Меню

Моховидные по типу питания являются



Тест с ответами: “Отдел Моховидные”

1. Отдел Моховидные относится к:
а) высшим растениям +
б) низшим растениям
в) водным растениям

2. Псилофиты:
а) потомки Моховидных
б) предки Моховидных +
в) виды мхов

3. Моховидные:
а) трехлетние растения
б) однолетние растения
в) многолетние растения +

4. К Моховидным относится:
а) Сфагнум +
б) Хлорелла
в) Папоротник

5. Чем мхи прикрепляются к почве:
а) ризоидами +
б) корневищами
в) клубнями

6. Гаметофит:
а) споровое поколение мхов
б) половое поколение мхов +
в) семенное поколение мхов

7. Какое растение не относится к Моховидным:
а) печеночный мох
б) кукушкин лен
в) хвощ полевой +

8. Какое растение относится к Моховидным:
а) кукушкин лен +
б) обычный лен
в) хвощ полевой

9. Спорофит:
а) семенное поколение мхов
б) бесполое поколение мхов
в) споровое поколение мхов +

10. Зеленые мхи размножаются:
а) декоративно
б) вегетативно +
в) опылением

11. После оплодотворения на женских растениях кукушкина льна образуется:
а) коробочка +
б) шишка
в) цветок

12. Зеленые мхи размножаются:
а) семенами
б) спорами +
в) опылением

13. Мхи, как все высшие растения, имеют:
а) органы +
б) слоевище
в) гифы

14. На взрослом растении кукушкин лен созревают:
а) семена
б) шишки
в) гаметы +

15. Споры сфагнума созревают:
а) в коробочках +
б) на листьях
в) на верхушках побегов

16. Верны ли следующие утверждения:
1. Сфагнум участвует в заболачивании почвы.
2. Взрослые особи мха кукушкин лен раздельнополые.
а) только 1
б) оба верны +
в) только 2
г) нет верного ответа

17. Поколение спорофит в цикле развития мхов представлено:
а) взрослым растением
б) побегом
в) коробочкой на ножке +

18. Способны запасать большое количество воды:
а) споры мха
б) побеги сфагнума +
в) коробочки мха

19. Верны ли следующие утверждения:
1. В ходе эволюции моховидные растения произошли от бактерий.
2. Слияние гамет у мхов происходит в дождливую погоду, так как для оплодотворения необходима вода.
а) только 1
б) оба верны
в) только 2 +
г) нет верного ответа

20. Отмирающие части мхов образуют:
а) глину
б) торф +
в) каменный уголь

21. Моховидные по типу питания являются:
а) автотрофами +
б) миксотрофами
в) паразитами

22. Мхи не заняли господствующего положения на Земле, так как:
а) у них ограниченный ареал
б) у них в онтогенезе преобладает гаметофит +
в) у них отсутствует механическая ткань

23. Мхи:
а) лишены корневого чехлика
б) имеют стержневую корневую систему
в) не имеют корня +

24. Впервые в процессе эволюции проводящие ткани появились у:
а) водорослей
б) псилофитов +
в) папоротников

25. Спорами размножается:
а) кипарис
б) ромашка
в) сфагнум +

26. Из споры мха вырастает:
а) заросток
б) предросток (зелёная нить) +
в) коробочка со спорами

27. Какая из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерна для мхов:
а) корни отсутствуют +
б) имеется хорошо развитая корневая система
в) размножаются семенами

28. Какая из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерна для мхов:
а) цветки мелкие, невзрачные
б) размножаются семенами
в) размножаются спорами +

29. Какая из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерна для мхов:
а) для размножения нужна вода +
б) цветки мелкие, невзрачные
в) имеется хорошо развитая корневая система

30. Не самая древняя, но самая примитивная группа современных наземных растений, сохранившая много черт сходства с водорослями:
а) мховые
б) моховидные +
в) меховидные

Источник

Тест по теме «Отдел Моховидные»
тест по биологии (7 класс) на тему

Тест по теме «Отдел Моховидные»

7 класс (по Н.И. Сонину)

Скачать:

Вложение Размер
test_mhi.docx 23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тест «Отдел Моховидные»

1. Отдел Моховидные относится к …

А) Низшим растениям

Б) Высшим растениям

В) Семенным растениям

Г) Водным растениям

2. Псилофиты — это …

А) Предки Моховидных

Б) Потомки Моховидных

Г) Растения, размножающиеся

3. Моховидные – это …

А) Однолетние растения

Б) Двулетние растения

В) Трехлетние растения

Г) Многолетние растения

4. К Моховидным относится …

5. Чем мхи прикрепляются к почве?

