Меню

Ламповый фонокорректор с низковольтным питанием

Схемотехника ламповых усилителей-корректоров

В последние годы компакт-диск, безусловно, является наиболее массовым видом музыкального носителя. Процессы цифровой обработки аудиосигналов непрерывно и весьма интенсивно совершенствуются, но несмотря на это, субъективно ощущаемое качество воспроизведения современных компакт-дисков зачастую с трудом приближается к уровню, достигнутому механической звукозаписью 35—40 лет тому назад! Кроме того, как ни странно, вместе с ростом популярности компакт-дисков наступил и «виниловый ренессанс» записей, произведенных 40 и более лет тому назад.

Именно возможность достижения высокого уровня субъективного, эмоционального и эстетического восприятия и объясняет интерес серьезных любителей музыки к аппаратуре воспроизведения грамзаписи. Один из важнейших компонентов этой аппаратуры — усилитель-корректор (УК). Вниманию читателей предлагается несколько вариантов таких устройств, где в качестве активных элементов применены как радиолампы, так и полупроводниковые приборы. Заметим, что в отличие от ламповых усилителей мощности, где в наши дни нередко используется схемотехника 20—50-х годов прошлого века, в отношении предусилителей подобный подход нецелесообразен. Классические УК в большинстве состоят из двух—четырех типовых усилительных каскадов с емкостной связью, охваченных достаточно глубокой общей ООС. Элементами этой ООС и формируется нужная АЧХ ( рис. 1 ). В УК нередко применяют катодные и иные повторители.

Убедительным основанием для использования громоздких и чувствительных к вибрациям усилителей на лампах может служить, по мнению автора, лишь безусловное, субъективно оцениваемое потребителем преимущество над аналогичным (по уровню доступности) устройством на полупроводниковых приборах. В этих УК представляется желательным применение распределенной по каскадам усиления RIAA коррекции (в том числе с катушками индуктивности). Кроме того, высокой линейности усилителей стараются достигать без использования общей и, по возможности, местной ООС. В сигнальном тракте минимизируют число переходных конденсаторов, нередко отказываясь от катодных повторителей.

Кстати, автор не разделяет мнения о недопустимости введения полупроводниковых приборов в усили-тельный тракт, о необ-ходи мости использования исключительно триодов с низким значением «μ», о каких-то особых принципиальных преимуществах прямонакальных катодов и прочих «кардинальных средств». Напротив, абсолютно оправданно разумное сочетание в аудиотехнике положительных свойств полупроводниковых и электровакуумных приборов. Можно утверждать, что накопленный в период «лампового ренессанса» опыт позволил выявить ранее не очевидные, но принципиальные недостатки активных и пассивных компонентов, а также издержки общепринятой идеологии построения устройств на транзисторах. Это помогло наметить пути значительного улучшения звуковоспроизведения грамзаписи.

Напомним читателям, что магнитные преобразователи головок звукоснимателей условно подразделяют на следующие группы.

Группа 1 — головки с номинальным выходным напряжением порядка 2. 4мВ, рассчитанные на подключение к предусилителю с входным сопротивлением 47 кОм и общей входной емкостью 100. 250 пф (внутреннее сопротивление таких головок — 1.. .2 кОм). В этом случае требуемое усиление усилителя на частоте 1000 Гц составляет 50. 60 дБ. К этой группе относится большинство головок типа MM (Moving Magnet) и головки МС (Moving Coil) с повышенной чувствительностью. Любопытно, что некоторые известные фирмы (Shure, Grado и т. п.) в последнее время стали выпускать специальные вставки с иглами для проигрывания обычных грампластинок («на 78 оборотов») к известным серийным моделям своих ММ головок.

Группа 2 — головки с номинальным выходным напряжением 0,2. 0,3 мВ, для которых оптимальное значение нагрузки равно около 1 кОм (внутреннее сопротивление таких головок порядка 40. 50 Ом), а необходимое усиление достигает 70. 80 дБ. К этой группе относятся распространенные типы МС головок.

Группа 3 — головки с номинальным выходным напряжением порядка 15. 20 мкВ, внутренним сопротивлением около 3 Ом. Для них требуется нагрузка сопротивлением порядка 100 Ом и усиление до 90. 100 дБ (правда, такие головки встречаются нечасто).

Как правило, все головки 3-й группы, а нередко 2-й, работают в комплекте со специальными согласующими трансформаторами, позволяющими использовать стандартные предусилители, спроектированные для головок 1-й группы. Кроме того, применение трансформаторов позволяет повысить отношение сигнал/шум и облегчить борьбу с фоном переменного тока сети. Однако стоимость таких трансформаторов весьма велика — до 1000. 3000 долларов США. Минимально достижимое эквивалентное сопротивление внутриламповых шумов в лучшем случае не ниже 100 Ом, из-за чего чисто ламповый предусилитель для головок 2-й группы неизбежно имеет неважное соотношение сигнал/шум, а для головок 3-й группы — вообще неприемлемое. Альтернативой трансформатору в этом аспекте могут быть лишь каскады на малошумящих полевых и биполярных транзисторах. Если все же изготавливают именно ламповый, а не, скажем, гибридный предусилитель для МС головки, то входной триод должен быть с низкими собственными шумами (например, 6Н23П, 6Н24П, 6СЗП).

