Меню

Жизнь питание рост одряхление



СВОЙСТВА ЖИЗНИ

Поразительное многообразие жизни создает большие трудности для ее однозначного и исчерпывающего определения как особого явления природы. Во многих определениях жизни, предлагавшихся выдающимися мыслителями и учеными, указываются ведущие свойства, качественно отличающие (по мнению того или иного автора) живое от неживого. К примеру, жизнь определяли как «питание, рост и одряхление» (Аристотель); «стойкое единообразие процессов при различии внешних влияний» (Г. Тревиранус); «совокупность функций, сопротивляющихся смерти» (М. Биша); «химическую функцию» (А. Лавуазье); «сложный химический процесс» (И. П. Павлов). Неудовлетворенность ученых этими определениями понятна. Наблюдения показывают, что свойства живого не носят исключительного характера и по отдельности обнаруживаются среди объектов неживой природы.

Определение жизни как «особой, очень сложной формы движения материи» (А. И. Опарин) отражает ее качественное своеобразие, несводимость биологических законов к химическим и физическим. Однако оно носит общий характер, не раскрывая конкретного содержания этого своеобразия.

В практическом отношении полезны определения, основанные на выделении комплекса свойств, который обязателен для живых форм. Одно из них характеризует жизнь как макромолекулярную открытую систему, которой свойственны иерархическая организация, способность к самовоспроизведению, обмен веществ, тонко регулируемый поток энергии. Жизнь, согласно этому определению, представляет собой ядро упорядоченности, распространяющееся в менее упорядоченной Вселенной.

Рассмотрим главные, обязательные свойства жизни более подробно. Живым существам присущ особый способ взаимодействия с окружающей средой — обмен веществ. Его содержание составляют взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции (анаболизм) и диссимиляции (катаболизм). Результатом ассимиляции является образование и обновление структур организма, диссимиляции — расщепление органических соединений с целью обеспечения различных сторон жизнедеятельности необходимыми веществами и энергией. Для осуществления обмена веществ необходим постоянный приток определенных веществ извне; некоторые продукты диссимиляции выделяются во внешнюю среду. Таким образом, организм является по отношению к окружающей среде открытой системой.

Процессы ассимиляции и диссимиляции представлены многочисленными химическими реакциями, объединенными в метаболические цепи, циклы, каскады. Последние представляют собой совокупность взаимосвязанных реакций, протекание которых строго упорядочено во времени и пространстве. В итоге осуществления клеткой метаболического цикла достигается определенный биологический результат: из аминокислот образуется молекула белка, молекула молочной кислоты расщепляется до С02 и Н20. Упорядоченность различных сторон обмена веществ достигается благодаря структурированности объема клетки, например выделения в ней водной и липидной фаз, наличия обязательных внутриклеточных структур, таких, как митохондрии, лизосомы и др. На важность свойства структурированности указывает следующий пример. Тело микоплазмы (микроорганизма, занимающего по размерам промежуточное положение между вирусами и типичными бактериями) превосходит по диаметру атом водорода всего в 1000 раз. Даже в таком малом объеме осуществляется примерно 100 биохимических реакций, необходимых для жизнедеятельности этого организма. Для сравнения: жизнедеятельность клетки человека требует согласованного протекания более 10 000 реакций.

Из сказанного следует, что структурированность необходима для эффективного обмена веществ. С другой стороны, любая упорядоченность для своего поддержания требует затраты энергии. Для выяснения характера связей между структурированностью, обменом веществ и открытостью живых систем полезно обратиться к понятию энтропии.

Согласно закону сохранения энергии (первое начало термодинамики), при химических и физических превращениях она не исчезает и не образуется вновь, а переходит из одной формы в другую. Поэтому теоретически любой процесс должен протекать одинаково легко в прямом и обратном направлениях. В природе такового, однако, не наблюдается. Без воздействий извне процессы в системах идут в одном направлении: теплота переходит от более теплого объекта к холодному, в растворе молекулы перемещаются из зоны высокой концентрации в зону с малой концентрацией и т.д.

В приведенных примерах первоначальное состояние системы благодаря наличию градиентов температуры или концентрации характеризовалось определенной структурированностью. Естественное развитие процессов неизбежно приводит к состоянию равновесия как статистически более вероятному. Одновременно утрачивается структурированность. Мерой необратимости природных процессов служит энтропия, количество которой в системе обратно пропорционально степени упорядоченности (структурированности).

