Меню

Указ президента детское питание

Разбираем закон о бесплатном питании для школьников: смогут ли школы запустить его с 1 сентября?

Идею ввести бесплатное питание для младших школьников предложил президент России Владимир Путин в начале 2020 года. На данный момент уже принят соответствующий закон, а до вступления его в силу осталось менее полугода. За это время в школах должны наладить работу так, чтобы можно было обеспечить детей с 1 по 4 классы бесплатным, горячим и здоровым питанием. Мы разбирались, что под этим подразумевается и смогут ли школы справиться с такой задачей.

Все, что известно на данный момент

О бесплатном школьном питании начали говорить с 15 января этого года, когда в ходе ежегодного послания Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил облегчить жизнь родителям младших школьников и ввести для них бесплатное горячее питание – завтраки или обеды. Идею, как всегда, быстро подхватили в Госдуме и соответствующих ведомствах, и работа закипела (хотя, по словам Путина, на стадии идеи бесплатное питание никто особо не поддерживал).

Так вышло, что поправки «дописали» к уже рассматриваемому законопроекту о принципах здорового питания, который на тот момент прошел первое чтение и готовился ко второму (кстати, по той же схеме был принят закон о расширении программы материнского капитала).

Основными положениями, которые озвучил президент, стали такие:

  • бесплатное горячее питание будет предоставляться школьникам с 1 по 4 классы;
  • питание будет не только бесплатным, но и здоровым;
  • школы, которые имеют такую возможность, запустят бесплатное питание уже с 1 сентября 2020 года;
  • все остальные школы должны будут пройти переоснащение и включиться в программу до 1 сентября 2023 года.

Финансировать бесплатное питание будут бюджеты сразу трех уровней – федеральный, региональный и муниципальный (в России есть проблемные регионы, которые будут получать на эти цели субсидии). В 2020 году, как ожидается, на программу потратят 26 миллиардов рублей – и 18,5 миллиардов выделят из федерального бюджета.

Законопроект уже в феврале был принят в Госдуме и одобрен Советом Федерации, а 1 марта его подписал президент. В итоговой версии закона говорится, что распространяться бесплатное горячее питание будет на обучающихся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных школах, обеспечивать это будут учредители образовательных организаций (то есть, муниципальные образования), а питание будет предоставляться не менее 1 раза в день.

Однако стоит отметить, что в России большая часть школ организует питание силами сторонних организаций, однако по этому поводу никаких поправок к закону 44-ФЗ (о контрактной системе закупок) не принималось, отметили в федеральной электронной площадке РТС-тендер:

1 марта 2020 г. президент подписал Федеральный закон №47-ФЗ, предусматривающий обязанность учредителей государственных и муниципальных образовательных организаций обеспечить за счет бюджетных средств обучающихся горячим питанием. При этом отдельные изменения в 44-ФЗ внесены не были. Планируется, что Роспотребнадзор установит обязательные нормы обеспечения питанием детей. Указанные требования будут применяться на стадии исполнения контрактов, связанных с обеспечением питания, с 01.09.2020 г.

Федеральная электронная площадка РТС-тендер.

Что касается содержания горячего питания для школьников, то из закона следует лишь то, что горячий напиток его не заменит. Однако согласно СанПиН 2.4.5.2409-08 в рацион питания входит достаточно много всего – это касается и состава блюд, и их количества, и даже температуры.

С сентября 2019 года школы используют еще и рекомендации Роспотребнадзора по организации питания школьников. Ведомство особенно акцентирует внимание на энергетической ценности рациона – с учетом того, что детям от 7 до 11 лет нужно 2300 килокалорий в день, с 11 до 14 лет – 2500 килокалорий, а с 14 до 18 лет – 3000 килокалорий. Также Роспотребнадзор обращает внимание на разнообразие рациона, методы кулинарной обработки (рекомендуется запекание, варка и приготовление на пару), а еще устанавливает рекомендуемые соотношения жиров, белков и углеводов.

Однако на практике это обычно работает не лучшим образом.

Как сейчас построена система школьного питания в России?

Школьная столовая стала синонимом чего-то безвкусного и неаппетитного (а часто – и не очень здорового). Тем не менее, это рынок с ежегодным оборотом до 300 миллиардов рублей, на котором давно и успешно работают частные компании.

