Меню

Почвенное питание растений зона корня 6 класс

Урок биологии в 6 классе на тему: «Почвенное питание растений»

Урок «Почвенное питание растений » построен в соответствии с программой ФГОС, строится на основе системно — деятельного подхода в обучении. Урок начинается мотивацией, которая помогает детям сформулировать тему и цели урока. Для актуализации знаний используется работа учащихся малыми группами. На уроке дети добывают знания через виртуальную лабораторию, закрепляют материал отвечая на вопросы текста.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 6 классе на тему: «Почвенное питание растений» »

Тема: «Почвенное питание растений»

Цель: расширить представления учащихся о процессе питания.

обучающие: раскрыть сущность почвенного питания растений.

развивающие: развивать представление об особых способах питания растений; развивать умения устанавливать взаимосвязь, использовать результаты эксперимента для доказательства явлений или процессов.

воспитательные: продолжить формирование культуры общения друг с другом и с объектами живой природы.

Предметные: определять сущность почвенного питания растений, приводить примеры плотоядных и паразитических видов растений.

Метапредметные: объяснять явления, обусловленные корневым давлением, зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Доказывать с помощью эксперимен­та роль корневого давления в пере­движении воды с минеральными ве­ществами.

Личностные: самостоятельно проводить эксперименты.

УУД: познавательные: самостоятельно проводить эксперименты.

Основные термины и понятия: почвенное питание, корневое давление, плотоядные растения, растения – паразиты.

1. Почвенное питание, корневое дав­ление.

2. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Роль удобрений в формировании урожая.

3. Особые способы питания растений. Плотоядные растения и растения-паразиты.

Основные: учебник с. 94 – 95

тетрадь-трена­жёр: с. 24 №2, с. 38 №1

электронное приложение: «Почвенное питание растений»

Дополнительные: коллекция минеральных удобрений, прибор для демонстрации всасывания воды корнем.

Интернет – ресурсы: www.florets. ru — материал об устройстве ловчих аппаратов плотоядных растений.

www.biodev.ru — все о биологии

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ЦОР, учебник, тетрадь, различные минеральные удобрения в пробирках.

II. Актуализация опорных знаний

1. Перечислите процессы жизнедеятельности живых организмов (по цепочке).

2. Постановка познавательной задачи. (1 слайд)

В почву попало семя березы диаметром 5 мм, а выросло громадное дерево высотой 25 м. За счет чего происходит рост растения? (питания)

Так какую тему мы будем сегодня изучать? (питание растений).

Сегодня мы рассмотрим именно почвенное питание растений. (Тему пишут в тетрадь)

Какие цели мы ставим сегодня на уроке? (см. ВЫ УЗНАЕТЕ с. 94 учебник)

А что для этого должны вспомнить? (корень…)

Сегодня вы работаете группами:

1 группа: Определите и подпишите зоны корня. Т-2 с . 14 №6

2 группа: Заполните таблицу: Зоны корня и функции, которые они выполняют.

3 группа: работа с текстом (вставить пропущенные слова)

Текст: Благодаря корневым волоскам всасываю­щая поверхность корня _____________ в десятки и даже сотни раз. Корневые во­лоски работают как крохотные _________, которые вса­сывают из почвы воду с растворёнными в ней _______________ веществами. Зона всасывания подвижна, она меняет своё место в почве в зависимости от _________ корня. Корневые волоски живут несколько дней и отмирают. Зона всасывания возникает на вновь вырастающем участке корня.

Слова: рос­та, увеличивается, мине­ральными, насосы.

Молодцы, вспомнили необходимый для урока материал.

III. Осмысление изучаемого материала

1.Сущность процесса питания.

Что такое питание? Питание – это процесс получения питательных веществ и энергии.

Для чего организмам нужны питательные вещества? Энергия? Что является источником энергии для растений?

2. Особенности питания растений.

В каких питательных веществах нуждается растение?

Откуда растение берет неорганические вещества? Органические вещества?

Почему у растений два способа питания?

Работа с учебником (стр. 94).

растения не имеют специальной пищеварительной системы;

питательные вещества образуются в клетках или проникают в них через клеточные мембраны;

есть почвенное и воздушное питание растений.

Почвенное питание растения и роль корня в нем.

Что является органом почвенного питания?

Какие приспособления имеет корень для всасывания воды и минеральных солей?

Почему растение всасывает только те вещества, которые ему необходимы? (сущность процесса диффузии).

Как вода и минеральные соли из корневых волосков поступают в другие органы растения?

