Меню

Урок минеральное питание растений пономарева



Урок по биологие «Минеральное питание растений из почвы»

Елена Кумейко
Урок по биологие «Минеральное питание растений из почвы»

Конспект урока по биологии (6 класс):

Минеральное питание растений из грунта.

Цели и задачи урока:

-сформировать понятия: органическое и минеральное удобрение, питание растений,корневые волоски, сосуды,проводящая ткань, определить роль корня и корневой системы в питании растений;

— закрепить знания о строении корня и стебля, умение узнавать органы растений, устанавливать причинно-следственные связи между процессами и функциями органов растений;

— формировать навыки ухода за растениями и бережного отношения

-воспитывать самоорганизацию, умение работать в команде,воспитывать интерес к предмету и природе, бережное отношение к почве, как природному ресурсу.

Оборудование: комнатные растения, таблицы “Корень и его зоны”, макет корня, учебник, компьютер.

Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, элементы лабораторно- исследовательской деятельности.

Основные методы: проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала, иллюстративно- демонстративный.

Основные биологические понятия урока: минеральное (почвенное) питание, корень, стебель, лист, корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, органическое и минеральное удобрение.

ПЛАН УРОКА:

I. Организационный этап.

II. Актуализация изученного материала.

Беседа. В растениеводческих хозяйствах никогда не станут много лет подряд сеять на одном участке земли одно и тоже растение. Надо обязательно менять культуру. Почему?Есть ли еще какой выход?

Обсуждение с учащимися проблемы. Почва, которая используется человеком для выращивания культурных растений, требует восстановления состава, т. к. питательные вещества уносятся растениями. Поэтому человек вносит удобрения.

Какая вегетативная часть растения отвечает за питание растений?

Корень, стебель и лист связаны непрерывной системой проводящих пучков, в которых есть сосуды. По сосудам, как по трубам, вода и растворенные в ней минеральные соли поднимаются из корня в лист, где вместе с углекислым газом они участвуют в образовании органических веществ.

Какая вегетативная часть растения отвечает за питание растений?

Работа с таблицей «ЗОНЫ КОРНЯ»

Слайд №1. Зоны корня.

— Как минеральные вещества поступают в растение?

— Какие органические вещества вы знаете?

— Как они поступают в растение?

— Чем питание растений отличается от питания других организмов?

— Какие функции выполняет корень?

-Что такое корневой волосок? Каково его значение?

III. Изучение нового материала.

Учитель:Наша задача определить из чего состоит почва?

Кто и что участвует в почвообразовании?

Слайд 2.Мы безмерно богаты:

Ведь в станицах и селах

Почвы самые лучшие

Их зовут черноземы!

Посмотрите фильм и узнаете состав почвы.

ПРОСМОТР ФИЛЬМА «ПОЧВА»

Почва – уникальное природное богатство, но нужно помнить, что один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, а исчезает сейчас со скоростью 1 см за 3 года.

Кроме того, почва быстро истощается, теряет питательные вещества.

Чтобы восполнить недостаток элементов питания, в почву вносят удобрения.

Минеральные – искусственно созданные соединения. В зависимости от содержания минеральных веществ различают: азотные, фосфорные, калийные. Кроме того, используют микроудобрения,которые содержат микроэлементы: бор, медь, железо и др. Минеральные удобрения. выпускаются в виде порошка соли или гранул.

Слайд№3. Таблица минеральных удобрений.

Органические –это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет) или отмершие части организмов животных или растений (перегной,торф).

Слайд№5. Схема «Автотрофы и гетеротрофы»

(Сообщения учащихся об организмах, участвующих в почвообразовании).

IV.Закрепление изученного материала.

1.Давайте поиграем в игру:Верю,-не верю!

«Верю» говорят учащиеся «да», «не верю» хлопок руками.

1. Почва – верхний плодородный слой земли.

2. Почва возникла вместе с живыми организмами.

3. В состав почвы входят: глина, песок,

4. Состав воздуха в почве и в атмосфере не одинаковый.

5. Гумус необходим для питания растений.