Питание есть практически во всех школах России: из 6,8 миллионов младших школьников сейчас получают одноразовое питание 4 миллиона. Правда, качество этого питания зачастую оставляет желать лучшего. В 2019 году совместными усилиями родителей, школ, общественных палат регионов, уполномоченных по правам детей и Роспотребнадзора был проведен Всероссийский мониторинг качества питания в образовательных организациях.

Всего проверили 40 тысяч организаций из 75 регионов России, и более чем в 3 тысячах нашли нарушения. Эти нарушения касаются разных моментов работы системы школьного питания:

  • нарушаются санитарно-эпидемиологические нормы: неправильно формируется меню, у работников нет медицинских книжек, помещения для приготовления пищи не соответствуют требованиям, и т.д.;
  • дети отказываются от питания (еда или невкусная, или холодная);
  • у детей есть беспрепятственный доступ к не очень здоровой еде прямо в буфетах школ;
  • льготники и «платники» питаются по разным рационам.

То есть, как минимум в 8% школ еда для детей не является ни безопасной, ни здоровой, ни вкусной. Число жалоб на питание постоянно растет, а иногда возникают совершенно жуткие истории. Например, в конце 2018 года в школах и детских садах Москвы произошло массовое отравление детей, приведшее к эпидемии дизентерии. Виновным признали комбинат «Конкорд», поставлявший это питание. Компания отделалась штрафом в 2 миллиона рублей, пострадало более 120 детей.

Причина этой и других подобных историй кроется в системе контрактных закупок: конкурс на поставку питания в образовательных учреждениях выигрывает тот поставщик, который предложит наименьшую цену. Естественно, закон требует соблюдения всех норм по качеству питания, но, очевидно, эти нормы выполняются лишь формально. Самостоятельно готовить питание на собственных пищеблоках крайне сложно для школ – все же проще отдать это сторонней организации.

По факту закупками занимаются в обоих вариантах: либо закупают готовую еду (то есть, полный аутсорсинг), либо закупают продукты для приготовления питания силами школы. «Странностей» здесь может быть масса: цены на тот же хлеб или сахар могут отличаться вдвое в разных регионах, а наценка поставщика доходит до 50% (из-за картельного сговора конкуренции или нет, или она номинальная).

В итоге в системе школьного питания обращаются очень большие суммы. Так, только в электронной площадке РТС-тендер нам сообщили, что за 2019 год 127 заказчиков заключили контракты на закупку готового горячего питания для школьников на сумму более 566 миллионов рублей. В целом же рынок на несколько порядков больше.

Читайте также:  Как принимать препараты спортивного питания

По данным за 2018 год, средняя стоимость питания одного школьника составила от 22,66 (Южный федеральный округ) до 76,33 (Дальневосточный федеральный округ) рублей. Финансирование питания идет из разных источников:

  • бюджеты регионов – 38%;
  • бюджеты муниципальных образований – 17%;
  • деньги родителей – 45%.

То есть, до настоящего момента федеральный бюджет в финансировании школьного питания даже не участвует (хоть и финансирует, например, реконструкцию школьных пищеблоков по федеральным целевым программам).

Сам же рынок эксперты оценивают более чем в 300 миллиардов рублей в год. Так, школьников кормят в школах 180 дней году, всего их 14 миллионов, а средняя стоимость завтрака или обеда – 50 рублей. Эти деньги расходуются не самым эффективным образом, считает президент Института отраслевого питания Владимир Чернигов – по его словам, до 35% от этих сумм теряется на теневом рынке.

И, действительно, возникает серьезный вопрос – как накормить школьника на 30-50 рублей (обеспечив ему нужную калорийность питания), если за эти деньги нужно купить продукты, оплатить работу персонала, коммунальные ресурсы, часто аренду школьного пищеблока, и получить хотя бы стандартные 20% прибыли?

Практически все проблемы на местах должны решать регионы. И если в Москве для младших школьников питание уже и так бесплатное, то в 4 регионах России нет бесплатного питания даже для льготников. Кое-где бюджет выделяет копейки – вроде 5 рублей в день на школьника (остальное дают родители), где-то школы самостоятельно выходят из положения и просят родителей закупать продукты.

Соответственно, с 1 сентября 2020 года запускается не просто бесплатное питание для школьников – впервые государство на федеральном уровне берется за решение этой проблемы. Получится это или нет – вопрос тоже спорный.