Для относительно высокоомных головок 1 -й группы входной каскад УК целесообразно сделать с малошумящим пентодом, например, 6Ж32П (аналог EF-86), 6Ж9П и т. п., так как, в отличие от триода, он имеет ничтожную динамическую входную емкость. Замечу попутно, что специализированный «звуковой» пентод 6Ж32П, нередко причисляемый к малошумящим, на самом деле наименее «фонящий» при питании его нити накала переменным током и достаточно устойчивый к микрофонному эффекту. Также зта лампа отличается высокой линейностью даже при значительных амплитудах усиливаемых сигналов и экономичностью, по шумовым свойстввм уступая пентодам 6Ж9П, 6Ж3П, 6Ж1 П.

В УК возможно применение и раритетных октальных ламп, отличающихся повышенными собственными шумами и заметным микрофонным эффектом, но тем не менее любимых многими аудиофилами за исключительные «музыкальные» свойства. Для входного каскада предусилителя часто рекомендуют 6Н9С и ее многочисленные аналоги, реже — пентоды 6Ж7, 6Ж8, EF37 и пр.

Здесь уместно затронуть вопросы конструктивного исполнения УК. Из-за специфического подъвма АЧХ по стандарту RIAA либо RIAA-78 (рис. 1), имеющего максимум усиления на частотах 50 Гц и ниже, и малого уровня входных сигналов (при высокой чувствительности радиоламп к вибрациям, а устройства в целом — к наводкам) обязательно полное электрическое и магнитное зкранирование. Также следует принять меры по механической виброизоляции, по крайней мере, деталей входного каскада. Например, изолируемые ламповые панели или небольшое субшасси с деталями каскада закрепляют на основном шасси через эластичный (резиновый) амортизатор, а электрические соединения выполняют отрезками мягких проводов (МГТФ, ЛЭШО и т.п.). Лампу закрывают массивным стальным колпаком, который можно обклеить вибропоглощающим материалом. Нужно как можно дальше от предусилителя и проигрывателя отнести трансформаторы питания (желательно с кольцевым магнитопроводом и пониженной рабочей индукцией). В ряде конструкций блок питания вынесен в отдельный корпус.

Важно соблюдать общепринятые для малосигнальных устройств особенности монтажа общего провода и заземления. Как правило, общий провод или медную полосу значительного сечения (2. 5 мм 2 ) прокладывают изолированно от шасси и соединяют с ним в одной точке вблизи входного каскада. Применяют также «звездообразное» соединение (star ground), когда все «заземляемые» проводники соединяются между собой и с шасси в одной точке. По мнению автора, нет никаких противопоказаний к использованию печатного монтажа, не принятого самодельщиками ламповых конструкций.

Помимо всего прочего, желательно доработать проигрыватель, обеспечив симметричные (без общего провода) выходы сигналов со стереофонической головки и, по возможности, «развязав» электрически детали тонарма и экранные оплетки выходных кабелей с шасси и прочими «массами» проигрывателя. Общие проводники между всеми компонентами аудиосистемы, а также «заземляющий» провод сетевых шнуров не должны создавать замкнутых контуров. Пример возможного соединения частей электропроигрывателя и предусилителя-корректора приведен на рис. 2 .

Хотя все предлагаемые в статье схемы УК выглядят, можно сказать, азбучно, реализовать преимущества этой простоты можно лишь при условии тщательного конструктивного исполнения и кропотливой наладки. Прототипы этих схем заимствованы автором из таких авторитетных журналов, как «Glass Audio» и «Sound Practices», а также с интернет-сайтов зарубежных аудиофилов, в частности, Jim de Kort и Ervin Wiesbauer [1,2]. Внесенные при макетировании изменения объясняются применением иной элементной базы и повышенным уровнвм выходного напряжения (1,5. 2 В — предельное значение для проигрывателей КД), удобным для согласования с большинством вариантов ламповых УМЗЧ, где считается предпочтительной двухкаскадная структура.

Следувт имвть в виду, что описанным в статье УК для питания требуются источники высокого напряжения, опасного для жизни, а также высоковольтные конденсаторы с большой энергией заряда (до 100. 200 Дж!). Случайное замыкание заряженного конденсатора может привести к расплавлвнию и разбрызгиванию металла, ожогам и травмам. Поэтому приступайте к повторению описанных конструкций только при полной уверенности в уровне свовй квалификации.

