Меню

Шинки питания релейной защиты

Обозначения электрических цепей РЗА (стр. 2 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

Допускается опускать буквенный индекс перед цифровой маркой в случаях, когда не требуется указания фазы (например, цепи управления на переменном оперативном токе). При этом группа марок (А, В, С) 301 – 399 может использоваться для цепей управления в случае, если в данной схеме не предусматриваются токовые цепи дифференциальной защиты шин.

Распределение групп чисел для маркировки цепей управления переменного тока

Группа чисел для обозначения цепей в пределах одной монтажной единицы

Основная группа чисел

Цепи ламп сигнализации положения выключателей

Цепи сигналов аварийного отключения и обрыва цепей

(А, В, С, N) 700 — 709

Индивидуальные цепи предупреждающих сигналов

(А, В, С, N) 900 — 999

* Группа марок (А, В, С) 301 — 399 может использоваться для цепей управления в том случае, если в данной схеме не предусматриваются токовые цепи дифференциальной зашиты шин.

5 Маркировка вторичных цепей трансформаторов тока

Числа, отведенные для маркировки цепей трансформаторов тока (ТТ) или токовых цепей, разбиваются на группы по 10 номеров в группе. Первая группа обозначается в формате A (B, C, N) 4**, для маркировки цепей применяются номера с 401 по 499. Группа марок токовых цепей, отводимая для маркировки цепей определенного ТТ (вторая цифра в маркировке), выбирается в соответствии с номером ТТ по схеме. Третья цифра используется для маркировки участка цепи от одного аппарата до другого. Например:

— для трансформатора тока с маркой ТТ – А (В, С, N) 401 – 409;

— 1TT: А (В, С, N) 411 – 419

— 2TT: А (В, С, N) 421 – 429 и т.

Если в полной схеме одной монтажной единицы больше 9 трансформаторов тока, используется вторая группа маркировки. группа обозначается в формате A (B, C, N) 5** для маркировки их цепей применяются номера с 501 по 599:

— 10ТТ: А (В, С, N) 501 – 509

— 19ТТ: А (В, С, N) 591 – 599

Если количество трансформаторов тока превышает 19, для маркировки их цепей применяются номера с 801 по 899:

— 20ТТ: А (В, С, N) 801 – 809

— 29ТТ: А (В, С, N) 891 – 899

Если для маркировки цепей ТТ одного десятка номеров недостаточно, могут использоваться пятизначные марки в формате А (В, С, N) 411* – 419*:

— 1TT: А (В, С, N) 4110 – 4119, 4120 – 4129

— 2TT: А (В, С, N) 4210 – 4219, 4220 – 4229 и т. д.

Перечисленные маркировки используются для каждой монтажной единицы индивидуально, могут повторяться у разных присоединений, причем единообразие только приветствуется.

6 Общие токовые цепи дифференциальной защиты шин

Маркируются с учетом напряжения шин независимо от марок ТТ, питающих эти цепи:

— 500 кВ: А (В, С, N) 350 – 359;

— 330 кВ: А (В, С, N) 340 – 349;

— 220 кВ: А (В, С, N) 320 – 329;

— 110 кВ: А (В, С, N) 310 – 319;

— 35 кВ: А (В, С, N) 330 – 339;

— 6 – 10 кВ: А (В, С, N) 360 – 369.

Вторичные цепи трансформаторов напряжения маркируются в формате А (В, С, N) 6**. Для маркировки цепей дополнительных обмоток (разомкнутый треугольник) используются буквы Н, К, Ф, И. Вторая цифра, как и у трансформаторов тока, выбирается в соответствии с номером ТН в схеме. Третья цифра определяет участок цепи от одного коммутационного аппарата до другого:

— 1TН (ТН 1 СШ): А (В, С, N, Н, К, Ф, И) 613 – 619;

— 2TН (ТН 2 СШ): А (В, С, N, Н, К, Ф, И) 623 – 629 и т. д.

Цепи напряжения, подключаемые через блок-контакты разъединителей или контакты реле-повторителей разъединителей, имеют формат маркировки А (В, С, N, Н, К, Ф, И) 7**.

Вторая цифра номера цепей, подключаемых к шинкам ТН сборных шин различного напряжения, выбирается с учетом напряжения шин РУ:

— 500 кВ: 750 – 759;

— 330 кВ 740 – 749;

— 220 кВ 720 – 729;

Читайте также:  Питание чтобы не было перхоти

— 110 кВ: 710 – 719;

— 6 – 10 кВ: 760 – 769.