Получится ли выполнить требования?

В новом законе по бесплатному питанию младших школьников есть одна особенность – хоть он вступает в силу с 1 сентября 2020 года, фактически регионы могут откладывать введение этой программы для школ, которые пока не готовы. Однако учитывая, что регион может неплохо заработать на этом (как минимум за счет налогов, которые заплатят поставщики питания), уже с этого года программа будет запускаться во многих регионах России.

Правда, закон был принят и подписан до событий на финансовом рынке России и проблем из-за распространения коронавируса. Хоть власти сразу заверили, что все социальные программы будут выполнены без исключений, Артем Табунин из ПЦ Аксиома сомневается в этом:

Коронавирус и обвал цен на нефть спровоцировали экономический кризис, так что я думаю, что бесплатного питания пока не предвидится. Во-первых, закон об этом до сих по не принят. А учитывая, что серьезно рассматривают перенос голосования по конституции, питанием будет просто некогда заняться.

Количество предприятий, которые затребуют помощи из бюджета растет каждый день. И конечно, в таких условиях реализовывать бесплатное питание, я думаю, не будут. Тем более его реализация не подготовлена. Нужно во многих школах менять пищеблоки. Это тоже деньги. Еще два месяца назад, когда ситуация была стабильной, новый закон требовал серьезных усилий всех уровней власти. Сейчас, все заняты совсем другим. Тем более пока нет гарантии, что в сентябре школьники пойдут в школу. Ситуация настолько непредсказуемая, что нельзя загадывать. Я думаю, что с этого года бесплатного питания не будет. Президент же давал сроки до 2023 года. На них, скорее всего, и будут ориентироваться.

Артем Табунин, генеральный директор ПЦ Аксиома.

Правда, закон все-таки был принят и подписан, а проект постановления правительства о выделении средств на программу предполагает, что питание будет запущено в большинстве регионов. Несколько субъектов-доноров федерального бюджета даже не получат федеральные деньги, а будут реализовывать программу на свои средства. Для остальных запланировано выделить 26 миллиардов рублей на организацию бесплатного питания младших школьников.

Пока нет никаких конкретных списков школ, которые уже готовый к введению бесплатного питания. В «Единой России» уже отчитались, что питание запустят в Брянской, Владимирской, Кировской, Самарской областях, в Адыгее, Чувашии, Башкортостане, Якутии и других субъектах РФ. Однако информации о том, какой процент младших школьников будет получать питание уже с 2020 года, нет нигде.

Кстати, уже была информация от чиновников о том, что кормить младших школьников будут на 70 рублей в день.

Если учесть, что школьник находится в школе 180 дней в году, а на 2021 год запланирована сумма в 43 миллиарда рублей. Соответственно, выходит, что питанием охватят примерно 3,4 миллиона младших школьников – или примерно половину от всего их числа (6,8 миллионов). В реальности стоимость питания может быть меньше или больше 70 рублей, поэтому точных цифр назвать нельзя.

Судя по всему, в настоящее время официальной информацией не располагают даже органы власти. Так, на официальном уровне озвучиваются несколько проблем:

  • нужно провести полную ревизию школьных пищеблоков , причем проверять не только оборудование, но и персонал. Если нужна модернизация пищеблока или вообще его создание с нуля, нужно понимание справится ли регион с дополнительными расходами;
  • необходимо разработать меню. Это не так просто, как кажется – все входящие в него блюда должны быть одобрены ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» и Роспотребнадзором.
  • нужно учесть интересы детей-льготников из средних и старших классов – если в одну большую перемену в столовой окажутся все младшеклассники, на остальных может не хватить места;
  • некоторым школьникам по состоянию здоровья нужна диета ;
  • если приготовлением пищи занимается сама школа на собственном пищеблоке, сложно организовать контроль качества (в отличие от комбината школьного питания, где может быть своя лаборатория).

Учитывая проблемы организации школьного питания, один из самых важных вопросов – качество продуктов и готовой еды. Сложнее всего проконтролировать это будет в отдаленных сельских школах, считает эксперт по пищевым производствам Анатолий Фомин:

Требования к питанию могут быть, вопрос лишь в оплате. Сегодня оплата продуктов для школьного питания – притча во языцех, и ничего не движется в сторону улучшения.

