Меню

Разделить животных по способу питания

Окружающий мир

Питание живых организмов

Обложка урока взята с источника .

План урока:

Питание представляет собой процесс поступления пищи в организм с целью получения необходимых веществ, восполнения энергии, возобновления и построения тканей. Во время питания животных происходит расщепление сложных веществ на простые химические соединения.

Пища животных сложна органическими соединениями, поэтому ее сложно поглощать в целом виде. Крупные частицы не пройдут через пищеварительную полость и кишечник. Процесс расщепления происходит за счет ферментов. Основное место их действия в организме — ротовая полость, желудок, тонкая кишка. Вырабатываются ферменты железами:

Весь процесс называют пищеварением или перевариванием пищи.

Питание любых живых организмов должно быть полноценным. Это обеспечивает здоровое развитие, размножение, выработку молока. Снижение полезных веществ в рационе приводит к пониженной сопротивляемости организма заболеваниям, инфекциям, нарушению физиологических процессов.

Разновидности цепей питания

Животные связаны между собой в цепи питания. Они могут употреблять в пищу растения или других животных. Цепь питания представляет собой последовательность, в которой одни живые существа становятся пищей для других. Их разделяют на два вида: пастбищная и детритная.

Пастбищная цепь

Начинается схема цепи питания с растений. Это первое звено. Вторым звеном выступают растительноядные животные. Затем цепь включает в себя хищников. Например, заяц может съесть морковь. А позже он станет пищей для волка.

В природном мире встречаются более длинные цепи питания животных. Подобные примеры можно наблюдать среди обитателей рек, морей или океанов. Водоросли выступают первым звеном. Их поедают мелкие рыбешки. Затем рыбок второго звена съедают более крупные особи. Морских представителей третьего звена могут съесть крупные рыбы — четвертое звено. Последние попадают в пищу человеку.

Детритная цепь

Начало цепи идет от крупного животного, которое погибает. Его тело начинает разлагаться. Теперь оно служит пищей для более мелких животных-падальщиков, которые тоже в свое время погибают и ставятся едой для других особей. Среди мелких представителей встречаются черви, насекомые и микроорганизмы. Последние выделяют субстанцию, которая называется детритом. Данные особенности питания животных породили название цепи.

К детриту относятся:

  • древесина мертвых деревьев;
  • опавшая листва;
  • экскременты;
  • трупы животных.

Пастбищную и детритную цепи связывают падальщики. Они поедают мягкие ткани мертвого животного, оставляя гнить кости. После своей смерти падальщики также становятся питательной средой для других организмов.

Пищевые сети

Один представитель пищевой цепи зачастую становится одновременно участником нескольких таких цепей. Он может занимать различное положение. Вследствие этого формируются пищевые сети. Для организмов расширяется возможность получения пищи, обеспечивается устойчивость экосистемы.


Источник

Разновидности животных по типу питания

По типу питания животных разделяют на растительноядных, насекомоядных, хищников и всеядных. У них различное строение челюстей, скелета, образ жизни и питание.

Растительноядные животные

Растительноядные или травоядные животные употребляют пищу растительного происхождения. Их рацион включает:

Представители этого типа отличаются строением челюсти. Их зубы адаптированы для жевания и размельчения растительной пищи. Пищевод устроен так, что не может переваривать мясо.

Рассмотрим, какие травоядные животные существуют в природе. Они делятся на два вида. Есть особи, предпочитающие фрукты — плотоядные. Любителей листьев называют листоядными.

Рацион растительноядных животных зависит от географического расположения, климатических особенностей и времени года. Им не приходится охотиться. Все находится вокруг. Однако, некоторые кустарники, деревья, травы защищены определенным способом — шипами или ядом.

Травоядными животными питаются другие крупные животные. Поэтому строение их глаз у большинства представителей особенное — находится по бокам. Это обеспечивает хороший обзор с боковых сторон.

Растительноядные отличаются способностью быстро убегать от нападающего зверя. Часто они водятся группами или стадами. Некоторые особи довольно крупных размеров. Своим внешним видом они могут напоминать хищника.