6. Гаметофит – это…

А) Споровое поколение мхов

Б) Семенное поколение мхов

В) Половое поколение мхов

Г) Бесполое поколение мхов

7. Какое растение не относится к Моховидным?

В) Печеночный мох

8. Спорофит – это…

А) Споровое поколение мхов

Б) Семенное поколение мхов

В) Половое поколение мхов

Г) Бесполое поколение мхов

9. После оплодотворения на женских растениях кукушкина льна образуется —

10. Зеленые мхи размножаются …

А) Только спорами

Б) Только вегетативно

В) Только семенами

Г) Спорами и вегетативно

11. Отмирающие части мхов образуют …

А) Каменный уголь

12. Моховидные по типу питания являются …

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации дана характеристика отдела, классификация и примеры мхов.

Разработка урока на тему «Отдел Моховидные» с использованием информационных технологий.

Использована технология модульного обучения.

Разработка плана урока по теме «Отдел моховидные, особенности строения и жизнедеятельности», 7 класс.

«Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйст.

В основе учебного занятия лежит блоковое построение урока. Поэтому в каждом блоке проходят все основные этапы урока изучение нового материала и первичное закрепление ( первичные знания, осознание.

Презентация урока содержит гиперпссылки наЭлектронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007;Электронное издание 1С: Школа. Экология 10.

Источник

Моховидные по типу питания являются

Мхи — отдел высших растений, преимущественно многолетних. Отличается регрессивным развитием спорофита, в жизненном цикле мхов доминирует (преобладает) гаметофит. Мхи изучает бриология (от греч. bryon — мох, и logos — слово) — наука о мхах.

Эволюционно мхи представляют тупиковую (слепую) ветвь развития растений, во многом близки к водорослям. Для размножения большинству мхов нужна вода, так как мужские половые клетки могут добраться до женских только с ее помощью. Мы рассмотрим этот отдел на примере кукушкина льна, который относится к подклассу Зеленые мхи.

Интересный факт — устьица у мхов отсутствуют, вместо них имеются поры без замыкающих клеток. У моховидных отсутствуют настоящие стебли и листья, которые мы привыкли видеть у остальных высших растений, нет корней и специализированных проводящих тканей. Механические ткани развиты слабо, так что по совокупности причин рост в высоту для мхов оказывается затруднительным (ограниченным).

Строение кукушкина льна

Кукушкин лен относится к двудомным растениям. Стебель у него прямостоячий, это один из наиболее высокорослых мхов, достигающих в высоту 50 см и более. Отсутствие корней компенсируют нитевидные выросты — ризоиды, которые обеспечивают прикрепление растения к субстрату, всасывают воду и растворенные в ней минеральные вещества (в отличие от ризоидов у водорослей, где ни о какой функции всасывания нет и речи!).

Проясним термин «двудомные», указанный вначале. Он означает, что женские (архегонии) и мужские (антеридии) половые органы развиваются на разных растениях. На женском гаметофите расположен архегоний, имеющий бутыльчатую форму, на мужском гаметофите развиваются антеридии. Антеридии окружают характерные крупные листья желто-бурого цвета, по которым всегда можно отличить мужской гаметофит от женского: на женском подобные листья отсутствуют.

Спорофит (бесполое поколение) у мхов располагается прямо на гаметофите, представлен коробочкой на ноже, в которой образуются споры. Коробочка способствует распространению спор на большее расстояние. Спора — возникающая в результате митоза или мейоза (в этом случае — мейоспора) клетка грибов и растений, служащая для размножения и распространения растений и грибов, способная развиться во взрослую особь.

Стебелек вместе с коробочкой называется спорогон. Коробочка состоит из урночки и крышечки, сверху прикрыта колпачком. Внутри урночки находится центральный стержень — колонка, к которой крепится спорангий со спорами. Кверху колонка расширяется и образует эпифрагму, затягивающее устье коробочки. Коробочка имеет перистом — специальное отверстие для рассеивания спор.