Все школы по типовым проектам в городах строились с собственным пищеблоком. Но в сельской местности, особенно в небольших поселениях высокая вероятность отсутствия пищеблоков. В Средней Азии, где мне пришлось работать, была именно такая картина, вряд ли есть разница и с РФ. Но другой вопрос, что в последнее время пищеблоки в школах трансформировали под стандарты работы – получение питания с комбинатов школьного питания. И это с одной стороны – правильно. Дело в том, что на отдельном пищеблоке столовой старого проекта невозможно обеспечить современные требования по ХАССП – это невозможно: и затратно, и неэффективно. С другой стороны – комбинатов питания в РФ настолько мало, что они не могут обеспечить своей продукцией всех желающих.

Читайте также:  Можно ли есть детское питание пожилым людям

Анатолий Фомин, консультант по пищевым производствам в ритейле и HoReCa.

Кстати, есть такая вероятность, что значительная часть из запланированных миллиардов косвенным путем уйдет самим школам, но не на питание. Система такая:

  • если школа находится в достаточно крупном населенном пункте, ей проще работать через аутсорсинг. Для этого объявляется конкурс на право арендовать школьную столовую;
  • побеждает в конкурсе та организация, которая предложит наибольшую цену (в одном из регионов называют суммы около миллиона рублей в год на одну школу);
  • кроме арендной платы, организация обязана оплачивать коммунальные ресурсы, оплату труда работников с начислениями, административные расходы и т.д.;
  • все это переносится на стоимость питания, и наценка может быть даже больше 100%.

Другими словами, говорит представитель одной из российских партий, освещение в школьном коридоре оплачивает муниципальный бюджет, а освещение в столовой – уже частная организация. Все это непосредственно отражается на качестве питания, так как стоимость этого питания заранее определена, и возможность заработать (или хотя бы выйти в ноль) для подрядчика зависит лишь от способности экономить.

Следовательно, вопрос качества питания в школах пока еще остается открытым. Конечно, уже есть интересные проекты, когда родителям предлагают самостоятельно оценить питание их детей, а в Москве они могут даже выбирать блюда через интернет. В регионах ситуация совершенно иная, и проблемы могут остаться даже после 1 сентября.

Как это поможет экономике?

Федеральный бюджет с 1 сентября впервые включится в систему школьного питания, и это может дать новые возможности не только для семей с детьми, но и для отечественной экономики. Так, по некоторым оценкам, сельскохозяйственные производители будут получать каждый год до 130 миллиардов рублей дополнительной выручки от новой программы. Правда, эта цифра вызывает вопросы: каждый школьник будет получать либо завтрак, либо обед – и это даст лишь половину. А учитывая, насколько высоки сопутствующие расходы поставщиков питания, до аграриев дойдет совсем небольшая часть этой суммы.

Есть и другая сторона вопроса: часть школ все еще не готова включиться в программу по причине несоответствия требованиям к техническому оснащению пищеблоков. В части школ его уже заменили, но для других это может стать проблемой.

Как говорит Анатолий Фомин, закупать оборудование будут у отечественных производителей, которые вряд ли справятся с нагрузкой, если все школы начнут одновременно размещать заказы:

Новый закон не только сможет дать новые возможности, но и уже дает такие преимущества отечественным производителям. И это закреплено в тендерах – размещение заказов на технологическое оборудование только у отечественных производителей. В частности, «Чувашторгтехника», ставшего лидером этого направления. Но они не смогут закрыть все потребности – если заявки поступят враз – а именно так это и произойдет. К сожалению, проекты пищеблоков будут спроектированы убого, без учета современных требований по обеспечению пищевой безопасности – потому что опять будут экономить на том, на чем экономить совсем нельзя.

Для того, чтобы этого избежать, необходимо обеспечить контроль со стороны родительских комитетов и Роспотребнадзора – то есть широкое освещение внедрения технических решений. Пойдут ли на это чиновники? Но иного пути просто не существует.

Анатолий Фомин, консультант по пищевым производствам в ритейле и HoReCa.

Правда, программа планировалась до того, как рубль значительно подешевел к доллару – хоть оборудование планируется закупать отечественное, на его стоимость все равно влияет курс доллара. Кроме того, на планы может серьезно повлиять распространение коронавируса. Так, в Китае длительное время не работали многие производства, теперь они закрываются по всей Европе. Из-за нехватки импортных комплектующих и роста цен на них производителям пищевого оборудования придется, вероятно, поднимать цены на свою продукцию.

