Меню

Строение питание животных для 5 класса

Методическая разработка по биологии «Как питаются разные животные?», 5 класс.
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
urok_no22.docx 23.38 КБ
prezentatsiya_k_uroku_no22.pptx 2.73 МБ

Предварительный просмотр:

Урок № 22 5 класс, биология

Тема. Как питаются разные животные?

Обучающая : формирование первоначальных систематизированных представлений о способах питания животных, об отличиях в питании растений и животных. Обеспечить формирование умений работы с текстом и рисунками учебника.

Развивающая. Создать условия для развития умений строить аналогии, обобщать и систематизировать, объяснять и определять понятия

Воспитательная. Формирование культуры учебного труда, умений аккуратно вести записи в тетрадях, умение контролировать свое поведение на уроке.

  • Сформировать представление о питании растительноядных животных, хищников и паразитов, познакомить со способами добычи пищи.
  • Выявить принципиальные различия в питании животных и растений, подчеркнуть сходное значение питания для растений и животных

Распределять животных по способам питания. Объяснять значение понятий: «хищник», «паразит», «растительноядное животное». Выделять общий признак всех животных и человека — питание готовыми органическими веществами.

Проводить наблюдение за объектами живой природы.

Высказывать личную точку зрения, комментируя результаты работы с текстом и наблюдений.

Формировать положительное отношение к самым разным животным

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

УУД, выполняемые учащимися

1.. Мотивация к учебной деятельности.

А ну-ка, дети, встаньте в ряд!

Готов к работе мой отряд?

Занимай свои места.

Но скажу с почтеньем я:

Наука эта нам нужна

Всем без исключенья.

Проверяют подготовку к уроку, настраиваются на работу.

Смыслообразование, прогнозирование, целеполагание, планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками

2 Актуализация знаний

1. Выполнение теста по теме «Питание растений» — учитель раздает тесовые задания каждому ученику, создает условия для самостоятельной работы, подводит итоги работы.

2. Ребята, как вы думаете, все ли живые организмы питаются так же, как растения?

3. А что вы знаете о питании животных? Выполняем задание по цепочке.

Верите ли вы что:

  1. Животные питаются так же, как растения.
  2. Разные животные питаются по- разному.
  3. Зубы нужны животным, чтобы только удерживать добычу.
  4. Змея разрывает свою добычу на куски.
  5. Паук питается только жидкой пищей.
  6. Синий кит питается мелкими рачками.
  7. Многие животные имеют пищеварительную систему.
  8. Пища в пищеварительной системе животных переваривается и усваивается

3. Как вы думаете, что нам надо изучить на уроке, чтобы проверить, правильно ли вы думаете?

4. Тема урока – записывается на доске, формулируются задачи урока (слайд)

  • Познакомиться с питанием растительноядных животных, хищников и паразитов, со способами добычи пищи.
  • Выявить различия в питании животных и растений, подчеркнуть сходное значение питания для растений и животных

Слушают, отвечают на вопросы учителя

Выполняют задание по цепочке.

Формулируют и записывают тему урока в тетради

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях, принимают участие в формулировании задач урока

  • выполнение пробного учебного действия;(П)
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П)
  • фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р)
  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р)

3. Объяснение нового материала.

1. Работа с учебником(по рядам)

Задание . Прочитай текст § 19.

1й ряд . Выписать названия животных, распределив их по группам:

  1. Растительноядные: белки, мыши, (грызуны), большой прудовик, бабочки, корова.
  2. Хищники: собака, волк, лиса, змея, паук
  3. Паразиты: комар

2й ряд Ответить на вопросы( в тетрадях): Как используют зубы:

  1. Грызуны: перетирание грубой растительной пищи, постоянно стираются, растут;
  2. Человек: измельчение пищи
  3. Хищники: убить жертву, удержать пищу, измельчить ее
  4. Змеи: ввести яд в тело жертвы

3й ряд Сделай обобщение ( Что общего в питании:)

  1. Бабочка и корова — растительноядные
  2. Комар и паук – питаются жидкой пищей
  3. Большой прудовик и белка — растительноядные
  4. Волк и змея — хищники

2.Подведение итогов работы, обмен знаниями.

1. Обобщение знаний о питании животных – объяснение учителя с элементами поисковой беседы с использованием рисунка учебника 53., о значении питания в жизни животных.