7 Маркировка цепей трансформаторов напряжения

Маркировку цепей трансформаторов напряжения (ТН) выполняют числами 600— 699. Чтобы отличить цепи разных ТН одной монтажной единицы, вторую цифру числа в группе номеров, отводимых для маркировки цепей ТН, выбирают с учетом его номера позиционного обо-значения в схеме. Например, для ТН синхронного компенсатора

TV1 — А (В, С, N) 611 — А (В ,C, N) 619;

TV2 — A (В, С, N, H, U) 621 — А (В, С, N, Н, U) 629 и т. д.

Цепи, подключаемые к ТН, являющемуся самостоятельной монтажной единицей (например, шинный ТН), маркируют числами 601 — 609.

Цепи, отходящие от шинок ТН сборных шин, маркируют с учетом напряжения шин:

для цепей, отходящих от шинок EVI. A (В, С, N, H, U, К, F) ТН первой системы шин или секции при одиночной системе шин, при-меняют коды при напряжении:

— 6 — 10 кВ — А (В, С, N, Н, U, К) 661;

— 35 кВ — А (В, С, N, Н, U, К) 631;

— 110 кВ — А (В, С, N, Н, U, К, F) 611;

— 220 кВ — А (В, С, N, И, U, К, F) 621;

— 330 кВ — А (В, С, N, И, U, К, F) 641;

— 500 кВ — А (В, С, N, Н, U, К, F) 651;

— 750 кВ — А (В, С, N, Н, U, К, F) 671;

— собственные нужды 3 — 6 кВ — А (В, С, N, Н) 630;

для цепей, отходящих от шинок EV2.A (В, С, N, Н, U, К, F) ТН второй системы шин, применяют коды при напряжении:

— 6 — 10 кВ — А (В, С, N, Н, U, К) 662;

— 35 кВ — А (В, С, N, Н, U, К) 632;

— 110 кВ — А (Д С, N, Н, и, К, F) 612;

— 220 кВ — А (Д С, N, Н, U, К, F) 622;

— 330 кВ — А (В, С, N, Н, U, К, F) 642;

— 500 кВ — А (В, С, N, Н, U, К, F) 652;

— 750 кВ — А (В, С, N, Н, U, К, F) 672.

Цепи, отходящие от шинок EVB, U(F) ТН обходной системы шин напряжением 35, 110, 220, 330 кВ, обозначают кодом U(F) 650.

Цепи, подключаемые к шинкам ТН через вспомогательные контакты разъединителей или контакты реле — повторителей разъединителей, маркируют также с учетом напряжения шин следующими числами при напряжении:

— 6-10 кВ — А (В, С, N, Н, U, К) 760 — 769;

— 35 кВ — А (В, С, N, Н, U, К) 730 — 739;

— 110 кВ — А (В, С, N, Н, U, К, F) 710 — 719;

— 220 кВ — А (В, С, N, Н. U, К, F) 720 — 729;

— 330 кВ — A (В, С, N, Н, U, К, F) 740 — 749;

— 500 кВ — А (В, С, N, Н, U, К, F) 750 — 759;

— 750 кВ — А (Д С, N, Я, U, К, F) 770 — 779.

8 Маркировка шинок

Особую систему маркировки имеют шинки, от которых отходят вторичные цепи различного назначения: оперативные цепи, цепи сигнализации, цепи напряжения и т. п. Буквенная, цифровая маркировка шинок и их назначение приведены в таблице:

Источник

Схема питания цепей управления и сигнализации на подстанции

На подстанциях с постоянным оперативным током цепи сигнализации вместе с цепями управления защиты и автоматики получают питание от аккумуляторной батареи. Для повышения надежности питания потребителей на подстанции обычно имеются две секции и две системы шин постоянного тока.

На крупных подстанциях устанавливаются две аккумуляторные батареи. В этом случае каждая система из систем шин питается от отдельной батареи. Обе батареи работают раздельно. Если на подстанции установлена одна аккумуляторная батарея, то система шин питается от разных секций щита постоянного тока. Нормально обе секции замкнуты между собой с помощью секционного рубильника, а зарядный агрегат отключен. Возможна такая схема питания, когда одна из секций получает питание от аккумуляторной батареи, а вторая – от зарядного агрегата.

Читайте также:  Питание для мозга новорожденного

Все потребители постоянного тока могут быть переведены на I или II систему шин. Такая возможность предусмотрена для того, чтобы в случае необходимости, например при снижении изоляции у некоторых цепей, можно было перевести питание этих цепей на II систему шин, запустить зарядный агрегат и отключить секционный рубильник, разделив таким образом питание цепей с нормальным и пониженным уровнями изоляции.