6. В почве обитают только мелкие животные.

7. Почвенные животные слепые.

8. Дождевые черви улучшают плодородие.

2. Работа учащихся с карточками-тестами. (6 учащихся).

А) минеральное удобрение;

Читайте также:  Энтеральное питание нутриэн элементаль

Б) органическое удобрение.

2. В почвообразовании принимает участие:

Г) дождевой червь.

А) неорганическое удобрение;

Б) слой почвы;

В) органическое удобрение.

4.Азотные удобрения лучше вносить:

5. Питание растенийзависит от поверхности корневых волосков:

3. Остальные учащиеся работают с учебником.

Используя параграф 25 необходимо найти ответы на вопросы:

1. Как отразится на растении недостаток минеральных веществ?

2. Какая существует связь между обменом веществ и обменом энергии?

V.Подведение итогов урока.

Питание в нашем детском саду Питание в детском саду. Воспитатель Барамыкова Ильмира Энверовна Пудинг творожно — морковный со сгущенкой, салат из свежей капусты с яблоками,.

Фотоотчет о рекламной акции «Мы за здоровое питание» В рамках тематической недели «Детям о питании» у нас в группе прошла рекламная акция «Мы за здоровое питание». Цель тематической недели:.

Групповой проект «Правильное питание» Тип проекта: познавательный Продолжительность: 1 месяц Возраст детей: 6-7 лет Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты, родители.

Консультация для родителей «Детское питание» Детское питание Правильное питание — залог здоровья знает каждый из нас. Однако к сожалению мало кто из нас может утвердительно ответить.

Консультация для родителей «Питание дошкольников» Основной целью работы любого ДОУ – это охрана и укрепление здоровья дошкольников. Поэтому очень важно чтобы в детском саду.

Лэпбук «Здоровое питание — символ процветания» Лэпбук (тематическая папка) помог решить одну из важных проблем — как объяснить и показать воспитанникам что такое правильное питание,.

Месячник «Здоровое питание» Цель: познакомить детей с полезными продуктами и организацией питания. Задачи: -формировать элементарные представления о том, какие продукты.

Правильное питание. План-конспект занятия по валеологии для детей старшего дошкольного возраста. Беседа: «Правильное питание». Цель: Популяризация здорового.

Проект «Здоровое питание» .

Урок окружающего мира «Разнообразие животных». 2-й класс Тип урока — Урок изучения нового материала Урок окружающего мира «Разнообразие животных». 2-й класс Тип урока – Урок изучения нового материала Форма урока – групповая, индивидуальная.

Источник

Конспект урока по теме «Минеральное питание растений»

Минеральное питание растений.

расширить представления учащихся о процессе питания на примере растений.

— обучающие: формировать у учащихся знания о почвенном питании растений как важнейшего процесса жизнедеятельности, познакомить с классификацией удобрений;

— развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать полученную информацию, развивать навыки исследования, содействовать развитию у учащихся навыков ухода за растениями, способствовать развитию логического мышления обучающихся;

— воспитательные: продолжить формирование культуры общения с объектами живой природы, воспитывать чувство собственной ответственности, жизненное и профессиональное самоопределение школьников.

В познавательной сфере : организовать деятельность учащихся по изучению процессов питания растений, разобрать классификацию и виды удобрений; давать определение понятиям.

В ценностно-ориентационной сфере :

Понимать ценность научного познания, его практической значимости, достоверности.

Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка

Регулятивные: Формировать умение ставить перед собой цели и анализировать условия достижения цели; Прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

Познавательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь

Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры ; осознание ценности совместной деятельности

учебник Биология 6 класс «Живой организм», презентация, видеоролик «Питание растений», опорные конспекты, таблица «Корень и его зоны», приложения, минеральные удобрения, комнатные цветы, бумажные цветы, фломастеры (красные, жёлтые).

усвоение новых знаний.

Работа в группах

А что такое питание?

Для чего организмам нужны питательные вещества?

Что является источником энергии для растений?