Интересные представители растительноядных

Слоны. Это крупные травоядные животные. Их существует три вида: индийский, африканский лесной, африканский саванный. Слоны едят небольшие растения, ветки, кусты, кору деревьев, фрукты, корни.


Источник

Жирафы. Это самые высокое дикое травоядное животное на планете. Длинная шея помогает жирафу добираться до листьев на деревьях, веток и почек. Они любят зелень и могут обходиться без воды неделями.


Источник

Большая панда. Животное известно своим характерным окрасом. Питается бамбуком, дикими клубнями, травами. Изредка может съесть мясо птиц, грызунов или падаль.


Источник

Бобры. Крупные полуводные грызуны, ведущие ночной образ жизни. Известны своей способностью строить плотины. В пищу употребляют кору лиственных и хвойных деревьев, прутья.


Источник

Насекомоядные животные

Древний вид животных, которые едят насекомых, паукообразных и беспозвоночных называются насекомоядными. Они способны также поедать животных, уступающих им в силе и ловкости.

Насекомоядные имеют мелкую удлиненную морду с усами, иногда с хоботком. Зубы у представителей маленькие и конусообразные. Хорошо развиты обоняние и слух. У них пять пальцев на конечностях. Глаза маленькие, покрытые кожей. Шерсть короткая и мягкая, у некоторых покрыта колючками.

Добычу схватывают зубами, иногда помогают лапками. Животные обитают в земле, реже на деревьях. Некоторые насекомоядные имеют липкий язык. Это помогает ловить добычу. Животные обладают ускоренным обменом веществ, что заставляет их искать пищу каждые несколько часов.

В мире существуют насекомоядные птицы. Их клюв отличается от других. На нем расположены боковые волоски для распознавания трепетания насекомых. Клюв используется для выкапывания маленьких насекомых из ямок.

Примеры насекомоядных существ

Ласточка. Птица с длинным острым хвостом, черной спинкой и белым брюшком. Она охотится на насекомых во время полета.


Источник

Ежик. Характерен наличием иголок по всему телу. Питается взрослыми насекомыми, слизнями, дождевыми червями, гусеницами.


Источник

Землеройка. Зверек умеет ловко пробираться под лесной подстилкой или под снегом. Некоторые особи хорошо плавают. Они едят насекомых, лягушек и мышей.


Источник

Ящерица. Захватывание жертвы липким языком — основной способ питания животного. Делает это ящерица во время нападения на жертву. Мелкие представители едят бабочек, кузнечиков, червей, улиток, саранчу.

Читайте также:  Костромские производители продуктов питания


Источник

Хищные животные

Хищники имеют острые когти и клыки, хорошее обоняние, зрение и слух. Они умеют бесшумно двигаться. Крупные представители охотятся на других крупных млекопитающих. Их более 270 видов на планете. Они распространены по всему миру.

Хищники делятся на два подотряда: кошкообразные и псообразные. У последних более вытянутая морда и неподвижные когти, в отличие от первых.

Большие плотоядные животные обладают довольно высоким уровнем интеллекта. Они способны создавать свою территорию и охранять ее от других. Некоторые из них живут стаями, колониями, парами или поодиночке.

Кого можно назвать хищниками:

Мясоедов в мире очень много. Их можно перечислять бесконечно. Среди великого множества своей силой и воинственностью выделяется один зверек.

Самый опасный зверь

Самое хищное животное на свете росомаха. Зверь весит до 30 килограммов, вырастает до 45 сантиметров. У него широкие стопы, толстые короткие лапы, круглая голова и густой бурый мех. Обитает мясоед в лесах Евразии и Северной Америки. У него непомерный аппетит, отсутствует страх, он свиреп и силен. Это животное способно одолеть медведя.


Источник

Всеядные животные

Рацион всеядных животных включает в себя пищу растительного и животного происхождения. Слово всеядность произошло от латинского языка. В переводе оно означает «пожирание всего».

Человек тоже всеядный. Однако, встречаются люди, которые по личным убеждениям не едят мясо и субпродукты животных. Всеядный способ питания большинства животных сохраняется всю жизнь. Встречаются исключения, когда животные могут использовать его только на определенных жизненных этапах.

