Меню

Урок по теме почвенное корневое питание

Урок по биологии «Почвенное питание растений. Удобрения. Фотосинтез»

План конспект урока для 5 класса по биологии «Почвенное питание растений. Удобрения. Фотосинтез» к учебнику Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк]; под ред. В.В. Пасечника; – 3-е изд. – М.: Просвещение. – 160 с.: ил

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии «Почвенное питание растений. Удобрения. Фотосинтез»»

Урок №20, 21 5 класс «_____»_____20____г.

Тема: Почвенное питание растений. Удобрения. Фотосинтез.

Цель: Сформировать у учащихся представления об особенностях питания растений.

Образовательные: продолжить формировать понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного и воздушного питания растений; раскрыть понятие «фотосинтез», роль хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки работы в парах, умения устанавливать причинно-следственные связи, умения использовать раннее приобретённые знания для получения новых знаний, познавательный интерес к окружающей жизни.

Воспитательные: формировать знания о мерах защиты окружающей среды от загрязнений удобрениями, научное мировоззрение, экологическую компетентность.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: знают основные способы питания организмов, роль хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ; объясняют роль питания в процессах обмена веществ; объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений и оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.

Регулятивные: продолжать формировать умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, производить взаимооценки.

Познавательные: продолжать формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).

Коммуникативные: научаться формулировать собственное мнение, строить понятные для
партнера высказывания, сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели.

Личностные: развивают познавательный интерес к изучению процессов жизнедеятельности, формируют ценностно-смысловые установки по отношению к окружающей среде, происходит осознание необходимости бережного отношения к ней.

Базовые понятия и термины: автотрофные и гетеротрофные организмы; почвенное и воздушное питание растений; удобрения: минеральные, органические; фотосинтез, хлорофилл, хлоропласты, органические вещества.

Формы и методы обучения:

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесные, наглядные, демонстрационные.

Оборудование: таблицы по теме урока, раздаточный материал для работы в парах.

Тип урока: комбинированный (урок рефлексии)

I. Организационный этап ……………………………..….1 мин

II. Актуализация опорных знаний …………………………………7 мин

проверка выполнения домашнего задания;

проверка ранее усвоенных знаний.

III. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач (мотивация)…….. 2 мин

IV. Изложение нового материала …………………………………20-25мин

Почвенное питание растений.

V. Первичное закрепление изученного материала…………………………………..5 – 10 мин

VI. Подведение итогов урока, постановка домашнего задания……………………….. 3 мин

VII. Рефлексия ………………………………. 2 мин

Организационный этап (Учет отсутствующих учащихся).

II. Актуализация опорных знаний (проверка выполнения домашнего задания; проверка ранее усвоенных знаний)

Какие общие признаки харак­терны для всех живых орга­низмов? (рост и развитие, размножение, дыхание, питание, обмен веществ – энергия, движение)

На какие Царства принято разделять живые организмы? (Растения, Грибы, Бактерии, Животные)

Что вы знаете о растениях в зависимости от их строения? (растения подразде­ляют на низшие и высшие)

А какая еще классификация вам известна? (голосеменные, покрытосеменные)

Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных?

Какие признаки присущи представителям царства Растения? (рост, размножение, дыхание, питание, обмен веществ — энергия)

Ответьте на вопросы Д/з

Что такое обмен веществ? (Обмен веществ — взаимосвязанные про­цессы образования и разрушения веществ, протекающие в орга­низме и обеспечивающие его связь с окружающей средой)

Откуда организмы получают питательные ве­щества, необходимые для обмена веществ?

Как живые организмы используют энергию?

Почему обмен веществ является основой жизни?

Чем отличается питание растений от питания гри­бов и животных? (растения — автотрофы синтезируют вещества)

III. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач (мотивация)

Растение – посредник между небом и землей.

Оно – лиственный Прометей, похитивший огонь с неба.

Формулировка и запись темы урока. Тема: Почвенное питание растений. Удобрения. Фотосинтез.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

IV. Изложение нового материала (Поэтапное составление схемы)

Что такое питание? (процесс поглощения энергии организмом и веществ через пищу)

1.Почвенное питание растений

Вещества поступают в растение в виде растворов, благодаря строению корня и его всасывающей функции. Вывод: почвенное питание связано с поглощением неорганических веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания.