Как указывалось ранее, в схемах со звуковым контролем цепей управления питание цепей управления и сигнализации разделено. Поэтому на подстанциях с такими схемами питание потребителей постоянного тока обычно осуществляется, как показано на рис.49. Над панелями управления вдоль всего периметра щита управления прокладываются шинки управления +1ШУ, -1ШУ, +2ШУ, -2ШУ, шинки мигания (+)ШМ, шинки сигнализации +ШС, -ШС. От первых четырех шинок питаются цепи управления, защиты и автоматики, от трех последних – цепи сигнализации. На двух крайних (торцевых) панелях щита управления к этим шинкам через рубильники подключаются кабели, идущие на щит постоянного тока.

Если щит управления состоит из двух и более рядов панелей, соединяются между собой кабелями через секционные рубильники.

Шинки сигнализации +ШС и –ШС примерно на середине щита управления обычно разрезаны и соединены секционным рубильником 10Р.

На щите постоянного тока кабели, питающие шинки щита управления, подключены через предохранители и переключатели. С помощью последних кабели могут подключаться к I или II системе шин постоянного тока. Обычно шинки +1ШУ и -1ШУ – ко II системе шин. Шинки сигнализации обычно подключаются ко II системе шин. Таким образом, на подстанциях, где установлены две аккумуляторные батареи, цепи управления, защиты и автоматики получают питание от одной батареи, а цепи сигнализации и другие менее ответственные цепи от другой. Если же на подстанции установлен одна батарея, то указанные цепи питаются от разных секций и легко могут быть отделены друг от друга.

Питание шинок управления и сигнализации осуществляется по разомкнутой кольцевой схеме. При такой схеме шинки делятся на две примерно равные части (секции), каждая из которых получает питание со щита постоянного тока через свои предохранители и переключатели. Секционный рубильник, соединяющий эти две секции шинок, нормально разомкнут. Например, на схеме рис.49 у цепей управления, подключенных к шинкам 1ШУ, должны быть включены на I систему шин переключатели 1ПУ и 4ПУ и замкнуты рубильники 1Р, 4Р, 7Р, 14Р и 17Р. Рубильник 11Р должен быть разомкнут.

Аналогично ц цепей сигнализации должны быть включены на II систему шин переключатели 3ПУ и 6ПУ и замкнуты рубильники 3Р, 6Р, 9Р, 13Р, 16Р и 19Р. Секционный рубильник 10Р должен быть разомкнут. При такой схеме питания в случае повреждения на каком-либо из участков пропадает питание только половины потребителей.

На крупных подстанциях шинки делятся на три и более секций, каждая из которых имеет собственное питание. Между секциями предусматривается перемычки с рубильниками, позволяющими при повреждении питающей линии подать питание на данную секцию от соседней.

В схемах со световым контролем цепей управления и сигнализации не разделены. Поэтому на подстанциях с такими схемами можно ограничиться прокладкой только шинок управления, от которых питать все вторичные цепи постоянного тока. Однако и на таких подстанциях целесообразно для повышения надежности иметь отдельные шинки сигнализации и питать от них всю сигнализацию, не связанную с цепями управления (сигнализация положения разъединителей, технологическая сигнализация и др.).

Питание отдельных присоединений производится от шинок через предохранители или автоматы, а также переключатели. Предохранители или автоматы располагаются на монтажной стороне панелей управления, переключатели – на лицевой. Для цепей управления переключатели имеют три положения: питание от шинок 1ШУ, от шинок 2ШУ и «отключено». Для цепей сигнализации переключатели имеют два положения: «включено» и «отключено».

Источник



Источники оперативного тока для питания устройств релейной защиты

Для всех устройств релейной защиты, кроме реле прямого действия необходим источник оперативного тока. Источники оперативного тока подразделяются на:

  • Источники питания постоянного оперативного тока.
  • Источники питания переменного оперативного тока.

Источники питания постоянного оперативного тока

Читайте также:  Бенгальские коты рацион питания

Независимым источником оперативного тока являются аккумуляторные батареи.

Преимущества источников питания постоянного оперативного тока :

  • Обеспечивается питание всех цепей подключенных устройств в любой момент времени с необходимым уровнем напряжения и тока независимо от состояния основной сети.
  • Простота и надежность схем релейной защиты.
  • Высокая стоимость (экономически оправдано использование источников постоянного оперативного тока на подстанциях 110 кВ и выше с несколькими ВЛ);
  • Необходимость наличия отапливаемого и вентилируемого помещения;
  • Необходимость использования подзарядного устройства;
  • Сложность в эксплуатации.