Известные представители

Свинья ест корни и стебли растений, пернатых, рыбу, грызунов.


Источник

Енот-полоскун поедает птенцов, плоды деревьев, грызунов, черепах, змей.


Источник

Медведь после зимней спячки активно охотится на лягушек и птиц. Ест ягоды, траву и грибы, кукурузу, овес.


Источник

Как и что ест человек

Организм человека нуждается в регулярном восполнении энергии. Она возобновляется благодаря разновидным питательным веществам, которые содержатся в продуктах. К ним относятся:

Белки представляют собой сложные органические вещества. Дневной рацион питания человека должен состоять на треть из пищи с высоким содержанием белков. При расщеплении в организме они пополняют энергетические резервы. Белки бывают растительного и животного происхождения. Они содержатся в таких продуктах, как мясо, птица, молочные продукты, рыба, морепродукты, орехи, бобовые, зерно.


Источник

Углеводы — натуральные органические вещества, состоящие из углерода и воды. Они делятся на сложные и простые. Еда, содержащая сложные углеводы, считается полезной. Она долго сохраняет чувство насыщения и переваривается постепенно. Сложные углеводы содержатся в овощах, цитрусовых фруктах, ягодах, бобовых, абрикосах, яблоках, грушах, пшене, перловке, овсянке, гречке.


Источник

Пища, содержащая простые (быстрые) углеводы, является легкоусвояемой. Она приводит к резкому увеличению сахара в крови. Если человек ест слишком много таких продуктов, это приводит к нездоровому увеличению массы тела и развитию других заболеваний. Простые углеводы содержатся в конфетах, вафлях, тортах, сладкой выпечке, некоторых фруктах, картофеле.


Источник

Жиры и жироподобные вещества называют «липиды». Они сохраняют и накапливают энергию в организме. Содержатся в маслах, сале, авокадо, оливках, рыбе.


Источник

Пища для здорового человека

Характер питания человека зависит от климатических и географических условий, развитости сельского хозяйства, культуры и обычаев родного края. Большое влияние на рацион оказывает уровень жизни, развитость экономики государства и даже профессии.

Состав продуктов питания человека влияет на продолжительность жизни, физическое развитие, здоровье, трудоспособность. Для нормального функционирования организму необходима пища растительного и животного происхождения.

Принципы здорового питания

Для поддержания правильного питания человеку необходимо соблюдать несколько принципов.

  1. Употребление большого количества воды.
  2. Снижение содержания соли и сахара в пище.
  3. Баланс белков, жиров и углеводов в дневном рационе.
  4. Употребление пищи в сыром, пропаренном или вареном виде.
  5. Употребление фруктов и овощей.

Виды питания и рацион человека

Человечеством придумано множество различных видов питания. Медициной разработаны диеты, предназначающиеся для поддержания или восстановления работы организма. Существуют диеты, предназначенные для снижения массы тела. По некоторым культурным и религиозным убеждениям появилось вегетарианство.

Рассмотрим, какие виды питания наиболее распространены среди людей.

В суточном рационе здорового человека всегда должны быть рыба, мясо, птица, овощи, фрукты, молочные продукты, крупы, ягоды. Необходимо есть 5-6 раз в день небольшими порциями. Залог сильного и энергичного человека кроется в отсутствии переедания и сбалансированном рационе.

Источник

Урок окружающего мира «Животные — живык существа.Классификация животных по способу питания» 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Данный урок используется по программе «Начальная школа XXI века» в 3 классе. На уроке дети углубляют свои знания о разнообразии животных, классифицирууют их по способу питания, доказывают, что животные — живые существа.

На уроке используется мльтимедийная презентация.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект.doc 181.5 КБ
Презентация.ppt 1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Класс: 3 (по учебнику Н.Ф.Виноградовой)

Тема: «Животные – живые существа. Классификация животных по

Цели: углубить знания учащихся о разнообразии животных,

классифицировать их по способу питания, доказать, что животные

развивать мышление, память, воображение, речь;

воспитывать любовь к животным и ко всему живому

1. Организация класса к уроку.

