Меню

Шаталова галина система видового питания критика

Система естественного оздоровления Галины Сергеевны Шаталовой.
Моя реализация СЕО.

Мое знакомство с Шаталовой.

Впервые я увидел Галину Сергеевну на лекции в Москве в одном из домов культуры в 1995 году. На лекции присутствовало более 100 человек. Тема – о пищеварении. Я прочитал обе ее книги: «Выбор пути» и «Целебное питание». Заинтересовало то, что предлагался системный подход к восстановлению здоровья, и говорилось о фантастических результатах.

Главный секрет популярности Г. С. Шаталовой.

Я полагаю, секрет состоит в упоминании в обеих книгах об излечении от рака и других тяжелых заболеваний, список которых начинается уже в первой главе «Выбора пути», с. 16 (издание 1999 года, Эксмо-пресс): инсулинозависимый диабет, хроническая, неподдающаяся лекарственному лечению гипертония, язвенная болезнь луковицы двенадцатиперстной кишки, тяжелый пиелонефрит на фоне лекарственной аллергии, цирроз печени, рак фатерова соска, сердечная недостаточность при ожирении. Далее упоминание о лечении онкологии встречается на с. 97 гл. 4 «Чудесное» исцеление Светланы Кругликовой. Лечению рака отведена и гл. 5 части 3 книги «Целебное питание». Пассивно я искал альтернативные способы лечения рака с 1990-х годов, активно с 1996 года, когда столкнулся с неоперабельной онкологией у близких людей. Медицина не смогла, а пытаться что-то делать надо… В 2000 году (болел раком отец, опять – уже неоперабельный) меня снова привлекла книга Шаталовой, и я попытался извлечь из книги технологию лечения – т. е. что конкретно, как и сколько нам делать. Также я позвонил Шаталовой по указанному в одном из более ранних изданий телефону – с вопросом о ее личном руководстве лечением, и получил отказ с несколько обескураживающим комментарием, что «рак мы не лечим». Может быть, очень много обращений, и просто невозможно заняться всеми?

Тогда возьмем технологию из книги. Тоже не получилось – технологии я не нашел, хотя изучал книгу уже в третий раз и с обостренной внимательностью (хотелось спасти отца, всего 62 года было).

Общих слов, похожих на правильные, было много, конкретных – «я излечила» тоже много. Выполнить обобщенные рекомендации нельзя уже по определению, не только потому, что их много.

По определению значение слова «общий» противоположно слову «конкретный», означает неконкретный, размытый, широкий спектр вопросов или тем. Ничего из книги мне применить не удалось. Но, может быть, в книге просто неудачное, неумелое изложение, а заявленные способы излечения имеют право на жизнь?

Проверка эффективности методик Шаталовой.

Проверка вопроса: эффективны ли описанные в книге общие методики?- возможна при личном посещении теперь постоянно проводимой школы Шаталовой.

Сентябрь 2003 года, мыс Фиолент, Крым.

Понятно, я предполагал определенную эффективность – иначе зачем столько внимания к одной и той же книге и автору?

Перед поездкой у меня сформировался список того, что я хочу получить от Шаталовой.

  1. Поправку своего здоровья – у меня еще продолжалась эпопея восстановления своего позвоночника, и, возможно, следствий этой многолетней проблемы: плохого пищеварения, депрессии, неработоспособности.
  2. Поскольку я считал неудовлетворительным изложение материала в книгах Шаталовой, появилась идея переписать их (!): «по словам Г. С. Шаталовой, программа состоит из следующих частей: …». И так далее, но конкретно обо всем. А конкретику я надеялся получить как лично от Шаталовой, так и от самого факта проведения школы – какая-либо конкретность там быть обязана.
    Я хотел стать популяризатором метода Шаталовой, как М. Гогулан стала популяризатором метода Ниши, например.

Что получилось из этой проверки.

Из конкретики: подъем в 6 часов, неторопливая прогулка на пару километров, купание в море, возвращение, легчайший завтрак. Например, небольшой ломоть арбуза, стакан травяного чая, или несколько ягод кизила.

Оголодавшие люди сидели нервные, с озадаченными глазами, и ждали обеда. На обед был также какой-либо компот или чай, легкий французский овощной супчик и каша – без хлеба. На ужин – каша.

Народ не наедался, но, возможно, получал пример малоедения и худел, оздоравливался. Это – второй элемент программы (первый – прогулка с легкой зарядкой). Третий элемент, на мой взгляд, очень важный – Шаталова учила долго жевать пищу. Положил в рот ложку супа или каши – ложку на стол, и жевать 1 – 2 минуты.

