Меню

Минеральное почвенное питание растений 6 класс конспект урока



ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Конспект урока по биологии 6 класс

Скачать:

Вложение Размер
u_r_o_k_24.docx 35.16 КБ

Предварительный просмотр:

У р о к 24. ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ

Цели: изучить сущность понятия «почвенное питание» растений как важнейшего процесса жизнедеятельности; сформировать умение анализировать полученную информацию, оформлять ее графически, устанавливать причинно-следственные связи; отработать навыки ухода за растениями в виде полива и подкормки. Воспитывать любовь к природе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

1. Актуализация знаний.

2. Типы питания живых организмов. Гетеротрофы и автотрофы.

3. Почвенное питание растений. Роль корня в почвенном питании растения.

4. Роль удобрений в почвенном питании растений.

5. Закрепление. Подведение итогов урока.

Оборудование: живые растения, гербарные экземпляры, таблица «Клеточное строение корня», таблицы «Строение цветкового растения», «Корень и его зоны», «Корень», рисунки в учебнике.

1. – Р азнообразие живых организмов, особенности строения клеток, тканей, органов и систем органов тесно связаны с жизнедеятельностью организмов, функциями, которые они выполняют.

– Сегодняшняя тема позволит рассмотреть процесс почвенного питания растений как один из важнейших процессов жизнедеятельности.

2. – К числу основных свойств живого организма относится и питание.

– Н айдите в учебнике определение понятия питание .

– Являясь открытой, саморегулирующейся системой, организм должен постоянно получать энергию. По способу получения энергии организмы подразделяются на типы. Вспомним, какие.

– Помимо растений, к автотрофному типу питания относятся еще и некоторые бактерии, в основном их относят к хемоавтотрофам, они питаются за счет энергии химических соединений.

– Растения, являясь автотрофами, не только создают для себя пищу, но и могут использовать различные растворы минеральных солей, получаемые с помощью своей корневой системы.

3. – Поговорим подробнее о почвенном питании растений.

– Анализ состава золы многих растений показывает, что в ней могут встретиться почти все элементы, которые находятся в земной коре. Каждый из них находится в определенном количестве и оказывает определенное воздействие на жизнедеятельность растительного организма.

Слушают учителя. Записывают тему в тетрадь.

Работают с учебником. Выписывают понятие.

Питание – это процесс получения органических веществ и энергии.

Отвечают на вопрос учителя и составляют схему.

Источник

Урок по биологие «Минеральное питание растений из почвы»

Елена Кумейко
Урок по биологие «Минеральное питание растений из почвы»

Конспект урока по биологии (6 класс):

Минеральное питание растений из грунта.

Цели и задачи урока:

-сформировать понятия: органическое и минеральное удобрение, питание растений,корневые волоски, сосуды,проводящая ткань, определить роль корня и корневой системы в питании растений;

— закрепить знания о строении корня и стебля, умение узнавать органы растений, устанавливать причинно-следственные связи между процессами и функциями органов растений;

— формировать навыки ухода за растениями и бережного отношения

-воспитывать самоорганизацию, умение работать в команде,воспитывать интерес к предмету и природе, бережное отношение к почве, как природному ресурсу.

Оборудование: комнатные растения, таблицы “Корень и его зоны”, макет корня, учебник, компьютер.

Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, элементы лабораторно- исследовательской деятельности.

Основные методы: проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала, иллюстративно- демонстративный.

Основные биологические понятия урока: минеральное (почвенное) питание, корень, стебель, лист, корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, органическое и минеральное удобрение.

ПЛАН УРОКА:

I. Организационный этап.

II. Актуализация изученного материала.

Беседа. В растениеводческих хозяйствах никогда не станут много лет подряд сеять на одном участке земли одно и тоже растение. Надо обязательно менять культуру. Почему?Есть ли еще какой выход?

Обсуждение с учащимися проблемы. Почва, которая используется человеком для выращивания культурных растений, требует восстановления состава, т. к. питательные вещества уносятся растениями. Поэтому человек вносит удобрения.

Какая вегетативная часть растения отвечает за питание растений?

Корень, стебель и лист связаны непрерывной системой проводящих пучков, в которых есть сосуды. По сосудам, как по трубам, вода и растворенные в ней минеральные соли поднимаются из корня в лист, где вместе с углекислым газом они участвуют в образовании органических веществ.