Читают, выполняют задания, обсуждают задания с соседями по парте

Слушают, отвечают на вопросы, формулируют выводы

  • анализ, синтез, обобщение(П)
  • определение основной и второстепенной информации
  • аргументация своего мнения(К)
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
  • использование текста и рисунка учебника как источника информации(П)
  • умение слушать учителя(П)
  • умение вести диалог(К)

4. Первичное закрепление с проговариванием вслух

1. Работа в парах. Проговаривание сведений о разных способах питания животных, о роли зубов, о значении питания с проверкой по эталону.

Проверяют усвоение материала, сравнивая знания с эталонами ответов.

  • аргументация своего мнения(К)
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П)
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
  • умение работать в парах(К)
  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:
    1. Распределите вопросы на тонкие и толстые и ответьте на них.

1.Как питаются хищники?

2. Как питаются паразиты?

3.Для чего нужны зубы разным животным?

4. Какие органы помогают раку удерживать и измельчать добычу?

5. Каким образом усваивается пища?

6.Почему животным надо ежедневно находить пищу?

7. Каким образом паук обеспечивает себя пищей?

8. Какие вещества поступают в организм животных с пищей?

6.Включение в систему знаний и повторение:

Беседа сравнение питания растений и животных. Кольца Венна на доске.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке:

1. Дети высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…; было интересно…; было трудно: и т.д.

2. Оценка собственной деятельности на уроке.

Домашнее задание §19, понаблюдать за питанием рыбок в аквариуме, домашней кошки, собаки, покормить птиц во дворе

  • Контроль и оценка процесса и результата деятельности
  • Самооценка на основе критерия успешности

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Верите ли вы что: Животные питаются так же, как растения. Разные животные питаются по- разному. Зубы нужны животным, чтобы только удерживать добычу. Змея разрывает свою добычу на куски. Паук питается только жидкой пищей. Синий кит питается мелкими рачками. Многие животные имеют пищеварительную систему. Пища в пищеварительной системе животных переваривается и усваивается

Тема урока Как питаются разные животные

Задачи урока Познакомиться с питанием животных: растительноядных, хищников и паразитов, со способами добычи пищи. Выявить различия в питании животных и растений, убедиться в сходном значении питания для растений и животных

Задание. Прочитай текст § 19. 1й ряд . Выписать названия животных, распределив их по группам: Растительноядные: Хищники: Паразиты: 2й ряд Ответить на вопросы( в тетрадях): Как используют зубы: Грызуны: Человек: Хищники: Змеи: 3й ряд Сделай обобщение ( Что общего в питании:) Бабочка и корова — Комар и паук — Большой прудовик и белка — Волк и змея —

1й ряд . Выписать названия животных, распределив их по группам: Растительноядные: белки, мыши, (грызуны), большой прудовик, бабочки, корова. Хищники: собака, волк, лиса, змея, паук Паразиты: комар 2й ряд Ответить на вопросы( в тетрадях): Как используют зубы: Грызуны: перетирание грубой растительной пищи, постоянно стираются, растут; Человек: измельчение пищи Хищники: убить жертву, удержать пищу, измельчить ее Змеи: ввести яд в тело жертвы 3й ряд Сделай обобщение ( Что общего в питании:) Бабочка и корова — растительноядные Комар и паук – питаются жидкой пищей Большой прудовик и белка — растительноядные Волк и змея — хищники

1й ряд . Выписать названия животных, распределив их по группам: Растительноядные: белки, мыши, (грызуны), большой прудовик, бабочки, корова. Хищники: собака, волк, лиса, змея, паук Паразиты: комар 2й ряд Ответить на вопросы( в тетрадях): Как используют зубы: Грызуны: перетирание грубой растительной пищи, постоянно стираются, растут; Человек: измельчение пищи Хищники: убить жертву, удержать пищу, измельчить ее Змеи: ввести яд в тело жертвы 3й ряд Сделай обобщение ( Что общего в питании:) Бабочка и корова — растительноядные Комар и паук – питаются жидкой пищей Большой прудовик и белка — растительноядные Волк и змея — хищники

Схема пищеварения Поступление пищи, содержащей готовые органические вещества Усвоение питательных веществ организмом Удаление непереварив- шихся остатков

ВЫВОД 1 . ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ ПОЛУЧАЮТ С ПИЩЕЙ ГОТОВЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА, КОТОРЫЕ УСВАИВАЮТСЯ ОРГАНИЗМОМ. НЕПЕРЕВАРИВШИЕСЯ ОСТАТКИ ИЗ ОРГАНИЗМА УДАЛЯЮТСЯ.