Медленно, не по-солдатски, но очень эффективно для восстановления и нормальной работы пищеварения.

Но, пожалуй, это и все.

Все. А где же Система Естественного Оздоровления?

Что из ожидаемого я не нашел в Школе.

Как я предполагал выше, главным секретом популярности СЕО являлись многочисленные упоминания об излечении рака и других тяжелых заболеваний. В Школе я нашел подтверждение этого.

Из личных бесед я узнал о наличии у приехавших в Школу таких заболеваний, как рак, гепатит С, хронический алкоголизм, остеопороз, депрессии с различными осложнениями, псориаз, ожирение и т. д. Причем я поговорил лично с менее чем половиной участников!

Не получил никаких рекомендаций и я – хотя и подходил лично к Шаталовой с вопросами.

Калорийность и состав рациона в Школе сильно отличались от описанного в книге: вместо описанных 500-700 Ккал мы получали приблизительно 2000 Ккал, и это были в основном каши, а не фрукты и листовые овощи.

Ни о какой специальной гимнастике, в том числе и дыхательной – даже не упоминалось. Гимнастика на утренней проходке – немного помахали руками и ногами – что совершенно не эффективно (сейчас я говорю с позиции человека, освоившего различные техники и нашедшего наиболее эффективные).

Галина Сергеевна ела местную крымскую жареную рыбку – это не похоже на заявленное вегетарианство!

Основные постулаты Системы Естественного Оздоровления Шаталовой.

Их два: это принцип видового питания и принцип уменьшения калорийности рациона питания в 3-5 раз (15-35%) от рекомендованного Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) минимума (!) в 2600 Ккал, и в 4-8 раз (10-25%) меньше от реального потребления в нашей стране.

Вы можете сказать: Вот это да! Стоит попробовать!

Но посмотрите на факты, изложенные в прилагаемой статье, или соберите аналогичные факты сами из любой литературы со статистикой.

В частности, в статье («Калории и годы») подробно рассматриваются эксперименты известного геронтолога Роя Уолфорда, который начал их раньше Шаталовой, и в 1986 году организовал общество низкокалорийного питания, рацион которого составлял 1500-1600 Ккал, что на 30% ниже минимальной нормы, рекомендованной ВОЗ, но в 2-3 раза выше предлагаемых норм Шаталовой.

Люди, находившиеся на рационе Уолфорда, теряли до трети своего веса (15-25 кг), впадали в депрессию, утрачивали сексуальное влечение, были истощены и не почувствовали омоложения за 14 лет эксперимента (к 2000-му году).

Декларируемый рацион питания Шаталовой в течение 40 лет (с. 22) составлял 500-900 Ккал, и она чувствовала себя прекрасно, что находится в противоречии с экспериментом Уолфорда, в котором участвовали тысячи человек. 500 Ккал в день напомнили мне режим соколечения Рудольфа Бройса, калорийность которого составляла приблизительно столько же: пол литра овощного сока, пол литра луково-овощного отвара, ложка растительного масла, отвары трав, возможен дополнительный стакан фруктового сока.

Но это был режим соколечения, рассчитанный на 42 дня или менее; режим «мягкого» голодания для ослабленных онкологических больных, не выдерживающих полного голодания.

40 дней и 40 лет…

На практике, такая калорийность рациона в течение 40 дней способна поправить здоровье, но в течение более длительного времени привести к анорексии.

Еще одна причина, почему я не верю в 40 лет питания Шаталовой на таком рационе: это приблизительно 5 посещений ее Школы, начиная с 2003 года, и личные наблюдения за ее питанием.

В Школе для «учеников» рацион питания также не был так ограничен, и составлял порядка 2000 Ккал (в последние годы рацион был несколько увеличен, и можно было попросить добавку), и на срок 10 дней.

Логика и опыт тысяч людей говорят, что если кто-либо пытался длительное время прожить на рекомендованном Шаталовой рационе – анорексия была бы обеспечена. А такое постоянное (!) ограничение рациона – один из двух главных постулатов СЕО. Это означает, что пользоваться в точности рекомендациями данной системы опасно для здоровья и жизни.

Поэтому я надеюсь, что никто в России не подходил к СЕО с немецкой пунктуальностью.

Для справедливости я должен вспомнить здесь один исторический факт.