Какие силы заставляют воду и минеральные соли, преодолевая силу тяжести подниматься вверх? (корневое давление и испарение воды листьями). (Опыт и л. р).

Значение минеральных солей.

Почва. Пути повышения плодородия почвы.

Почва — это верхний плодородный слой земли.

Плодородие — это способность почвы обеспечивать растение всем необходимым.

А что необходимо растению? Как человек может повысить плодородие почвы?

Виды удобрений. Правила внесения удобрений (соблюдение норм, влажная почва, своевременность, учет биологических особенностей растений)

3. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Роль удобрений в формировании урожая (см. работа с текстом учебника).

4. Особые способы питания растений (растения – хищники и растения – паразиты)

тетрадь-трена­жёр: с. 24 №2, с. 38 №1

Тест, подведение итогов урока

1. Зимой в умеренных широтах у растений корневое давление

В) не изменяется

Г) изменяется в зависимости от времени суток

2. растениям необходимо, чтобы в почве в большом количестве содержался

3. примером паразитического растения является

А) венерина мухоловка

4. укажите зону корня, в которой образуются корневые волоски

Г) растяжения и роста

5. процесс поступления в растение из почвы растворов минеральных веществ называют

А) почвенным питанием

В) корневым давлением

IV. Домашнее задание

§36 стр.94 – 95, Т-2 с. 28 №3,

подготовить сообщения о хищных растениях, растениях-паразитах, гидропонике.

Что такое гидропоника?

Как пересаживать растения в гидропонику?

Гидропоника в сельском хозйстве

Гидропоника в России

Гидропоника — это способ выращивания растений без почвы, при котором растение получает из раствора все необходимые питательные вещества в нужных количествах и точных пропорциях (что почти невозможно осуществить при почвенном выращивании). Слово гидропоника произошло от греч. υδρα — вода и π?νος — работа, в итоге получаем «рабочий раствор».

Гидропоника не нова. История ее начинается с глубокой древности. Например Висячие сады, о чем рассказывают нам археологические раскопки древнего Вавилона, являющимися одним из Семи чудес света были вероятно одной из первых удачных попыток выращивания растений на искусственных почвах.

Плавающие сады Ацтеков в Центральной Америке — еще один удачный пример применения технологии гидропоники. На берегах Озера Теночитлан (Мексика) кочевые племена индейцев были вытеснены со своих плодородных земель воинственными соседями. И тогда ацтеки изобрели из длинных стеблей тростника плоты, на которые уложили ил со дна озера. Эти плоты они назвали «Чампас». Так и выращивался обильный урожай овощей и фруктов, ведь даже деревья прекрасно росли и плодоносили. Корни пробиваясь к воде доставляли растению влагу.

Читайте также:  Программа нот по питанию

Метод гидропоники основан на изучении корневой системы растения, а конкретно как происходит питание растения. Ученые работали десятки лет, чтобы понять, что же корень извлекает из почвы. Выяснить это удалось благодаря опытам выращивания растений в воде. В дистиллированной воде растворяли определенные питательные элементы (минеральные соли).

Растение выращивали на этом растворе в обыкновенной стеклянной банке. И эксперименты показали, что растение хорошо развивается, если в растворе есть калий, сера, железо, магний, кальций, азот и фосфор. Ученые выяснили что если из раствора с питательными веществами исключить такие элементы как калий, рост растения останавливается. Оказывается без кальция не может развиваться корневая система.

Элементы железо и магний, необходимы растению для образования хлорофилла. Белки, необходимые для образования протоплазмы и ядра, не могут образоваться без серы и фосфора.

Долгое время ученные думали, что только эти элементы нужны для нормального развития растений. Но позже ученые выяснили, что растению также нужны очень небольшие количества других элементов, которые поэтому и назвали микроэлементами.

Примерно в одно и то же время в девятнадцатом веке российский ученый К.А.Тимирязев, а в Германии Ф. Кноп разрабатывали метод выращивания растений в водных растворах.

В 1936 г. В США Герикке испытал выращивание овощей в растворах, дав название этому методу гидропоника. В нашей же стране первые удачные опыты выращивания овощей на гидропонике были поставлены в 1938-1939 годах. Сперва растения на гидропонике выращивались исключительно в воде, без субстрата. Но при выращивании в воде снабжение корней кислородом оказалось низким, реакция раствора неустойчива, поэтому отдельные корни и растения погибали.

Поэтому выращивание растений в воде не нашло применения, и были разработаны другие методы гидропоники. Корни растения разместили в относительно в инертном субстрате, который погружен в раствор необходимых питательных веществ.