2. Постановка целей урока и подготовка к работе.

3. Работа над темой урока

  1. Игра «Живая – неживая»
  2. Животные – живые существа
  3. Классификация животных по способу питания

5. Закрепление изученного

  1. Задание в тетради
  2. Кроссворд «Животные»

6. Охрана животных

1. Организация класса к уроку.

В перемену отдохнули

И опять звонит звонок.

Мы готовы, стол в порядке

Тихонечко сначала сядут девочки, а затем мальчики. Сядьте красиво. Урок окружающего мира.

2. Постановка целей урока и подготовка к работе.

Сегодняшний урок будет не совсем обычный. Почему? Во-первых, сегодня у нас много гостей, а во-вторых, нам вновь будет помогать наш друг компьютер.

На сегодняшнем уроке мы как всегда будем изучать окружающий нас мир, ещё раз поговорим о животных, попытаемся доказать самим себе, что животные — живые существа, попытаемся разделить всех животных на группы по способу питания, а также узнаем много нового и интересного.

А чтобы мы лучше слышали, лучше видели, лучше запоминали и соображали:

1) помассируйте правой рукой левый мизинец и наоборот

2) надавите подушечками пальцев на затылок (10 раз)

3) помассируйте мочки ушей

4) откройте третий глаз

С собой мы возьмём хорошее настроение и улыбку. Улыбнитесь друг другу и скажите: «Я тебе желаю успеха»

3. Работа над темой урока

Итак, как я уже сказала, на этом уроке снова пойдет речь о животных.

  1. Но, прежде всего, давайте вспомним, на какие две части можно разделить всю окружающую нас природу?

Игра «Живая – неживая»

Я предлагаю вам сыграть в игру. Если вы увидите предмет живой природы, хлопните в ладоши, если неживой – соответственно не хлопайте.

  1. Итак, что же относится к неживой природе?
  2. А к живой?

Сегодня нас интересуют животные.

  1. А кого мы отнесём к животным?
  2. Что вы знаете о насекомых?

Насекомые бывают совсем маленькие и большие, одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие – один день. Насекомые существовали ещё тогда, когда не было ни птиц, ни тем более зверей. Если хотите представить, какой была древняя стрекоза, возьмите линейку и отмерьте 75 см. Таким у этой стрекозы был размах крыльев. Если вас попросят назвать самого прожорливого хищника планеты, смело говорите, что это стрекоза, так как в день она съедает в несколько раз больше, чем весит сама. .

А чем отличаются жабы от лягушек.? (У жаб бородавчатая кожа)

В народе существует убеждение в том, что если взять жабу в руки, то появятся бородавки. Убеждение это ошибочное и вы можете брать их совершенно безбоязненно, если только на руке нет ран или больших царапин. Если жабу вы возьмёте в руку, рука делается мокрой. Это происходит вследствие того, что из кожи у неё выделяется едкая жидкость. Её выделяют желёзки, открывающиеся на вершине бородавок и на том бугре, который находится среди глаз. Жидкость эта служит средством защиты. Жаб не едят ни птицы, и ни какие другие животные именно вследствие их ядовитости.

Рыбы живут в реках, ручьях, озёрах, морях и океанах. У многих рыб ярка расцветка и необычная форма. Причудливые полосы и пятна на чешуе помогают пёстрым рыбам прятаться среди камней и водорослей. Кроме того, у некоторых из них цвет чешуи выражает настроение. Плавники и сильный хвост помогают им быстро плавать. Всё тело у рыбы покрыто особой слизью, чтобы легче было скользить в воде. А от врагов рыбу защищает, словно броня, чешуя.

Птиц на Земле довольно много – около девяти тысяч видов. Есть птицы большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, как небольшие бабочки или стрекозы и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые, вовсе не могут летать.

  1. О зверях? Как ещё называют зверей? Почему?

Животные – живые существа

Ой, ребята, с нашим компьютером что-то случилось. Произошёл какой-то сбой. Снова появилась та же таблица. Ну-ка, быстренько проверьте, всё ли так. Ошибка? Где? Докажите, что животные – живые существа.

