Меню

Условия обеспечивающие почвенное питание растений



Урок «Почвенное питание растений»

Раскрыть содержание понятия “питание”, особенности минерального (почвенного) питания растений, роль корневой системы в этом процессе.

Познакомиться с процессом образования органических веществ, узнать условия их образования. Продолжить формирование умений узнавать ткани и органы растительного организма на таблицах, рисунках, работать с учебником, устанавливать причинно-следственные связи.

Отработать навыки ухода за растениями (полив и подкормка).

Оборудование. Комнатные растения, таблицы “Корень и его зоны”, презентация по теме урока, ” компьютер, проектор.

Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, элементы исследовательской деятельности.

Основные методы: проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуальные; наглядные (иллюстративные, демонстративные).

Основные биологические понятия урока. Питание. Минеральное (почвенное) питание, корень, стебель, лист; корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, основная ткань, корневое давление.

I. Организационный момент. Презентация Слайд № 1

II. Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел.

Актуализация знаний (Игра на компьютере «Смотри в корень», «Их корни», работа по карточкам).

КАРТОЧКА № 1. “ Подпишите пропущенные слова”

А)Поглощение воды и минеральных солей происходит с помощью _____________ .

Б)Какие типы корневых систем вам известны?______________ и _______________.

Какие видоизменения корней вам известны? Приведите примеры.

Нарисуйте внизу мочковатую корневую систему.

Биологическая разминка Слайд № 2, 3

— Какие вещества входят в состав растения?

— Как минеральные вещества поступают в растение?

— Какие органические вещества вы знаете?

— Как они поступают в растение?

— Как организмы получают основные химические элементы, из которых построено их тело?

— Чем питание растений отличается от питания других организмов?

— Какие функции выполняет корень? Что такое корневой волосок? Каково его значение? (СЛАЙДЫ № 4, 5)

— А что такое питание? Зачем всем живым организмам надо питаться? (учащиеся отвечают)

2. Постановка познавательной задачи.

3. Давайте послушаем заранее подготовленное сообщение учащегося по теме “Питание”. (СЛАЙД № 4)

Питание – процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах – световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя – в тепловую. Энергию можно определить как способность совершать работу. Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

III. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя (рассказ с элементами беседы). Как мы уже услышали. Питание –это важнейший признак всех живых существ.

Типы питания живых организмов – автотрофы, гетеротрофы (записываем схему). (СЛАЙД № 5)

Растения и некоторые бактерии Грибы, животные, и бактерии

И на этом уроке мы познакомимся особенностями питания растений. Слайд № 6. Растения обитают в двух питательных средах, в почве и в воздухе. Это привело к возникновению у растительных организмов двух органов питания- листа и корня. У них нет специальной пищеварительной системы как у животных так как питательные вещества образуются у них непосредственно в клетках либо проникают в них через клеточные мембраны(Слайд рис. )Лист приспособлен к поглощению углекислого газа из воздуха, а корень к поглощению воды и минеральных солей из почвы. Сегодня мы остановимся на почвенном (минеральном питании) растений. (Слайд № 8, 9 Опорная схема «почвенное питание растений»)

Читайте также:  Питание для людей которые хотят похудеть

Демонстрация опыта с комнатным растением бальзамином. Слайд № 10

Убедимся демонстрацией опыта с комнатным растением бальзамином в том, что корни всасывают из почвы воду с растворенными веществами, что существует почвенное питание. Для этого срежем комнатное растение бальзамин, чтобы остался пенек высотой 2-3 см. На пенек наденем резиновую трубку длинной 3 см, нальем в нее немного воды и на ее верхний конец наденем стеклянную трубку с высотой 20-25 см, изогнутую так как изображено на рисунке. (Слайд № 10) Через некоторое время вода в стеклянной трубке поднимается и будет вытекать наружу. Откуда берется вода, вытекающая из трубки? Воду из почвы всасывает корень. По сосудам корня вода под давлением поступает в оставшийся пенёк, а затем в трубку. Это давление называют корневым. Корневое давление способствует поступлению воды из корня в стебель.

Слайд № 11 . Если почву в вазоне полить теплой водой, вода начнет быстрее подниматься по трубке и вытекать из ней. А после полива почвы холодной водой вода перестанет подниматься. Таким образом, поглощение корнем воды зависит от воды. Поэтому не следует поливать растения с холодной водой.

Работа на микроскопах . . На микроскопах заранее подготовленные микропрепараты поперечного среза корней. Показать по таблице путь передвижения воды через сосуды. (поры в микропрепарате)

Чтобы познакомить учащихся с ролью минеральных элементов в питании растений, используем следующую сказку.

Жила –была в саду старая Яблоня. Каждый год давала она богатый урожай. Хозяин тщательно ухаживал за ней: летом регулярно поливал, осенью убирал из-под ее кроны все опавшие листья и яблоки, зимой оберегал от мышей.