Для повышения надежности сеть оперативного питания секционируется с тем, чтобы обесточивание одной или нескольких секций не приводило к отказам наиболее ответственных потребителей оперативного тока, к которым относятся устройства релейной защиты, автоматики и управления.

Рис. 1. Схема подключения источника постоянного оперативного тока (аккумуляторной батареи) в распределительном устройстве

Аккумуляторная батарея работает на шинки постоянного тока, от которых отходят линии, питающие секции оперативного тока для каждой группы потребителей. ШУ – шинки для питания устройства релейной защиты, автоматики и управления (обычно отдельная шинка для каждой секции шин), ШС — шинки сигнализации и ШВ – шинки питания электромагнитов включения выключателей. Аккумуляторная батарея является также источником аварийного освещения подстанции.

Аккумуляторная батарея выполняется обычно из свинцово-кислотных аккумуляторов, обладающих достаточно высокими долговечностью, экономичностью и выдерживающих кратковременные перегрузки, например при питании электромагнитов включения мощных выключателей (ток электромагнита может достигать нескольких сотен ампер).

Помещение аккумуляторной батареи должно иметь обогрев и вентилцию для удаления паров серной кислоты. Для обеспечения долговечности батареи должен соблюдаться оптимальный режим ее подзаряда, заряда и разряда. С этой целью используются автоматические регулируемые выпрямительные установки (подза-рядные устройства).

Защита сети постоянного оперативного тока осуществляется с помощью предохранителей и автоматических выключателей с обеспечением селективности и чувствительности. Наиболее частым видом повреждений являются замыкания одного из полюсов на землю.

Оно не приводит к разрушениям, однако появление второго замыкания может привести к ложному срабатыванию устройства защиты или электромагнитов включения. Поэтому используется контроль изоляции, например установкой двух вольтметров. При отсутствии замыканий напряжение шин относительно земли одинаково, в противном случае показания вольтметров отличаются.

Источники переменного оперативного тока

Источники переменного оперативного тока — используют энергию защищаемого объекта. При выполнении переменного оперативного питания в качестве источников служат трансформаторы тока и трансформаторы напряжения .

Преимущества источников переменного оперативного тока :

  • Более низкая стоимость.
  • Отсутствие разветвленной сети оперативного тока.
  • Колебания выходного напряжения выше, чем для источников постоянного оперативного тока, особенно в момент короткого замыкания . Для электромеханических реле это не имеет существенного значения, а для аналоговых и микроэлектронных – может привести к неправильной работе.
  • Резкое снижение напряжения собственных нужд при включении выключателя на близкое короткое замыкание .

Существуют различные варианты выполнения устройств релейной защиты на переменном оперативном токе. Наиболее простые схемы, в которых используется ток установки.

1) Схема с дешунтированием электромагнита отключения .

YAT – катушка отключения выключателя. В нормальном режиме катушка отключения зашунтирована контактом токового реле РТ. При возникновении короткого замыкания р еле РТ срабатывает, контакт размыкается и вторичный ток трансформатора тока запитывает YAT, в результате чего отключается выключатель.

Схема используется для токовых защит, если включение электромагнитов отключения не приводит к недопустимым погрешностям трансформаторов тока , а максимальный ток короткого замыкания не превышает предельный ток, который могут коммутировать контакты реле.

2) Схемы на выпрямленном оперативном токе .

Схемы на выпрямленном оперативном токе целесообразно применять на присоединениях, оборудованных выключателями с электромагнитными или пневматическими приводами, электромагниты которых имеют большую потребляемую мощность, а также при наличии сложных устройств защиты.

В нормальном режиме выпрямленное выходное напряжение обеспечивает б лок напряжения (БПН), а при коротком замыкании – либо токовый блок питания (БПТ) либо оба блока вместе.

3) Схемы с использованием конденсаторных батарей .

В нормальном режиме контакт реле РТ разомкнут и конденсатор С заряжается через диод от напряжения с ТН. При возникновении короткого замыкания срабатывает токовое реле РТ, его контакт замыкается и предварительно заряженный конденсатор С начинает разряжаться на катушку отключения YAT, что приводит к отключению выключателя.

Данная схема используется, если мощность, отдаваемая трансформатором тока недостаточна для использования двух предыдущих схем.

Сделайте небольшой донат на развитие сайта «Школа для электрика»!

Источник