А теперь перейдем, наконец, к описанию конкретных схем УК. Пврвый предлагаемый вариант — предусилитель на октальных лампах для ММ головок (на рис. 3 и последующих показаны схемы одного из каналов). Усилитель по этой схеме может быть построен и на пальчиковых лампах. Аналоги для двойных триодов таковы. Лампа 6Н8С — близкий аналог 6SN7-GT, 5692, ЕСС32, ЕССЗЗ (октальные), ЕСС82, Е82СС, ECC802S, 12AU7 (пальчиковые); при незначительной корректировке номиналов элементов подойдут отечественные 6Н1П, 6Н6П, 6Н14П и сверхминиатюрные 6Н16Б, 6Н18Б. Лампа 6Н9С — близкий аналог 6SL7-GT, 5691, ЕСС35 (октальные), 5751 (пальчиковые), ЕСС83, Е83СС, ECC803S, 12АХ7; отечественный пальчиковый 6Н2П — приближенный аналог; из сверхминиатюрных подойдут 6Н17Б и 6С7Б (одинарный триод). Нврвдко встречаются 6Н2П с повышенным шумом в звуковом диапазоне частот и плохой изоляцией между катодом и подогревателем.

Читайте также:  Нормы для отходов продуктов питания таблица

Аналоги лучевого тетрода 6П6С — 6V6-GT (октальный), EL90 и отечественные 6П1П (пальчиковые); также близки по параметрам экзотические 6Ф6С и импортные 6F6. В выходном каскаде возможно также параллельное включение двух триодов лампы 6Н30П, для которых снижают напряжение на аноде до 80 В и изменяют некоторые номиналы резисторов (R13— 12 кОм, R14 — 130Ом).

При конструировании УК со сверхминиатюрными лампами следует учитывать, что они имеют несколько меньшую допустимую рассеиваемую анодом мощность, превышение которой приводит к очень быстрому выходу их из строя.

Предварительным отбором деталей желательно обеспечить идентичность двух каналов усиления с разбросом параметров пассивных компонентов не более 1 %. Особенно это относится к элементам, формирующим АЧХ (R4, R8, R11, СЗ, С4, С9). Можно применять резисторы типов С2-23, С2-29, МЛТ, С1-4; а элемент R13 — С5-16МВ, С5-35В или ПЭВ. Будьте осторожны в отношении встречающихся иногда советов по использованию старых углеродистых резисторов ВС, так как из-за старения часто их шум возрастает, а изменение фактического значения может достигать 20. 25% относительно номинала даже для ряда Е24.

Конденсаторы С1, С7, С13 — типов К50-24, К50-29 или импортные (Rubicon, Weston и т.п.), обязательно фольговые. Конденсаторы серий К52-х, К53-х, ЭТО для сигнальных цепей не рекомендуются. Элементы С2, С6, С8, С12, С14, С17 могут быть К73-4, К73-16, К73-17, МБГО или серии К42-х, а СЗ, С4, С9, С10 — К78-2 или им подобные. В позициях С5, С11, С15, С16 желательно использовать конденсаторы типа К78-24, несколько хуже — МБГО, МБГЧ, в крайнем случае допустимо применить оксидные К50-27 (кроме С15). Указанные здесь типы компонентов пригодны и для других описываемых в статье УК.

Конечно, при соответствующих финансовых возможностях можно отдавать предпочтение компонентам так называемого «аудиофильского» качества. Рекомендации на эту тему можно найти на страницах некоторых журналов по технике Hi-Fi и Hi-End, но нередко они носят весьма субъективный характер, иногда идя вразрез с основополагающими законами физики.

При налаживании УК подгоняют к рекомендуемым режимы усилительных каскадов по постоянному току подбором (при необходимости) резисторов R3, R9, R14 и устранение отклонений АЧХ от стандартной RIAA, а также различия в АЧХ двух каналов подбором элементов С4, С9, R8. Емкость См* следует подобрать так, чтобы емкость соединительного кабеля между проигрывателем и предусилителем, входная емкость первого каскада предусилите-ля (ориентировочно — 40. 60 пФ) и емкость дополнительного конденсатора См* в сумме равнялась значению, рекомендованному для используемой головки ее изготовителем.

Следующая схема ( рис. 4 ) является модификацией предыдущей, целесообразной для МС головок 2-й группы. Автор разработки — Arthur Loesch из США. Варианты этой схемы, несколько различающиеся типами применяемых ламп, неизменно популярны среди зарубежных любителей. Журналом «Sound Practices» его разработка отнесена к категории Top End в силу особенностей конструктивного исполнения и организации питания каскадов.