Питание — процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах — световой, химической, тепловой, электрической, механической и т. д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя — в тепловую. Энергию можно определить, как способность совершать работу.

Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.

Читайте также:  Питание для того чтоб поправиться

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

Каковы же особенности питания растений?

В каких питательных веществах нуждается растение?

Откуда растение берет неорганические вещества?

А органические вещества?

Почему у растений два способа питания?

Действительно ли корни главнее листьев, т. к. осуществляют питание растений, а листья являются, чуть ли не бесполезным убором, украшением? Давайте разберёмся в этом.

Формирование знаний, умений, навыков:

Вначале запишем тему урока: Минеральное питание растений. А теперь сформулируем понятие питание растений

Питание растений — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни.

Какие вы знаете типы питания растений: воздушное (фотосинтез), почвенное (корневое)

Почвенное питание изучает целая наука – агрохимия . А специалистов этой науки называют агрохимиками, или врачевателями полей. Я предлагаю вам пройти обучение основам агрохимии. А также пройти стажировку.

Для начала ответим на некоторые вопросы:

Что является органом почвенного питания?

Роль корня в почвенном питании растений.

Каковы основные функции корня?

— удерживает растение в почве и поглощает воду с минеральными веществами

Какая зона корня отвечает за поглощение воды с минеральными веществами?

Каковы особенности ее строения?

— наличие корневых волосков

Что собой представляют корневые волоски?

— это выросты наружных клеток зоны всасывания, длиной до 2 мм, они плотно прилегают к частицам почвы и всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами. Они выделяют слизь для растворения минеральных веществ и их дальнейшего всасывания. Они работают как насосы, живут несколько дней, после чего отмирают. Новые волоски появляются на молодых клетках на границе зоны роста и всасывания, и поэтому зона всасывания перемещается в почве.

Какой в этом смысл?

— зона всасывания использует для питания новые участки почвы

Что произойдет если повредить корневые волоски?

— растение не сможет добывать из почвы минеральные вещества и воду

Что нужно предпринять при пересадке растений для того, чтобы не повредить корневые волоски?

— пересаживать растения с комочком почвы

Как дальше другие органы растения получат поглощенные корнем воду и минеральные вещества? (учебник стр. 82)

по зоне проведения по сосудам древесины (ксилемы) вода с минеральными веществами поступит в надземную часть растения

Сосуды древесины обратите внимание имеют форму спиралей и поэтому вода с растворёнными в ней минеральными веществами поднимается вверх, как бы преодолевая виток за витком.

Но для того, чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна сила. И эта сила называется корневым давлением.

Корневое давление – это сила, вызывающая одностороннее движение водных растворов минеральных веществ от корней к побегам.

Поглощению воды корнем способствует и испарение воды листьями — транспирация , т. к. потеря воды в клетках должна быть возмещена, поэтому непрерывно идет ток воды. Количество воды, теряемое растением за счёт транспирации очень велико. Травянистые растения, например хлопчатник или подсолнечник, за сутки теряет таким путём 1-2 литра воды, а старый дуб – более 600литров.

Корневое (почвенное) питание это процесс получения растением при помощи корней водных растворов минеральных веществ.

Теперь мы можем ответить на главный вопрос агрохимии. Какие вещества поглощает корень?

Воду и минеральные соли.

Правильно, корень поглощает воду. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения на 50-98 процентов состоит из воды. Вместе с водой в растения попадают растворимые минеральные соли, включающие такие химические элементы как фосфор, азот, калий и т. д. Они необходимы растению для построения более сложных веществ.

У вас на партах лежат листочки, на которых указаны основные минеральные вещества необходимые растениям. Эти вещества можно разделить на две группы:

2. Комплексные 1.Простые:

— перегной 3. Микроудобрения

Читайте также:  Предоставление питания сотрудникам ндс

Макроэлементы – химические элементы или их соединения, используемые организмами в сравнительно больших количествах: кислород, водород, углерод, азот, железо, фосфор, калий, кальций, сера, магний, натрий, хлор и др.