Как все в итоге сложится – зависит от поддержки государством производителей оборудования. Если им предоставят льготы в сложный период, помогут наладить производство с учетом возросшего спроса, частично отменят внешнеторговые ограничения, младших школьников удастся обеспечить бесплатным питанием в установленный срок.

Источник

Питание будет горячим, или Что положено школьникам по новому закону в 2020 году

В Послании Федеральному собранию 15 января 2020 года Президент указал на необходимость обеспечения учеников младших классов горячим питанием. На эти социально значимые цели решено было направить финансирование сразу из трех источников: федерального, регионального и муниципального бюджетов. Данная мера поддержки распространяется на учащихся 1-4 классов образовательных учреждений.

Закон об обеспечении школьников горячим питанием был принят Госдумой в окончательном третьем чтении 18 февраля 2020 года. Через принятие закона о горячем питании будут внесены изменения в законы «Об образовании в РФ» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

На кого распространяется новый закон

Действие нового закона о горячем питании распространяется на всех российских учеников 1-4 классов. Но ввести его сразу по всей России не получится.

Школьников младших классов образовательная организация должна будет кормить не менее одного раза в день. Питание станет обязательным и будет предоставлено на безвозмездной основе.

В какие сроки начнет действовать

В тех школах, которые имеют техническую возможность организовать систему горячего питания максимально оперативно, оно появится уже с сентября 2020 года. Это те регионы, где школьников обеспечивают горячим питанием на текущий момент.

В масштабах страны мера должна заработать с сентября 2023 года. Например, в Подмосковье пообещали внедрить новый закон уже с 2020 года.

Актуальность нововведения

Согласно актуальной статистике, болезни органов пищеварения среди младших школьников являются самыми распространенными. Молока школьники выпивают на 20% менее нормы, творога съедают – на 40% меньше, рыбы – на 50%. При этом потребление макаронных изделий на 35% превышает норму, сахара – на 15%, сладостей – на 23%. Таким образом, питание школьников сегодня сложно назвать сбалансированным.

В других же регионах и муниципальных образованиях бесплатное питание не действует: оно может быть предоставлено только нуждающимся в индивидуальном порядке.

Что такое «горячее питание» школьников, и что в него входит

«Горячее питание» школьников подразумевает сбалансированное питание, которое обеспечивает организм необходимыми веществами, подразумевают наличие горячего первого и второго блюда либо второго блюда (в зависимости от приема пищи). Питание доводится до кулинарной готовности. Ранее термин «горячее питание» законодательно не применялся.

Читайте также:  Киа серато нет питания

Минимум, который положен, школьникам на день, – это горячее блюдо и горячий напиток.

В образовательных учреждениях основного и среднего профессионального образования, а также в детских лагерях обязательно должно быть горячее питание, но оно может предоставляться на платной основе.

По новому закону горячее питание должно быть также здоровым. Здоровым питанием является ежедневный рацион, который может полностью покрыть потребности ребенка в энергии, биологических и пищевых веществах и обеспечить его нормальный рост, физическое и интеллектуальное развитие. Оно состоит из пищевой продукции, отвечающей требованиям безопасности, и отличается показателями качества.

Конкретное меню в законе не установлено по объективным основаниям и его предстоит определять образовательным учреждениям. Школы должны будут размещать на своем сайте сведения о том, каким питанием предстоит обеспечить учеников, а также об индивидуальном меню на неделю.

При организации горячего питания школьников нужно будет учесть специфические особенности здоровья ребенка. Например, гастрит, ожирение, диабет и пр. Согласно действующей статистике, до 20% детей сейчас страдают заболеваниями органов пищеварения.

Стоимость питания

Питание предоставляется школьникам на безвозмездной основе, то есть родителям оплачивать его не нужно. Финансирование будет происходить из средств федерального, регионального и муниципального бюджетов и прочих источников. Ответственным за обеспечение горячим питанием будет учредитель школы.

На реализацию программы регионам РФ будут предоставлены субсидии из федерального бюджета.

При реализации программы учитываются следующие допущения: средняя стоимость завтрака составит 46,46 р., обеда – 66,63 р. При этом средняя стоимость горячего питания составит 75,79 р. За год затраты на реализацию программы составят около 48 млрд р.