В зависимости от того какой используется субстрат появились различные методы гидропоники:
Агрегатопоника — когда корни размещены в твердых инертных, неорганических субстратах – керамзите, щебне, песке, гравии и т.п.
Хемопоника — субстратом служат мох, опилки, верховой торф и другие малодоступные для питания растений органические материалы;
Ионитопоника — субстрат из ионообменных материалов;
Аэропоника — твердого субстрата нет, корни висят в воздухе затемненной камеры.

И так при выращивании гидропонным методом, корни растения не в почве, а субстрате, заменителе почвы, который не имеет питательного значения, грубо говоря, субстрат просто создает опору развитию корневой системы.

Кроме того в гидропонике процесс поглощения питательных веществ происходит быстрее, а дополнительный кислород стимулирует более быстрое развитие корневой системы. Ведь растению не нужно тратить энергию на поиск питательных веществ, они легкодоступной форме подаются к корням растения. Потому растение использует сэкономленную энергию для развития и роста. Так же при выращивании на гидропонике, воды используется меньше. Что особенно важно при промышленном выращивании сельскохозяйственной продукции. Особенно для стран с недостатком пресной воды.

В итоге гидропоника позволяет регулировать условия выращивания растений — создавать режим питания для корневой системы, который полностью обеспечить потребности растений в питательных элементах. Используя технологию гидропоники в закрытых помещениях мы также можем регулировать концентрацию углекислого газа в воздухе, благоприятную для фотосинтеза, регулировать влажность воздуха, температуру воздуха, а также продолжительность и интенсивность освещения.

Создание идеальных условий для роста растений обеспечивает получение максимальных урожаев, лучшего качества и за более короткие сроки.

Преимущества гидропонного метода выращивания растений

При применении настоящего способа существенно поднимается урожайность плодовых растений. Интенсивное цветение декоративных растений также доказывает положительное влияние гидропоники на их рост. Этот метод помогает снабдить растение всеми необходимыми ему полезными веществами. Оно растет крепким и здоровым, причем гораздо быстрее, чем в почве.

Растение не накапливает вредных и пагубно влияющих на человеческий организм элементов, содержащихся в почве. Как правило, это ядовитые органические соединения, избыток нитратов, радионуклиды, тяжелые металлы и прочие. Особенно это актуально для плодовых растений. Ведь при использовании метода гидропоники растения получают только лишь полезные вещества.

Растения не нуждаются в ежедневном поливе. И расход воды при гидропонике гораздо проще контролировать. Каждое растение требует исключительно индивидуального подхода. В зависимости от системы выращивания и объема емкости необходимо систематически доливать воду – одному растению раз в три дня, другому раз в месяц.

При почвенном выращивании растения нередко страдают от пересыхания и недостатка кислорода, в случае переувлажнения. С применением способа гидропоники это совершенно исключено.

Процедура пересаживания многолетних растений при использовании технологии гидропоники существенно облегчается. Ведь при пересадке их в почву корни в любом случае травмируются, в той или иной степени.

Благодаря гидропонике можно избежать таких проблем, как вредители и всевозможные разновидности грибков и болезней, которые встречаются у растений, растущих в почве. Вопрос о применении ядохимикатов сам собой отпадает.

Отпадает необходимость применения новой почвы, что значительно уменьшает затраты на процесс выращивания комнатных растений.

С практический точки зрения за такими растениями легче ухаживать, нет грязи от земли, нет посторонних запахов, нет вредителей, которые могут завестись в почве, а потом распространиться и на помещение.

Минусы применения технологии гидропоники

Изначально стоимость такого решения будет существенно выше, чем приобретения обычного грунта.

Нужно вложить немного труда, дабы самостоятельно собрать систему. Это займет немало времени и сил. А ежели приобрести уже готовую систему, то вам придется выложить определенную сумму. Плюс в том, что изначальные затраты и времени и денег окупятся с лихвой, поскольку растение начнет расти в несколько раз быстрее и ухаживать за ним будет намного легче.

Стереотипы и общественное мнение дают свое. Многие такой способ выращивания растений ассоциируют с искусственным методом с применением химических удобрений – то есть ядохимикатами, которые пагубно влияют на здоровье. Однако такого рода суждения возникают исключительно от незнания того, что такое гидропоника.

Процесс пересадки растения из грунта в систему гидропоники

Поместите в ведро земляной ком с корнем растения и замочите на несколько часов водой комнатной температуры.

