Меню

Кто животные по образу питания



Питание животных

Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных.

Пищеварительная система

По способу питания все животные гетеротрофы — организмы, употребляющие в пищу готовые органические вещества.Питание животных начинается с захвата и заглатывания пищи. У большинства многоклеточных животных имеется пищеварительная система. Она имеет вид трубки, называемой пищеварительным трактом. Пищеварительный тракт поделен на отделы: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник. Степки пищеварительного тракта выстланы эпителиальной тканью, которая содержит много желез, выделяющих слизь, пищеварительные соки и специальные вещества ферменты. Они поступают в кишечник и участвуют в переваривании пищи. К пищеварительной системе относят также печень и поджелудочную железу.

Процесс пищеварения у животных происходит в желудке и начальном отделе кишечника. Переваренная пища всасывается через эпителиальные клетки внутренней поверхностью кишечника, которая образует множество складок. Складки покрыты бесчисленными выростами — микроворсинками. Благодаря такому строению внутренняя поверхность кишечника увеличивается и питательные вещества быстрее всасываются. Каждая микроворсинка содержит сеть мельчайших кровеносных сосудов — капилляров, через которые питательные вещества из кишечника проникают в кровь. Кровеносная система обеспечивает перенос питательных веществ ко всем органам и тканям животных.

Растительноядные животные

Многие животные питаются только растительной пищей (побегами, семенами, плодами, нектаром), их называют растительноядные. Например, рыба толстолобик, белый амур, мыши, бурундуки, белки. Для срезания и размалывания растительной пищи приспособлены зубы животных. Так, у грызунов передние зубы имеют острые режущие края, которые никогда не стачиваются, потому что растут всю жизнь. У растительноядных животных длинный кишечник, так как растительная пища долго переваривается.

Хищные и паразитические животные

Хищники это животные, которые используют в пищу других животных. Примеры хищников среди насекомых стрекозы и жуки, среди рыб — окуни и акулы, среди птиц — ястребы и совы. Настигнуть и удержать жертву хищным животным помогают сильные конечности, хорошее зрение, мощные клыки. Пища хищников переваривается быстрее растительной, поэтому их кишечник короче.

Животных, обитающих внутри или на поверхности тела растения или другого животного (хозяина) и питающихся за его счет, называют паразитами. Есть наружные и внутренние паразиты. Наружные паразиты (блохи, клопы) имеют приспособления для удержания на теле хозяина. А внутренние (аскариды, цепни) живут в кишечнике и удерживаются на его стенках ртом-присоской или крючками. У внутренних паразитов пищеварительная система развита слабо или отсутствует. Они всасывают питательные вещества всем телом.

Животные-падальщики и всеядные

Падальщики — это животные, употребляющие в пищу трупы животных. Например, грифы и гиены, жуки-мертвоеды.

Всеядные животные питаются и растениями, и животными. Это обезьяны, ежи, бурые медведи, кабаны и многие другие.

Источник

Классификация по типу питания

Свидетельство

Конспект внеклассного занятия по программе «Растения, животные, человек в экосистемах ХМАО. Охрана природы»
Тема: «Классификация по типу питания»
Цель: Познакомить детей с классификацией зверей по типу питания.
Задачи:
1. научить устанавливать пищевые связи;
2. развивать умение систематизировать, сравнивать, делать выводы;
3. воспитывать доброе и чуткое отношение к животным, ответственность за свое поведение в природе.
Дидактическое обеспечение: инструктивные карточки, иллюстрации животных, плакат леса, карточки с изображением животных и растений, печенье, бумага
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

План

I. Организационный этап
II. Закрепление ранее изученного материала
1. Инструктивная карточка «Экологическая ниша»
III. Изучение нового материала
1. Беседа на новую тему
2. Игра «Кто ест, что ест».
3. Игра «цепи питания»
IV. Закрепление пройденного материала
1. Работа с инструктивной карточкой на доске
2. Работа с инструктивной карточкой
3. Игра «Перепутанные звери»
4. Сказка «Сова и старик»
V. Заключительный этап
Подведение итогов занятия

