Меню

Процессы питания живых организмов являются примером формы движения материи

13. Основные типы (формы) движения материи

13. Основные типы (формы) движения материи, их специфика и взаимосвязь. Принцип единства мира, роль современного естествознания и философии в его обосновании. Монизм, дуализм и “третья линия” в философии, ее соотношение с новым материализмом.

Основные типы (формы) движения материи, их специфика, взаимосвязь.

Материя философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях и отражается его органами чувств. До XIX в. материя отождествлялась с веществом, а с открытием электромагнитного поля понятие изменилось. Учение о материи составляет онтологию.

Одной из особенностей окружающего мира является то, что все составляющие его объекты находятся в постоянном движении. В движении находятся и метагалактика, и взаимодействующие элементарные частицы, и размножающиеся, производящие обмен веществ живые клетки, и социальные процессы. Движение вечно и неуничтожимо и является неотъемлемым свойством материи. Таким образом, движение – это любые взаимодействия объектов окружающего мира, а также изменение состояния этих объектов, которые вызываются данными взаимоотношениями.

Конкретные виды движений можно классифицировать по типам и по формам:

1) по типам. Выделяются два основных типа движений:

а) Первый тип связан с переносом материи, энергии, информации в пространстве и характеризуется тем, что предметы, пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках, то есть не изменяют своего качества. Примеры: идущий человек, включённый телевизор.

б) Движения второго типа сопровождаются перестройкой внутренней структуры предметов, что ведет к изменению качеств первоначальной вещи и превращении её в совершенно другую вещь.

Такой тип движения, которому свойственны также необратимость и определённая направленность, называется развитием. Примеры: эволюционные процессы в звёздах, рост различных организмов.

2) по формам. Существуют пять основных форм движения материи, выделенных еще Ф.Энгельсом:

а) Механическая форма — это перемещение различных тел в пространстве. Примеры: падение камня, полёт птицы.

б) Физическая форма – это изменение физических свойств предметов. Примеры: таяние льда, электризация тела.

в) Химическая форма – это различные химические превращения, изменение химического состава веществ. Примеры: ржавление железа, образование оксидов.

г) Биологическая форма – это процессы, проходящие в живых организмах. Примеры: рост и развитие организма, обмен веществ.

д) Социальная форма – это различные процессы и явления в обществе. Примеры: общение людей, процесс образования какого-либо государства.

Названные формы движения органически связаны между собой, и каждая последующая из них как бы вытекает из предыдущей, основывается на ней, но тем не менее к низшей форме не сводится. Попытки такого сведения сложных форм движения к простейшим нередко имели место в истории философии и получили название «редукционизм» (например, упрощение социальных форм движения до уровня биологических имеет место в биологизаторских концепциях).

С точки зрения современных представлений о мире, его происхождении и развитии названные формы не раскрывают всего многообразия существующих и возможных способов и движения. В частности, процессы превращения элементарных частиц, другие изменения на уровне микро- и макромира, неизвестные в прошлом столетии, теперь по-новому ставят вопрос о соотношении механической, физической и химической форм движения материи, где механическая форма уже не рассматривается как основа всех физических процессов. Несколько иначе понимается теперь и биологическое движение, элементарными носителями которого являются не белковые молекулы, а ДНК и РНК, открытые в ХХ веке. Некоторые ученые в свете современных представлений о земной коре и происходящих в недрах Земли процессах вполне обоснованно выделяют геологическую форму движения. Поэтому важно подчеркнуть, что любая схематизация, выделение тех или иных типов, форм, способов движения всегда являются неполными и отражают лишь достигнутый уровень в познании действительности.

Читайте также:  Мониторинг по здоровому питанию

Принцип единства мира, роль современного естествознания и философии в его обосновании.

Мир бесконечно разнообразен в своих качественных и количественных проявлениях; существует бесконечное множество различных состояний и структурных уровней действительности. Но и каждый из этих уровней, каждое состояние, в свою очередь, характеризуется специфическими пространственно-временными свойствами, формами движения и т.д. Мир изменчив и преходящ в отдельных своих частях и проявлениях. Он движется и развивается. Но с другой стороны, если рассматривать мир как целое, то он являет собой единство, целостную систему, образуя неразрывную связь, единство всех своих составных частей. Это положение называется принципом единства мира и утверждает, что мир непреходящ как бесконечное целое.

В философии этот принцип разрабатывается в монистической философии, которая рассматривает многообразные явления мира в свете существования одного начала, единой основы, единой субстанции. Однако по поводу того, в чем состоит единство мира, идут острые философские дискуссии. Решение указанной проблемы непосредственно зависит от той мировоззренческой позиции, на которой стоит тот или иной философ.