Выходное напряжение базового варианта предусилителя при работе с распространенными головками (например, DENON DL-103) получается около 0,5. 0,7 В. Существенное увеличение этого напряжения возможно, если во втором и третьем каскадах установлены лампы с большим усилением (μ > 30). Это может привести к ухудшению перегрузочной способности, если не изменить питающие напряжения и соответственно скорректировать параметры компонентов. Напротив, уменьшив усиление второго и третьего каскадов УК, его можно адаптировать к ММ головкам, получив прекрасные результаты.

Применение гальванических элементов в качестве источника напряжения смещения упрощает борьбу с наводками и позволяет отказаться от катодных резисторов и конденсаторов, что благоприятно влияет на звук. Срок службы элементов практически определяется их саморазрядом и может составлять дватри года. Необходимо лишь обеспечить надежный, неокисляющийся контакт с выводами элементов, а во избежание повреждения от нагрева и утечки электролита — защиту от тепла, выделяемого лампами. Кстати, в студийной аппаратуре 40—50-х годов иногда предпочитали полностью батарейное питание входных каскадов микрофонных усилителей.

Это направление — для аудиофилов-экстремистов; для остальных замечу, что из-за фиксированного смещения все каскады описываемого предусилителя требуют хорошо стабилизированных источников всех питающих напряжений, в том числе и накального. В исходной публикации Arthur Loesch указывает, что блок питания содержит по отдельному стабилизированному источнику анодного напряжения на каждый каскад в каждом канале (т. е. всего 6!). Оригинальное устройство выполнено на секционированном шасси из толстого медного листа. Все конденсаторы — фольговые (медная фольга и фторопластовый диэлектрик), резисторы — прецизионные (допуск не более ±0,5 %) проволочные и метаплопленочные, оксидные конденсаторы — из топовых серий «Black Gate». Монтаж выполнен с применением фирменных серебряных проводов и специального серебросодержащего припоя. Этот пример показывает, что высокие качественные показатели ламповых устройств достигают не за счет усложнения структуры усилительной части, а за счет тщательного исполнения; причем, как минимум, наполовину успех определяет качество блока питания.

В отношении деталей УК справедливо все изложенное выше. Резисторы R1—R4 обязательно должны быть металлопленочные или проволочные. Прямой замены лампы 6С45П (либо 6С15П) не существует, импортный аналог 417 (Western Electric) или близкий к ним триод 5842 практически недоступны и дороги, поэтому в табл. 1 приведены приближенные замены с ориентировочными электрическими режимами. Кроме указанных, возможно применение во входном каскаде некоторых малошумящих высокочастотных пентодов в триодном включении, в частности, 6Ж11П, 6Э5П, 6Э6П, 6Ж52П, а также пентода из 6Ф12П. При использовании триода 6Ф12П рекомендуется включить параллельно резистору R3 конденсатор емкостью 1000 мкФ на 6,3 В. Как и в предыдущем случае, подбор резистора R1 и (при необходимости) подключаемого параллельно ему конденсатора следует осуществить, в соответствии с рекомендациями изготовителя используемой головки.

Таблица 1

Тип VL1 Еа, В Uа, В Ia, мА R3, Ом R4 кОм
6С45П 200 87 22 22 5,1
6С2П 160 90 9 56 8,2
6С3П, 6С4П 200 100 15 39 6,8
6Ф12П триод 200 120 5,5 130 15

Во втором каскаде возможно применение ламп 6Н1П, 6Н15П и 6Н3П, в которых оба триода нужно включить параллельно. При применении ламп 6Н3П потребуется подбор номиналов резисторов R6, R8.

Еще одной модификацией схемы рис. 4 представляется ее балансный вариант с использованием дифференциальных каскадов и частично — гальванической связи между каскадами ( рис. 5 ). Автор прототипа, носящего имя «Siren Song», — известный в кругах аудиофилов американский конструктор J.C. Morrison. Безусловно, весьма изысканно выглядит (и великолепно работает) входной каскад на октальном триоде с источником тока на полевом транзисторе, а в исходном варианте — микросхема стабилизатора тока 1N5309 или 1N5311. В силу присущего дифференциальным каскадам подавления синфазных помех, а также компенсации сигнальной составляющей тока в цепи их питания, требования к источнику анодного питания существенно ниже, чем в обычных каскадах. Тем не менее применение в катодной цепи входного каскада источника тока способствует стабильности режима. В исходной публикации предлагается полностью нестабилизированное питание; несмотря на это, рекомендую при повторении стабилизировать напряжение накала.