Закономерности изменения энтропии описываются вторым началом термодинамики. Согласно этому закону, в энергетически изолированной системе при неравновесных процессах количество энтропии изменяется в одну сторону. Оно увеличивается, становясь максимальным по достижении состояния равновесия. Живой организм отличается высокой степенью структурированности и низкой энтропией. Это достигается благодаря постоянному притоку извне энергии, используемой на поддержание внутренней структуры. Способность противостоять нарастанию энтропии, сохранять высокий уровень упорядоченности является обязательным свойством жизни.

Жизнь представляет собой постоянный процесс самообновления, в результате которого воссоздаются структуры, соответствующие снашиваемым и утрачиваемым. Это достигается благодаря использованию живыми формами для построения своих структур и обеспечения всех сторон жизнедеятельности биологической (генетической) информации. Последняя отбиралась по признаку биологической полезности в процессе эволюции видов, населяющих планету. Она хранится, записанная с помощью специального кода, в наследственном веществе клеток.

Молекулярный механизм использования живыми организмами биологической информации основан на функционировании в клетках уникальных химических соединений —биологических полимеров, не встречающихся в природных условиях в неживых объектах. Во-первых, это белки, которые, выполняя роль биологических катализаторов (ферменты), обусловливают протекание биохимических реакций в нужном направлении, с достаточной скоростью, при достаточно мягких условиях температуры и давления. Ферменты отличаются специфичностью. Они катализируют превращения веществ определенного химического строения или даже отдельного вещества. Специфичность ферментов, так же как и белков, не выполняющих каталитической функции, зависит от первичной структуры белка, т.е. постоянства последовательности аминокислот в их молекуле. Белки организма постоянно обновляются. Важнейшей особенностью является то, что каждое очередное поколение белковых молекул сохраняет исходную первичную структуру. Таким образом, всякий раз белки несут в себе одну и ту же биологическую информацию и, следовательно, выполняют одни и те же функции, необходимые клетке или организму.

Постоянство биологической информации белковых молекул достигается тем, что в качестве матриц для их синтеза используются молекулы нуклеиновых кислот. Информация, сохраняемая в ДНК, переносится на белок с помощью молекул рибонуклеиновой кислоты — РНК. Хранение и использование биологической (генетической) информации на основе уникальных информационных макромолекул белков и нуклеиновых кислот составляет важное свойство жизни.

Читайте также:  Детское питание для коктелей

Хранение информации в ДНК, утилизация ее в процессе жизнедеятельности путем переноса на белки и далее на различные биологические структуры находят свое отражение в наличии генотипа и фенотипа, что также обязательно для всех живых существ. Воплощение исходной наследственной информации генотипа в информацию рабочих структур организма происходит в процессе онтогенеза — индивидуального развития, типичного для живых форм. В ходе этого процесса проявляется такое свойство, как способность к росту.

Организмы обладают свойством менять свое состояние в зависимости от колебаний параметров окружающей или внутренней среды. Такая реакция имеет приспособительное значение и зависит от наличия механизмов регистрации соответствующих колебаний, анализа поступающих данных, выработки решений по содержанию и интенсивности ответа. Названное свойство позволяет рассматривать живые формы как кибернетические устройства, которые подчиняются законам передачи и переработки информации. Термин информация употребляется здесь в широком смысле. Биологическая информация, о которой шел разговор, качественно и количественно соответствует наследственной информации ДНК. Информация в кибернетическом смысле включает и личный опыт организма. Индивидуальные реакции живых существ на внешние и внутренние стимулы обусловливаются такими общими свойствами жизни, как раздражимость и возбудимость.

Область жизни представлена совокупностью отдельных организмов, т.е. характеризуется дискретностью. Продолжительность жизни организмов ограничена. В связи с этим сохранение жизни во времени зависит от такого ее свойства, как способности к размножению, т.е. к воспроизведению себе подобных по типу обмена веществ и главным чертам морфофизиологической организации.

Существуют также свойства, распространяющиеся на область жизни в целом. Они отражают универсальные принципы ее существования во времени и пространстве. Одно из таких свойств — включенность организмов в процесс эволюции. Благодаря этому жизнь как особое явление материального мира сохраняется на протяжении вот уже более 3 млрд. лет. Второе такое свойство — существование отдельных организмов лишь во взаимодействии с другими в составе особых сообществ — биоценозов.