Список используемой литературы:
Руковский Н. По следам лесных зверей М. 1988 г.
Наумов Д. Зоология 6–7 кл. М.
Динец В. Звери М. 1996г.
Шпотова Т.В. программа и методические рекомендации к детскому экологическому проекту Дом, г. Огнинск, 2000.
I. На прошлом занятии мы с вами начали изучение темы «Звери и их среда обитания». Скажите, пожалуйста, что же мы узнали, что запомнили? (ответы детей). Педагог: да, мы узнали, что такоесреда обитания и экологическая ниша, поговорили о том, как животные приспосабливаются к условиям среды. Скажите мне, пожалуйста, что же все-таки такое экологическая ниша? (Ответы детей) Да, экологическая ниша для животных – это в первую очередь место их обитания, где им уютно, где они обеспечены пищей, и где они полезны.
Сейчас вам предстоит выполнить задание инструктивной карточки, распределив животных в соответствии с занимаемой ими экологической ниши.

Читайте также:  Правильное питание блюда с тыквы

Задание: вы с друзьями пришли в лес. Каких из нарисованных представителей животного мира можно встретить на деревьях, под деревьями, в кустах? Впишите номера этих животных в кружочки.

II. Перед вами картина с изображением леса и его обитателями. Кого мы можем встретить здесь? (Ответы детей). Да, лес богат лесными жителями, здесь можно встретить проворную белочку, хитрую лисицу, мудрую сову, загадочного лося и многих других. Все они удивительны и неповторимы.