Какая вегетативная часть растения отвечает за питание растений?

Работа с таблицей «ЗОНЫ КОРНЯ»

Слайд №1. Зоны корня.

— Как минеральные вещества поступают в растение?

— Какие органические вещества вы знаете?

— Как они поступают в растение?

— Чем питание растений отличается от питания других организмов?

— Какие функции выполняет корень?

-Что такое корневой волосок? Каково его значение?

III. Изучение нового материала.

Учитель:Наша задача определить из чего состоит почва?

Кто и что участвует в почвообразовании?

Слайд 2.Мы безмерно богаты:

Ведь в станицах и селах

Почвы самые лучшие

Их зовут черноземы!

Посмотрите фильм и узнаете состав почвы.

ПРОСМОТР ФИЛЬМА «ПОЧВА»

Почва – уникальное природное богатство, но нужно помнить, что один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, а исчезает сейчас со скоростью 1 см за 3 года.

Кроме того, почва быстро истощается, теряет питательные вещества.

Чтобы восполнить недостаток элементов питания, в почву вносят удобрения.

Минеральные – искусственно созданные соединения. В зависимости от содержания минеральных веществ различают: азотные, фосфорные, калийные. Кроме того, используют микроудобрения,которые содержат микроэлементы: бор, медь, железо и др. Минеральные удобрения. выпускаются в виде порошка соли или гранул.

Слайд№3. Таблица минеральных удобрений.

Органические –это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет) или отмершие части организмов животных или растений (перегной,торф).

Слайд№5. Схема «Автотрофы и гетеротрофы»

(Сообщения учащихся об организмах, участвующих в почвообразовании).

IV.Закрепление изученного материала.

1.Давайте поиграем в игру:Верю,-не верю!

«Верю» говорят учащиеся «да», «не верю» хлопок руками.

1. Почва – верхний плодородный слой земли.

2. Почва возникла вместе с живыми организмами.

3. В состав почвы входят: глина, песок,

4. Состав воздуха в почве и в атмосфере не одинаковый.

5. Гумус необходим для питания растений.

6. В почве обитают только мелкие животные.

7. Почвенные животные слепые.

8. Дождевые черви улучшают плодородие.

2. Работа учащихся с карточками-тестами. (6 учащихся).

А) минеральное удобрение;

Б) органическое удобрение.

2. В почвообразовании принимает участие:

Г) дождевой червь.

А) неорганическое удобрение;

Б) слой почвы;

В) органическое удобрение.

4.Азотные удобрения лучше вносить:

5. Питание растенийзависит от поверхности корневых волосков:

3. Остальные учащиеся работают с учебником.

Используя параграф 25 необходимо найти ответы на вопросы:

1. Как отразится на растении недостаток минеральных веществ?

2. Какая существует связь между обменом веществ и обменом энергии?

V.Подведение итогов урока.

Питание в нашем детском саду Питание в детском саду. Воспитатель Барамыкова Ильмира Энверовна Пудинг творожно — морковный со сгущенкой, салат из свежей капусты с яблоками,.

Фотоотчет о рекламной акции «Мы за здоровое питание» В рамках тематической недели «Детям о питании» у нас в группе прошла рекламная акция «Мы за здоровое питание». Цель тематической недели:.

Групповой проект «Правильное питание» Тип проекта: познавательный Продолжительность: 1 месяц Возраст детей: 6-7 лет Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты, родители.

Консультация для родителей «Детское питание» Детское питание Правильное питание — залог здоровья знает каждый из нас. Однако к сожалению мало кто из нас может утвердительно ответить.

Консультация для родителей «Питание дошкольников» Основной целью работы любого ДОУ – это охрана и укрепление здоровья дошкольников. Поэтому очень важно чтобы в детском саду.

Лэпбук «Здоровое питание — символ процветания» Лэпбук (тематическая папка) помог решить одну из важных проблем — как объяснить и показать воспитанникам что такое правильное питание,.

Месячник «Здоровое питание» Цель: познакомить детей с полезными продуктами и организацией питания. Задачи: -формировать элементарные представления о том, какие продукты.

Правильное питание. План-конспект занятия по валеологии для детей старшего дошкольного возраста. Беседа: «Правильное питание». Цель: Популяризация здорового.

Проект «Здоровое питание» .