Источник

Урок-дискуссия в 11-м классе «Теории происхождения жизни на Земле»

Пусть лучше мой разум будет открыт сомнению, чем ограничен убежденностью. (Д. Спенс)

Задачи урока:

Сформулировать понятие “жизнь” с точки зрения естественнонаучного подхода, рассмотреть некоторые гипотезы происхождения жизни на Земле (включая научный и теологический подходы).

Дать возможность учащимся осознать мировоззренческое значение знаний по данной теме, сформировать собственное отношение к вопросу происхождения жизни в свете концепции устойчивого развития, в духе культуры мира и толерантности.

Развивать умения вести дискуссию, сравнивать, аргументировать свое мнение, делать выводы.

Оборудование: таблицы по ботанике, зоологии и анатомии; модель ДНК; портреты В.И. Вернадского, А.И. Опарина, Ф. Крика, П. Тейяра де Шардена; таблички с номерами столов; стакан сухого гороха; раздаточный материал на каждый стол (Приложения 1 — 4); лист оценки работы на уроке на каждого ученика (Приложение 5); аудиокассета с записью песни “Есть только миг” из к/ф “Земля Санникова” (слова Л. Дербенева, музыка А. Зацепина); калькулятор; выставка книг по теме.

Организация: за 2-3 недели до начала урока класс разбивается на несколько групп по количеству рассматриваемых гипотез. Используя различные источники информации, каждая группа готовит презентацию и защиту выбранной теории. На уроке каждая группа сидит за отдельным столом. Для активизации и стимулирования участников дискуссии вводится игровая “валюта”, роль которой выполняет горох: 1 горошина – 1 Мендель (в знак уважения к вкладу в науку выдающегося чешского ученого Грегора Менделя, который впервые использовал в своих исследованиях статистически-вероятностный метод и математические расчеты, превратив биологию в точную науку).

Ход урока

Звучит песня “Есть только миг”.

Учитель. Жизнь заполняет все уголки нашей планеты. Океаны, моря, озера, реки, горы, равнины, пустыни, даже воздух населены живыми существами. А что же такое жизнь? Что ассоциируется у вас с этим понятием? (Каждому ученику в классе предлагается произнести только одно слово. Появляется набор слов: рост, гамета, цветок, развитие, эмбрион, опыление, проросток, питание, ребенок, старение, семья, любовь и даже смерть, ненависть, болезнь и т.д.).

Давайте попытаемся сформулировать понятие “жизнь” с точки зрения биологии.

Затем на каждый стол раздаются и анализируются листы с определением жизни мыслителями разных эпох (Приложение 1).

Учитель. С тех пор, как человек начал задаваться вопросом, как возникла жизнь, прошло не меньше двух тысячелетий, возникло множество гипотез и предположений о зарождении жизни. Познание продолжается, вовлекая все новые идеи, методы и подходы, но, несмотря на грандиозные успехи современной науки, величайшая загадка: как появилась жизнь на нашей планете – так и остается неразгаданной. В современном естествознании существует ряд широко известных гипотез возникновения жизни:

  1. гипотеза стационарного состояния, согласно которой жизнь существовала всегда;
  2. гипотеза многократного самопроизвольного самозарождения жизни из неживого вещества;
  3. гипотеза, основанная на признании сверхъестественного происхождения жизни в результате акта божественного творения;
  4. гипотеза панспермии – внеземного происхождения жизни;
  5. гипотеза эволюционного возникновения жизни на Земле в ходе физической и химической эволюции и т. д.

Сегодня мы рассмотрим три из них. Теологический подход опирается на признание божественного толкования нерешенных вопросов теории происхождения жизни. Гипотезы панспермии и эволюционного возникновения жизни на Земле – варианты научного подхода к проблеме.

Прежде, чем приступить к обсуждению различных гипотез о происхождении жизни на Земле, необходимо обратить внимание на правила ведения дискуссии (Приложение 2) и критерии оценки работы в группах (Приложение 3).

Читайте также:  Образец дневника питания для ребенка

Слово предоставляется аналитикам. (Ввиду использования различных источников информации от энциклопедических словарей и возможностей Интернет-технологий до научно-популярной литературы и СМИ старшеклассники могут по-разному строить свои выступления и защиту гипотез. Желательно, чтобы в выступлениях прозвучала следующая информация: авторы (сторонники), суть гипотезы, преимущества и достоинства данной теории; хорошо, если ученики могут выделить в “своей” гипотезе проблемы и недостатки).