Сегодня мы познакомимся с классификацией животных по типу питания, научимся группировать их по определенному признаку. Ребята, а вы знаете на какие группы можно разделить животных по типу питания? (ответы детей) Действительно, всех зверей по способу питания можно разделить на хищников, травоядных, насекомоядных и всеядных. Все звери выполняют определенную роль в природе. Вот, как вы думаете, важны ли хищники, или может быть, они приносят только вред природе? (ответы детей). Вы правы, хищники – необходимое звено в мире природы – они служат регуляторами численности животных, особенно это касается обильно размножающихся видов и больных животных. А каких хищных зверей, обитающих у нас, вы знаете? Дети перечисляют зверей.
Педагог: Да, это волк, лиса, бурый медведь, росомаха, рысь, куница. А еще к хищникам можно отнести самого маленького пушного зверька – ласку.
Травоядные животные приносят вред лесу, уничтожая древесные породы, повреждая кору деревьев, но, в то же время, это ценные промысловые животные, которые ценятся за мясо, шкуру, мех. Ребята, вы со мной согласны, действительно травоядные животные вредят лесу? Возможно, они вовсе не нужны в природе? Что произойдет, если их не станет? Ответы детей. Да, верно, нарушится равновесие в природе, в результате все может погибнуть. Попробуйте мне назвать зверей, которые питаются грубой растительной пищей.
Дети: предполагаемые ответы…
Педагог: к травоядным животным относятся лось, заяц, олень, полевка, землеройка, бобр.
Всеядные животные питаются как растительной, так и животной пищей. К ним относятся ценные пушные звери. Назовите их. Ребята перечисляют зверей.
Педагог: Да, это белка, горностай, соболь, норка. Сюда же относятся кабан и медведь.
А кто мне скажет – куда можно отнести крота и ежа? Ответы детей.
Педагог: Это насекомоядные животные, они приносят большую пользу, уничтожая насекомых вредителей.
А сейчас каждый из вас возьмет по одной фигуре из конверта. На них изображен непонятный рисунок – это часть общий картины. Ваша задача воссоединить эти части воедино. Таким образом, у нас образовалось две команды: хищники и травоядные.
А теперь мы с вами поближе познакомимся с рационом животных. Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Кто ест? Что ест?» Каждой из команд будут предложены вопросы, за каждый правильный ответ команда получает один балл (жетон), если вы даете не правильный ответ, то право ответа переходит к команде соперников.
1. Какой зверь падок до малины и меда? (медведь, волк, олень)
2. Сколько грибов может нанизать на сучки белка, готовясь к зиме? (200, 500, 2000).
3. Какой зверек запасает на зиму корм, перенося его в защечных мешках? (бурундук, суслик, хомяк)
4. Сколько суток может не есть волк, и при этом становится более агрессивным? (5–7 суток, 2–3 суток, 10 суток).
Между различными организмами в при­родных сообществах существуют много­образные связи. Однако наиболее важные из них — пищевые. Что такое цепь питания? Ответы детей.
Педагог: Да цепь питания – это передача энергии от одного вида к другому. А как это происходит, мы сейчас с вами и узнаем.
Описание игры «Цепи питания»
Действующие лица:
Солнце – 1 человек
Трава – 6 человек
Мышка – 3 человека
Лиса – 1 человек
Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает «энергию» Траве – по 2 штуке каждой Травинке. Одно печенье каждая Травинка съедает – эта «энергия расходуется на поддержание жизненных процессов Травинки, а второе – передает Мышкам. Таким образом, каждая мышка получает тоже по два печенья. Часть «энергии» (одно печенье) Мышка расходует на себя, а часть (второе печень) – отдает Лисе. Таким образом, у Лисы оказывается три печенья. Часть энергии Лиса расходует на поддержание своих жизненных процессов, а оставшуюся часть передает тому, кто может съесть Лису.
Ребята, скажите, кто получает энергию от Солнца? Только трава может получить энергию от Солнца. Сколько бы мышки не загорали на солнышке, есть им все равно хочется! А кто получает энергию от о травы? Мыши – травоядные животные. Кто получает энергию от мышей? Лиса – плотоядные (хищные) животные.
Мы с вами теперь знаем, как передается энергия от растений к животным, то есть, как возникает пищевая цепь. Вот сейчас мы построим такую цепочку. Сейчас на ваши спины я приколю карточки с изображением животного или растения, и вы перевоплотитесь в животных, которые на них изображены. Сами вы не будете знать, в какое животное или растение вы превратились, но будете видеть других. Ваша задача построить правильную цепочку питания, не разговаривая друг с другом. (дети в течении 5–7 минут выстраивают цепь питания).
Итак, мы построили цепь питания, в которой мы сами выступали в роли животных и растений. Ребята, скажите, а можно ли по типу еды определить, какой внешний вид имеет, и какой образ жизни ведет млекопитающие, которые этой пищей питаются? (Ответы детей). Да, посмотрев, например, на волка, мы заметем его острые когти и клыки, и с уверенностью скажем, что это хищное животное.
IV. На доске иллюстрации животных, а так же пища, которую они употребляют. Сейчас ко мне подойдут по одному представителю от каждой команды. Ваша задача с помощью стрелок соединить животных с их кормом.
А сейчас мы постараемся построить цепи питания на бумаге, вписав пропущенное, недостающее звено. Команды получают карточки с заданиями. (Работа с инструктивными карточками)

Инструктивная карточка

Читайте также:  Продукты питания расщепляющие жир

Задание: Рассмотрите пищевую цепочку и вставьте пропущенной звено.

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Перепутанные звери». Вы будете зверятами. Детям на грудь прикалываются таблички с названиями зверей. Когда я буду называть группы зверей: насекомоядных, хищных, травоядный или всеядных вы должны будете поменяться местами. Будьте внимательны.

Источник

31. Экологические группы животных по питанию. Приспособления, связанные с питанием растительной и животной пищей

Все животные являются гетеротрофами, то есть питаются органическими веществами. Они не могут как растения сами синтезировать органическое вещество из неорганических веществ. Конечно, большинство органических веществ, поступивших в организм животного, изменяется в нем с помощью биохимических реакций, становятся «родными» для данного вида животного. Однако поглотить животное всё равно должно органическое вещество.

И хотя все животные гетеротрофы, способов их питания огромное множество, так как животные сильно отличаются между собой. Одни устроены просто, другие сложнее. Одни обитают в воде, другие на суше. Каждое животное приспособлено для питания «своей» пищей. Главное, чтобы пища была органической природы.

