Меню

Скороговорки про продукты питания



Взрослым тоже нужно учить скороговорки. Сейчас объясним почему

Помните, как в детском саду с нами то и дело разучивали разные скороговорки? После этого еще всегда находились ребята, у которых получалось лучше, и они хвастались своими умениями быстро произносить фразы о вылавировавших кораблях. Но чем это им помогло во взрослой жизни? И можно ли улучшить дикцию, если тренироваться по скороговоркам в зрелом возрасте? Об этом рассказала логопед высшей категории и миотерапевт Наталья Лабутина.

Для чего вообще придуманы скороговорки?

Скороговорки (еще их называли в народе «чистобайки») — это славянский народный фольклор. Они придуманы взрослыми для детей как шуточная игра, чтобы быстро, чисто и правильно произносить фразу или стишок, построенный из труднопроизносимых сочетаний звуков или слов.

— Скороговорка придумана исключительно для проговаривания вслух, — подчеркивает логопед. — Детские скороговорки короткие: обычно это рифмованные фразы минимум из 4-х слов. Они разнятся по возрасту. Длинные фразы от 7 слов и более, которые могут быть со сложными сочетаниями звуков и слогов, с использованием нечастых в обиходе слов — варианты уже для взрослых.

Но почему их обычно разучивают дети?

Наталья шутит: все-таки игру придумали взрослые, чтобы потешаться с детьми. Но можно найти и более серьезное объяснение.

— Сейчас мы живем в эпоху, где все очень динамично, информационные технологии набрали очень активный рост и утрачена связь и преемственность поколений между людьми. Современные бабушки и дедушки уже не передают или мало используют фольклорный опыт: пестование (самые простые формы игры с младенцем, когда ребенка пеленали, мыли, кормили, мама ему маленькими стишками, приговаривая, доносила о том как он ей нужен), потешки (шуточные песенки, которые сопровождались движениями. Необходимы для привлечения внимания ребенка к речи и общению), сказки с повторяющимся сюжетом, чистоговорки, скороговорки. Чудесно, если в доме активно играют в настольные игры, — отмечает логопед.

Фото: unsplash.com

Речь взрослых более сложная по своей форме. Мы используем, кроме диалога, еще и монолог, и письменную речь, например, при общении в мессенджерах — и необходимо, чтобы дети также пришли к такому уровню развития речи:

— Уже к возрасту 6−7 лет речь ребенка считается созревшей во всех ее компонентах. Дальше идет только ее усовершенствование и активный переход от устной формы к формированию более сложных форм речи — письменной, развернутой, монологической речи. На этих умениях речи строится академическое образование на всех ступенях ее развития, начиная от школы и до высших ступеней. Взрослея, мы больше используем монолог, нежели диалог. Например, когда пишем диктанты, сочинения, пересказы, составляем описания чего-либо, отвечаем на экзаменах.

Скороговорка в этот ряд «не вписывается»: это более простая, заученная форма.

— Она построена на повторении, и работа с такой формой больше подходит детям или взрослым с профессиями, в которых важна работа с голосом и дикцией, — объясняет логопед. — Хотя, конечно, значение этой формы, мне кажется, недооценено.

В чем разница между человеком, которому удаются скороговорки, и тем, у кого их произносить не получается?

Наталья предлагает сначала разобраться, что такое говорение. Для него важны:

— мотивация к речи;
— создание общего замысла высказывания;
— понимание смысловой ситуации;
— выбор слов из своего словарного запаса, а также подбор средств их выражения (например, как мы построим из них предложение);
— создание моторной программы (понимание, как мы будем говорить каждый звук), чтобы произнести слова или фразу.

Читайте также:  Питание кулера с тремя выводами

Фото: unsplash.com

— Все эти сложные процессы происходят на уровне головного мозга за доли секунд. Поэтому, если взрослый человек по той или иной причине избегает игры в скороговорки, это может говорить в первую очередь о том, что в детстве он ходил к логопеду. То есть у него есть речевое нарушение, которое в более старшем возрасте уже мало заметно. Или человек не умеет вслушиваться в речь говорящего, имеет слабую речеслуховую память, эмоционально беден, ему трудно удается уловить смысловую нагрузку рифмованного высказывания. Про таких людей говорят, что ум не цепкий.