Безусловно, реализация этого УК возможна и на пальчиковых лампах. Например, если для всех каскадов выбрать лампы 6Н23П (ЕСС88, Е88СС, 6922, 6DJ8) или 6Н24П и установить значение тока стока VT1 (рис. 5) равным 12. 15 мА (также уменьшив сопротивления резисторов R4—R7, R15), то такой предусилитель пригоден для работы и с МС головкой. В третьем каскаде применимы лампы 6Н15П (6J6) или старинные 6Н7С (6N7, 6N7-GT) при параллельном соединении обоих триодов. Если предполагается работа предусилителя с балансной симметричной (относительно общего провода) нагрузкой, можно удалить элементы С7—С9, С11, а в позиции СЮ применить высококачественный пленочный или бумажный конденсатор емкостью 5. 10 мкФ. Если допустимо уменьшение общего усиления корректора приблизительно на 30 %, в каскадах с VL3, VL4 целесообразно установить двойные триоды 6Н6П или 6Н30П; их примерные режимы приведены в табл.2 .

Читайте также:  Чем лучше кормить ребенка баночным питанием или самодельной едой

Таблица 2

Тип VL3, VL4 Еа, В Uа, В Ia, мА R21, Ом R23, R24 кОм
6Н7С 360 210 10 82 15
6Н6П 250 120 22 47 6,2
6Н30П 200 80 24 51 5,1

При налаживании балансировку входного каскада производят резистором R8 до достижения равенства напряжений на обоих анодах лампы VL2, а выходного каскада — резистором R22 до достижения равенства напряжений на анодах VL3 и VL4. Абсолютно недопустимо применение в качестве R8 и R22 переменных резисторов с ненадежным контактом (с треском при регулировании), так как при дальнейшем использовании это чревато выходом из строя усилителя мощности и акустической системы!

В блоке УК советую применить высококачественные разъемы типа XLR. Если по каким-либо причинам не используется балансный вход, рекомендую удалить элементы R2, R3, а вывод левой по схеме сетки VL1 соединить непосредственно с общим проводом в точке, где подключен и контакт общего провода входного разъема (типа RCA).

Тему «сотрудничества» полевых транзисторов и вакуумных приборов продолжает схема, показанная на рис. 6 . В отличие от схемы на рис. 4, здесь во входном каскаде использовано каскодное соединение малошумящего полевого транзистора и лампы — нувистора, примененного исключительно по соображениям габаритов. Часть УК (по схеме на рис. 6) левее сечения А-А вынужденно была изготовлена в виде небольшого блока, вынесенного непосредственно к основанию тонарма и соединенного с остальной частью кабелем длиной около 0,3 м. Каких-либо особых преимуществ нувистора перед лампой 6Н23П не выявлено. Преимущества каскоднои структуры проявляются в малой динамической входной емкости и значительном усилении каскада, что позволяет рекомендовать их для работы с головками типов ММ и МС (резистор R1 — 1 кОм). Резистор R4 позволяет задать ток стока транзистора, обеспечивающий необходимую крутизну сток-затворной характеристики. При этом стабилизирующее воздействие транзистора на режим триода VL1 несколько ухудшается, поэтому напряжение питания входного каскада стабилизировано цепочкой стабилитронов VD.1—VD3.

Иногда высказывается мнение, что применение в цепях питания усилительных каскадов полупроводниковых стабилитронов приводит к обеднению «звучания», и на этом основании рекомендуется применение газонаполненных стабилитронов тлеющего разряда. Опыт автора говорит о том, что последователи этой «плодотворной» идеи рискуют чрезмерно обогатить звучание широким спектром шумов, создаваемых этими приборами, проявляющими склонность порой даже и к паразитной генерации (особенно при длительной наработке). Возможно, целесообразно последовать совету из журнала «Glass Audio» и ограничиться использованием их ценных декоративных свойств — таинственное и разноцветное свечение в полумраке включенных вхолостую этих приборов, несомненно, удачно дополнит интимное мерцание нитей накала раритетных прямонакальных триодов и существенно усилит эмоциональное воздействие прослушиваемой музыки. Желающим же повторить УК по схеме на рис. 6 рекомендую изготовить для питания входных каскадов отдельный стабилизатор, который можно дополнить LC-фильт-ром для исключения помех от источника анодного напряжения в сеточной цепи лампы VL2 из-за повышенного выходного сопротивления каскода. Кстати, это свойство каскода побуждает некоторых авторов рекомендовать непосредственное включение корректирующего конденсатора (в данном случае СЗ) параллельно резистору в анодной цепи (R5). Такое включение приводит к существенной частотной зависимости нагрузки и, соответственно, к увеличению динамической составляющей входной емкости, что нежелательно, по крайней мере, для ММ головок.