Читайте также:  Спортивное питание гейнер для начинающих

Демонстрация удобрений УДОБРЕНИЯ:

1. Минеральные (азотные, калийные фосфорные, комплексные);

2. Органические (птичий помёт, навоз и тд…);

Внесение удобрений в почву должно контролироваться человеком. Удобрения вносятся в определённые сроки и в определённом виде.

Вещества поступают в виде газов (углекислый газ) в лист растения

Какова роль хлоропластов?

Что называется фотосинтезом? ((Процесс образования органических веществ из неорганических (углекисло­го газа и воды) в хлоропластах с использованием энергии)

V. Первичное закрепление изученного материала (на усмотрение учителя)

Работа с тестами (взаимопроверка, ответы на доске) 2 варианта (не четные — 1 в., четные 2- в.)

Ответы к тесту. 1:в, 2: в, 3: б, 4: а, 5: б, 6: в, 7: б, 8: в, 9: г, 10: в

Что такое фотосинтез?

Какие приспособления имеют растения к
улавливанию световой энергии?

Какова роль хлорофилла в процессе фотосинтеза?

Почему у растений, растущих рядом с цементным заводом, фотосинтез идёт менее интенсивно?

В чём проявляется космическая роль растений?

VI. Подведение итогов урока, постановка домашнего задания (выставление оценок, записывают задание §24,25, §26)

Итак, ребята, а теперь давайте проведём рефлексию (осмысление) нашего урока. Ответьте на следующие вопросы:

1.Сегодня на уроке я узнал (-а)

2.Мне было интересно узнать…

3.Для меня самым трудным сегодня было…

4.Я сегодня поняла, что…

Тест на тему: «Почвенное питание растений. Удобрения»

1. Процесс получения воды и минеральных солей растением из почвы с помощью корней — это.

а) гетеротроф в) почвенное питание

б) фотосинтез г) воздушное питание

2. Корневой волосок представляет собой

а) боковой вырост главного корня

б)вырост клетки корня зоны роста
в) вырост клетки корня зоны всасывания

г)нитевидный боковой корешок

3. правильная последовательность зон корня начиная с верхушки

а)зона проведения, зона всасывания, зона деления, корневой чехлик
б)корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания. зона проведения
в)зона всасывания, зона деления, зона роста, зона деления, корневой чехлик
г)корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона проведения, зона всасывания

4. какая зона корня обеспечивает поглощение воды растением

а)зона всасывания б)зона деления в)зона роста г)зона проведения

5. Клетки зоны деления

а)мертвые б)мелкие, плотно прилегающие друг к другу

в)мелкие, расположены рыхло г)крупные, округлые

6. что получают растения из почвы?

а)органические вещества б)углеводы в)воду и минеральные соли

7. корневое давление зимой

а)высокое б)низкое в)давление всегда одинаково

а)испарение воды способствует поглощению ее из почвы корнем
б)корневое давление способствует всасыванию воды корнем из почвы
в)корни лучше всасывают холодную воду

а)защитная функция в)питательная функция

б)функция удаления г)функция поглощения

10. Выберите органическое удобрение

а) азотные б) калийные в) торф г)фосфорные

Тест на тему: «Почвенное питание растений. Удобрения»

1. Процесс получения воды и минеральных солей растением из почвы с помощью корней — это.

а) гетеротроф в) почвенное питание

б) фотосинтез г) воздушное питание

2. Корневой волосок представляет собой

а) боковой вырост главного корня

б)вырост клетки корня зоны роста
в) вырост клетки корня зоны всасывания

г)нитевидный боковой корешок

3. правильная последовательность зон корня начиная с верхушки

а)зона проведения, зона всасывания, зона деления, корневой чехлик
б)корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания. зона проведения
в)зона всасывания, зона деления, зона роста, зона деления, корневой чехлик
г)корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона проведения, зона всасывания

4. какая зона корня обеспечивает поглощение воды растением

а)зона всасывания б)зона деления в)зона роста г)зона проведения

5. Клетки зоны деления

а)мертвые б)мелкие, плотно прилегающие друг к другу

в)мелкие, расположены рыхло г)крупные, округлые

6. что получают растения из почвы?

а)органические вещества б)углеводы в)воду и минеральные соли

7. корневое давление зимой

а)высокое б)низкое в)давление всегда одинаково

а)испарение воды способствует поглощению ее из почвы корнем
б)корневое давление способствует всасыванию воды корнем из почвы
в)корни лучше всасывают холодную воду

а)защитная функция в)питательная функция

б)функция удаления г)функция поглощения

10. Выберите органическое удобрение

а) азотные б) калийные в) торф г)фосфорные

Актуализация опорных знаний

Личностные: Проявляют любознательность и интерес к изучению природы, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: владение навыками контроля при прослушивании ответов

Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач (мотивация)……..