В свете идеалистических представлений единство мира утверждается на основе вселенской, всеобщей духовности и, таким образом, за основу, первоначало берется нечто идеальное.

Материалистический монизм утверждает единство мира через его материальность, т.е. в основе многообразия существующих процессов и явлений лежит движение единой материи. Данное решение обладает большей обоснованностью, т.к. основывается на научных открытиях и представлениях.

Развитие естествознания также подтверждает принцип единства мира. Так, теория Лапласа, объяснявшая естественное происхождение планет из первоначальной «туманности», дала основание говорить о единстве космическмх тел Солнечной системы. Закон сохранения и превращения энергии показал, что все силы, действующие в природе, являются различными формами универсального движения материи. Периодический закон Д.И.Менделеева связал воедино все химические элементы. Теория происхождения видов Ч.Дарвина объяснила единство многообразия всего живого. Создание теории относительности и квантовой механики существенно расширило и укрепило понимание того, что мир един и все со всем взаимосвязано. А во второй половине ХХ века наука еще больше продвинулась в изучении микромира и сумела доказать единство поля и вещества, корпускулярных и волновых материальных объектов. Таким образом, мир един, потому что на самом элементарном уровне — это ничто иное, как элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия.

Монизм, дуализм и “третья линия” в философии, ее соотношение с новым материализмом.

Монизм—это философское направление, признающей основой мира одно начало (материю или сознание). Таким образом, материализм и идеализм являются монистическими философскими направлениями. Осознанный подход к решению этого вопроса, т.е. выбора между материей и сознанием (1-я сторона основного вопроса философии) получил название философской партийности.

Однако в истории философии все же имели место попытки обойти двузначное решение этого вопроса и занять не альтернативную, а беспартийную или нейтральную позицию. Реализовывались все эти попытки в двух различных направлениях, которые в итоге оба оказались необоснованными, а часто и просто иллюзорными. Направления эти следующие:

1) Первый вариант—это не выбор между материализмом и идеализмом, а попытка опираться на обе эти концепции сразу, исходить из того, что мир, бытие имеет не одно начало—либо материальное либо духовное, а то и другое одновременно. И материя, и дух существуют, с этой точки зрения, независимо друг от друга. Лишь в особых случаях происходит соединение, слияние в одно целое этих двух субстанций. Прежде всего, в человеке, который и выступает как единство, своего рода синтез материального и духовного. Наиболее ярким представителем этой концепции был французский философ и математик Р.Декарт. Такая концепция называется дуалистической.

Читайте также:  Какие бывают штекера для питания

Однако дуалистические концепции никогда не отличались последовательностью и неизбежно смещались к той или к другой монистической позиции. В частности, Декарт в итоге оказался все же материалистом.

2) Второй вариант более распространен — это попытка вообще отвергнуть как материализм, так и идеализм и выявить начало, которое было бы по своей сути ни материальным, ни идеальным. Более того, и материя, и сознание, с этой точки зрения, должны быть производными от этого «третьего», играющего роль субстанции (в том числе и по отношению к материи). Такая концепция так и называется — «третья линия в философии» (как противовес ранее существовавшим двум линиям — материалистической и идеалистической). Сторонники этой, по существу также монистической концепции считали, что как материализм, так и идеализм с их «претензиями» на абсолютность в философии и естествознании уже неотвратимо устарели, отстали от нового уровня развития физики, математики. Ни материя, ни сознание, в действительности, не первичны. Первично вот это «третье» (что именно — предлагались разные варианты разными авторами). Наиболее ярким представителем этой концепции стал австрийский физик и философ конца ХIХ – начала ХХ века Э.Мах.

Однако «третья линия», как и дуализм, оказалась непоследовательной, она неизбежно теоретически эволюционировала только в одну сторону – к идеализму. В итоге «третья линия» стала лишь замаскированным и завуалированным идеализмом.

(не нашел соотношение с новым материализмом).