Тереза Нейман (1898 – 1962) в дополнение к своим стигматам, демонстрировала инедию, т. е. сверхъестественную способность жить без пищи, а с 1927 года стала обходиться даже без питья – и так в течение последующих 35 лет.

Читайте также:  Классный час правильное питание личная гигиена

Если только Г. С. Шаталова не проявляла подобных способностей, ее слова о 40 годах питания рационом калорийностью 500-900 Ккал нельзя считать правдой. В отличие от Терезы Нейман, которую круглосуточно наблюдали врачи и медсестры, Шаталова так не наблюдалась. Поэтому мы ставим под сомнение ее сверхъестественные способности.

В любом случае, мы никому не советуем ставить над собой подобный эксперимент. К сожалению, эти факты, а также изложенные выше неконкретности, делают СЕО неприемлемой для использования.

Что же делать?

Провалилась моя идея о популяризации Системы Естественного Оздоровления. Дело в том, что на практике данного метода у Г. С. Шаталовой просто не существует в том комплексном виде, в котором он представлен в ее книгах!

Большое разочарование испытали те, кто надеялся на излечение своих хронических болячек – ничего не вышло.

Кстати, об этом аспекте СЕО на лекциях в Школе Шаталова совсем не упоминала.

Зачем же было включать это в книгу?

Возможный ответ один – для увеличения популярности и привлечения людей.

Те положительные аспекты, которые были упомянуты выше – прогулка, сниженная калорийность рациона и медленное жевание – хороши для профилактики относительно здорового человека, взявшегося за свое здоровье раньше, чем оно развалится. Но для имеющих хронические заболевания необходимы более серьезные меры, — упомянутые в книге, но не реализованные на практике, и я эти меры КОНКРЕТНО вам представлю далее.

Основание для моих заявлений.

Моя искривленная спина и связанные с этим последующие болезни сердца, пищеварения, нервной системы и длительное восстановление здоровья сыграли одну положительную роль – я научился это самое здоровье восстанавливать.

Имея теперь технологии восстановления, собранные в разных местах за десятилетия, я предлагаю их вам – совершенно бесплатно. Платными являются индивидуальные занятия и проведение Школы.

Если бы указанные технологии предоставила мне Шаталова в 1995 или 2003 году, или кто-то еще – я решил бы свои проблемы гораздо раньше.

Технология 1. Питание.

В общем-то я согласен с Шаталовой – необходимо видовое питание. Шаталова полагает, что мы – плодоядные. Я бы скорректировал это так: мы всеядные, хотя преимущественно плодоядные. Это снимает необходимость жесткого введения вегетарианства, хотя и говорит о его желательности.

В питании должны доминировать овощи и фрукты, желательно больший процент – сырые.

Школа нужна, чтобы лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Только у Шаталовой, как я говорил выше, я увидел нечто другое взамен декларируемого рациона, и другие способы приготовления, чем описаны в «Целебном питании».

Технология 2. Движение.

Несколько лет я проходил ежедневно с утра по 5-10 километров. Хорошо поддерживает здоровье, но не развивает его.

Наиболее доступное, безопасное и эффективное развитие здоровья представлено в системах Волевых гимнастик; из наиболее доступных и разработанных – это системы А. К. Анохина и З. Ш. Арабули.

Оптимальное время выполнения – 30 мин. ежедневно или 1 час через день, плюс 2-3 (или более) раза в неделю аэробные упражнения – быстрая ходьба или легкий бег.

Технология 3. Короткие голодания.

Как их безопасно проводить, вы можете прочитать у П. Брэгга или в книгах Ю. С. Николаева и его последователей.

Технология 4. Метод Шевченко.

Он ясно изложен, только стоит снизить интенсивность метода в 3 раза – принимать смесь один раз в день, а не 3. Перерывы и длительность приема сохранить.

Прекрасно восстанавливает печень и иммунную систему.

Технология 5. Духовное развитие.

Для начала найдите ответ на вопрос: Какова цель вашей жизни? Без этого ответа неясно, зачем мы так стремимся быть более здоровыми. Как найти ответ.

Технология 6. Восстановление позвоночника.

Только лично и индивидуально.

Конечно, я дал здесь эти технологии предельно ясно и лаконично, с возможностью легко найти и изучить источники. Их немного. И зачем их переписывать здесь?

Вернемся к вопросу, с которого сейчас начали, что для людей, имеющих хронические заболевания, необходимы более серьезные меры, которые я только что вам представил.

Закономерен вопрос: Если я буду выполнять вашу программу, у меня пройдет диабет (рак, гепатит С и т. д.)?