Но вдруг заметил Хозяин, что, несмотря на все его старания, стала яблоня слабеть: листья какие-то бледно-зеленые, яблоки измельчали, и зиму она еле-еле пережила…

Задумался садовод. В чем причина? Чего в моей яблоне не хватает? (Выслушиваем мнения детей)

Узнали о его беде братья химические элементы и стали рассуждать:

— Я,- говорит Азот ( N ),- могу помочь этой яблоне. Я же влияю на рост вегетативных органов, особенно побегов. С моей помощью листья ее снова станут сочными, ярко-зелеными.

-А я,- говорит Калий ( K ),- влияю на созревание плодов. Я тоже готов помочь.

— И я с вами заодно,- вмешался Фосфор ( F ),- я повышаю зимостойкость растения. А чтобы помочь яблоне, надо садоводу с нами подружиться. Лекарства особые раздобыть… И братьев наших младших позвать.

Задайте вопросы по тексту.

Что это за лекарства, которые надо раздобыть?

Правильно ли минеральные соли (удобрения) считать лекарствами для растений?

О каких «младших братьях» идет речь в сказке?

3. Обобщение знаний по изученному фрагменту темы (ответ ученика).

Почва, которая используется человеком для выращивания культурных растений, требует восстановления состава, т.к. питательные вещества уносятся растениями. Поэтому человек вносит удобрения. Слайд № 12

Вывод: почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. Слайд № 13

IV. Закрепление изученного материала.

Процесс получения организмом энергии и веществ через пищу мы называем _______ _____ (питанием)

Корневая система растения поглощает из почвы … и ….

В поглощении воды и минеральных солей участвует зона____________ (всасывания)

Что мы нового узнали на уроке? Оценивание учащихся.

Источник

Почвенное питание растений

Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ.

Процесс почвенного питания

Процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками называют почвенным питанием. У большинства наземных растений оно происходит с помощью корня. В зоне всасывания корневые волоски поглощают воду и растворенные в ной минеральные вещества из почвы. Они тесно соприкасаются с комочками почвы и почвенным раствором. Слизь, образующаяся на поверхности корневых волосков, растворяет минеральные частицы почвы, облегчая их поглощение.

Читайте также:  Как подключить питание geforce gtx 760

Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в проводящую зону корня. Здесь по сосудам проводящей ткани они под давлением поступают в стебель. Это давление называют корневым. Наличие корневого давления доказывает «плач» растений — выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит весной. У многих комнатных растений рано утром можно наблюдать выделение капелек воды но краям листа. Это явление тоже свидетельствует о корневом давлении.

Зависимость почвенного питания от внешней среды

Работа корней зависит от температуры почвы. При низких температурах всасывание воды корнями ослабевает и даже приостанавливается, корневое давление надает. Па почвенное питание растений оказывает влияние состав почвы, наличие в ней минеральных веществ. Установлено, что соединения азота, фосфора, необходимы растениям в больших количествах. Так, растения пшеницы на площади 1 га поглощают более 40 кг азота, 20 кг фосфора, 25 кг калия. Недостаток азота задерживает рост растения. При нехватке фосфора задерживается цветение и плодоношение. Такие элементы, как железо, медь, цинк и др., требуются растению в очень малых количествах. Однако недостаток любого элемента в питании растений отрицательно сказывается на его развитии. В естественных природных условиях поглощенные из почвы минеральные вещества частично возвращаются с упавшими листьями. На полях, занятых сельскохозяйственными растениями, почва истощается, так как питательные вещества забирают с урожаем. Поэтому на поля весной и осенью вносят удобрения, обеспечивающие питание растений.

Особые способы питания растений

Некоторые растения приспособились восполнять недостаток элементов питания своеобразным способом — получать питательные вещества от других живых организмов.

В природе встречаются растения-паразиты. Их корневая система предназначена не для почвенного питания, а для извлечения соков других растений. В средней полосе России распространены повилика (паразитирует на смородине, тыкве, крапиве) и заразиха (паразитирует на подсолнечнике). Стебли повилики образуют присоски, с помощью которых она внедряется в тело растения-хозяина и питается за его счет. Корни заразихи срастаются с корнями хозяина так, что их невозможно отделить друг от друга.

Источник

Почвенное питание растений.
методическая разработка (биология, 6 класс) на тему

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по программе Н.И. Сонина выполнена в технологии развития критического мышления.

Скачать:

Вложение Размер
pitanie_rasteniy.docx 20.07 КБ
elektronnoe_zadanie_u_12.docx 961.58 КБ
pitanie_rasteniy.zip 2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Особенности питания растительного организма.

Цель: расширить представления учащихся о процессе питания; способствовать развитию логического мышления воспитанников, умения устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать бережное отношение к почве.

  1. Способствовать формированию у учащихся знаний о почвенном питании растений.
  2. Продолжить формирование умений узнавать ткани и органы растительных организмах на рисунках, работать с учебником.
  3. Содействовать развитию у учащихся навыков ухода за растениями.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ЦОР, учебник, тетрадь, различные минеральные удобрения в пробирках.