Урок окружающего мира «Разнообразие животных». 2-й класс Тип урока — Урок изучения нового материала Урок окружающего мира «Разнообразие животных». 2-й класс Тип урока – Урок изучения нового материала Форма урока – групповая, индивидуальная.

Источник

Конспект урока Почвенное питание растений 6 классс

1.Учитель просит перечислить процессы жизнедеятельности организмов (по цепочке). Чем живое отличается от неживого.? Учитель показывает тарелку и ложку. Зачем я принесла эти предметы?
А как тарелку и ложку можно связать с нашим уроком биологии?
-Что такое питание? (поступление в организм органических веществ и энергии)
Давайте вспомним на какие 2 группы мы поделили все живые организмы по способу питания: 1- питаются готовыми органическими веществами (животные)- гетеротрофы (новое)
2- синтезируют органические вещества из неорганических (растения) автотрофы(новое)
Появляются таблички с терминами.
1. Совместное целеполагание в ходе заполнение дидактической карточки (см. таблицу), предлагается обучающимся в правой колонке напротив каждого утверждения указать свое отношение к этому утверждению: «да», «нет», «не знаю». Время на обдумывание не более 5 мин.
Прием «Да-нетка» (помогает сформулировать цель, тему урока)
Что я знаю о растениях? Да/нет/не знаю
Растения живые организмы? Они могут питаться, дышать, расти, двигаться? Растение имеет побег корень, цветок , семя, плод.? Корень-подземный орган растения? Поглощение корнем воды происходит в зоне всасывания? Растение может поглощать только растворенные минеральные вещества? Вода поднимается по стеблю под действием корневого давления? Фосфор, азот, калий необходимы всем растениям? Обсуждение результатов заполнения карточек. Что нам известно по данной теме?
Формулирование темы: Почвенное питание растений
Как мы уже с вами сказали, что питание это одно из важных свойств живых организмов, каким же образом растение, у которого нет ни рта, ни системы пищеварения, получает необходимые вещества?
На этот вопрос мы с вами и ответим сегодня на уроке.
Цель: Изучить, как происходит почвенное питание растений, и какие органы растения участвуют в данном процессе.

Далее учитель задает вопрос: Для чего организмам нужны питательные вещества? Энергия? Что является источником энергии для растений?
Учащиеся вместе с учителем составляют схему.

Работая со схемой учащиеся делают выводы об особенностях питания растений
Этап «Осмысление» — мин.

7 мин
Формулирование темы урока
Постановка проблемного вопроса
Целеполагание
III этап Открытие и совершенствование новых знаний
16 мин
Почвенное питание растения и роль корня в нем.
Что является органом почвенного питания? Корень. (функции корня)
Мы в букет собрали маки жаркие,Много незабудок голубых.А потом цветов нам стало жалко,Снова в землю посадили их.Только ничего не получается:От любого ветерка качаются!Почему осыпались и вянут. Без корней расти и жить не станут!Как ни тонок, неприметенПод землёю корешок,Но не может жить на светеБез него любой цветок!
Давайте вспомним строение корня. Раздаточный материал (см. Приложение 1)- самопроверка.
Работа в парах с текстом учебника и дополнительным материалом в распечатке.( Учебник стр. 94-95)
Какие приспособления имеет корень для всасывания воды и минеральных солей?
Как вода и минеральные соли из корневых волосков поступают в другие органы растения?
Какие силы заставляют воду и минеральные соли, преодолевая силу тяжести подниматься вверх? (корневое давление и испарение воды листьями). Обсуждение практического опыта.
Корневое давление – сила, вызывающая одностороннее движение воды из корня в стебель.
От чего зависит почвенное питание растений?