Очень может быть, что и пройдет, особенно если вы отнесетесь с должной долей фанатизма к занятиям.

Добавлю: в случае таких серьезных болезней пьете смесь Шевченко 3 раза в день, голодание должно не истощать ваши силы; иначе нужно применить ограниченное питание вплоть до питания одними свежеотжатыми соками – без твердой пищи – разумеется, тоже не бесконечно, а на ограниченный срок до 40 дней, или менее. Критерием будет не доведение себя до истощения.

То же самое касается и гимнастик.

И еще один фактор: смените все вокруг: обстановку, людей, разговоры – лучше уехать куда-нибудь. Перемены – это очень важно. Именно старые условия в комплексе и породили болезни.

И если у вас в жизни есть достойная цель – то, вполне возможно, справитесь. Гарантии? А вам их когда-либо кто-нибудь давал? Советую бежать подальше от человека, который их раздает. Это не напоминает вам историю из учебника про папские индульгенции, которые одно время продавали по всей Европе?

Необходимость Школы.

Присутствие в Школе Шаталовой и многолетние наблюдения за другими школами показывают необходимость такой структуры, но в более рациональном виде.

Целями Школы должны стать:

  1. Получение простых и точных знаний о физиологии (максимально здоровой и долгой жизнедеятельности) своего организма.
  2. Практическое изучение наиболее эффективных для этой цели гимнастик.
  3. Это звучит парадоксально, но – обучение вас ходьбе.
  4. Питание, отвечающее наиболее качественному функционированию ЖКТ и всего организма.
  5. Дополнительное особое внимание – укреплению и оздоровлению позвоночника.
  6. Аспект перемен: вы проживете 2 недели в другой реальности, среди других людей – возможно, появятся новые друзья – среди близких по духу.

Как я представляю себе проведение СЕО.
Основные вопросы и ответы.

Вопрос 1. Что вы предлагаете?

Ответ. Мы предлагаем практический курс по обучению тому, как ухаживать за собственным телом, приводящий к восстановлению утраченного здоровья.

Вопрос 2. Как это все выглядит?

Ответ. Три основные формы занятий:

  1. Постоянно проводимая гимнастика, один час 3 раза в неделю.
  2. 2-3 раза в год проводится выездная Школа. 15 дней на базе какого-либо санатория, на Волге, или на побережье Черного моря.
  3. Индивидуальные занятия.

Вопрос 3. Какую из трех форм занятий мне выбрать, что больше подойдет именно для меня?

Ответ. Гимнастика позволяет сразу, не откладывая взять «быка за рога». Но «за кадром» остается много необходимой важнейшей информации и методик. После часовой гимнастики есть возможность лишь краткого ответа на вопросы, что мы и делаем. Конечно, в добавление к гимнастике можно проводить периодические лекции – скажем, 2-4 раза в месяц. Казалось бы, полный комплекс, в который можно уместить всю Школу. Теория и практика. Это оказывается далеко не так эффективно, как выездная Школа.

Вопрос 4. Почему 15-дневная Школа эффективнее, чем параллельно проводимые гимнастика и лекции?

Ответ. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

– Вы полностью свободны от домашних дел, и у нас есть время для качественной отработки гимнастики и обсуждения путей ее совершенствования; в результате резко повышается КПД гимнастики.

– Свой повар – практическая золотая середина хорошей умеренной кухни без каких-либо фанатических крайностей. Фрукты; овощи; простые, но оригинальные супы; каши – без хлеба; без «первое, второе, третье». Например, на обед суп, мало одной тарелки, возьмите еще порцию. Такая практическая реализация идей о раздельном питании, при этом вкусно. Но, лучше один раз попробовать, чем…

– Курс ежедневных простых, доступных и интересных (что удивительно, не скучных) лекций о механизмах работы нашего тела и правилах ухода за ним.

– Обсуждение ваших вопросов; многие говорят, что после нашего курса в голове появляется определенная степень упорядоченности и понимания; а в теле появляется свобода вместо скованности, и ощущение, что оно помолодело. Если только будете продолжать…

– Наконец, если у вас есть проблемы с позвоночником (а они есть у всех…) – существует большая вероятность устранить или уменьшить их (читайте материалы на главной странице). После посещения Школы у вас появляется мотивация заниматься собой дальше, и знание, как это делать. Просто посещение постоянно проводимой нами гимнастики конечно, хорошо, – вы оттачиваете технику. Но это – как купить себе папскую индульгенцию (прощение грехов – активно продавалась в первой половине 16 века). Многие думают, что, если раз в неделю сходили на гимнастику, и почувствовали себя лучше, то сделали для себя все возможное (гимнастика подается нами как эффективная и продвинутая – так оно и есть…). Но это не так. Вы не увидели всей картинки и не получили мотивации для продолжения занятий.