Выступления учащихся (тезисное изложение)

Современная теология, используя фактологию науки (вещественный состав живого, генетический код и т.д.) при сохранении открытыми некоторых вопросов теории эволюции, пытается дать божественное толкование происхождения жизни. Наиболее интересным в этом плане является учение французского ученого, гуманиста, философа, палеонтолога и теолога Пьера Тейяра де Шардена. Его основной и обобщающий труд “Феномен человека” представляет стержень эволюции в виде схемы: преджизнь – жизнь – мысль – сверхжизнь. В природе нет рубежа, отмечающего начало жизни. Минеральный и одушевленный миры в масштабе микроскопического и еще ниже – бесконечно малого предстают как единая масса. Развитие же шло с момента появления планеты Земля в двух направлениях: кристаллизация и полимеризация. Таким образом, Земля врожденно несла в себе преджизнь, которая усложняясь в геометрической прогрессии, привела к появлению жизни в форме все более сложных организмов и человека. Для ученого мир – живой организм, пронизанный Богом и устремленный к совершенству. Воплощение этого тяготения – эволюция Вселенной, на вершине которой стоит человек. У корней эволюции ученый видит творческие силы (замысел Божий), которые как бы свернуты и постепенно разворачиваются в ходе развития. Конечная притягательная сила – вершина прогресса – “точка Омега” (символическое обозначение Бога), где суммируется в своем совершенстве и в своей целостности большое количество сознания. Мысль – грозный феномен. Мир взорвется, если не научиться любить. Поэтому религия должна открыть под Богом земные ценности, а науке необходимо открыть над миром место Бога, полагал Тейяр де Шарден. Его учение связано с концепцией ноосферного мировоззрения Э. Леруа, с идеями “русского космизма”, с именами В.И. Вернадского, В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова. Эту идею позже развивали Н.Н. Моисеев, Н.В. Тимофеев-Ресовский, П.Г. Кузнецов.

Но данная теория во многом полагается на Библию, опирающуюся на представления о сотворении мира из древневавилонских и древнеегипетских мифов, продукта фантастики и мистицизма. Эти представления основаны на слепой вере в “промысел Божий” и предопределенность существования всего живого.

Гипотеза панспермии (Г.Э. Рихтер, 1865), согласно которой жизнь была занесена на Землю путем переноса спор жизни во Вселенной. Идея космического посева (из семени, которое существует “всегда и везде”) высказана еще в V веке до н.э. греческим философом Анаксагором. С. Аррениус считал, что споры жизни могут переноситься в космосе под действием светового давления (или метеоритами), а Ф. Крик и Л. Орджел привлекли для этого технику межзвездных перелетов разумных цивилизаций, опубликовав статью “Управляемая панспермия”. Доводы в пользу гипотезы:

  • радиус нашей Галактики составляет около 105 световых лет, так что космический корабль, движущийся со скоростью 0,001 скорости света, мог занести жизнь на все планеты нашей Галактики;
  • универсальный характер генетического кода;
  • присутствие крайне редких элементов в земных организмах означает, что они имеют внеземное происхождение.

Теорию космического происхождения жизни разделяет и астроном Ф.Хойле, который считает, что простейшие микроорганизмы были занесены на нашу планету астероидами, отколовшимися от планет, на которых существовала жизнь. В пользу этой гипотезы говорят обнаруженные в составе двух метеоритов (Мори, 1950 год, шт. Кентукки, США и Мерчисон, 1969 год, Австралия) органические вещества: отдельные аминокислоты (7 видов) и некоторые жирные кислоты (17 видов).

Но до сих пор нет ни одного убедительного научного доказательства встречи с инопланетными существами и существования жизни на других планетах (включая современные исследования Марса).