Животные по типу питания делятся на несколько экологических групп:

  • хищники, или зоофаги (питаются животной пищей);
  • сапрофаги (питаются гниющими веществами);
  • некрофаги (питаются трупами животных);
  • копрофаги (питаются экскрементами);
  • фитофаги (питаются растительной пищей).

Среди фитофагов выделяют:

  • филлофагов (питаются листьями),
  • карпофагов (питаются плодами),
  • ксилофагов (питаются древесиной),
  • ризофагов (питаются корнями).

По степени избирательности пищевых объектов выделяют три группы организмов:

  • монофаги — одноядные,
  • олигофаги — ограниченноядные,
  • полифаги — многоядные.

В каждой группе животных по типу питания можно выделить различные подгруппы. Так растительноядные животные могут питаться листвой, травой, семенами, нектаром цветков и др. Плотоядные животные могут есть одноклеточных, насекомых, лягушек, птиц, млекопитающих, умерших животных. У каждого вида животного в связи с приспособлением к питанию определенными живыми организмами будут наблюдаться свои особенности строения и поведения.

Читайте также:  Портативное питание 300 вт

Обычно у растительноядных млекопитающих пищеварительная система более сложная, так как переваривать растительную пищу сложнее. Однако у млекопитающих-хищников более сложное поведение, так как поймать жертву не всегда просто. При этом надо ее выслеживать, затаиваться, неожиданно нападать. При этом жертва имеет приспособления, чтобы убегать от хищника и защищаться от него (например, объединяясь в стада). Различаются и зубы травоядных и хищников. У растительноядных млекопитающих хорошо развиты резцы и коренные зубы. У хищников есть мощные клыки.

Хотя животные приспосабливаются к конкретному виду пищи, есть среди них и «универсалы» — всеядные животные. Из млекопитающих примерами таких животных являются медведь, человекообразные обезьяны, человек. Всеядность позволяет не зависеть от конкретного вида пищи, и при ее исчезновении переходить на другое питание. Другими словами, всеядность — это полезное приспособление, дающее преимущество в выживании.

Падальщики едят умерших крупных животных. Среди млекопитающих-падальщиков следует отметить гиен и грифов. Они имеют свои приспособления к такому типу питания. Например, у грифов длинная почти голая шея. Это позволяет не пачкаться при разделывании туши.

Разнообразие ротовых аппаратов насекомых также сформировалось в зависимости от их пищи. У одних — это колюще-сосущий ротовой аппарат (комар), у других — режущий, у третьих — грызущий и т. п.

Среди животных паразитами являются многие черви, некоторые насекомые. Их особенностями являются высокая плодовитость, наличие органов прикрепления, способность переживать неблагоприятные условия, образуя цисты, капсулы и др. Часто строение паразитов упрощается (например, утрачиваются некоторые системы органов).

Среди животных встречается и симбиоз (взаимовыгодное сожительство). Например, рак-отшельник и актиния.

Среди животных к сапрофитам относятся насекомые и черви, обычно живущие в почве. Они питаются отмершими частями растений, умершими животными и их экскрементами. Сапрофиты играют важную роль в круговороте веществ в природе, так как разлагая органику, возвращают во внешнюю среду химические элементы в форме минеральных веществ.

Уважаемые друзья биологи!

Данный сайт я создавал не для заработка. Я на нем не размещаю никакой рекламы и делаю это не из-за этических соображений, а просто потому что биология пока тема не особо доходная. К тому же у меня есть другие проекты на которых я хорошо зарабатываю.

Наверное у вас возник вопрос, а зачем вообще мне все это нужно?

Я еще не так давно учился на биофаке и конечно же возлагал надежды на то, что после окончания буду работать по специальности и заниматься научно исследовательской работой. Однако в аспирантуру не поступил и работу биологом по специальности, которая нормально оплачивается не нашел. После провала вступительных экзаменов в аспирантуру я пошел получать второе высшее образование и теперь занимаюсь программированием.

На данный момент биология это моё хобби. Данный сайт можно назвать сайтом для своих. Если у вас есть идеи о том, как сделать данный проект более серьезным и более полезным вы можете написать мне.

Источник