Давайте исправим ошибку. Теперь всё на своих местах.

4. Классификация животных по способу питания

А теперь, давайте, ребята, поговорим о том, чем питаются животные.

(травой, насекомыми, животными)

Посмотрите на этих животных и подумайте, что у них общего, по какому признаку их объединили в одну группу?

  1. Как называются животные, которые питаются растениями? (растительноядными)

(Доклад детей о растительноядных животных)

Что за животные изображены на этом снимке?

  1. Как называются животные, которые питаются другими, более мелкими животными? (хищники)

(Доклад детей о хищниках)

Что вы можете сказать об этих животных?

  1. Как называются животные, которые питаются за счёт других организмов? ( паразиты)

(Доклад детей о паразитах)

Что вы можете сказать об этих животных?

  1. Животные, которые питаются пищей и растительного, и животного происхождения, называются всеядными.

(Доклад детей о всеядных животных)

Итак, на какие группы мы можем разделить всех животных по способу питания?

  1. Ребята, а можно ли сказать, что все животные связаны друг с другом?
  2. Как они связаны?
  3. Приведите мне пример любой цепи питания.

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Я буду называть животных, а вы будете изображать их. Попробуем. (Медведь, заяц, волк, лиса)

А теперь я буду вас путать: говорить одно животное, а изображать другое. Будьте внимательнее. Изображайте то животное, что я вам назову.

6. Закрепление изученного материала

  1. Задание в тетради (стр. 20 №57)

Тихонечко садитесь и откройте тетради и выполним №57

А сейчас посмотрите внимательно на экран. Перед вами — очень странный кроссворд. Странный, потому что нет вопросов к нему. Разгадать, что за слова спрятались в нём, нам помогут кроссворды, которые находятся у меня в руке. Кроссворды разного цвета. Количество слов, зашифрованных в них, соответствует количеству клеток того же цвета в нашем большом кроссворде на экране. Есть задания, состоящие всего из 4 слов, а есть задания, состоящие из 7 слов. Вы можете выбрать любое. Если вы правильно разгадаете все слова, то по вертикали в своём кроссворде вы сможете прочесть название того животного, что спряталось на экране в строке соответствующего цвета. Работать будем парами. Как только ваша пара будет готова назвать слово, сигнализируйте мне об этом. Если сможем открыть все слова, то возможно по вертикали, мы тоже сможем прочесть какое-то слово.

Источник

Разделить животных по способу питания

Кто что ест

Составь цепь питания, рассказывающую о героях песенки «В траве сидел кузнечик»

Животные, которые питаются растительной пищей, называются растительноядными. Те животные, которые едят насекомых, называются насекомоядными. На более крупную добычу охотятся хищные животные, или хищники. Насекомых, которые поедают других насекомых, тоже считают хищниками. Существуют, наконец, и всеядные животные (они едят и растительную, и животную пищу).

На какие группы можно разделить животных по способам питания? Заполни схему.

Цепи питания

Живые существа связаны между собой в цепи питания. Например: В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания: осина — заяц — волк.

Составь и запиши цепи питания.
а) паук, скворец, муха
Ответ: муха — паук — скворец
б) аист, муха, лягушка
Ответ: муха — лягушка — аист
в) мышь, зерно, сова
Ответ: зерно — мышь — сова
г) слизень, гриб, лягушка
Ответ: гриб — слизень — лягушка
д) ястреб, бурундук, шишка
Ответ: шишка — бурундук — ястреб

Прочитай короткие тексты о животных из книги «С любовью к природе». Определи и запиши тип питания животных.