Гипотеза эволюционного возникновения жизни на Земле в ходе химической эволюции (на основе эволюционных взглядов Ж.-Б. Ламарка и Ч. Дарвина) поддерживается убежденными сторонниками естественного происхождения жизни на Земле Э. Геккелем (1866, 1906), Ф. Энгельсом (1878), Н.А. Морозовым (1909), К.А. Тимирязевым (1912), К.Э. Циолковским (1922), А.И. Опариным (1924), В.И. Кузнецовым (1973) и др. Наибольшей популярностью пользуется гипотеза академика А.И. Опарина, по которой жизнь на нашей планете возникла в первобытном океане в результате абиогенного синтеза простых органических соединений, которые, взаимодействуя друг с другом, образовывали биополимеры – простые белки, нуклеиновые кислоты и т.д. Химическая эволюция в дальнейшем шла по пути образования многомолекулярных комплексов – коацерватов, основанных на свойстве растворов высокомолекулярных соединений в определенных условиях (например, в присутствии электролитов) расслаиваться на два несмешивающихся раствора разной концентрации. Коацерватные капли были способны захватывать из окружающей среды – “первичного бульона” – различные вещества и увеличиваться в размерах, при механическом воздействии — дробиться на отдельные капли. Часть этих капель имела примитивные катализаторы(энзимы). Взаимодействие молекулярного субстрата и катализатора уже означало возникновение простейшего метаболизма внутри протобионтов. Постепенная эволюция протобионтов осуществлялась в ходе своего рода “отбора” наиболее устойчивых к окружающей среде, что привело, в свою очередь, к появлению первичных живых одноклеточных организмов. С появлением клетки, способной к самовоспроизведению и обладающей системой мембран, начинается этап биологической эволюции, продолжающийся по сей день.

Но до сих пор остается загадкой механизм возникновения самовоспроизведения, хранения и передачи наследственной информации в процессе возникновения новых клеток. Что возникло раньше: нуклеиновая кислота или белок? Это новый вариант вопроса о курице и яйце.

Данный этап урока проходит в форме регламентированной дискуссии. Каждая группа может задавать вопросы любой другой группе, уточнять, опровергать, корректировать полученную информацию в рамках отведенного времени (например, одна минута на вопрос). Учитель или назначенный им ведущий в ходе работы вручает каждому выступающему заработанное количество Менделей (что сделает подсчет результатов в конце урока быстрым, наглядным, объективным).

Читайте также:  Поддержание иммунитета продуктами питания

По окончании работы каждый ученик заполняет лист оценки работы на уроке. (Приложение 5)

Затем избирается “счетная палата” (по 1 чел. от группы) для подведения итогов и определения рейтинга участников дискуссии. (Приложение 4)

Во время работы “счетной палаты” остальным учащимся предлагается принять участие в мозговом штурме “Новая гипотеза происхождения жизни на Земле”.

  1. Первые 2-3 минуты отводятся для обсуждения возможных гипотез в группах;
  2. Затем перечисляются все гипотезы, создается банк идей (идеи записываются на доске);
  3. 2-3 минуты предложенные гипотезы обсуждаются в группах;
  4. Коллективно критикуются все представленные гипотезы, вычеркиваются те из них, что не выдерживают критики;
  5. 2-3 минуты оставшиеся гипотезы обсуждаются в группах;
  6. Коллективно анализируются все оставшиеся гипотезы, выделяются самые убедительные;
  7. Определяется самая интересная и обоснованная идея-гипотеза (ее автор может повысить свой рейтинг дополнительным количеством заработанных Менделей).

Учитель. Итак, в ходе урока мы попытались сформулировать понятие “жизнь”, рассмотреть некоторые гипотезы происхождения жизни на Земле, сформировать и отстоять собственное мнение по вопросу происхождения жизни. Каковы ваши впечатления? (Рефлексия: каждому ученику в классе опять предлагается произнести только одно слово или краткое словосочетание, характеризующее его отношение к происходящему).

Как отмечает польский философ В. Луговски (1995), изучивший всю мировую литературу по вопросу происхождения жизни, во второй половине XX века было предложено 120 различных теорий и гипотез на эту тему. Надо признать, что сегодня нет гипотезы происхождения жизни, объясняющей все факты, которыми располагает наука к началу третьего тысячелетия.

На этом уроке мы не ставили себе целью доказать или опровергнуть какую-либо гипотезу. Самым важным для нас сегодня было научиться вести дискуссию, делать выводы, аргументировать свое мнение и уважать мнение другого человека. Только научившись открытому конструктивному диалогу при условии взаимоуважения и терпимости сторон к мнению друг друга, можно считать себя современным человеком, ставшим на путь движения человечества к устойчивому развитию.