Можно ли, разучивая скороговорку, улучшить эти качества?

Логопед уверена: конечно, можно.

— Скороговорка — это отличный тренажер не только для чистой и грамотной речи. С ее помощью также обогащается словарный запас, развивается речевой слух. Дополнительно — улучшаются навыки слушания, улавливания интонаций, чувствования смысловой связи между словами, управления своим голосом и дыханием (за счет ритма построения скороговорки).

Выходит, скороговорка не только поднимает настроение и избавляет от «каши во рту». Владение своим голосом и речью может раскрыть в человеке определенную харизматичность — его внутреннюю уникальность, которую он потом транслирует миру.

— Хочу напомнить, что многие известные актеры — Сильвестр Сталлоне, Энтони Хопкинс, Брюс Уиллис и другие — имели в детстве речевые нарушения и занимались у логопедов. И, думаю, немногие будут спорить со мной, что их немногословность, умение ставить акценты в речи, подавать свой голос завораживают, — добавляет Наталья.

Как решить конкретные проблемы с помощью скороговорок?

— Я как логопед — миофункциональный терапевт работаю со взрослыми людьми, которые носят брекеты, — поясняет специалист. — Неправильное положение языка в полости рта формирует не только нарушение прикуса — это вторично, а первично — это смазанное межзубное произношение (шепелявость), проглатывание звуков «л» и «р».

Также Наталья замечает: у белорусов очень часто встречается нечеткость произношения звуков «ч» и «щ» в сочетании со свистящими и шипящими в одном слове.

Иллюстративный снимок. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— Одним из ключевых приемов работы с такой категорией клиентов, которые готовы проработать свою дикцию, являются скороговорки. Приведу пример работы с одной из моих клиенток: у нее была своеобразная щель между передними зубами, которая еще больше усиливала неприятный присвист при произношении свистящих и шипящих звуков.

Логопед предлагает схему для тех, кто хочет работать с похожей проблемой самостоятельно (нажмите, чтобы раскрыть инструкцию)

1. Сначала проговорите на диктофон скороговорки, которые в конце коррекционных занятий повторите для сравнения успеха.

2. Подберите скороговорки на глухие звуки «с» и «ш». Отрабатывайте по отдельности скороговорки с каждым звуком.

3. Повторите то же самое со скороговорками на звонкие звуки «з», «ц» и «ж».

4. Этот этап более сложный: нужно научиться различать эти звуки в скороговорках в разных слоговых сочетаниях. Начните с использования коротких простых скороговорок, потом наращивайте их длину. Когда станет просто управлять отдельно произношением, нагрузите речь различными движениями, чтением скороговорок с помехами.

Читайте также:  Питание после эндоскопической операции

5. Далее идет работа над голосом: начиная от шепотной речи до интонационной игры.

— Уже через три месяца при систематической работе мы получили результат, который радовал нас обеих, — вспоминает Наталья. — Конечно, вся эта работа строилась на индивидуально составленной программе дыхательных, артикуляционных упражнений для подготовки к описанной выше речевой нагрузке. Клиентка ежедневно выполняла все это дома и на занятиях. Без этого никак. Но думаю, что такую гимнастику должен подбирать специалист, так как нужно четко оценить состояние мышечного тонуса органов артикуляции, определить причину возникшего нарушения и разработать план коррекции, чтобы рутина работы над дикцией и произношением не была статичной, утомительной и с кабинетным эффектом.

Логопед предупреждает, что самолечением заниматься не нужно. Попробовать позаниматься по схеме выше можно, но в случае серьезных проблем лучше обратиться к специалисту. Так и здесь:

— Только если вы не делаете это исключительно ради интереса, — улыбается Наталья.

Посоветуйте скороговорки, полезные взрослому

Специалист предлагает разучивать все-таки простые скороговорки, которые помогут оценить свой уровень слету:

— Помните, задача скороговорки — четкость произношения, передача смысловой нагрузки. И не заучивание, а быстрое проговаривание на слух.