Источник



Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Биологическая форма — движение — материя

Биологическая форма движения материи возникает и развивается в результате опосредствования геологических процессов. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что не только все непосредственно, т.е. содержит в себе момент непосредственного, который никогда не растворяется во всеобщем опосредствовании до полного исчезновения. Такой статус опосредствованного объясняет активную роль биологической формы движения материи, ее быстрое и мощное самоутверждение в природном мире ( Вернадский В.И. Размышления натуралиста. [1]

Система находится на уровне биологической формы движения материи только в том случае, когда она находится на клеточном уровне ее организации, обеспечивающем осуществление процесса обмена веществ. [2]

Таким образом, химическая эволюция завершается появлением биологической формы движения материи — жизни. [3]

Итак, законы народонаселения представляют собой яркий пример того, как преобразуется биологическая форма движения материи , входя в состав социальной. [4]

В настоящее время отсутствует общепринятая теория химической эволюции, приводящей к возникновению биологической формы движения материи — жизни. [5]

Движущаяся материя на определенном этапе своего развития порождает жизнь. В результате перехода к биологической форме движения материи возникает новая форма отражения — раздражимость, активная реакция организма на внешние воздействия и условия окружающей среды. [6]

Это не душа, как утверждает религия, и не жизненная сила, как говорят идеалисты, это, наконец, не мифические жизненные элементы, как пишут материалисты-метафизики, отрицающие развитие и совершенствование природы. Нет, жизнь — это особая биологическая форма движения материи , при которой на определенном этапе развития материи все те же элементы мертвой природы образуют системы, одновременно устойчивые и постоянно меняющиеся, обладающие обменом веществ с окружающей средой. [7]

Читайте также:  Компенсация стоимости питания спортсменам

Химическое движение качественно более высокая ступень, чем механическое движение, и поэтому не надо специфику химического движения искать в каких-то особенных отличиях того движения низшей формы, которое входит в химическое. Скажем, мы отлично знаем, что биологическая форма движения материи ни в коем случае не сводится к химической форме движения, хотя химическое движение как составная часть, низшая форма, входит в биологическое. Но не оно определяет специфические биологические закономерности. Вместо с тем не надо забывать, что химические реакции в живых организмах подчиняются химическим законам, и это нив коей мере не опровергает того, что биологическая форма движения материи никогда принципиально не может быть сведена к химической форме. [8]

Здесь можно отметить, что потребность в пище у человека иная, чем у животного. Отличие предмета потребности на биологическом и социальном уровнях определяется принципиальной ограниченностью биологической формы движения материи . Предмет биологической потребности отражается живыми организмами не в форме его собственного бытия, а как бы сливается с потребностью. На социальном уровне предмет отражается с точки зрения его собственной определенности, а не только сЬункций биологической жизпи. [9]

Мировое сообщество, состоящее из множества народов, как бы использует для движения вперед одновременно тысячи путей. Одни кз них оказываются тупиковыми, но другие открывают дорогу всем, К at г. биологической форме движения материи : чем больше биологических видов, те больше генов, их комбинаций, том выше приспосабливаемой к изменяющимся условиям среды. Во-вторых, социально-экономический, политический прогресс любой страны ( к мы убеждаемся Б этом на собственном примере) возможен только тогда, когда ойцецивилиза-цпонже механизмы развития преломляются сквозь призму национальной специфики, особенности культуры, обычаев, традиций, нацтопелыюго характера к т.п. данного народа. [10]

Так, например, самовоспроизведение на уровне многоклеточного организма невозможно без деления клеток и так далее. Указанная взаимосвязь и соподчи-ненность уровней организации живого является отражением иерар-хичного принципа строения биологических систем и лежит в основе биологической формы движения материи . [11]

Человек фактом своего бытия проявляет антропогенную ( человекорож-денную) активность, детерминированную потребностями общественных организмов. Активность, имея источником потребности, возникает для воспроизводства, самоутверждения жизни и по своей сути всегда биогенна, т.е. порождена жизненной силой биологической формы движения материи . [12]

Биологическая форма движения материи возникает и развивается в результате опосредствования геологических процессов. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что не только все непосредственно, т.е. содержит в себе момент непосредственного, который никогда не растворяется во всеобщем опосредствовании до полного исчезновения. Такой статус опосредствованного объясняет активную роль биологической формы движения материи , ее быстрое и мощное самоутверждение в природном мире ( Вернадский В.И. Размышления натуралиста. [13]

Описанная выше схема процесса управления носит чрезвыйно широкий, всеобщий характер. В частности, иерархический принцип является фундаментальным принципом строения любых материальных образований на определенной ступени возрастания их сложности. Перед нами фактически одна из форм взаимодействия вещей п объектов действительности — форма, определяющая бытие любых организованных систем, по крайней мере начиная с биологической формы движения материи . [14]

Все это является залогом того, что настанет день, когда будут окончательно раскрыты тайны живой клетки и во всех деталях понята и познана сущность жизни: особенности биологической формы движения материи . [15]

Источник