По истечению этого времени под водой аккуратно отделите землю и при помощи легкой струи воды комнатной температуры осторожно отмойте корни.

Читайте также:  Денис семенихин питание ужин

После очистки расправьте корни к низу и засыпьте их субстратом. При этом не требуется, чтобы растение непосредственно корнями касалось водяного слоя. Раствор поднимется вверх по капиллярам субстрата и достигнет корней. Через некоторое время растения сами прорастут на необходимую глубину.

Полейте субстрат сверху обычной водой. Затем залейте воду в сосуд до необходимого уровня и оставьте растение адаптироваться приблизительно на неделю.

Только после истечения этого периода в воду можно добавлять удобрения.

Роль метода гидропоники в современном сельском хозяйстве

Мало кто задумывается над тем, через пару десятков лет населения в селах совсем не останется. По результатам исследований через 50 лет практически все жители нашей планеты будут жить в городах. Кто же будет выращивать продукты? Более того, сегодня большая часть почвы, которая способна приносить урожай, уже задействована. Часть ее серьезно повреждена варварскими методами агрономов. И что же будут есть будущие поколения?

Решать эту острую проблему нужно уже сегодня. Она не менее значима, чем исчезновение полезных ископаемых. Выход один – перенести сельское хозяйство в город. Это также решит вопрос транспортных перевозок урожая. Главная цель – с наименьшей площади собрать как можно больше плодов. Ведущим мировым архитекторам такая идея – создать городские вертикальные фермы небоскребы уже долгое время не дает покоя. Не даром в последнее время появляются на первый взгляд причудливые проекты озеленения городов и строительства городских ферм.

Благодаря применению в настоящей сфере новейших достижений техники и науки технология гидропоники в последние годы стала развиваться с невероятной скоростью. В ультрасовременных гидропонных системах применяются исключительно пластмассы. Даже насосы изготавливают с покрытием из эпоксидной смолы. Благодаря долговечности и безвредности такого рода материалов, их совестное применение с нейтральными субстратами — прямой путь к успеху. Применение пластмасс подтолкнуло избавиться от дорогих и не удобных в эксплуатации металлических конструкций баков и желобов.

С разработкой пригодных для применения в системе гидропоники насосов, пластмассовой сантехнической арматуры, таймеров, электромагнитных клапанов и прочего оборудования, гидропоника теперь может быть полностью автоматизирована, что позволит уменьшить основные и производственные издержки.

Не менее важным достижением в области гидропоники стала разработка сбалансированного питания для растений. И хотя исследования в настоящей сфере все еще продолжаются, полученные разработки уже широко применяются.

В процессе развития технологии гидропоники активно принимают участие разные страны мира. Свою заинтересованность данной системой проявляют такие государства, как Австралия и Новая Зеландия, страны Южной Африки, Италия и Испания, Израиль и Скандинавские страны. В Европе уже многие овощи и ягоды выращиваются по системе гидропоники. К примеру, клубника растет быстрее и сбор ягод существенно облегчается. Использование ультрасовременных питательных растворов дает возможность заметно увеличивать урожайность культур, а также сокращать площади под их посев.

Системы гидропоники сегодня приобретают все большее значение. За счет повышения спроса и увеличения массовости рынка удешевляется производство конструкций и снижается себестоимость гидропоники. Разработки в сфере проектирования систем дают возможность выращивать растения не только компактно, размещенных на одном уровне, но и заполнять объем задействованных под данный процесс помещений, экономя тем самым рабочую площадь и значительно повышая выход готовой продукции. При этом трудозатраты в обслуживании растений заметно снижаются.

Снижение трудоемкости при использовании технологии гидропоники для выращивания растений достигается благодаря нескольким весомым факторам.

Из процесса выращивания совершенно исключается понятие «плодородный грунт». Ведь грунт в гидропонике присутствует только лишь в рассадном состоянии растения. Стоит заметить, что рассаду растения выращивают все же традиционным способом, а затем ее помещают в горшочек, который наполняется каким-нибудь влагопроницаемым сыпучим субстратом. К примеру, перлитовым крупным песком, дробленым керамзитом, мелким гравием и прочим. Главная задача субстрата — держать корневую систему растения. При этом все питательные вещества растением впитываются из специального раствора.

Абсолютно устраняется такая процедура, как «полив». Ведь гидропоника подразумевает собой систематичный полив питательным раствором корневой системы растения. Этот раствор отличается практически стабильным составом. Благодаря нему растение не подвергается ни голоданию, ни недостатку влаги. А развивается быстро и равномерно по сравнению со своими грунтовыми сородичами.