ВЫВОД 2. ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА РАСХОДУЮТСЯ НА РОСТ И ДВИЖЕНИЕ ОРГАНИЗИМА. ЧЕМ БОЛЬШЕ ДВИГАЕТСЯ ЖИВОТНОЕ ИЛИ ЧЕЛОВЕК, ТЕМ БОЛЬШЕ ЕМУ НУЖНО ПИЩИ.

. Распределите вопросы на тонкие и толстые и ответьте на них. Какие вещества поступают в организм животных с пищей? Как питаются хищники? Как питаются паразиты? Для чего нужны зубы разным животным? Какие органы помогают раку удерживать и измельчать добычу? Каким образом усваивается пища? Почему животным надо ежедневно находить пищу? Каким образом паук обеспечивает себя пищей?

Тонкие вопросы 1.Как питаются хищники ? 2. Как питаются паразиты? 3.Для чего нужны зубы разным животным? 4. Какие органы помогают раку удерживать и измельчать добычу ? Толстые вопросы Каким образом усваивается пища? 2.Почему животным надо ежедневно находить пищу? 3. Каким образом паук обеспечивает себя пищей? 4. Какие вещества поступают в организм животных с пищей?

Основные опорные точки урока РАЗНООБРАЗИЕ СПОСОБОВ ПИТАНИЯ ЖИВОТНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБОВ ПИТАНИЯ С УСЛОВИЯМИ ОБИТАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОТОВЫХ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ РАСХОД ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ НА ДВИЖЕНИЕ И РОСТ ПИЩА – НЕОБХИДОМОЕ УСЛОВИЕ ЖИЗНИ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА

Домашнее задание §19, ответить на вопросы: понаблюдать за питанием рыбок в аквариуме, домашней кошки, собаки, покормить птиц во дворе

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания.

В разработке представлен подробный конспект урока, указаны цели, нормы ЗУН к данной теме. Во время урока учитель обращается к тексту о казанских театрах с целью воспитания самоидентификации учащ.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества.

Данная разработка поможет учителю совместно с учениками обобщить орфограммы, касающиеся слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

Методическая разработка классного часа ориентирована на укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здорового образа жизни, углубление представлений о рациональном питании; продолжение ф.

Урок построен в соответствии с требованиями системно – деятельностного подхода с использованием приемов развития критического мышления учащ.

Программно-методическая разработка тематической недели «Мы разные, но мы вместе», посвященной Международному Дню толерантности.

Источник

Питание животных

Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных.

Пищеварительная система

По способу питания все животные гетеротрофы — организмы, употребляющие в пищу готовые органические вещества.Питание животных начинается с захвата и заглатывания пищи. У большинства многоклеточных животных имеется пищеварительная система. Она имеет вид трубки, называемой пищеварительным трактом. Пищеварительный тракт поделен на отделы: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник. Степки пищеварительного тракта выстланы эпителиальной тканью, которая содержит много желез, выделяющих слизь, пищеварительные соки и специальные вещества ферменты. Они поступают в кишечник и участвуют в переваривании пищи. К пищеварительной системе относят также печень и поджелудочную железу.

Процесс пищеварения у животных происходит в желудке и начальном отделе кишечника. Переваренная пища всасывается через эпителиальные клетки внутренней поверхностью кишечника, которая образует множество складок. Складки покрыты бесчисленными выростами — микроворсинками. Благодаря такому строению внутренняя поверхность кишечника увеличивается и питательные вещества быстрее всасываются. Каждая микроворсинка содержит сеть мельчайших кровеносных сосудов — капилляров, через которые питательные вещества из кишечника проникают в кровь. Кровеносная система обеспечивает перенос питательных веществ ко всем органам и тканям животных.

Растительноядные животные

Многие животные питаются только растительной пищей (побегами, семенами, плодами, нектаром), их называют растительноядные. Например, рыба толстолобик, белый амур, мыши, бурундуки, белки. Для срезания и размалывания растительной пищи приспособлены зубы животных. Так, у грызунов передние зубы имеют острые режущие края, которые никогда не стачиваются, потому что растут всю жизнь. У растительноядных животных длинный кишечник, так как растительная пища долго переваривается.

Хищные и паразитические животные

Хищники это животные, которые используют в пищу других животных. Примеры хищников среди насекомых стрекозы и жуки, среди рыб — окуни и акулы, среди птиц — ястребы и совы. Настигнуть и удержать жертву хищным животным помогают сильные конечности, хорошее зрение, мощные клыки. Пища хищников переваривается быстрее растительной, поэтому их кишечник короче.