Микроэлементы – это вещества необходимые для жизни, содержащиеся в очень малых количествах.

Но они важны все и дефицит любого из элементов приводит к развитию болезней.

Сейчас поработаем немного в паре с соседом и изучим информацию о некоторых из основных элементов. (Каждая парта попорядку выбирает себе элемент и изучает его значение, а так же что может быть при его недостатке или избытке) А теперь расскажем о самых важных элементах, которые содержатся в большем количестве. Это азот, фосфор, калий.

Роль удобрений в росте и развитии растений.

Часто агрохимикам приходится сталкиваться с большой проблемой. В естественном растительном покрове поглощённые минеральные вещества возвращаются обратно в почву с опавшими листьями, ветками и т.д. На полях же минеральные вещества вместе с урожаем выносятся из почвы. Так вынос из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг кальция. Сколько килограмм кальция выносится со свеклой? С капустой? Почвы беднеют. Урожаи падают. Как решить эту проблему?

Выход из этой ситуации — Вносить удобрения в почву. Но какие?

Давайте познакомимся с классификацией удобрений.

Для роста растения

При недостатке азота замедляется рост растений.

Ослабляется интенсивность кущения злаковых и цветения плодовых и ягодных культур.

Сокращается вегетационный период.

Уменьшается содержание белка и снижается урожай.

Поддерживает водный режим

Повышает морозо- и засухоустойчивость

Повышает устойчивость к заболеваниям.

Недостаток его приводит к щуплости семян, понижению их всхожести и жизненности.

Растения легко поражаются грибными и бактериальными заболеваниями.

Ускорение развития и плодоношения

Задержка цветения и созревания.

Окраска листьев темно-зеленая, голубоватая, тусклая.

При сильном недостатке фосфора в окраске листьев, черешков листьев и колосьев появляются пурпурные, а у некоторых растений—фиолетовые оттенки.

Существует две группы удобрений Органические и минеральные.

К органическим удобрениям относят навоз, зола, перегной и т.д.

Минеральные удобрения в свою очередь также можно разделить на две группы, макроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые растениям в больших количествах, к ним относятся удобрения содержащие азот, фосфор и калий, как по одному элементу, так и в комплексе.

Микроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые в очень небольших дозах, но и они имеют большое значение для растений.

Существует и другие классификаций удобрений, например: калийные, фосфорные, азотные (аммиачная силитра) – однокомпонентные и комплексные(содержат разные процентные соотношения минеральных элементов)

Вносить удобрения необходимо строго по правилам, в определённый период года, в определённый период развития растения и в определённых дозах.

Первичное закрепление знаний. Итак, вы изучили теоретические основы агрохимии. А теперь я предлагаю вам пройти стажировку и применить полученные знания на практике. Каждой группе необходимо исследовать растение.

Определите, какие удобрения необходимы данным растениям для улучшения почвенного питания? Ответ обоснуйте.

А как вы думайте, что необходимо знать, чтобы определить необходимое удобрение?

Что бы это узнать необходимо, определить каких химических элементов недостаточно в минеральном питании комнатного растения?

Недостаток химических элементов вы сможете определить по схеме и таблице.

Исследуют комнатные растения. Озвучивают результаты исследования.

Домашнее задание. Дальнейшую стажировку вы продолжите дома. (слайд 21)

О бязательный уровень — прочитать в учебнике стр. 29-31, 38, 62 и выучить опорный конспект.

Дополнительный уровень – решить биологические задачи. Для решения задачи используйте таблицы, а также помощь родителей.

На поле плохо растет пшеница. Листья маленькие, бледно зеленые. Что надо сделать, чтобы улучшить состояние растений?

На огороде выращивают картофель и капусту. Пришла пора вносить удобрения. Как вы думаете, одинаковые ли удобрения нужны этим культурам? Ответ обоснуйте.

У пшеницы хорошо развиваются стебли и листья, но плохо наливается зерно. Каких удобрений не хватает пшенице?

На листьях появляются бурые пятна, растение часто болеет. Какие удобрения необходимо применить?

Источник