Сводится к минимуму возможность появления насекомых, личинок, сорняков и конкурентов. Рассада высаживается практически в стерилизованный грунт, а затем грунт и вовсе вымывается. А в растворе никаких семян сорняков просто быть не может.

При использовании технологии гидропоники отпадает необходимость в прополке, рыхлении и других видов обработки грунта. И система может быть абсолютно автоматизирована.

И если технология гидропоники хорошо отлажена, то процесс выращивания растений заключается непосредственно в выращивании рассады и сборе урожая. Также необходимо систематически следить за гидропонной установкой и подливать раствор.

Система гидропоники превращает процесс выращивания зелени, овощей и пряностей в весьма приятное занятие.

Гидропоника в России

В бывшем СССР правительство уделяло большое внимание развитию гидропонных систем. Были построены первые тепличные комбинаты, применяющие данную технологию выращивания в Москве и Киеве. В городе Ереван (Республика Армения) был создан Институт Гидропоники для проведения исследований в этой области.

Развитие же гидропоники в России связано с возрастающим интересом, особенно проявляющимся у малых фермерских хозяйств, так как им приходиться на небольшой площади выращивать овощи, зелень, цветочные и ягодные культуры в промышленных масштабах.

Среди них всё больше растет популярность систем капельного полива. Они позволяют создать за при небольших затратах автоматическую оросительную систему, которую можно использовать как для традиционного выращивани в земле, так и для гидропонных установок типа Drip System (система капельного полива).

Источник

ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Конспект урока по биологии 6 класс

Скачать:

Вложение Размер
u_r_o_k_24.docx 35.16 КБ

Предварительный просмотр:

У р о к 24. ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ

Цели: изучить сущность понятия «почвенное питание» растений как важнейшего процесса жизнедеятельности; сформировать умение анализировать полученную информацию, оформлять ее графически, устанавливать причинно-следственные связи; отработать навыки ухода за растениями в виде полива и подкормки. Воспитывать любовь к природе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

1. Актуализация знаний.

2. Типы питания живых организмов. Гетеротрофы и автотрофы.

3. Почвенное питание растений. Роль корня в почвенном питании растения.

4. Роль удобрений в почвенном питании растений.

5. Закрепление. Подведение итогов урока.

Оборудование: живые растения, гербарные экземпляры, таблица «Клеточное строение корня», таблицы «Строение цветкового растения», «Корень и его зоны», «Корень», рисунки в учебнике.

1. – Р азнообразие живых организмов, особенности строения клеток, тканей, органов и систем органов тесно связаны с жизнедеятельностью организмов, функциями, которые они выполняют.

– Сегодняшняя тема позволит рассмотреть процесс почвенного питания растений как один из важнейших процессов жизнедеятельности.

2. – К числу основных свойств живого организма относится и питание.

– Н айдите в учебнике определение понятия питание .

– Являясь открытой, саморегулирующейся системой, организм должен постоянно получать энергию. По способу получения энергии организмы подразделяются на типы. Вспомним, какие.

– Помимо растений, к автотрофному типу питания относятся еще и некоторые бактерии, в основном их относят к хемоавтотрофам, они питаются за счет энергии химических соединений.

– Растения, являясь автотрофами, не только создают для себя пищу, но и могут использовать различные растворы минеральных солей, получаемые с помощью своей корневой системы.

3. – Поговорим подробнее о почвенном питании растений.

– Анализ состава золы многих растений показывает, что в ней могут встретиться почти все элементы, которые находятся в земной коре. Каждый из них находится в определенном количестве и оказывает определенное воздействие на жизнедеятельность растительного организма.

Слушают учителя. Записывают тему в тетрадь.

Работают с учебником. Выписывают понятие.

Питание – это процесс получения органических веществ и энергии.

Отвечают на вопрос учителя и составляют схему.

Источник



§ 14. Почвенное питание растений

Вспомните

  1. Чем отличаются органические вещества от неорганических?
  2. Каково значение почвы в жизни растений?

По способу питания все организмы делят на автотрофные и гетеротрофные (от греч. аутос — сам, гетерос — иной, другой, тпрофе — пища). Гетеротрофные организмы используют для питания готовые органические вещества. К этой группе относятся все животные и человек, грибы, большинство бактерий и некоторые растения (заразиха, Петров крест).