В сухую погоду, когда споры созревают, колпачок, а за ним и крышечка, отпадают. Тонкий стебелек спорогона раскачивается от ветра, споры высыпаются.

Жизненный цикл мхов

При созревании яйцеклетки (n) в архегонии (n) образуется узкий слизистый канал, по которому сперматозоид (n) может достичь яйцеклетки, которая неподвижна. Сперматозоиды образуются в другом месте — антеридиях, на мужском гаметофите, (n), и, чтобы добраться до архегониев, им обязательно нужна вода. Именно поэтому мхи обитают во влажной среде, где условия для размножения наиболее благоприятные.

Сперматозоид обладает хемотаксисом к слизи в канале архегония. Хемотаксис — движение организма под влиянием химических веществ.

В период обильных дождей сперматозоид достигает яйцеклетки в архегонии (на женском гаметофите), гаметы сливаются, и образуется зигота (2n). В дальнейшем из зиготы прорастает спорофит, имеющий вид коробочки на ножке. Отметим, что спорофит, по сути «паразитирует» на гаметофите (n), от которого зависит полностью. В коробочке спорофита из материнских клеток (2n) образуются споры (n) путем мейоза. Высыпаясь из коробочки, спора попадает в почву, где прорастает в протонему. Протонема — нитчатое образование, ранняя стадия развития гаметофита — листостебельного растения (n).

На женских гаметофитах развиваются архегонии, на мужских — антеридии, в которых образуются гаметы. Цикл замыкается. Хотелось бы еще один раз подчеркнуть: спорофит у мхов редуцирован, низведен до уровня полностью зависимого придатка гаметофита, растущего прямо на гаметофите и питающегося за счет него. Гаметофит доминирует в жизненном цикле и представлен зеленым листостебельным растением.

Теперь попробуйте самостоятельно назвать все стадии жизненного цикла мха на картинке ниже, почувствуйте себя истинным бриологом 😉

Значение мхов

В целом хозяйственное значение мхов для человека небольшое. Они не пригодны в качестве корма для домашних животных. Мох сфагнум с давних пор применяется как перевязочный материал, военные врачи применяли его в экстренных случаях, когда заканчивались вата, йод. Сфагнум обладает антисептическими свойствами: уничтожает микроорганизмы или задерживает их размножение, а также выраженной гигроскопичностью — способностью поглощать, впитывать большие количества воды, крови и других жидкостей.

Разрастание мхов вызывает переувлажнение почвы и впоследствии — заболачивание территории. Особо отметим роль мхов, как торфообразователей. Торф — горючее полезное ископаемое, образованное не полностью разложившимися остатками растений в условии болот. Его используют для производства теплоизолирующих материалов, применяют в качестве топлива. И, конечно же, мхи — звено в цепи питания (продуценты — производители органических веществ).

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Характеристика и классификация моховидных, размножение и значение мхов

Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами, они основали отдельную ботаническую отрасль, посвященную мохообразным – бриологию. Бриология – наука о мхах, изучает строение, размножение и развитие моховидных (собственно мхов, печеночников, антоцеротовых).

Общая характеристика мхов

Моховидные – одни из древнейших растений, населяющих нашу планету. Остатки найдены в окаменелостях конца палеозойской эры. Распространение мхов связано с предпочтением влажной среды и затенённой местности, поэтому большинство населяют северную часть Земли. Плохо приживаются на засоленных территориях и пустынях.

Классы моховидных

Листостебельные мхи – самый многочисленный класс. Растения состоят из стебля, листьев и ризоидов.

Стебель может расти вертикально или горизонтально, разделен на кору и основную ткань (содержит воду, крахмал, хлоропласты для фотосинтеза).

Клетки стебля могут давать нитевидные отростки – ризоиды, необходимы для крепления к почве и поглощения воды. Они чаще находятся у основания стебля, но могут покрывать его по всей длине.

Листья простые, часто крепятся к стеблю под прямым углом, по спирали. Листовые пластинки оснащены хлоропластами, в центре располагается жилка (служит для проведения питательных веществ).

Лиственные мхи могут размножаться стеблями, почками, ветвями, которые дают побег, так формируются сплошные ковры из мхов, устилающие землю. К классу листостебельных относятся сфагновые (имеют разнообразный окрас стебля — светло-зелёный, желтый, красный), андреевые и бриевые мхи.