Подведение итогов, оценка работы учащихся за урок.

  • “питание, рост и одряхление” (Аристотель)
  • “стойкое единообразие процессов при различии внешних влияний” (Г. Тревиранус)
  • “совокупность функций, сопротивляющихся смерти” (М. Биша)
  • “химическая функция” (А. Лавуазье)
  • “сложный химический процесс” (И.П. Павлов)
  • “особая, очень сложная форма движения материи” (А.И. Опарин)
  • “способ существования белковых тел, основным атрибутом которого является обмен веществ” (Ф. Энгельс)
  • “форма движения материи, которая, возникнув из неупорядоченного вещества небиологической природы, существует как комплекс единых по происхождению, гетерогенных по большинству параметров, открытых самоорганизующихся, самовоспроизводящихся, морфобиологических систем; саморазвивается путем роста гетерогенности, выражающегося как в прогрессивной дивергентной эволюции при исторически преобразуемом отражении условий внешней среды, так и в форме индивидуальных онтогенезов при развитии особей каждого поколения; свойственные ей вещества (ДНК, РНК, белки) и энергия при единстве процессов синтеза и распада подчинены упорядоченному взаимодействию по сигналу исторически создаваемых программ, записанных в молекулярно-генетических структурах; обладает способностью к отражению, достигая высокой организации при наличии необходимых условий через осознаваемый труд, способно стать предпосылкой для появления высшей общественной формы движения материи, которая проявляет себя в виде надбиологического прогресса общества, преобразования мира человеком, познания им природы, самого себя” (Н.П. Дубинин)
  • “макромолекулярная открытая система, которой свойственны иерархическая организация, способность к самовоспроизведению, обмен веществ, тонко регулируемый поток энергии” (проф. В.Н. Ярыгин)
  • “живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот” (М.В. Волькенштейн)
  • Девиз: мнение можно изменить, истина неизменна.

    Помнить, что каждый должен:

    • участвовать в дискуссии;
    • говорить по сути вопроса;
    • не перебивать собеседника;
    • не переходить на личности;
    • не навязывать свое мнение, а делиться размышлениями;
    • слушать собеседника;
    • быть кратким и вежливым.

    Каждому рекомендуется забыть, что:

    “Дважды два всегда четыре”;

    “Есть только два мнения: мое и неправильное”;

    “Начальство всегда право”.

    Критерии оценки работы в группах

    1. Для объективной оценки результативности каждого участника дискуссии вводится игровая “валюта” номиналом 1 Мендель (1 горошина).

    Параметры оценки:

    • за презентацию гипотезы – до 5 Менделей;
    • за вопросы, комментарии, аргументированную критику и т.п. – по 1 Менделю;
    • за убедительность и доказательность защиты гипотезы – до 5 Менделей;
    • за внешнюю оценку одноклассников — по 1 Менделю за каждый голос.

    2. За нарушение правил ведения дискуссии и некорректность предусматриваются штрафные санкции, заносимые в таблицу (на классной доске), по следующей форме:

    штрафные баллы

    Шкала перевода оценочной позиции ученика в игровую валюту:

    • 1 штрафной балл – 1 Мендель;
    • позиция 1 “согласен” — 5 Менделей
    • позиция 2 “частично согласен” — 4 Менделя
    • позиция 3 “не могу определиться” — 3 Менделя
    • позиция 4 “ не полностью согласен” — 2 Менделя
    • позиция 5 “совсем не согласен” — 1 Мендель

    Сводная ведомость оценки работы на уроке

    имя, фамилия

    сумма на счете (Менделей)

    личный счет

    лучшая защита

    лучшая оппозиция

    рейтинг гипотезы

    всего 1. 2.

    Примерные критерии оценки результатов:

    Ученик, набравший максимальную сумму за урок, объявляется лидером дискуссии и в награду получает две отметки “5” за урок. Остальные отметки выставляются по принципу:

    • те, кто набрал свыше 70% от суммы лидера, получают отметку “5”;
    • от 50% до 70% от суммы лидера, получают отметку “4”;
    • менее 50% от суммы лидера, получают отметку “3”.

    Лист оценки работы на уроке

  • Имя, фамилия _______________________________________________________
  • Сумма на личном счете ___________________ Менделей
  • Каков, по-вашему, рейтинг представленных гипотез? Поставьте любой знак в соответствующую графу.

    Источник