Читайте также:  Конспект нод для подготовительной группы правильное питание

Вопрос 5. Но откуда я могу быть уверен(а), что вы, извините, не шарлатан? Сейчас существует столько обучающих тренингов и программ… Каковы аргументы за то, чтобы выбрать вашу «Школу»?

Ответ. По нашей информации вы и не должны быть ни в чем уверенным. Действительно, слишком много чего пишут. И 99% этого – не соответствующая продукту реклама. Мы решили этот вопрос так: никого не зазывать; свободного входа в Школу нет. Да, совсем нет. Мы приглашаем всех только на гимнастику! Вы ходите, знакомитесь с нами и гимнастикой, задаете вопросы и составляете свое мнение о нас. А мы составляем свое мнение о вас! И, если мы полагаем, что посещение Школы будет для вас не эффективным – будем отговаривать вас от этого шага, и объяснять, почему это так, и какое направление вам избрать сейчас. Дополнительная информация о нас помещена в трех статьях на этом сайте: программных и повествовательной. Читайте и другие рекомендованные материалы. Сейчас, особенно в России, люди стали меньше читать – это плохая тенденция, снижение и так низкой грамотности. Изучая материалы, вы увидите отличия нашей программы от других тренингов.

Вопрос 6. Не уверен(а), что не потрачу зря время – но куда мне сходить на эту вашу гимнастику?

Ответ. Автор программы в данное время живет в г. Балаково Саратовской области. Здесь гимнастика проводится почти постоянно весь год. Главный инструктор и помощник живет в Санкт-Петербурге – гимнастика проводится два раза в неделю за исключением летних месяцев. До открытия данного сайта автор уже 12 лет проводил индивидуальные курсы обучения.

Вопрос 7. Что такого интересного будет в вашей «полной» Школе?

Ответ. Будет практика в питании; различные гимнастики (для лучшего выбора) плюс утренняя прогулка (час-полтора интенсивной ходьбы), больше информации и качественное ее усвоение; восстановление функций вашего позвоночника; наконец, просто отдых и общение с такими же ищущими, как вы, людьми.

Вопрос 8. Скажите, а сколько будет стоить предлагаемый 15-дневный курс?

Ответ. Мы полагаем, в зависимости от скромности арендованного санатория, в пределах трех тысяч рублей в день.

Вопрос 9. А вы гарантируете, что после вашей Школы я помолодею и забуду про все свои хронические заболевания?

Ответ. Конечно, нет! Не гарантируем. Но почувствуете себя лучше точно. Для такой задачи нужно побольше времени. Используя полученные навыки, вы приведете свое тело в лучшее состояние – в соответствии с приложенными усилиями.

Вопрос 10. Скажите, пожалуйста, правду – вам действительно есть, что сказать? Что-то новое? Ведь сейчас столько информации, интернет дает ответ на любой вопрос…

Ответ. Интернет – это библиотека с большим количеством «Самиздата» и рекламы. Естественно, в нем встречаются и серьезные статьи и учебники. Мое самообразование после института заняло 20 лет и продолжается до сих пор. Интернет справится с любым вопросом за 5 минут? Я уверен, что являюсь хорошим педагогом и что сумею всего за 15 дней значительно повлиять на (упорядочить) ваше мировоззрение. А вот будете ли вы достаточно хорошим учеником…

Источник

Критика псевдонаучной литературы: Шаталова Г. С. «Здоровье человека»

Мы попытались на примере книги Г. Шаталовой проанализировать способ мышления, свойственный авторам подобных пособий. Ссылаясь на труды давно минувшей эпохи , Галина Шаталова, вопреки научной практике, выстраивает свое повествование вокруг единичных (не системных) или псевдонаучных примеров. Позиционируя себя как ученого, а свою книгу как научную, а не художественную работу, Галина в тоже время лишает текст систематизации, статистических данных и научного подхода. Напротив, она наполняет произведение мифами и давно опровергнутыми, явно антинаучными, концепциями.