Сфагновый мох

Печеночники встречаются на побережьях, болотах, скалистой местности. Отличительные черты: листья не имеют жилки, дорсовентральное строение, особый механизм раскрытия спорофита.

Листья расположены рядами, имеют две лопасти (нижняя лопасть, часто, завёрнутая и служит как резервуар для воды), ризоидные отростки – одноклеточные. Во время высыпания спор, спорофитовая коробочка раскрывается на отдельные створки, а рассеиванию клеток способствуют элатеры (пружинные образования).

Размножение может осуществляться с помощью почек (вегетативно), которые образуются на верхнем полюсе листьев. Представители класса пеллия эндиевлистная, милия аномальная, мох маршанция и др.

Маршанция

Антоцеротовые мхи населяют тропическую зону. Многоядерное тело (таллом) имеет розетковидную форму, состоит из однотипных клеток. В верхних шарах клеток находятся хроматофоры (содержат темно-зеленый пигмент). Нижняя часть таллома дает отростки, ризоиды, само тело образует полости, заполненные вязкой жидкостью, которая поддерживает постоянную влагу.

На поверхности таллома при неблагоприятных условиях образуются клубни, устойчивые к низкой влажности, после периода засухи формируют новое поколение. Растения однодомные, органы размножения развиваются в толще таллома, стадия спорофита преобладающая. К антоцеротовым относятся фолиоцерос, антоцерос, нототилас и др.

Как размножаются мхи?

Идет чередование бесполого и полового способа размножение в жизненном цикле мхов. Бесполый период начинается с образования спор и прорастания их на влажной почве (формируется предросток, тонкая нить, которая дает жизнь мужским и женским особям). Существует два вида мхов:

Однодомные – мужские и женские органы размножения находятся на одном растении.

Двудомные – органы размножения находятся у разных представителей пола.

После прорастания споры, жизненный цикл мха переходит в половую фазу. Органы полового размножения – антеридии (мужские) и архегонии (женские). Представители мужских особей слабее женских, меньших размеров, после формирования антеридиев отмирают.

Процесс размножения мхов

Сперматозоиды образуются на мужских растениях, яйцеклетки – на женских, после их слияния формируется зигота (находится на женской особи, она питает незрелый спорофит), которая в дальнейшем развивается в спорангий. После созревания спорангия, он раскрывается, из него высыпаются споры – начинается снова бесполый период размножения мхов.

Воспроизведение потомства возможно вегетативным способом, мхи образуют талломы (зеленые ответвления), почки, клубни, которые на влажной почве хорошо приживаются.

Каково значение спор в жизни мхов?

Споры – это клетки, необходимые для размножения мхов. Моховые растения не цветут, не имеют корней, поэтому для продолжения рода у них сформировался спорофит со спорангиями (место созревания спор).

Спорофит имеет короткий жизненный цикл, после высыхания споры рассеиваются вокруг, при попадании на влажную почву быстро приживаются. Могут при неблагоприятных условиях долго сохраняться, не прорастая, устойчивые к низким и высоким температурам, длительным засухам.

Значение мхов в природе и жизни человека

Мхи – это пища для многих беспозвоночных животных.

После отмирания дают залежи торфа, который необходим в производстве пластмасс, смол, карболовой кислоты, используется как топливо или удобрение.

Мох полностью укрывает землю в местах роста, что приводит к накоплению влаги и заболачиванию территории. Таким образом, прорастание другой растительности становится невозможным. В то же время они предотвращают эрозию, разрушение почв поверхностными водами и ветрами. Когда мхи отмирают, берут участие в образовании почвы.

Способны расти на местах пожаров, стойкие и выносливые, они населяют территорию тундры (основной растительный фон, так как другие растения не могут выжить в таких условиях).

В военное время сфагновый мох использовали, как перевязочный материал из-за его бактерицидных свойств, и способности впитывать влагу.

С помощью мхов можно ориентироваться на местности: они не любят света, поэтому располагаются с теневой стороны камней, деревьев. Мох указывает человеку на север.

В строительстве используют как утеплительный, изоляционный материал.

Источник

Читайте также:  Тип питания зайца беляка