Читайте также:  Лучшие книги про спортивное питание

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; устанавливать причинно следственные связи

Изложение нового материала

Познавательные: устанавливать причинно следственные связи

Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом виде и развернутом в соответствии с целью учебного задания, способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Первичное закрепление изученного материала

Формирование умения самостоятельно работать

Умение слушать других людей.

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Познавательные: умение структурировать материал, анализировать информацию.

Подведение итогов урока, постановка домашнего задания

Формируют выводы на основе наблюдений. Высказывают свое мнение и позицию

Определяют степень овладения новыми знаниями

Регулятивные: Проводят самооценку своим действиям

Источник

Технологическая карта урока биологии в 6 классе «Почвенное питание растения. Значение корней.»

Технологическая карта урока 18

Биология 6 класс

Почвенное питание растения. Значение корней.

Информационно-методическое обеспечение (образовательные ресурсы)

Биология: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Авт. Исаева Т.А., Романова Н.И.

Рабочая тетрадь к учебнику Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой

расширить представления учащихся о процессе питания.

образовательные- способствовать формированию у учащихся знаний о почвенном питании растений как важнейшего процесса жизнедеятельности;

развивающие — развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать полученную информацию, способствовать развитию логического мышления воспитанников;

воспитательные — продолжить формирование культуры общения с объектами живой природы, воспитывать чувство собственной ответственности.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, групповая

Основные понятия и термины

Корневое давление, почв, вода, корень, окучивание.

доска, компьютер, проектор, экран, коллекция минеральных удобрений, раздаточный материал.

Планируемые результаты обучения

Предметные : Знание особенностей почвенного питания растений.

Метапредметные: Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, самосто­ятельно оформлять конспект урока в тетради.

Личностные УУД : знание основных составляющих здорового образа жизни.

Регулятивные УУД : раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение слушать одно­классников и учителя, высказывать свое мнение

Личностные : Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку, обращает внимание на раздаточный материал

Проверка наличия учебных принадлежностей.

Регулятивные : эмоциональный настрой на урок; умение организовывать свою работу.

Личностные : сохранение мотивации к учебной деятельности

3.Актуализация знаний, сообщение темы урока.

Предлагает учащимся установить соответствие и выполнить задание в рабочей тетради.

Учитель предлагает учащимся ответить на наводящие вопросы по прочитанному стихотворению.

Учитель предлагает сформулировать тему урока, цели. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

«Исходя из нашей беседы, сформулируйте и самостоятельно напишите в тетради тему сегодняшнего урока»

Предлагает некоторым ученикам прочитать тему урока. Организует обсуждение по выбору наиболее удачной формулировки

В паре устанавливают соответствие между зонами корня и их строением.

Индивидуально выполняют задание в рабочей тетради. Проверяют работы друг друга.

Ученица читает стихи о значении корня.

Анализируют информацию, формулируют кратко сначала совместно, а потом с увеличением доли самостоятельности суть понятия, о котором идёт речь.

Ученики, отвечая на вопросы учителя, подходят к значимости корня в жизни растения.

— корень укрепляет растение в почве;

— благодаря происходит почвенное питание растений.

Ученики предлагают свои формулировки темы урока, записывают тему в

Познавательные : ОУ: умение структурировать ранее полученные знания о разных живых организмах; формулирование ответов в устной форме на вопросы учителя

Коммуникативные : умение слушать, выражать свое мнение, вести диалог

Личностные: проявить интерес к новому содержанию

Регулятивные : определять цели и задачи урока

4. Изучение нового материала

Учитель в белом халате: «Почвенное питание изучает целая наука – агрохимия. А специалистов этой науки называют агрохимиками, или врачевателями полей. Я предлагаю вам пройти обучение основам агрохимии при помощи этого цветка. Посмотрите на это растение. Что с ним происходит. Оно болеет. Его нужно лечить».

Учитель: у нас ряд вопросов, на которые нам с вами необходимо ответить

· Что такое питание растений

Питание – это процесс поглощения и усвоения растениями из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни. [1]

Предлагают варианты пропущенных слов, записывают определение.

· Какие вещества корень получает из почвы?

· Что такое почвенное питание?