Животных, обитающих внутри или на поверхности тела растения или другого животного (хозяина) и питающихся за его счет, называют паразитами. Есть наружные и внутренние паразиты. Наружные паразиты (блохи, клопы) имеют приспособления для удержания на теле хозяина. А внутренние (аскариды, цепни) живут в кишечнике и удерживаются на его стенках ртом-присоской или крючками. У внутренних паразитов пищеварительная система развита слабо или отсутствует. Они всасывают питательные вещества всем телом.

Животные-падальщики и всеядные

Падальщики — это животные, употребляющие в пищу трупы животных. Например, грифы и гиены, жуки-мертвоеды.

Всеядные животные питаются и растениями, и животными. Это обезьяны, ежи, бурые медведи, кабаны и многие другие.

Источник



Питание живых организмов, как процесс жизнедеятельности. Выполнила: ученица 5а класса, Калинина Мария Проверила: учитель биологии, Копотилова Ирина Леонидовна. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемwww.36school.ru

Похожие презентации

Презентация 5 класса по предмету «Биология и Экология» на тему: «Питание живых организмов, как процесс жизнедеятельности. Выполнила: ученица 5а класса, Калинина Мария Проверила: учитель биологии, Копотилова Ирина Леонидовна.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Питание живых организмов, как процесс жизнедеятельности. Выполнила: ученица 5а класса, Калинина Мария Проверила: учитель биологии, Копотилова Ирина Леонидовна Тюмень 2012

2 Цель исследования: выяснить, что такое питание, какие существуют типы питания в живой природе. Задачи: 1.Изучить сущность процесса питания и пищеварения, значение его для живого организма; 2.Выяснить, какие существуют типы питания в живом мире, и охарактеризовать их; 3. Проанализировать процесс питания зелёных растений и выяснить, какова роль фотосинтеза для питания живых организмов на планете Земля.

3 Питание и его значение для живых организмов Питание — поступление в организм растений и животных и усвоение ими веществ, необходимых для восполнения энергетических затрат, построения и возобновления тканей. Пища источник энергии и строительного материала. Пища необходима для поддержания жизни. Каждая клетка орга­низма постоянно обновляется за счет питательных веществ, приносимых кровью. Из них она черпает энергию для своей жизнедеятельности. Питание поддерживает пластический и энергетический обмен с окружающей средой.

4 Пищеварение это процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химического расщепления питательных веществ ферментами на их составные части. Кроме белков, жиров и углеводов с пищей к нам приходят и другие важные соединения, как органические, например витамины и другие биологически активные вещества, так и не­органические, например вода, минеральные соли.

5 Питательные вещества Органические Белки Жиры Углеводы Витамины Неорганические Вода Минеральные соли

6 Типы питания Автотрофы Фототрофы Хемотрофы Гетеротрофы Сапрофиты Голозои Паразиты

7 Автотрофы(с греч.«самопитающиеся») — живые организмы способные самостоятельно создавать все необходимые им для построения клеток и процессов жизнедеятельности органические вещества из неорганических воды, углекислого газа и других.

8 Фототрофы – живые организмы, которые получают энергию за счет солнечного света.

9 Хемотрофы — живые организмы, которые получают энергию за счет энергии химических превращений минеральных соединений Колония хемотрофных бактерий

10 Гетеротрофы – живые организмы, нуждающиеся в постоянном поглощении готовых органических веществ извне.

11 Сапрофиты – живые организмы питаются мертвыми органическими остатками

12 Голозойное питание включает три этапа: поедание, переваривание и всасывание переваренных веществ. Голозойно питающихся животных можно подразделить на плотоядных, растительноядных и всеядных.

13 Паразиты – живые организмы существующие только на живых организмах, нанося им вред. Петров крест Бычий цепень

14 Фотоавтотрофы – зелёные растения

15 Выводы Питание – неотъемлемая часть процесса жизнедеятельности любого организма Пища – источник энергии и строительного материала Пищеварение – процесс механической и химической обработки пищи По типу питания все живые организмы делятся на группы – автотрофы и гетеротрофы Все живые организмы зависят от зелёных растений, так как именно они являются первичными продуцентами органического вещества на планете Земля У растений есть процесс фотосинтеза, который имеет огромное значение для всех живых организмов.

Источник

Читайте также:  Особенности питания при хроническом гастрите