Таким образом, горячее питание будет в обязательном порядке организовано в школах для учеников 1-4 классов начиная с 1 сентября 2020 года. При наличии технической возможности в ряде субъектов оно будет введено уже в 2020 году. К 1 сентября 2023 года уже все школы должны быть обеспечены горячим питанием, которое предполагает минимум одно горячее блюдо и напиток в день. На эти цели планируется потратить средства федерального и муниципального бюджетов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник

Об организации питания обучающихся начальных классов в общеобразовательных организациях

Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020 поручено обеспечить бесплатным горячим питанием всех обучающихся начальных классов, при условии создания в школах необходимой инфраструктуры и системы снабжения качественными продуктами школ.

В рамках реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020 и реализации Федерального закона от 01.03.2020 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Роспотребнадзором разработаны и размещены на официальном сайте методические рекомендации:

Указанные методические рекомендации детализируют требования к организации питания, регламентированные действующими санитарными нормами и правилами, и, предназначены в качестве методического инструмента реализации субъектами Российской Федерации на практике Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 15.01.2020 об обеспечении 100 % охвата обучающихся начальных классов бесплатным горячим здоровым питанием.

В основу методических рекомендаций положены принципы здорового питания, способствующие укреплению здоровья и снижению риска развития заболеваний, основными из которых являются:

— обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья детей,

— соответствие энергетической ценности и химического состава рационов физиологическим потребностям и энерготратам,

— обеспечение максимально разнообразного здорового питания и наличие в ежедневном рационе пищевых продуктов со сниженным содержанием насыщенных жиров, простых сахаров и поваренной соли, пищевых продуктов, обогащенных витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами,

— обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на всех этапах обращения пищевых продуктов (готовых блюд),

— исключение использования фальсифицированных пищевых продуктов, применение технологической и кулинарной обработки пищевых продуктов, обеспечивающих сохранность их исходной пищевой ценности.

Документы направлены на профилактику патологических пищевых привычек (избыточный по калорийности ужин, чрезмерное потребление соли и сахара, легких углеводов, предпочтение продукции с высоким содержанием сахара и других), на снижение рисков формирования патологии желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, снижение риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и избыточной массы тела.

Содержат рекомендации по режиму питания (интервалам, времени и количествам приемов пищи) детей как в образовательных организациях, так и дома, формированию у детей культуры правильного питания, по составлению меню, по оснащению пищеблоков технологическим оборудованием, обеспечению контроля качества питания и мониторинга горячего питания с целью оценки эффективности организации питания обучающихся. В методических рекомендациях приведены среднесуточные наборы пищевых продуктов, примерные меню, таблицы замены пищевых продуктов с учетом их пищевой ценности.

Документы приводят необходимые разъяснения по:

— вопросам организации питания детей в общеобразовательной организации;

— качественным характеристикам продуктов, используемым для приготовления блюд (предупреждают возможность замены физиологически полноценных продуктов на менее ценные в биологическом отношении аналоги);

— порядку мониторинга и общественного (родительского) контроля;

— предлагают к использованию варианты меню для организации питания обучающихся.

Источник



Подписан закон о бесплатном обеспечении детей начальных классов горячим питанием

Законом вводится понятие «здоровое питание», закрепляются его принципы, особенности организации качественного, безопасного и здорового питания детей и отдельных категорий населения.

Запрещается обращение опасных или некачественных пищевых продуктов, а также продуктов, в отношении которых факт фальсификации установлен (ранее — если имеются обоснованные подозрения об их фальсификации), продуктов, в отношении которых не может быть подтверждена прослеживаемость, которые не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, либо в отношении которых не имеется таких сведений.

Исключены положения об обязательной государственной регистрации отдельных видов пищевых продуктов, материалов и изделий.

Установлены требования к организации питания детей.

Образовательные организации и организации отдыха детей, обеспечивающие их питание, обязаны обеспечивать детей горячим питанием с учетом установленных норм, соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к организации питания детей в организованных детских коллективах, а также учитывать представляемые по инициативе родителей сведения о состоянии здоровья ребенка.

Законом также предусмотрены особенности качественного, безопасного и здорового питания пациентов медицинских организаций, лиц пожилого возраста, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.

Источник