Далее предлагается чисто ламповый вариант предусилителя-корректора с использованием каскода на входе ( рис. 7 ), который, как и предыдущий, является попыткой усовершенствования УК по схеме на рис. 4. Применение на входе двух включенных параллельно триодов имеет целью снижение собственных шумов корректора. При указанных на рисунке номиналах элементов и напряжении питания перегрузочная способность предусилителя при работе с головками 1-й группы оказывается около 20 дБ. Коэффициент усиления двух каскадов УК на частоте 10ОО Гц приблизительно равен 52. 56 дБ, поэтому выходной каскад, подключаемый в точках 1—2, должен иметь усиление по напряжению около 10 для получения номинального выходного напряжения 0,7. 1 В (можно воспользоваться выходным каскадом по схеме на рис. 3). Если желательно иметь уровень выхода ближе к 2 В, можно выполнить выходной каскад по аналогии с вариантами схемы рис. 4 и табл. 2.

Речь идет, конечно, о подключении на вход УК типовой головки 2-й группы с номинальным уровнем выхода около 0,2 мВ. Очевидно, что включаемые параллельно триоды требуют тщательного отбора по идентичности параметров в рабочем режиме, что может оказаться затруднительным без испытателя радиоламп, но выполнимым. В противном случае преимущества такой схемотехники не реализуются.

На рис. 8 показана схема простого корректирующего усилителя на пентоде 6Ж32П, предназначенного для работы с головками 1 -й группы. Подобного рода УК популярны среди зарубежных любителей и у нас [3].

При тщательном исполнении этот УК, несмотря на простоту, способен показать ощутимое превосходство над многими «фирменными» изделиями, в том числе и такими, цена которых более $1000. Кроме того, предусилитель по схеме рис. 8 позволяет легче достичь согласования по входу со многими типами головок; он менее критичен к нагрузке на выходе из-за приме нения катодного повторителя, который, по идеологии Hi-End Audio, наиболее уязвим для критики. Формально малым нелинейным искажениям в повторителе при некоторых уровнях сигналов и значениях сопротивления нагрузки может сопутствовать «неблагозвучное» соотношение составляющих гармонических искажений. Но этот каскад нетрудно исключить, правда, в ущерб чувствительности УК к нагрузке, воспользовавшись схемами предыдущих вариантов. Если предполагается воспользоваться МС головкой с повышающим трансформатором, то рекомендую именно подобный предусилитель, как обеспечивающий широкие возможности по оптимизации нагрузки для головки с трансформатором. Полезно стабилизировать питание хотя бы входного каскада. При недостатке общего усиления выходной каскад следует выполнить по аналогии с уже рассмотренными вариантами УК.

Весьма оригинальная и изящная схема УК для работы с ММ головкой, использующего лампы 6Ж32П и 6Н6П (с введением положительной частотнозависимой ООС), предложена А. Лихницким [4]. Тем, кто заинтересуется этой схемой, рекомендую дополнить устройство буферным каскадом во избежание влияния изменений в нагрузке корректора на его АЧХ.

На рис. 9 ,а показан вариант построения обычного каскада с анодной нагрузкой, но улучшенной развязкой по питанию (оптимальная компенсация достигается подстройкой резистором R4) Соотношение между сопротивлениями R1 и R2 (приблизительно равными) выбирается таким, чтобы были равны составляющие токов сигнала через них.

Кроме рассмотренных вариантов каскадов следует упомянуть еще каскад SRPP (Series-Regulated Push Pull), когда в анодной цепи лампы установлена динамическая нагрузка. Он особенно эффективен в выходной ступени усиления. Его разновидности позволяют совместить высокие коэффициент усиления и линейность с низким выходным сопротивлением (примерно 100. 300 Ом). К недостаткам можно отнести потребность в напряжении питания не менее 300 В, повышенную динамическую вход ную емкость (по сравнению с типовым каскадом), а также повышенные требования к качеству изоляции между катодом и подогревателем, если в каскаде используется двойной триод. На рис. 9,6 показан типовой, а на рис. 9,в — так называемый «усиленный» SRPP каскад. Существуют и более сложные варианты с использованием пентода в качестве динамической нагрузки; как правило, их применение целесообразно в качестве предоконечных каскадов усилителей мощности. Тем не менее принципиально возможно построение всех каскадов корректирующего усилителя с использованием схемотехники SRPP.

Сходными с SRPP каскадом свойствами обладает также гальванически связанная пара ступеней на лампах с общим катодом и общим анодом. Пример схемы такого каскада приведен на рис. 9,г. Весьма ценным свойством этой пары при соответствующем выборе режимов является практически полное отсутствие проникновения сигнальной составляющей в цепь анодного питания (как у дифференциального каскада). Поскольку в каскадах по схемам на рис. 9,а и 9,г достигается значительное уменьшение сигнальной составляющей, выделяемой на катодном резисторе, можно отказаться от применения шунтирующего конденсатора большой емкости (обычно оксидного).

Наилучшим вариантом построения выходного каскада УК представляется, безусловно, каскад с выходным трансформатором. К сожалению, надлежащее выполнение трансформатора очень трудоемко и доступно лишь опытным радиолюбителям.