В труде Шаталовой слово “энергия” использовано 173 раза, “духовный” — 128 раз, “сознание” — 46, “эволюция” — 21. Просто вдумайтесь: в книге, никак не связанной с генетикой и антропологией, термин «эволюция“ используется на каждых десяти страницах. В руководстве по правильному питанию, 40 страниц которого посвящено кулинарным рецептам, каждую вторую страницу нам говорят о духовности. Под конец книги уже начинаешь вздрагивать от слова “духовность”. Зачем так перегружать текст отвлеченными рассуждениями? Все просто — это одно из ярчайших проявлений мифического мышления, не только у Галины, вообще у многих граждан. Попытки воспринимать окружающий мир через мифическое мышление рано или поздно приводят как раз к такой “псевдофилософствующей“ позиции. Все это выглядит как нарочитое придание значимости и важности — не только работе Шаталовой, но и ей самой. Она пытается преподнести себя как человека “от мира духовного знания“. А в итоге достигается абсолютно противоположный эффект.

Видно, что автор понимает термин “духовность“ в каком-то своем специфическом, мистическом, миссионерском смысле. Читать текст, полный патетики, человеку с критическим складом мышления тяжело. Хочется видеть факты, а не множество эмоционально окрашенных повторов. Во время прочтения всё время вспоминается Уильям Оккам, с его лишними сущностями, поджидающими читателя за каждым поворотом книги. Возникает впечатление, что большую часть произведения можно отбросить — и это только добавит книге привлекательности. Впрочем, и другим мистически “настроенным” людям не мешало бы перестать воспроизводить добрую часть своих мыслей в автоматическом режиме.

Очень много наукообразности

Если книга не научная (содержит лишь рецепты и эмоции), зачем в ней столько наукообразности? Не пытаясь объяснить какие-либо процессы нормальным языком, Галина Шаталова говорит о “знании”, которым обладает, описывает эксперименты, приводит случаи из опыта и практики, ссылается на конкретные примеры, но при этом не решается писать научные работы в области медицины или строить обоснованные научные гипотезы… В книге есть ссылки на статьи академика Уголева — отлично, но почему сама Галина Шаталова не делает прорыва в науке и не публикует “серьезных“ работ? Вероятно, это тяжело— делать что-то обоснованно, используя научный метод. Гораздо легче в название своей книги вставить слово «философия», тем самым снимая с себя обязанность быть корректной, серьезной, отвечать за каждое сказанное слово.

В книге нет никакой системы, только отдельные умозаключения. И есть вредная псевдонаучность, из-за которой даже те немногие положительные примеры из опыта и практики Галины Шаталовой будут отвергнуты думающими людьми.

Ниже приведены некоторые мифы и ошибки Г. Шаталовой. Особенно забавно на их фоне выглядит послесловие из книги, которое является совместным творением доктора философских наук, профессора Г. В. Сорина, кандидата философских наук, доцента Т. В. Залыгина и доктора философских наук, профессора В. Н. Брюшинкина:

Аргументы Г. С. Шаталовой просты и убедительны. После прочтения ее текста невольно задумываешься, как это ты столько лет не подозревал о существовании таких важных вещей или некритически верил в очевидные мифы. Когда думаешь о причинах твоего пренебрежения столь простыми вещами, поневоле приходишь к выводу, что ты жил в плену у собственной лени и малодушия, а также у мифов, порожденных нашей далеко ушедшей от природы и несовершенной цивилизацией. Эти мифы порождены нашей цивилизацией и имеют своих носителей — людей, заинтересованных в том, чтобы люди и дальше жили в плену у мифов [1].

Мифы, ошибки, псевдонаука

Как нам кажется, основные ошибки автора очевидны и не требуют доказательств, но интересно другое. Давайте рассмотрим природу заблуждений такого типа, проанализировав конкретные мифы, упомянутые в книге, и сформулируем гипотезы об источниках их возникновения.

Мифы, упомянутые в книге, и предпосылки их появления:

    Миф о предназначении человека, миссии. Здесь имеется явное искривление восприятия, завышенная самооценка, попытка выдать желаемое за действительное. Миф о разделении духа и материи, о том, что человеком руководит его духовная природа. Очевидно, возникает из религиозного воспитания, традиций, слухов, догадок, умозаключений и веры в сверхъестественное, высшее начало или дух. Вероятно, тут присутствует желание не принимать смерть, верить в главенство духа или, другими словами, попирать тело, настоящую, обыденную, телесную жизнь. Миф о ноосфере. Продолжение мифа о разделении на дух и тело. Миф о смысле слов. Наделение слов “магическим” значением происходит во время придания словам “скрытого/высшего” смысла через усложнение простых тем. Так вопросы становятся завуалироваными, недосказаными, более весомыми, а с ними и автор работы растет в своих глазах. Миф о роли информации. Продолжение мифа о ноосфере или об энергоинформационном взаимодействии. Сюда относятся рассказы о воде, которая хранит в себе информацию, едином информационном поле, и т. д., и т. п. Миф о том, что все проблемы — от отсутствия духовности. Довольно распространенная идея в кругах интеллигенции и не только. Ошибка здесь в том, что происшествию назначается какая-то одна причина, без анализа деталей, без затраты усилий на мыслительную деятельность. Это легкий способ самообмана — перестать думать. Миф о безусловном существовании законов нравственности в природе. Существование этих законов постулируется в виде откровений, и, по сути, автор оказывается на одном уровне с шаманами, на которых пренебрежительно ссылается. Миф «свобода свободе рознь». Принудить всех иметь такие же гастрономические привычки, как у автора книги и ее учеников — ужасная идея. Это не только утопично, это в чистом виде фашизм. В царство разума автор предлагает идти через самосовершенствование, всем поголовно, а не только себе. Эта позиция и возмущает сильнее всего. Миф о том, что эгоизм чужд / не свойственен природе человека, да и любого животного. От выявления источника проблемы приходит понимание того, как с ним следует работать. Самообман не принесет плода, не даст результата, так же как и необоснованные идеи, о якобы существующей в вакууме духовности, не принесут пользы. Миф о понимании автором некой абсолютной «истины» бытия. Дается установка на уникальность опыта, метода и личности писателя в целом, что является отличительной чертой большинства культов.
Читайте также:  Районный совет по питанию

Ошибки, примеры псевдонаучности, псевдо-логика:

    Приводятся мнения большинства, софизмы как аргумент или суждения типа: «Впрочем, давно подмечено, что большинство вегетарианцев образованные, умные люди». Ссылки на то, что кем-то что-то замечено, установлено — постоянно используются без точных указаний и объяснения процессов. Не хватает только фразы “ученые доказали”. Использован термин ”видовое питание”. На нем базируется авторская теория “целебного питания”, но не введено определение видового питания. В книге как бы подразумевается, что автор знает, что такое видовое питание. Но пояснять читателю, откуда автор узнал, что именно является видовым питанием для человека, Г. Шаталова не видит необходимости. Она просто фрагментарно делится своими представлениями. Чтобы не вводить людей в заблуждение, на страницы книги хочется добавить комментарий-уточнение: “это не видовое питание, а видовое питание в понимании автора“. Использованы понятия физического вакуума, структурированной воды, памяти воды, что давно уже является признаком псевдонаучных работ. Нет ссылок на первоисточники, кроме редких упоминаний фамилий авторитетных ученых (вероятно, в том числе для придания весомости и научности). В конце книги не приведен список источников — яркий признак антинаучной работы или плагиата. Идет ссылка на научные работы Уголева, и рядом (в соседней главе или абзаце) приводятся полностью неподтвержденные умозаключения, иногда взаимоисключающие. Доказательства как бы подменяются самим наличием авторитетного источника в тексте. Некорректно использован термин Ухтомского — “доминанта”. Шаталова упоминает о “формировании доминант с детства”, явно не понимая значения этого слова. Приумножая попытки придать наукообразность своей работе, она тем самым отсекает часть осведомленной аудитории. Аргументы сторонников противоположной точки зрения не анализируются, нет убедительных объяснений позиции автора. Доводы оппонентов отбрасываются или не рассматриваются. Реклама фирмы Цептер. Посуда сама по себе неплохая, но польза от ее использования сомнительна, это ни на чем не основанное утверждение и удачный маркетинговый ход. Стоит еще раз задуматься о восприимчивости Шаталовой. Становятся понятными проявления ее впечатлительного мышления.

Представления автора в итоге сводятся к советам

В одно целое сводятся трактат о вреде раздельного питания и рецепты здоровой кухни. Не приводится реальных доказательств, объяснений того, почему миллионы людей используют концепцию раздельного питания, например, для похудения или набора массы — и добиваются результатов. Прочитав предложенный текст о причинах болезней, можно подумать, что все, кто использует метод раздельного питания, больны.

Книга, построенная на распространенных патетических мифах, была бы уместной во времена Вернадского (100 лет назад), но на том уровне знаний, на котором мы находимся сегодня, ее трудно воспринимать всерьез.