План изучения темы:

  1. Сущность питания.
  2. Особенности питания растений.
  3. Почвенное питание растений и роль корня в нем.
  4. Почва. Пути повышения плодородия почвы.
  5. Выращивание растений без почвы: гидропоника и аэропоника.

1. Учитель просит перечислить процессы жизнедеятельности организмов (по цепочке). Затем ученики читают на с. 57 учебника названия тем, которые предстоит изучить в разделе «Жизнедеятельность организмов».

2. Постановка познавательной задачи. В почву попало семя березы диаметром 5 мм, а выросло громадное дерево высотой 25 м. За счет чего происходит рост растения?

Зачем человеку изучать питание растений?

II. Осмысление изучаемого материала

1.Сущность процесса питания.

Питание – это процесс получения питательных веществ и энергии.

Для чего организмам нужны питательные вещества? Энергия? Что является источником энергии для растений?

2. Особенности питания растений.

В каких питательных веществах нуждается растение?

Откуда растение берет неорганические вещества? Органические вещества?

Почему у растений два способа питания?

Работа с учебником (стр. 62).

  1. растения не имеют специальной пищеварительной системы;
  2. питательные вещества образуются в клетках или проникают в них через клеточные мембраны;
  3. есть почвенное и воздушное питание растений.
  1. Почвенное питание растения и роль корня в нем.

Что является органом почвенного питания?

Какие приспособления имеет корень для всасывания воды и минеральных солей?

Почему растение всасывает только те вещества, которые ему необходимы? (сущность процесса диффузии).

Как вода и минеральные соли из корневых волосков поступают в другие органы растения?

Какие силы заставляют воду и минеральные соли, преодолевая силу тяжести подниматься вверх? (корневое давление и испарение воды листьями).

Значение минеральных солей.

Решение биологических задач:

  1. На поле плохо растет пшеница. Листья маленькие, бледно зеленые. Что надо сделать, чтобы улучшить состояние растений?
  2. У пшеницы хорошо развиваются стебли и листья, но плохо наливается зерно. Каких удобрений не хватает пшенице?
  3. На огороде выращивают картофель и капусту. Пришла пора вносить удобрения. Как вы думаете, одинаковые ли удобрения нужны этим культурам? Ответ обоснуйте.
  1. Почва. Пути повышения плодородия почвы.

Почва — это верхний плодородный слой земли.

Плодородие — это способность почвы обеспечивать растение всем необходимым.

А что необходимо растению? Как человек может повысить плодородие почвы?

Виды удобрений. Правила внесения удобрений (соблюдение норм, влажная почва, своевременность, учет биологических особенностей растений)

Составить рассказ о почвенном питании растений с помощью плана урока. С помощью ключевых слов. Сформулировать правила ухода за комнатными растениями.

IV. Домашнее задание

стр. 62 в учебнике (читать, пересказывать), подготовить устные ответы на вопросы 1, 3 на стр. 72, подготовить сообщения о хищных растениях, растениях-паразитах.

Предварительный просмотр:

Тема: Особенности питания растительного организма.

  1. Изучи статью «Питание и пищеварение» на с. 62 в учебнике, внимательно рассмотри рисунки. Познакомься с презентацией по теме «Особенности питания растительного организма».
  1. Выпиши из учебника особенности питания растений.

3. Ответь на вопросы:

Что является органом почвенного питания?

Какие приспособления имеет корень для всасывания воды и минеральных солей?

Как вода и минеральные соли из корневых волосков поступают в другие органы растения?

Какие силы заставляют воду и минеральные соли, преодолевая силу тяжести подниматься вверх?

4. Плодородие — это способность почвы обеспечивать растение всем необходимым. А что необходимо растению в почве? Как человек может повысить плодородие почвы?

5. Расскажи об особенностях питания растительного организма по плану:

  1. Сущность понятия «питание».
  2. Особенности питания растений.
  3. Почвенное питание растений и роль корня в нем.
  4. Почва. Пути повышения плодородия почвы.

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации разъясняется механизм процесса, даётся классификация элементов питания растений, наглядно показываются признаки недостатка отдельных элементов питания.

Биология. 6 класс. Тема: Воздушное питание растений. Презентация. С помощью виртуальной лаборатории доказывается, что растения на свету выделяют кмслород и образуют органические вещества.

урок по УМК В.В.Пасечника «Минеральное питание растений». представлен подробный конспект урока, презентация к уроку, включен региональный компонент.

Тема: «Воздушное питание растений. Фотосинтез» Цель урока: раскрыть сущность процесса фотосинтеза.Задачи:образовательная: углубить и расширить представления о питании растений; сформировать.

Конспект урока по биологии 6 класс.

Презентация к уроку.

Урок изучения новой темы по биологии Почвенное питание растений в 6 классе ФГОС УМК Пасечник.

Источник