Окончательный выбор какого-либо варианта схемотехники осуществляется в основном исходя из субъективных предпочтений по результатам прослушивания тщательно макетированных устройств. Начинающему самодельщику ни в коем случае не следует доверяться в этом вопросе «опытным» аудиофилам, которые изрекают фразы вроде: «Лампа 6Н6П дает жирный и мутный звук. », «Кислотный звук лампы ЕСС88 неопытные слушатели часто путают с избыточной детальностью. », «Снятие верхней крышки предусилителя привело к драматическому наполнению звучания «воздухом» и потрясающей «открытости» звука. ». Попытки учесть результаты подобных «экспертиз» почти гарантируют то, что изготовление разрабатываемого устройства не будет завершено, а у изготовителя постепенно выработается стереотип восприятия, когда при прослушивании музыкальных произведений он подсознательно будет концентрировать внимание на обнаружении тех или иных недостатков, а не на музыкальном содержании произведения.

Читайте также:  Питание кошек при стрессе

К сожалению, объем этой статьи не позволил рассмотреть некоторые немаловажные особенности построения источников питания для предварительных усилителей на лампах. Эти вопросы достойны отдельной статьи.

  1. .
  2. .
  3. Макаров Ю. От Неофита до Адепта. — Hi-Fi&Music. 1997, № 11 (24), с. 47—50.
  4. Лихницкий А. Предусилитель с корректором АМЛ+. — Аудио Магазин, 1996, № 3 (8), с. 85—89.

Источник

Ламповый фонокорректор от Vovans/Васильича

Для любителя аналогового звучания фонокорректор – неотъемлемая часть Hi-Fi тракта. Он может быть интегрирован внутри усилителя или выполнен в виде выносного внешнего блока. Сегодня рассмотрим обзор написанный Alex про радиолюбительский проект лампового фонокорректора от Vovans.

Сегодня получил ламповый корректор от Vovans-a,сделанный по схеме Васильича. Первые впечатления очень хорошие. И по звуку и по внешнему виду.
Надо признать произошло это во время,поскольку 28-го у меня был день рождения. И хотя игрушек к дню рождения мне принесли много,но во-первых не все они порадовали,а во-вторых-игрушек много не бывает.

Корректор сразу скажу порадовал. И внешним видом,и звуком и,что немаловажно-ценой. Такого хорошего соотношения цена/качество мне не встречалось давно. Внешний вид можно посмотреть на фото,поэтому прокомментирую его кратенько: на передней панели две пары гнёзд RCA(вход и выход) и зажим для земляной клеммы. Ну и светодиод показывающий текущее состояние прибора(вкл/выкл). И два регулятора коррекции АЧХ, то есть по сути темброблок.

Хорошо это или плохо-пока сказать не могу. Вообще регуляторами тембра я не пользовался уже лет пятнадцать так что большой нужды в них не вижу.90% моих пластинок записаны хорошо и корректировать их звучание нет никакой необходимости. На слух я настроил более-менее нейтральное положение данных регуляторов,будет время и желание можно попытаться сделать более тонкую настройку с помощью тестовой пластинки и осциллографа. Но пока нормально и так. На задней панели корректора клавиша сеть и всё. Питание встроенное на тороидальном трансформаторе.

Единственное заметное,но опять таки непринципиальное (ДЛЯ МЕНЯ) отличие-громкость. Если регулятор громкости на усилителе с корректором Стародубцева был в положении «15 минут десятого»,то такого же уровня громкости с корректором Vovans-a удалось достичь лишь установив ручку громкости на «11 часов». Повторюсь что для меня это непринципиально,поскольку и колонки с высокой чувствительностью и усилитель(а итоговый тест был на ламповом двухтактнике Melody) достаточно мощный,но для слабого лампового усилителя выходной сигнал данного корректора ВОЗМОЖНО будет недостаточным.

Повторяю-ВОЗМОЖНО,а как на самом деле,надо пробовать.С транзисторным двухблочным Technics SE-A5+SU-A6 дефицита громкости не наблюдалось.С Denon PMA-970 я корректор не тестировал так как глобальных отличий с Техниксом не предполагалось.

Хотя тут есть ещё жанровые предпочтения,вероятно на какой-то музыке кто-то может предпочесть звучание транзисторного корректора. Но лично я выбираю лампу.
Надеюсь что мой отзыв поможет кому-то с выбором или хотя бы расширит кругозор. А если Вы захотите данный корректор в свою систему-Vovans здесь,на сайте – договаривайтесь.