Читайте также:  Способы питания гриба трутовик

Поступление воды и минеральных веществ через корень называется почвенным питанием.

Какие особенности строения корня обеспечивают функцию всасывания воды и минеральных веществ. (рисунок в учебнике, таблица на доске)

Ученики отвечают на вопросы.

Ученики работают по рисунку 27 в учебнике на странице 66.

Ученики работают с таблицей.

Познавательные: поиск и извлечение материала из текста; структурирование содержания текста в виде схемы; формулирование ответов на вопросы учителя

Личностные : дополнение и расширение имеющихся знаний

Изучение нового материала

· Зачем нужны вода и минеральные соли растениям?

А здесь нам поможет СКАЗКА.

· А теперь пора серьезно заняться лечением нашего больного.

Учащиеся инсценируют сказку.

Работа по карте.

Личностные: осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию

Коммуникативные : умение взаимодействовать с одноклассниками, готовность достигать взаимопонимания

Познавательные: ориентируются в учебнике, выделяют существенную информацию; формирование навыков смыслового чтения ( выявление логического отношения между основными положениями текста)

Регулятивные : планирование своей работы: оценивают свою работу, качество выполнения.

5. Закрепление знаний

Часто агрохимикам приходится сталкиваться с большой проблемой. В естественном растительном покрове поглощённые минеральные вещества возвращаются обратно в почву с опавшими листьями, ветками и т.д. На полях же минеральные вещества вместе с урожаем выносятся из почвы. Так вынос из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг кальция. Сколько килограмм кальция выносится со свеклой? С капустой? Почвы беднеют. Урожаи падают. Как решить эту проблему?

Конечно же, вносить удобрения. Но какие? Давайте познакомимся с ними. Демонстрация коллекции удобрений.

Итак, сделаем вывод, ответим на главный вопрос агрохимии. Какие же вещества поглощает корень?

Воду и минеральные соли.

Правильно, корень поглощает воду. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения на 50-98 процентов состоит из воды [2] . Вместе с водой в растения попадают растворимые минеральные соли, включающие такие химические элементы как фосфор, азот, калий и т. д. Они необходимы растению для построения более сложных веществ.

Источник



ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Конспект урока по биологии 6 класс

Скачать:

Вложение Размер
u_r_o_k_24.docx 35.16 КБ

Предварительный просмотр:

У р о к 24. ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ

Цели: изучить сущность понятия «почвенное питание» растений как важнейшего процесса жизнедеятельности; сформировать умение анализировать полученную информацию, оформлять ее графически, устанавливать причинно-следственные связи; отработать навыки ухода за растениями в виде полива и подкормки. Воспитывать любовь к природе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

1. Актуализация знаний.

2. Типы питания живых организмов. Гетеротрофы и автотрофы.

3. Почвенное питание растений. Роль корня в почвенном питании растения.

4. Роль удобрений в почвенном питании растений.

5. Закрепление. Подведение итогов урока.

Оборудование: живые растения, гербарные экземпляры, таблица «Клеточное строение корня», таблицы «Строение цветкового растения», «Корень и его зоны», «Корень», рисунки в учебнике.

1. – Р азнообразие живых организмов, особенности строения клеток, тканей, органов и систем органов тесно связаны с жизнедеятельностью организмов, функциями, которые они выполняют.

– Сегодняшняя тема позволит рассмотреть процесс почвенного питания растений как один из важнейших процессов жизнедеятельности.

2. – К числу основных свойств живого организма относится и питание.

– Н айдите в учебнике определение понятия питание .

– Являясь открытой, саморегулирующейся системой, организм должен постоянно получать энергию. По способу получения энергии организмы подразделяются на типы. Вспомним, какие.

– Помимо растений, к автотрофному типу питания относятся еще и некоторые бактерии, в основном их относят к хемоавтотрофам, они питаются за счет энергии химических соединений.

– Растения, являясь автотрофами, не только создают для себя пищу, но и могут использовать различные растворы минеральных солей, получаемые с помощью своей корневой системы.

3. – Поговорим подробнее о почвенном питании растений.

– Анализ состава золы многих растений показывает, что в ней могут встретиться почти все элементы, которые находятся в земной коре. Каждый из них находится в определенном количестве и оказывает определенное воздействие на жизнедеятельность растительного организма.

Слушают учителя. Записывают тему в тетрадь.

Работают с учебником. Выписывают понятие.

Питание – это процесс получения органических веществ и энергии.

Отвечают на вопрос учителя и составляют схему.

Источник