Осенью барсук начинает готовиться к зиме. Он отъедается и сильно жиреет. Пищей ему служит всё, что попадается: жуки, слизни, ящерицы, лягушки, мыши, а иногда даже маленькие зайчата. Ест он и лесные ягоды, и плоды.
Ответ: барсук всеядный

Зимой лисица ловит под снегом мышей, иногда куропаток. Иногда она охотится за зайцами. Но зайцы бегают быстрее лисицы и могут убежать от неё. Зимой лисицы близко подходят к селениям людей и нападают на домашнюю птицу.
Ответ: лисица плотоядная

В конце лета и осенью белка собирает грибы. Она накалывает их на ветки деревьев, чтобы грибы засохли. А ещё белочка рассовывает по дуплам и щёлкам орехи и жёлуди. Всё это пригодиться ей в зимнюю бескормицу.
Ответ: белка растительноядная

Волк — опасный зверь. Летом он нападает на разных зверей. Ест также мышей, лягушек, ящериц. Разоряет птичьи гнёзда на земле, поедает яйца, птенцов, птиц.
Ответ: волк плотоядный

Медведь разламывает гнилые пни и выискивает в них жирных личинок жуков-дровосеков и других насекомых, питающихся древесиной. Он ест всё: ловит лягушек, ящериц, одним словом, что только попадётся. Выкапывает из земли луковицы и клубни растений. Часто можно встретить медведя на ягодниках, на которых он с жадностью поедает ягоды. Иногда голодный медведь нападает на лосей, оленей.
Ответ: медведь всеядный

По текстам из предыдущего задания составь и запиши несколько цепей питания.

1. земляника — слизень — барсук
2. кора деревьев — заяц — лисица
3. зерно — птица — волк
4. древесина — личинки жука — дровосека — медведь
5. молодые побеги деревьев — олень — медведь

Составь цепь питания, используя рисунки.

Источник



Разделить животных по способу питания

По способу питания живые организмы можно разделить на две большие группы: автотрофы и гетеротрофы.

Автотрофы

Автотрофы (от греческих слов autos — сам и trophe — пища) — живые организмы, синтезирующие органические соединения из неорганических. Автотрофы составляют первый ярус в пищевой пирамиде (первые звенья пищевых цепей). Именно они являются первичными продуцентами органического вещества в биосфере, обеспечивая пищей гетеротрофов. Следует отметить, что иногда резкой границы между автотрофами и гетеротрофами провести не удается. Например, одноклеточная эвглена на свету является автотрофом, а в темноте — гетеротрофом. Автотрофы делятся на фототрофов и хемотрофов.

Фототрофы

Организмы, для которых источником энергии служит солнечный свет, называются фототрофами. Такой тип питания носит название фотосинтеза.

Хемотрофы

Остальные организмы в качестве внешнего источника энергии используют энергию химических связей пищи или восстановленных неорганических соединений — таких, как сероводород, метан, сера, двухвалентное железо и др. Такие организмы называются хемотрофы. Все фототрофы-эукариоты одновременно являются автотрофами, а все хемотрофы-эукариоты — гетеротрофами. Среди прокариот встречаются и другие комбинации. Так, существуют хемоавтотрофные бактерии, а некоторые фототрофные бактерии являются гетеротрофами.

Гетеротрофы

Гетеротрофы — организмы, которые не способны синтезировать органические вещества из неорганических. Для синтеза необходимых для своей жизнедеятельности органических веществ им требуются органические вещества, произведённые другими организмами. В процессе пищеварения пищеварительные ферменты расщепляют полимеры органических веществ на мономеры. В сообществах гетеротрофы — это консументы различных порядков и редуценты.

Миксотрофы

Некоторые организмы (например, хищные растения) сочетают в себе признаки как автотрофов, так и гетеротрофов. Такие организмы называются миксотрофами. Некоторые источники считают термин «миксотрофии» неверным, так как та же Венерина мухоловка ловит мух для получения азота, а пищу получает с помощью фотосинтеза.

Литотрофы и органотрофы

Эта классификация основана на делении организмов по донорам (источникам) электронов, необходимых для многих клеточных процессов. Литотрофы — организмы, для которых донорами электронов являются неорганические вещества. Органотрофы — организмы, для которых источниками электронов являются органические соединения.

Общее

Непосредственно энергию в форме молекул АТФ организмы получают в ходе клеточного дыхания — процесса, проходящего в митохондриях, гликолиза и фотосинтеза. Дыхание бывает двух типов: аэробное, в котором обязательно участвует кислород (им окисляется глюкоза) и анаэробное (состоит из двух процессов: гликолиза и спиртового или молочнокислого брожения).

Источник