сейчас вы поработаете в парах.
Вспомните, какие приспособления имеет корень для всасывания питательных веществ. Свои предполагаемые ответы, запишите в рабочий лист в пункт «корзина идей». Приступаем!
Обсуждение ответов учащихся:
— вещества поступают в растение в виде растворов, благодаря строению корня и его всасывающей функции;
— наличие корневого чехлика (защищает зону деления, снижает трение о почву);
— в зоне всасывания находятся корневые волоски, которые всасывают воду с растворёнными в ней минеральными веществами;
— вся всасывающая сила корневых волосков создаёт корневое давление, благодаря которому вода с минеральными солями поднимается вверх по сосудам
Молодцы! Сформулируйте вывод, что же такое почвенное питание
Вывод: почвенное питание связано с поглощением неорганических веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания.
В рабочих листах записываем
2.Воздушное питание растений
Беседа с учащимися. Приём «Минута мысли»
Ребята, у воздушного питания есть синоним. Этот синоним вы сейчас постараетесь назвать мне сами. Для этого я предлагаю вам минуту мысли. У вас в рабочих листах указаны термины (найдите их): солнце, хлоропласты, растение, автотрофы, синтез, органические вещества. Подумайте, как иначе можно назвать воздушное питание растений.
Ответы учащихся: фотосинтез.
Совершенно верно! Фотосинтез — это уникальный процесс. Внимательно посмотрите на это определение. Какие главные части в нём можно выделить (фото- свет и синтез – образование….молодцы! а что же образуется в ходе фотосинтеза мы выясним с вами немного позже)
Приём «Высказывания великих»
Послушайте, что говорил о фотосинтезе учёный Климент Тимирязев
«Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха…, солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, — он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастичным человеку, беспрепятственно совершается в зелёных листьях растения».
Ребята, какую мысль до нас пытался донести Климент Тимирязев?
(огромная роль растений в природе и жизни человека; уникальность фотосинтеза)
Беседа с учащимися
А теперь давайте подумаем, какой орган из указанных нас лайде бужет участвовать в воздушном питании растения? (ответ- лист). Верно. В фотосинтезе непосредственное участие принимают лишь клетки основной ткани (столбчатые или палисадные), среди которых располагается особый органоид – хлоропласт. А какое вещество, придающее растению зелёную окраску входит в состав хлоропластов? (хлорофиллы). Молодцы!
И вот мы с вами переходим к очень важному моменту нашего урока- протекание процесса фотосинтеза.
Фабрики по приготовлению пищи растений находятся в листьях.
Солнечный свет, несущий энергию, через прозрачные бесцветные клетки кожицы проникает в более глубокие слои зелёного листа, а именно в клетки основной ткани. В хлоропластах, содержащих хлорофилл происходит химическая реакция с использованием поглощённой солнечной энергии. Углекислый газ из воздуха проникает в листья через крошечные отверстия (вспомните как они называются? – устьица). По сосудам поступает полученная корневыми волосками из почвы вода. Подается она от корня к листьям благодаря корневому давлению. И только при таких условиях растения, могут приготовить себе своеобразную пищу. Как вы думаете какую? (органическое вещество – глюкоза — разновидность сахара. Которая позже превращается в крахмал. Кислород выделяется в ходе фотосинтеза только как побочный продукт!
Ребята, а сейчас прочитайте в рабочих листах текст «Фотосинтез» и выделите карандашом условия протекания этого сложного процесса. Работаем!
Ответы учащихся: главные условия фотосинтеза- свет, вода, углекислый газ, хлорофилл.
Таким образом, аналогично, как мы с вами формулировали вывод о почвенном питании растений, письменно в рабочих листах сформулируйте вывод по воздушному питанию растений. Приступаем к работе!
Вывод: воздушное питание растений связано с образование органических веществ их неорганических при помощи энергии света.
Необходимо сказать учащимся о космической (планетарной роль фотосинтеза).
В ходе фотосинтеза, растения выделяют огромное количество кислорода. Для какого процесса он необходим (дыхание, горение). Растения также поглощают углекислый газ, что препятствует повышению его концентрации в атмосфере.
1. Ребята, у вас в рабочих листах имеются схемы по воздушном и почвенному питанию растений. Работаем индивидуально- ваша задача – заполнить пропуски в этих схемах. Приступаем к выполнению задания.
Слайд на экране – озвучиваются правильные ответы.
Тип питания – почвенное Тип питания – воздушное
Орган – корень Орган – лист
Ткань – всасывающая Ткань – основная
Клетки- корневые волоски Клетки- столбчатые (палисадные)
Вещества – неорганические Вещества – органические
7.Обобщение и систематизация знаний
Решение биологических задач. Ребята, на слайде представлены биологические задачи. Постарайтесь их решить.
1.На поле растёт пшеница. Листья маленькие, бледно-зелёные. Что нужно сделать, чтобы улучшить состояние растения?
2.Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день слаще. Почему?
8.Подведение итогов урока
Итак, ребята, а теперь давайте проведём рефлексию (осмысление) нашего урока. На слайде выведены предложения, закончите их.
1.Сегодня на уроке я узнал (-а)
2.Мне было интересно узнать…
3.Для меня самым трудным сегодня было…
4.Я сегодня поняла, что…
Выставление оценок. Всем спасибо за работу на уроке! До свиданья!
Источник