Динамическая пауза.
1 мин. Учитель предлагает сделать перерыв в работе и организует динамическую паузу. Ветер веет над полями,
И качается трава.
(Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора.
(Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм,
(Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём.
(Дети садятся.)
10 мин
Значение минеральных солей. Решение биологических задач (заранее учащимся дается задание по парам):
На поле плохо растет пшеница. Листья маленькие, бледно зеленые. Что надо сделать, чтобы улучшить состояние растений?
У пшеницы хорошо развиваются стебли и листья, но плохо наливается зерно. Каких удобрений не хватает пшенице?
На огороде выращивают картофель и капусту. Пришла пора вносить удобрения. Как вы думаете, одинаковые ли удобрения нужны этим культурам? Ответ обоснуйте.
Дети используют дополнительный материал о минеральных веществах в распечатке (приложение2)
Первичный контроль знаний. «Верю — не верю» для слабых учащихся
Учащимся предлагаются 5 предложений нужно выбрать, какие утверждения верны.
Верно ли утверждение (да\нет):
1.Орган почвенного питания растений – корень
2. Вода и минеральные соли передвигается от корня к листьям благодаря корневому давлению
3. При нехватке фосфора задерживается рост растения
4. Растения — гетеротрофы
5. Из почвы растение позлащает минеральные вещества.
Для сильных учащихся
Вставь пропущенные слова:
Процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы называют___________________________.
У большинства наземных растений оно происходит с помощью______________________.
В зоне всасывания _________________________ поглощают из почвы воду и минеральные вещества.
Вода и минеральные соли поднимаются по стеблю благодаря действию____________________________.
Работа корней зависит от _____________________, на почвенное питание растений оказывает влияние наличие в ней_________________.
Рефлексия. 5 мин. Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу, который мы озвучили в начале урока. Кто может озвучить?
Каким же образом растение, у которого нет ни рта, ни системы пищеварения, получает необходимые вещества?
Растение получает воду и минеральные вещества благодаря корню. Корневые волоски всасывают почвенный раствор и под действием корневого давления вода и минеральные соли по проводящей системе поступают в ветви и листья.
Три М»
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Этап «Домашнее задание». 2 мин. Учитель задаёт домашнее задание.
Стр. 94-95 записи в тетрадях читать, пересказывать приклеить раздаточный материал – на оценку «3»
на оценку «4» Стр. 94-95 записи в тетрадях читать, пересказывать приклеить раздаточный материал подготовить информацию об особых способах питания растений.
Н а оценку «5». Стр. 94-95 записи в тетрадях читать, пересказывать приклеить раздаточный материал. Напишите благодарственное письмо корню от имени цветка.
4915165-148029ПРИЛОЖЕНИЕ №1
00ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Вопросы для работы в парах по учебнику (стр. 94) и дополнительный материал в распечатке
1.Какие приспособления имеет корень для всасывания воды и минеральных веществ?
2. Как вода и минеральные соли из корневых волосков поступает в другие органы растений?
3. Какие силы заставляют воду и минеральные вещества преодолевать силу тяжести и подниматься вверх?
4. От чего зависит почвенное питание растений?
лемент питания растений Признаки (симптомы) недостатка элемента
Азот (N)
www.sadurad.ruЛистья мельчают, теряют интенсивную зеленую окраску, рано опадают, желтеют, появляется оранжевые и красные оттенки. Слабый рост и цветение растения
Фосфор (Р) Тусклая темно-зеленая окраска листьев, иногда с бронзовым отливом. Могут проявляться красные и фиолетовые оттенки (особенно у черешков и жилок). Засыхающие листья становятся темными и даже черными. Цветение и созревание затягиваются, рано наступает листопад. Замедляется рост побегов и корней, листья мельчают, снижается зимостойкость.
Калий (К)
www.sadurad.ruСимптомы дефицита калия начинают проявляться с побледнения листьев. Края листьев опускаются вниз. По краям листа появляется ободок засыхающей ткани — краевой «ожог». Неравномерный рост листовых пластинок, листья сморщенные. Растение становится низкорослым с короткими междоузлиями, побеги вырастают тонкими. Многолетники и плодовые растения на почвах теряют свою зимостойкость.
Кальций (Са)
www.sadurad.ruПри недостатке кальция задерживается рост корней, образование новых почек, побеги утолщаются, замедляется рост растения Листья могут выглядеть «рваными».

Магний (Mg) Преждевременный листопад начинается с нижней части растения. Иногда недостаток магния приводит к появлению рисунка на листьях, схожего с мозаичной болезнью растений.
Медь (Cu)www.sadurad.ruЗадержка роста, отмирание верхушки побега
Цинк (Zn) Мелкие, сморщенные, узкие листья. Побеги тонкие, короткие, ломкие. Плоды мелкие, уродливые, с толстой кожурой.
Железо (Fe) Симптомами нехватки железа могут служить пожелтение и обесцвечивание листьев (частичное или целиком). наступает преждевременный листопад. Могут усыхать вершины деревьев.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2

  • 000ffd28-3e9e110a
    Размер файла: 2 MB Загрузок: 0

Источник

Читайте также:  Питание при очищении малахова