ДОПОЛНЕНИЕ от Vovans
Выходное напряжение порядка 300 мВ (если голова 3 мВ — КУ порядка 100). Можно увеличить при индивидуальном желании, но пока всех устраивало, никто не говорил, что не хватает громкости.
По регуляторам — это не темброблок, а корректировка АЧХ. Автор схемы утверждает, что это совсем разные вещи. Тут минимум искажений и сама регулировка странная на слух, многие отмечают её необычность и непривычность, когда регулируют в первый раз. Несколько другой принцип работы. Ну и вкусы у всех разные. К тому же, режимы у всех ламп разные. У остальных элементов схемы тоже свой разброс. Головки все разные. Не так-то просто «сделать хорошо» и для всех. Регуляторы тут спасают.

3 Комментарии

молодец vovans. ни добавить ни прибавить вот что значит.. творческая личность.

Источник



Ламповый фонокорректор с низковольтным питанием

Ламповый фонокорректор на 6н2п

Памятуя о том, что я люблю музыку, и у меня есть на чем послушать винил. Подарила мне подружка на день рождения пластиночку. Подарок замечательный. Вот только с той поры как я отдал свой усилок со встроенным фонокорректором другу, слушать мне винил не чем. А значит надо пилить фонокорректор к своему ламповому усилителю.

Погуглив и рассмотрев предлагаемые схемы решил остановиться на очень простеньком фонокорректоре который скомпилировал и сделал в металле камрад BOOTSECTOR. Схема подкупила простотой и доступностью деталей.

Я изначально планировал сделать фонокорректор как самостоятельное устройство и поэтому пришлось доработать проверенный мной блок питания под новые задачи. Начитавшись о том, что для накала ламп в фонокорректоре желательно использовать стабилизированное напряжение, я недолго думая домотал накальную обмотку до 8 вольт и воткнул в блок питания шести вольтовый стабилизатор.

Лампы я взял 6Н2П ЕВ, благо остались от предыдущих экспериментов. Остальные детали наскреб по сусекам. Заковырка получилась только с конденсаторами С6 20 нф. у меня нашлись только на 22 нф. Ну так это я исправлю, когда с оказией окажусь на радиорынке. Да… Резистор R5 составной, потому как номинала 144 кОм нет даже в ряду Е192. Этот резистор я подбирал с помощью мультиметра составляя два резистора номиналами 120 кОм и 24 кОм последовательно.

И вот, как все это у меня вышло.

Устройство заработало сразу. После прогрева я выставил резистором R1 на блоке питания анодное напряжение в 210 вольт. И начал слушать музыку. Вот тут я и залип сразу часа на три. Поностальгировал о прошедших девяностых на начало которых пришлась моя юность. И отслушал очень разные как по жанру, так и по качеству пластинки.

Что касается звука. Т.к. я не являюсь аудиофилом в терминальной стадии, а могу себя отнести лишь к меломанам любителям, то для той вертушки которая у меня есть, а это SONY PS-LX300H с родной головой, этот корректор очень даже неплох. Ну, во-первых, его звук сильно и в лучшую сторону отличается от того встроенного недоразумения (я теперь это точно знаю), что стоит в усилителе Pioneer A-305R. А во-вторых, и оно вытекает из первого, когда я раньше слушал пластинки мне казалось, что качество их звучания не сильно отличается друг от друга и все они играют одинаково хорошо. Ну может за редким исключением ретро-пластинок. Вчера я своими ушами не напрягаясь услышал, то, о чем мне говорили разного рода гуру от винила. Качество записей на всех прослушанных мной пластинках сильно отличалось. Например, 25 лет назад мне казалось, что Алисен «Шабаш» записан отлично. А тут я был сильно разочарован, качество записи оказалась посредственным. С другой стороны, прослушивая трек «Rubberbandman» YELLO я был приятно удивлен наличием мягких басов, о существовании которых я даже не подозревал. Порадовал меня также Мальчишник своей неуемной похотью и в целом неплохим звуком. А вот звучком на пластинке «Канибал» Коррозии Металла был сильно разочарован. Но от прослушивания Dire Straits «Communiqué» и «On Every Street» я получил огромное удовлетворение. Жаль у меня нет их «Brothers in Arms». В общем вечер я провел в наушниках наслаждаясь музыкой.

Что в сухом остатке. Для тех, кто делает первые шаги по пути хорошего звука, сделанного своими руками, этот фонокорректор то, что надо. Его просто собрать, он не требует никакой настройки, все детали можно взять как говориться «с помойки» и у него (пусть даже на мой вкус, а о вкусах не спорят) очень неплохой звук. Наслушаетесь, получите опыт, можно будет переходить к более сложным устройствам и заморачиваться сочетаниями звуковых головок со входными цепями фонокорректора и т.д. и т.п….

Чуть позже куплю корпус и упакую.

В приложенных файлах альбом схем, разводка плат.

Вторая часть мерлезонского балета.

Ну вот. Пришел мне по почте с Али корпус, а значит надо доделать начатое до конца. Разметка, сверловка и упаковка в корпус заняла чуть более часа с перерывами на чай.

Источник

Все о питании © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.