Вот так восприятие вещей и идей может влиять на деятельность, творчество человека и всю его жизнь. Ведь свобода от ряда мифов и прочего “мусора“ в голове обеспечит лучшее, более точное понимание мира вокруг. На наш взгляд, освобожденная от мифов работа была бы намного полезнее для читателя. А идеи о здоровом питании могли бы обрести еще большую популярность.

Теория Шаталовой приводится в виде “советов” и “правил”. Если и можно найти в книге что-то интересное, так это массу полезных советов. Это “положительная сторона“ и действительно ценная часть произведения. Рецепты приготовления здоровой и вкусной пищи и прочие детали, которые можно отыскать, имея достаточную долю терпения — вот все, ради чего можно рекомендовать эту книгу. Однако никакую проверку на обоснованность в научном или философском смысле эта книга, увы, не выдерживает.

В результате анализа выясняется, уже не в первый раз, что способ мышления, свойственный авторам подобных произведений, маскируется под научный. Не застрахованы ни доценты, ни кандидаты наук. Подобный низкий уровень текстов наносит вред, и отпугивает людей от действительно важных открытий, подтвержденных экспериментами. И вместо того, чтобы попытаться выстроить систему знаний, автор предлагает нам набор своих представлений и убеждений. Как много могло быть сделано сегодня, если бы в свое время такие авторы, подобно тем, кого они цитируют (Мечникову, Павлову, Циолковскому, Чижевскому) занималась действительно научными разработками. Приводили бы статистику на основе массива данных, сопровождали свои изыскания инструментальными разработками, универсальными моделями.

Источник:

1) Шаталова, Г. С. Здоровье человека. Философия, физиология, профилактика. — М.: МГФ «Знание», 1997.

Источник



Шаталова галина система видового питания критика

В первой главе я называла некоторые цифры, повторю их. Медики-«калорийщики» рекомендуют потреблять в день в среднем 80-100 граммов белка, 80-100-жиров, 400-500-углеводов. Если бы какой-то гражданин решил перейти исключительно на растительную пищу, но руководствовался при этом названными нормами, ему пришлось бы съедать примерно 10-20 килограммов овощей, фруктов, зелени в сутки. Если учесть, что наш желудок вмещает около 300-400 граммов пищи, то вегетарианцу пришлось бы жевать, не переставая, весь день напролет.

Между тем весь опыт миллионов людей, отказавшихся от потребления животных белков, т. е. мяса и рыбы, яиц и молока, свидетельствует о том, что ничего подобного не происходит, что вегетарианцы едят ничуть не больше «нормальных» людей, не мыслящих свою жизнь без мяса. А это означает только одно: человек, потребляющий исключительно растительную пишу, получает килокалорий намного меньше рекомендуемого «калорийщиками» количества, что свидетельствует о неполноценности отстаиваемой ими теории.

Чтобы спасти ее пошатнувшееся, выстроенное на песке здание, сторонники этой теории используют все доступные им средства. Бывший директор Института питания АМН ныне покойный академик А. Покровский, например, особое внимание уделял взаимосвязи характера питания и уровня умственных способностей человека. Опыты проводились им на крысах. Одним он включал в рацион питания мясо, других держал исключительно на растительной пище. В проводимом им эксперименте и те и другие должны были найти выход из лабиринта.

Оказалось, что меньше времени на это затрачивали крысы, получавшие мясо. На этом основании исследователь сделал вывод о том, что и человек, питающийся мясом, умнее своего собрата-вегетарианца, а стало быть и теория сбалансированного питания в своей основе верна. Такое толкование изначально неверно, поскольку игнорирует различия в умственных способностях крысы и человека и различие их видовых свойств в питании.

Питание каждого вида живого имеет свои видовые особенности, которые отнюдь не отражаются на умственных способностях животных. Можно ли, например, считать хищника более умным, чем обезьяну? Или утверждать, что лев умнее слона, а лошадь глупее тигра? И как, наконец, расценивать тот факт, что многие выдающиеся представители рода человеческого, например, Пифагор и Ньютон, Л. Н. Толстой и Ромен Роллан, И. Е. Репин были убежденными вегетарианцами?

О многом заставляет задуматься и пример американцев, людей, как известно, рационально мыслящих, которые в последние десятилетия взяли курс на вегетарианское питание, чтобы избавиться от массовых хронических болезней. Еще 15 лет назад 30 процентов жителей США отказались от потребления мяса.

Источник