  • Бобры добры, добры до поры.
  • Халва вкусна, халве хвала.
  • Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек всё утро строчат.
  • Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп. И спит Прокоп — кипит укроп.
  • У четырех черепах в колясочках по четыре черепашонка в распашонках.
  • Пастух к пастушке спешит, пастушок пастушку смешит.
  • В лесу лось — в воде лосось, у лося — лосята, у лосося — лососята.
  • Косарь Касьян косой косит косо, не спасет косарь Касьян покоса.

Источник

Скороговорки про продукты питания

В порту Мадрас матрац матроса порвали в драке альбатросы.

На дворе дрова, на дровах братва, у братвы трава, вся братва в дрова.

Интервьюер интервента интервьюировал.

Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Наши поезда — самые поездатые поезда в мире, и ни какие поездатые поезда не перепоездят наши поездатые поезда по поездатости!

В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров. Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду — ядра в вёдра, выдру в тундру.

Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.

Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

Чешуя у щучки — щетинка у чушки.

На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима вы мне на линя, о любви не меня ли так мило молили и в туманы лимана манили меня?

Еду по дороге с выбоинки на выбоинку. Справа выбоинка, слева выбоинка – какая же выбоинная дорога.

Читайте также:  Arduino dallas паразитное питание

Жили-были три китайца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндракокони.
Жили-были три китайки: Ципа, Ципа-Дрипа, Ципа-Дрипа-Лимпомпони.
Вот они переженились Як на Ципе, Як-Цин-Драк на Ципе-Дрипи, а Як-Цин-Драк-Циндракокони на Ципа-Дрипе-Лимпомпони.

Карл у Клары украл доллары, а Клара у Карла — квартальный отчёт.

Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Сшит колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Прирабатываясь к работке, работник нарабатывает наработки. Заработок зарабатывает от работки, а приработок — от переработки.

Оператор копировального аппарата ксерокопировал скопированное.

Разнервничавшегося конституционалиста Константинова, нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе, занимавшимся изобретением пылепневмомешковыколачевателя.

Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира. И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Был баран белорыл, всех баранов перебелорылил.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Рано коваль встал, сталь ковал, ковал, сталь перевыковывал, да не перековал.

У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку и накормила кошку.

Женя с Жанной подружилась. Дружба с Жанной не сложилась. Чтобы жить с друзьями дружно, обижать друзей не нужно.

Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся.

На реке поймали рака. Из-за рака вышла драка. Это Леша-забияка снова в реку бросил рака.

Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже — ужа ужица съест на ужин.

Уж пожаловал ежам новых дюжину пижам.
Прежние пижамы исколоты ежами.

По шоссе Саша шёл, саше на шоссе Саша нашёл.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

То ли Толя — кореш Коли, то ли кореш Толи — Коля.
Коли Коля — кореш Толи, то и Толя — кореш Коли.

Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу o Георгии Григорьевиче.

Макака коалу в какао макала. Коала какао лениво лакала.

После шишкосбора все шишкособранные шишки, пригодные для шишкосушения отправляются на шишкосушильную фабрику на шишковозе. Шишковоз при помощи шишкосвального аппарата сваливает шишки в шишкосортировочный отдел. Шишкосортировщики с использованием шишкосортировочной машины шишкосортируют шишки, пригодные для шишкосушения, от непригодных для шишкосушения. Шишки пригодные для шишкосушения поступают в шишкошлифовальный отдел. В шишкошлифовальном отделе шишкошлифовщики на шишкошлифовальных аппаратах шишкошлифуют шишки от нешишкосушительных шишкоотростков. Шишки, прошедшие шишкошлифование, попадают в шишкодробительный отдел. Шишкодробильщики на шишкодробилках дробят шишки до шишкодробильного состояния, выбрасывая не шишкодробные шишки на шишкосвалку, где шишкосвальщики сжигают нешишкодробные шишки в шишкопечи. Шишкодробные шишки высушиваются в шишкосушилках.

Рыла свинья, тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

Мыла Мила мишку мылом, Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло, Мишку Мила не домыла.

Мама шьет сорочку дочке. Строчит строчки на сорочке. Срочно строчит сорок строчек: растет дочка, как росточек.

Источник