Автотрофные организмы образуют органические вещества из неорганических с использованием энергии света. Растения справедливо называют уникальной фабрикой органических веществ. Ежегодно они создают сотни миллиардов тонн органических веществ, которыми питаются все другие организмы, в том числе и человек.

Большинству растений свойственно почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Водоросли, а также некоторые водные растения усваивают питательные вещества всей поверхностью тела. Растения осуществляют почвенное питание с помощью корней.

В корне от верхушки до основания выделяют четыре зоны: деления, растяжения (роста), поглощения (всасывания), проведения (рис. 38).

Рис. 38. Строение корня

В почвенном питании растений важную роль выполняет зона всасывания, в которой располагаются корневые волоски (см. рис. 38).

На 1мм 2 поверхности корня может располагаться от 200 до 400 корневых волосков. За счет огромного числа корневых волосков всасывающая поверхность корня возрастает примерно в 18 раз. На рисунке видно, что корневой волосок — одна сильно вытянутая клетка длиной 1—2 мм. Корневые волоски недолговечны и постоянно обновляются. Они покрыты слизью и тесно соприкасаются с частицами почвы (рис. 39). Благодаря этому облегчается всасывание воды с растворенными веществами.

Рис. 39. Срез корня в зоне всасывания

Корневые волоски поглощают из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами, которые поступают в соседние клетки, а затем в сосуды корня. По сосудам под давлением водный раствор поднимается в другие органы растения. Это давление называют корневым давлением.

Ответьте на вопросы

  1. Чем отличается питание растений от питания животных?
  2. Какой участок корня осуществляет всасывание водного раствора из почвы?
  3. Что такое почвенное питание растений?

Новые понятия

Автотрофные и гетеротрофные организмы. Почвенное питание растений.

Подумайте!

Как отразится на растении недостаток минеральных веществ в почве?

Моя лаборатория

Наблюдать корневое давление вы сможете, если у комнатного растения бальзамина срежете стебель на высоте 10 см и на пенек наденете короткую резиновую трубку, которая соединит пенек со стеклянной трубкой (рис. 40). Почву в горшке следует полить теплой водой, после чего вода начнет подниматься по трубке и вытекать из нее. Подумайте, что изменится, если почву полить холодной водой.

Рис. 40. Схема опыта: поглощение воды корнем

Чтобы узнать, какие минеральные вещества растения поглощают из почвы, в одном сосуде готовят питательный раствор, содержащий в небольших количествах все необходимые растению минеральные соли. В другой сосуд наливают раствор, исключив из него калий, в третий — исключив азот, в четвертый — железо, в пятый — кальций, в шестой — фосфор. В сосуды помещают одинаковые растения и наблюдают за их развитием, отмечая, как изменится высота и окраска растений во всех сосудах.

Эти опыты позволили установить, что растения хорошо развиваются лишь в том случае, если в растворе содержатся в достаточном количестве все минеральные соли.

Другими опытами было доказано, что из химических элементов растению больше всего необходимы азот, калий и фосфор.

По окраске, форме, размерам растения можно определить, каких веществ ему не хватает. Так, при недостатке азота растение становится бледно-зеленым. При нехватке фосфора у картофеля желтеют и отмирают ткани по краям листьев. Признаком недостатка калия служит появление на листья бурых пятен.

Удобрения. За лето растения используют много минеральных веществ. Например, пшеница на площади 1 га поглощает из почвы более 40 кг азота, 20 кг фосфора, 25 кг калия. Поэтому следует систематически восполнять запасы минеральных веществ в почве, вносить их своевременно и строго по нормам.

Удобрения разделяют на минеральные и органические.

В последнее время при выращивании растений применяют микроудобрения. Они необходимы растениям в очень небольших количествах. При этом значение микроудобрений велико. Они повышают устойчивость растений к болезням, неблагоприятным условиям окружающей среды.

Восполняя недостаток тех или иных веществ в почве, нужно помнить, что вносить удобрения следует строго по норме, так как их излишек может повредить растениям, вызвать угнетение роста, развития, снизить урожай. Так, при избытке азота растения сильно вытягиваются в длину. В клубнях картофеля снижается содержание крахмала, в листьях капусты — сахара. Из-за этого картофель и капуста плохо хранятся, быстро гниют. Избыток азотных удобрений ведет к перенасыщению растений нитратами — вредными для здоровья веществами.

Избыточное внесение удобрений вредит окружающей среде. Они вымываются дождями из почвы и стекают в водоемы. Это способствует бурному развитию цианобактерий, вызывающих «цветение» воды и приводящих к гибели рыбы.

Источник